Читальный зал

Коп в отставке: 30 лет славному Ford Crown Victoria

Чествуем автомобиль, который в голливудском кино вынес больше, чем на службе московской ГИБДД
У него рамное шасси и задний неразрезной мост, словно у грузовика. Его двигатель не впечатляет мощностью, зато тяговит и способен пережить апокалипсис. Он снимался едва ли не в каждом втором американском боевике со стрельбой и погонями в роли копа-фаталиста, готового погибнуть во имя красивого кадра. Редкий подобный фильм заслуживает внимания, однако герой нашего повествования с фарой-искателем, кенгурятником «Go Rhino!» и штампованными колесными дисками — совершенно другая история.

«Это же полицейская машина как в кино!», — совсем юный петролхед, увлекаемый своим родителем, замер на мгновение с вытаращенными глазами и ткнул пальцем в мой видавший виды дредноут. «You’re welcome, buddy!», — наверняка подумал сверкающий нескромной хромированной деталировкой автомобиль. Он никогда не носил «форму» и, скорее всего, не возил сотрудников ФБР, но постоянно вызывал у окружающих соответствующие ассоциации...

Повествование о седане, кажущимся пришельцем из параллельной и очень странной вселенной, начнется с его водительского кресла. Мне довелось владеть гигантским «янки», хотя то была не модификация P71 Police Interceptor и даже не Crown Victoria, а ее чуть более люксовый аналог Mercury Grand Marquis, отличающийся лишь дизайном кузова и оформлением салона.

Mercury Grand Marquis

© Mercury

«Баржу» начала девяностых я приобрел около полутора десятилетий назад, причем изначальными объектами поисков выступали другие любопытные экземпляры. Увы, попытки найти сохранившийся компрессорный Pontiac Bonneville SSEi на тот момент закончились разочарованием, а Chevy Impala SS 1994–1996 годов не вписывалась в бюджет.

Зато на горизонте совершенно неожиданно появился увалень от Ford Motor Company, не суливший кайф обладания вышеназванной продукцией General Motors, но дарящий гамму интересных ярких эмоций и имеющий определенные преимущества с точки зрения простоты эксплуатации и самостоятельного ремонта.

Mercury Grand Marquis

© Mercury

Стойкость огромной машины перед ударами судьбы, которые ей пришлось вынести на чужбине, поражала. Она напоминала легендарного британского бодибилдера Дориана Йейтса, участвовавшего в конкурсе «Мистер Олимпия» 1997 года вопреки почти полностью оторванному трицепсу.

Эргономические нюансы, типично американский слабый головной свет и в высшей степени специфичные ездовые манеры сочетались с непревзойденной живучестью, пуленепробиваемой прочностью и серьезным ресурсом агрегатов.

Mercury Grand Marquis

© Mercury

Бывшие владельцы, опьяненные легендами о неубиваемых «американцах» эксплуатировали беднягу в хвост и в гриву, напрочь игнорируя обслуживание. Разные свечи зажигания, «тормозуха», похожая на зачерпнутую из болота жижу, масло в двигателе чернее ночей Гарлема, фильтры едва ли не с завода, пустые амортизаторы, уставший, но не сдающийся четырехступенчатый «автомат» и одному богу известный пробег — вот такое сокровище попало в мои руки. Тем не менее, автомобиль ездил, не жалуясь на тяжелую долю, планомерно приводился в достойное состояние и даже стал участником выставки «Автоэкзотика-2008».

Mercury Grand Marquis

© Mercury

Впрочем, довольно воспоминаний о сладостных наивных временах, когда мой дредноут плыл в даль под Creedence Clearwater Revival и Lynyrd Skynyrd, покачиваясь на пугающе мягкой подвеске и проглатывая толстенными шинами с чудовищными уводами любые дорожные дефекты. Лучше окунемся в историю титульной и конструктивно идентичной модели Ford Crown Victoria, в которой есть как светлые страницы, так и темные пятна.

Ford LTD Crown Victoria

© Ford

Корни седана и его рамной платформы-долгожителя Panther уходят в конец семидесятых годов, когда заокеанские компании выкосили по-настоящему полноразмерные машины и сделали «мидсайзы» вершиной производственных линеек. В 1979-м Ford ответил на ужавшийся в размерах Chevy Caprice более компактным и легким LTD, его эффектной версией с кузовом купе и универсалом Country Squire.

Ford LTD Crown Victoria

© Ford

Параллельно отделение Mercury запустило палитру родственного Marquis, сперва отрядив имя Grand Marquis роскошной версии, а затем полностью переименовав линейку в «гранд» после дебюта среднеразмерного «Маркиза» на собственной платформе с несущим кузовом. Наконец, премиальная марка Lincoln вывела в свет свой знаменитый аристократический Town Car, являвшийся вершиной гаммы полноразмерных легковых «барж» Ford Motor Company.

Ford LTD Crown Victoria S Taxi

© Ford

До 1983 года звучное имя Crown Victoria принадлежало люксовому исполнению LTD, а после дебюта среднеразмерного «Лимитед» стало частью названия во избежание путаницы.

Ford Crown Victoria

© Ford

«Просто» Ford Crown Victoria второго поколения дебютировал в конце 1990 года и стартовал на мощностях завода в канадской провинции Онтарио в начале 1991-го. О нем и пойдет речь.

Ford Crown Victoria

© Ford

Снаружи новинка отличалась от предшественника, попирающего воздушные массы вертикальной передней частью кузова с нарочито квадратной оптикой и радиаторной решеткой, как рыбные блюда Новой Англии и техасское барбекю. С точки зрения принципиальной концепции дизайна Crown Victoria следовала в фарватере прорывного переднеприводного «мидсайза» Taurus, но превосходил его в элегантности и почти не уступал в обтекаемости.

Ford Crown Victoria

© Ford

Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx «квадратной» машины из восьмидесятых годов составлял не выдающиеся 0,42, и лишь аналогичное значение в характеристиках Lamborghini Countach могло подсластить пилюлю. Зато при смене поколений параметр улучшился до 0,34 и лишь на 0,02 отставал от аэродинамики обтекаемого «Тауруса». На фоне Vic ее главный соперник в лице модернизированного Chevy Caprice казался довольно консервативным с точки зрения эстетики и инженерии, хотя не лишенным собственного грубоватого шарма.

Ford Crown Victoria

© Ford

Гигантский Ford с кокетливыми «раскосыми глазами» предлагал довольно сносно исполненный для автомобиля данного типа интерьер, в адрес которого можно было осторожно и с рядом оговорок использовать слово «изящество».

Ford Crown Victoria

© Ford

За стремительными очертаниями, положительно сказавшимися на топливной экономичности, как и прежде, скрывалось шасси с мощной рамой и балкой заднего моста, зато под капотом размером с небольшую вертолетную площадку ожидал сюрприз. В то время, как концерн General Motors продолжал упорно и небезосновательно держаться за классическую нижневальную конструкцию на полноразмерных рамных легковушках, фордовцы сделали ставку на конструктивно современный двигатель V8 объемом 4,6 литра с двумя верхними распредвалами. Отдача этого представителя семейства Modular скромна, а характер флегматичен.

Ford Crown Victoria Taxi

© Ford

В ранней итерации он развивал 193 л.с., а в исполнении с раздвоенной выпускной системой — все 213 л.с. и 366 Нм, превосходя по мощности 4,9-литрового (302 кубических дюймов) нижневального старичка Windsor V8. О базовых силовых показателях последнего мы скромно умолчим, дабы не шокировать владельцев чипованных Volkswagen Golf R и бустапных Toyota Chaser Tourer V. Низкофорсированный Modular в 16-клапанном исполнении тоже не атлет, зато фантастически надежен! Из личного опыта могу отметить лишь возникшую необходимость замены задубевших маслосъемных колпачков, а также растянувшихся цепей газораспределения. И это все, что потребовалось спустя пятнадцать лет нещадной эксплуатации!

Ford Crown Victoria

© Ford

К 1995 году подоспела комплексная модернизация. Вместо коротеньких задних фонарей, соединенных узкой светоотражающей полосой, появились огромные эффектные секции, а салон украсила приятная взгляду презентабельная передняя панель, другие дверные карты и видоизмененные сиденья. Прежнюю четырехступенчатую автоматическую коробку передач AODE сменил более выносливый агрегат 4R70W с тем же количеством передач.

Ford Crown Victoria

© Ford

Седан второго поколения, на сей раз деливший кузов с Grand Marquis, дебютировал в 1997 году в качестве модели 1998-го. Принципиальных технических изменений не наблюдалось, что объясняется не ленью разработчиков, но естественными запросами аудитории. Частники-консерваторы, таксопарки и ведомства, ставящие Crown Vic под ружье, хотели видеть по сути прежнего трудягу с рядом улучшений, однако без сколько-нибудь серьезных дорогостоящих метаморфоз.

Ford Crown Victoria

© Ford

И автомобиль постепенно обновлялся — в частности, сперва получил другую заднюю подвеску, а в 2002-м претерпел более серьезный апгрейд, обзаведясь переработанным шасси и долгожданной рулевой рейкой вместо архаичного редуктора. Правда, мощность двигателя V8 росла буквально через силу и в пике достигла 254 л.с. на версии P71 Police Interceptor 2004-2011 годов выпуска.

Ford Crown Victoria P71 Police Interceptor

© Ford

Ford массово использовался в такси, однако в первую очередь известен в качестве рабочей лошади сил правопорядка, овеянной многочисленными мифами и легендами. Автору этих строк даже приходилось слышать забавные небылицы о якобы 400-сильных турбонаддувных монстрах и их невероятной динамике!

Ford Crown Victoria P71 Police Interceptor

© Ford

Ничем подобным Vic похвастаться не мог — достаточно вспомнить старое видео с преследованием угнанной Impala SS девяностых годов на хайвэе в Оклахоме, и оценить легкость, с которой 5,7-литровый V8 LT1 уносил «шпалу» прочь от полицейских Ford. Тем не менее, отличий между гражданской модификацией и «перехватчиком», всегда присутствовавшим в линейке, хватает.

Ford Crown Victoria P71 Police Interceptor

© Ford

Жесткие усиленные амортизаторы и пружины, увеличивающие дорожный просвет, упрочненные подушки крепления кузова к раме, масляный радиатор двигателя, измененные калибровки электронного управляющего блока «восьмерки», трансмиссионные особенности, разные варианты главных передаточных отношений, опциональная блокировка заднего дифференциала, высокопроизводительный генератор — вот лишь часть нюансов Police Interceptor.

Копу приходилось восседать не на диваноподобном кресле, а проводить долгие часы в отдельной «сидушке» рядом с консолью управления проблесковыми маячками, сиреной и другими функциями, а также ноутбуком и рацией. Иногда неказистые сиденья могли спасти, словно верный напарник – в их тыльную сторону встраивались пластины, не позволяющие перевозимым на заднем диване преступникам и подозреваемым в совершении противоправных действий нанести удар в спину самодельной заточкой или другим скрытым холодным оружием.

Ford Crown Victoria P71 Police Interceptor

© Ford

Даже лишенный цветографической схемы и «люстры» на крыше «перехватчик» привлекал внимание в силу ряда внешних особенностей и, надо полагать, не всегда годился для действий под прикрытием. Гораздо лучше удавалось слиться с толпой на CVPI с пакетом внешней деталировки Street Appearance Package, маскирующим «круизер» под гражданский седан.

Ford Crown Victoria P71 Police Interceptor

© Ford

Несмотря на очевидные достоинства у простого и выносливого Ford имелся один фатальный недостаток, бросивший на его репутацию темное пятно. Сильный удар в заднюю часть иногда оборачивался не только смятым железом, но и воспламенением топливного бака, находящегося в заднем свесе. К сожалению, людям не всегда удавалось выбраться из огненной западни. Косвенными виновниками трагедий считаются длинные болты, которыми фиксировалось дополнительное оборудование в багажнике — от сильного удара они могли проткнуть бензобак и при неблагоприятном стечении обстоятельств высечь искру с очевидными последствиями.

Ford Crown Victoria P71 Police Interceptor

© Ford

В 2005-м фордовцы решили проблему комплексом мер, включая установку системы пожаротушения, но ужасные инциденты продолжались. Известны случаи, когда противопожарные средства не помогали, и седан превращался в огромный костер, унося с собой не только офицеров, но и гражданских. Десятки человеческих жертв заставляли представителей правозащитных организаций хвататься за голову и проводить аналогии между CVPI и Pinto из семидесятых, страдавшим схожей проблемой.

Для постепенного отказа от Crown Vic были другие, менее трагические предпосылки. В 1996-м General Motors сняла с производства Chevy Caprice, его полицейскую версию 9C1 и родственные модели Buick и Cadillac, оставив нашего героя и его соплатформенников от Mercury и Lincoln без прямых соперников. Шло время, и P71 Police Interceptor все сильнее напоминал чудом уцелевшего динозавра, сражающегося с современными хищниками за место на вершине пищевой цепочки.

В тесте журнала Motor Trend 2007 года он проиграл гораздо более легкой переднеприводной Chevy Impala с 3,9-литровым мотором V6 и заднеприводному Dodge Charger с 340-сильным могучим двигателем V8 Hemi объемом 5,7 литра — показал неплохие 7,9 секунды в разгоне до 97 км/ч (60 миль/ч), отстав от «Импалы» на 0,4 секунды и на 2,3 секунды от «Чарджера», а заодно выбросил белый флаг в упражнениях на управляемость и торможение.

Казалось бы, предсказуемый исход для откровенно архаичной конструкции, хотя не все так однозначно и безнадежно! Например, на испытаниях полицейской техники ведомством штата Мичиган в 2008, 2009 и 2010 году «Форды» продемонстрировали неплохие запасы пороха в пороховницах, разгромив дивизию Chevrolet по времени прохождения трассы и почти не уступив Charger с 3,5-литровым V6. Увы, по максимальной скорости старая гвардия проиграла вчистую. Особенно спешить отказывалась модификация с «динамичной» главной парой 3.55, утыкающаяся в ограничитель на 119 миль/ч (192 км/ч). Ехать быстрее можно, но нежелательно из соображений сохранности карданного вала.

В настоящее время департаменты Нового Света, эксплуатируют технику нового поколения, однако офицеры по сей день вспоминают поразительно живучую, неприхотливую и доступную машину добрым словом.

«Мы остановились на заправке и заметили пару свеженьких патрульных Dodge Charger. Пришлось перебить разговор двух попивающих ледяной чай вооруженных копов и расспросить их об автомобилях. Один из них заметил, что все отлично, но Charger — это не Crown Vic. Мы удивились, ведь Dodge современнее древнего Ford. Разве их выпуск не прекратился лет десять назад? Почему полицейские продолжают по ним сохнуть?», — с этих слов начинается статья из американского журнала Car and Driver за июнь 2018 года о «перехватчике» под номером 2151 из CHP (California Highway Patrol) с пробегом всего в 63 952 мили (около 103 000 км).

Он сошел с конвейера в сентябре 2010-го, обошелся в 22 660 долларов и принадлежал к вымирающему виду — во флотилии CHP, состоящей из 2965 единиц техники, тогда числились лишь несколько сотен фордовских «перехватчиков». Спустя пару лет все они сошли со сцены.

California Highway Patrol Ford Crown Victoria Police Interceptor

© Have Fun SVO / Flickr.com

Калифорнийские правоохранительные органы и Crown Vic связывает многолетнее сотрудничество — седан закупался ведомством с 1996 по 2012 год на регулярной основе и играл роль основных сил. Неудивительно, что у некоторых патрульных установились почти дружеские отношения с прославленной моделью. В их числе офицер Эми Уокер, не скрывавшая эмоций во время демонстрации журналистам великолепного экземпляра «перехватчика».

«Это уже похоже на полицейский автомобиль. Как же мне не хватало всего этого в Charger», — ветеран CHP будто встретила старого товарища. Он надежен, знаком как облупленный и развивает свыше 400 Нм тяги, распределенные сочным «стейком» в нижнем и среднем диапазоне оборотов. «Управляемость заметно поменялась в 2003-м с появлением рулевой рейки. Тогда-то мы и стали их использовать для скоростного тренинга. Они просто ездили и ездили, несмотря на усталость», — вспоминает Дин Боджиос, сержант CHP в отставке.

Ford Crown Victoria NGV Police Interceptor

© Ford

Впрочем, будем объективны. Эми Уокер — не единственный коп Нового Света. Вряд ли ее коллеги из регионов с суровыми снежными зимами сильно переживают, сменив Vic на полноприводные SUV. «Ездить на автомобиле с задними ведущими колесами в Вермонте с его погодными условиями может быть проблематично», — говорит ветеран полиции штата Марк Мэгнант.

Ford Crown Victoria

© Ford

Выносливость Crown Vic первого поколения наряду с его спецификой вроде безрадостной эксплуатации в холодное время года и кресел без намека на боковую поддержку с короткой подушкой и спинкой некогда смогли оценить и российские гаишники. Поговаривают, что среди них встречались настоящие фанаты, не желавшие расставаться с полюбившимся «янки».

Ford Crown Victoria NGV Police Interceptor

© Ford

Фордовский «перехватчик» получил почетное увольнение 15 сентября 2011-го, но даже спустя десятилетие после прекращения производства готов наводить порядок, словно пожилой шериф с твердой рукой и метким глазом. Искренне надеемся, что хотя бы часть отставных «копов» попала в хорошие руки. Они этого достойны.

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget