С юбилеем, «кирпич»! 40 лет Jeep Cherokee XJ
Сегодня мало кто помнит знаменитый бой молодого, очень дерзкого и крайне самонадеянного Мухаммеда Али против Сонни Листона? 25 февраля 1964 года, «Конвенш-холл», Майами, штат Флорида. Ко всеобщему потрясению, Али одолел чемпиона-тяжеловеса в шестом раунде. Он порхал по рингу, миксовал джебы и хуки, пробовал на Листоне разные комбинации. И тот сдался. Схватке предшествовал жесткий психологический прессинг со стороны наглого претендента на титул. Те события во всех подробностях описаны в замечательной книге Джонатана Эйга «Али: Жизнь» — поклонникам бокса на заметку. Но к чему эти воспоминания о спорте, никоим образом не связанные с темой нашего очерка? Просто потому в Cherokee XJ я вижу Кассиуса Клея (это настоящее имя легендарного боксера). Он выскочил как черт из табакерки и всем жестко навалял. Да, всё произошло именно так.
Образ «чирка-кирпича», как прозвали его отечественные автомобилисты, накрепко впечатался в массовое сознание и вытеснил из него остальные Cherokee. Даже самый первый. Имя-то гораздо старше, чем думают некоторые, и его рождению в семидесятые годы предшествовали судьбоносные события.
В конце шестидесятых Kaiser Jeep Corporation решила поставить точку в своей карьере автопроизводителя и искала покупателей на убыточную марку «Джип». Подразделением заинтересовалась American Motors. В феврале 1970 года ее босс Рой Чэпин-младший принял судьбоносное решение о покупке за 70 миллионов долларов. Знакомые с ситуацией считали сделку настоящей авантюрой. Очевидно склонный к смелым решительным поступкам Чэпин придерживался иного мнения и имел свои взгляды на то, как развивать бизнес. В культовом бренде он видел новые перспективы. Jeep отлично дополнял легковую гамму AMC и к тому же открывал доступ к государственным военным заказам. Скорее всего, свою роль сыграла амбициозность. Рой приходился сыном Чэпину-старшему, основателю Hudson Motor Car Company, которая в 1954 году слилась с Nash-Kelvinator Corporation. Так, собственно, появилась «Америкэн Моторз»… Чем не уникальный шанс самому творить историю?
Так маленькая корпорация получила знатное приданое — бессменный CJ и DJ, Jeepster Commando, Wagoneer (SJ) и его собрат пикап Gladiator. Трехдверная версия «Вэгонира» по имени Cherokee дебютировала в 1974 году уже в бытность American Motors. Те, кто видят ее впервые, обычно смеются: кому пришла в голову мысль украсить Jeep радиаторной решеткой и фарами от «Волги» ГАЗ-24? Погрузившись в конструкцию, уважительно цокают языком. В топе полагался 6,6-литровый V8 с кованым коленвалом и шатунами. А трансмиссия-то какая! Cherokee с джиэмовским «автоматом» TH400 комплектовался постоянным полным приводом Quadra-Trac с вакуумной блокировкой межосевого дифференциала. Весьма продвинутое устройство по тогдашним меркам. Раздатка не висит абы как, а заботливо поджата под днище и находится выше рамы, чтобы не зацепиться за рельеф на бездорожье.
Набивший оскомину термин SUV (Sport Utility Vehicle) придуман «Джипом» и фигурирует в официальной брошюре Cherokee. Кто бы мог подумать, что красивым сочетанием слов будут называть формат автомобилей во всем его многообразии...
По фирменным меркам Cherokee оказался хитом. В 1975 году продали около 13 тысяч, то в 1976-м свыше 18 тысяч. Более престижный Wagoneer в соответствии со статусом пользовался чуть меньшей популярностью. Востребованность SJ говорила о том, Jeep удалось найти золотое сечение внедорожника. Велосипед изобретен, осталось «стричь купоны». Но нет! American Motors полностью переписали концепцию.
На заре восьмидесятых журнал Popular Science опубликовал короткий и чрезвычайно волнующий анонс: «В начале следующего года AMC представит линейку полноприводных Jeep XJ. Они будут выглядеть крупнее, чем есть на самом деле. Разница важна. XJ меньше, чем Wagoneer и Cherokee, но больше, чем CJ. В стратегии компании он заменит Cherokee, а позже, вероятно, займет слот Wagoneer. У него более современная чистая внешность, чем у прежнего Cherokee, больше напоминающая британский Land Rover. Он на 1000 фунтов легче Wagoneer и короче на 21 дюйм. Это также означает, что стандартный 2,5-литровый четырехцилиндровый двигатель с пятиступенчатой механической коробкой передач позволяет проехать до 25 миль на галлоне бензина в городском цикле (это соответствует расходу 9,4 литра бензина на 100 км пути по измерительным нормам того времени — прим. ред.). Многие в компании выступали за откидной борт багажника и поднимающееся вверх стекло. Тем не менее, XJ получит единую подъемную дверь».
Разворот на 180 градусов объяснялся трендами: параллельно готовился запуск таких же компактных Ford Bronco II и Chevrolet Blazer S-10. Но где главные американские корпорации и где едва державшаяся на плаву AMC с ее многомиллионными убытками? Иначе говоря, откуда взялись деньги на столь масштабный замысел?
В октябре 1977-го Рой Чэпин-младший ушел в отставку, и президентское кресло занял Джеральд Мейерс. Уже в марте следующего года новое начальство санкционировало сотрудничество с Renault. На кабальную сделку это никак не походило. Французы получили 22,5-процентную долю в накренившемся американском «Титанике», вдобавок к дилерской сети и другие преференции, а со своей стороны передали 150 миллионов долларовых инвестиций и кредиты на 50 миллионов. American Motors завершила 1979 год на высокой ноте, с рекордной прибылью в 83,9 миллиона «баксов». Но дальше дела пошли из рук вон плохо. Концерн обратился к «Рено» за новым займом в размере 90 миллионов долларов. Позже акционеров предупредили, что дело пахнет банкротством и единственный способ спасения — одобрить план по продаже 59% ценных бумаг французам.
Такой виделась краткосрочная перспектива. Успех на среднесрочной дистанции должны были обеспечить революционные продукты. В том числе маленькое чудо с обозначением XJ.
От прежнего «чирка» не осталось и следа. Рубленная квадратная внешность — настоящая нестареющая классика, словно завитая диким виноградом старинная усадьба. Размеры кардинально меньше: от длины отхватили 533 мм, колесная база ужалась на 178 мм, а масса при этом недосчиталась целых 454 кг! Самое поразительное — несмотря на такой жесткий «прессинг» по всем фронтам внутренний объем предшественника сохранился едва ли не на 90 процентов благодаря интегрированной (неотделимой от кузова) раме.
Геометрическая проходимость достойная! C маленькими свесами и солидным дорожным просветом Cherokee как будто рожден для прославленного оффроудного маршрута Rubicon Trail. По данным фан-ресурса cherokeetalk.com, угол въезда — 38 градусов, съезда — 32 градуса. Дорожный просвет — 211 мм. Подвески зависимые. Передний мост Dana 30 с тягой Панара и стабилизатором поперечной устойчивости подвешен на пружинах. Сзади в зависимости от года выпуска и модификации устанавливался Dana 35C, Dana 44 и Chrysler 8.25 на рессорах.
На первых порах внедорожнику выписали базовую нижневальную 2,5-литровую «четверку» AMC (106 л.с.) и опциональный V6 объемом 2,8 литра (117 л.с.) от General Motors. Оба, естественно, карбюраторные. Следом подоспел реношный 2,1-литровый турбодизель (86 л.с.). Технологичный, экономичный и недорогой, по мнению участников проекта, но впавший у покупателей в немилость. Кроме стандартной четырехступенчатой «механики» за доплату предусматривалась «пятиступка» и трехступенчатая автоматическая КП. В этой части Jeep не представлял собой ничего экстраординарного и шел в ногу с конкурентами. Совсем другое дело — системы полного привода.
Самая простая — Command-Trac (NP207, после 1987 года — NP231), подключение переднего моста без межосевого дифференциала. Обычный парт-тайм, но, в отличие от большинства систем тех времен, с возможностью активациии полного привода в движении без остановки. Чем Jeep действительно удивлял, так это раздаткой постоянного полного привода («фулл-тайм») Selec-Trac (NP229) с блокируемым вискомуфтой межосевым дифференциалом и вдобавок заднеприводным режимом для экономичного движения по асфальту.
К сожалению, нередко пользователи оставляли селектор в положении 2WD и благополучно о нем забывали. В результате агрегат не смазывался должным образом и выходил из строя. Впрочем, репутацию подпортил не только человеческий фактор, но и проблемы с вакуумным управлением режимами. В 1987 году на смену старой раздаточной коробке пришла широко известная в узких кругах NP242 Selec-Trac (она же NV242) с тягами.
Режим 4 Full Time предназначен для езды по сухому покрытию без ограничений (крутящий момент делится между передней и задней осью в соотношении 48/52), 4 Part Time — дифференциал заблокирован, 4 LO — включен пониженный ряд в раздаточной коробке, 2WD — задний привод. С точки зрения функционала не раздатка, а мечта! Кстати, одна из тем на форумах владельцев олдскульных «Джипов» издавна посвящена замене NP231 на NP242.
XJ кардинально отличался от предка, и покупателям это понравилось. В 1986 году продажи достигли 107 225 штук и не собирались останавливаться. Одну из причин триумфа подметил Эван Боберг в своей книге «Здравый смысл не обязателен: идиоты проектируют автомобили и гибриды». Оказывается, роль сыграл пятидверный кузов в дополнение к трехдверному. Ничем подобным соперники похвастаться не могли. Например, Chevrolet сподобилась на практичный вариант лишь спустя восемь лет после запуска Blazer.
И пусть джиэмовская модель была более распространенной, зато Jeep выступал законодателем инженерной моды. После 1987 года сбыт резко рванул вверх и перешагнул 150-тысячную отметку. Очевидно, в этом немалая заслуга появившейся тогда четырехлитровой рядной «шестерки» AMC 242 (175–179 л.с.). Сравнительно бодрой, выносливой, ресурсной и к тому же харизматично бубнящей-басящей. После этого Chevrolet быстро взяла идею на вооружение и установила в «Блэйзер» мотор V6 объемом 4,3 литра.
К концу восьмидесятых Cherokee оставался едва ли не единственным ярким пятном в темном царстве American Motors. Wrangler расходился в сравнительно небольших количествах. По мнению Эвана Боберга, именно достижения «кирпича» подтолкнули Chrysler к покупке AMC в 1987 году.
Почти сразу после того, как корпорация юридически вернулась на родину, началась работа над повышением надежности и всяческими улучшениями. В частности, добавили антиблокировочную систему тормозов на всех четырех колесах и распределенный впрыск для бензиновых двигателей, который немного повысил мощность и крутящий момент. К середине девяностых пассивную безопасность проапгрейдили водительской подушкой безопасности и балками в дверях. В 1997 году Jeep слегка омолодили. Изменения коснулись передней и задней части кузова, нижней части боковин, а также интерьера. Отличить дорестайлинговый «чирок» от модернизированного сможет лишь поклонник, и это определенно хорошо! Далеко не всякая «пластическая операция» идет подобным машинам на пользу.
Сборка в Штатах продолжалось до 2001 года. Итого восемнадцать лет и 2 884 172 экземпляров. Нынче Cherokee совсем не тот, что прежде. Не Али. Это постепенно теряющий интерес со стороны покупателей некогда популярный кроссовер. Впрочем, короли нокдауна среди «Джипов» не перевелись. Например, современный Wrangler. Спрос на него просто бешеный! И все-таки, чтобы стать легендой, одних цифр мало. Согласны? /m