45 лет Mercedes-Benz W126
Рекламный слоган Mercedes-Benz «The Best or Nothing» («Лучшее или ничего») идеально характеризует S-Class: компания из кожи вон лезет, чтобы каждое следующее поколение превосходило последующее. И весьма в этом преуспевает — достаточно ознакомиться с длинным перечнем новшеств у каждой итерации. Конечно же, в истории S-Класса не обошлось без поворотных точек. Одна из самых знаковых — «кузов» W116. Для придирчивых потребителей — роскошный статусный сейф на колесах. Для конкурентов — запах напалма поутру.
В «сто шестнадцатый» производитель вложил весь свой интеллект и творческий потенциал, превзойдя самого себя по всем фронтам. С одной стороны, перед конструкторским отделом стояла задача создать современный продукт на острие прогресса. Этакого джентльмена с изящными манерами. С другой — сделать его чрезвычайно безопасным.
То была не прихоть больших боссов в Штутгарте, а суровая необходимость для покорения весьма лакомого американского рынка. В шестидесятые годы на тамошних дорогах царил сущий хаос — с 1961 по 1966 год смертность в авариях возросла на 40%. Законодатели схватились за голову и переписали правила безопасности для транспортных средств, а Mercedes-Benz поставил себе задачу превзойти новые стандарты.
Разработчики спроектировали прочную центральную часть кузова вкупе с деформируемыми зонами и учли многочисленные нюансы. У «сто шестнадцатого» усиленные двери, очень прочные стойки крыши, сминаемые лонжероны, размещенный за спинкой заднего сиденья бензобак и запасное колесо под полом багажника, где оно играет роль дополнительного буфера. Обратная сторона медали — возросший вес и внутреннее пространство не больше, чем у предшественника, поскольку дополнительные сантиметры ушли на безопасность.
Плюс новое шасси с пересмотренной схемой подвесок и гамма рядных «шестерок» и V8. В нее даже входил чудовищный «шесть и девять» мощностью 286 л.с. для суперседана Mercedes-Benz 450 SEL 6,9. Еще не стоит забывать первый турбодизель на серийной легковушке и опциональный круиз-контроль с 1975 года. Под занавес производства в 1978 году W116 первым в мире заполучил антиблокировочную систему тормозов для сохранения контроля над управляемостью при экстренном замедлении.
Краткий экскурс в историю эпохальной «эски» необходим, чтобы читатель понимал, на какой высокой ступени развития находилась модель. И как далеко следовало шагнуть дальше, чтобы злые языки не обвинили в топтании на месте.
W126 развивался по многим направлениям, но в первую очередь он покоряет эстетикой. До глубины души, до оцепенения. Главный художник марки Бруно Сакко — истинный гений, и в тот знаменательный момент он явно находился на пике вдохновения. Автомобиль объединил в себе строгость, стремительность и элегантность. Он словно идеально подходил клиенту, который не определился, что ему ближе — британский стиль или американская харизма. В компании признают: поначалу кое-кто не оценил художественную ценность W126 и костерил седан почем зря, назвав его незамысловатым. Не верим, покажите нам этих людей!
Работа над дизайном вне времени велась с 1973 по 1975 год, а окончательный вариант утвердили в 1976-м. Заметьте, все происходило в период, когда далеко не каждая машина могла похвастаться красотой. Больная эпоха топливных кризисов порой рождала чудовищ и W126 на их фоне — само совершенство!
В чем секрет магии? Мы бы выделили три момента — лаконичный кузов без «визуального шума», пластмассовые, способные выдерживать легкие столкновения бамперы вместо хромированных и корректировка пропорций. Колесная база стандартного седана выросла с 2865 мм до 2935 мм, между осями удлиненного Mercedes-Benz — 3075 мм против 2965 мм. По обтекаемости «сто двадцать шестой» на голову превзошел предшественника: коэффициент аэродинамического сопротивления Cx — 0,36. Для сравнения у W116 — 0,41.
Впрочем, семейство еще не всё сказало. В 1981 году дебютировало купе SEC (C126), конкурент родственных четырехдверок за право считаться одним из красивейших «Мерседесов» в истории. С укороченным до 2850 мм расстоянием между осями и коэффициентом аэродинамического сопротивления Cx 0,34.
W116 совершил огромный рывок с точки зрения безопасности, и его наследник продолжил традицию. Кузов спроектирован с учетом последних результатов исследований в данной области. Пассажирский отсек способен выдерживать столкновения без повреждений на 55 км/ч. Кроме того W126 первым в мире среди серийной техники выполнил нормативы для асимметричных лобовых ударов.
С 1981 года в список опций включили эйрбег для водителя и преднатяжитель переднего пассажирского ремня безопасности, а с 1988-го — опциональную подушку безопасности для него. Также за доплату предлагали электрорегулировку рулевой колонки.
Линейка двигателей условно разделена на две серии — дорестайлинговую и модернизированную. Весьма прогрессивная рядная «шестерка» M110 «два и восемь» (до 185 л.с. при наличии впрыска Bosch K-Jetronic) с двумя верхними распредвалами и полусферической камерой сгорания досталась в наследство от модели прошлого поколения. От нее же и трехлитровый шестицилиндровый дизель OM617.
V-образные «восьмерки» с прежними индексами — M116 и M117 — переработаны. На сей раз их блоки цилиндров не чугунные, а алюминиевые. Рабочий объем увеличен с 3,5 и 4,5 литров до 3,8 и 5,0 литров соответственно (до 240 л.с.). Стандартная коробка передач — четырехступенчатая механическая, в качестве опции — «пятиступка» и автомат с четырьмя передачами.
С такой гаммой в принципе можно было жить, но мерседесовцы спешно готовили ей достойную смену. На Франкфуртском мотор-шоу 1985 года показали обновленный W126 с новыми, более экологичными и экономичными двигателями. Открывал палитру рядный шестицилиндровый M103 с одним распредвалом (2,6 и 3,0 литра), а V8 выросли до 4,2 и 5,5 литра. Последний — топовый для модификаций 560 SE, 560 SEL и 560 SEC на старте выдавал 300 л.с. В 1990 году его приструнили, ограничив отдачу до 272 л.с. Пятилитровый агрегат сохранился. У всех система впрыска Bosch KE-Jetronic.
С подвеской картина интересная! Сперва предлагалась опциональная гидропневматическая система для задней оси от W116 450 SEL 6,9. Напомним, она поддерживает постоянный дорожный просвет вне зависимости от загрузки. С 1981 по 1985 год на некоторые вариации ставили усовершенствованную HPF II (Hydropneumatische Federung).
«Мерседесы» второй серии (1986–1991 годов) в этом плане самые прогрессивные — их замороченная и сложная в обслуживании HPF III умеет автоматически уменьшать дорожный просвет на 24 мм при 120 км/ч и вдобавок регулирует жесткость в зависимости от темпа движения и дорожных условий. Кроме того, водителю дозволено приподнять машину на 35 мм (до 80 км/ч), если под колесами покрытие паршивого качества.
Давайте вкратце пройдемся по опциям комфорта. Продольная электрорегулировка заднего сиденья у длиннобазной версии (диапазон перемещения — 10 см), шторка заднего стекла с электроприводом, кресла водителя и переднего пассажира с обогревом и впервые электрорегулировкой на дверной панели в виде силуэта сиденья, электропривод рулевой колонки и противоугонная система.
Красивый автомобиль не может ехать посредственно? К сожалению, это не так — истории известно немало тому примеров. Но W126 — совсем другой случай. В 1990 году почтенное американское издание Car and Driver провело сравнительный тест BMW 750iL, Lexus LS400, Bentley Turbo R и, собственно, Mercedes-Benz 560 SEL. И что вы думаете? Посланник «трехлучевой звезды» занял вторую строчку, пропустив вперед лишь BMW. И это на закате своей карьеры!
Наши коллеги писали о немецком чуде следующее:
«Не то чтобы машиной неприятно управлять самому. Мы всегда считали, что Мерседесы S-Класса являются одними из лучших круизеров всех времен, и наш тест поддержал эту традицию. Его 238-сильный алюминиевый V8 разгоняет машину до 60 миль/ч (97 км/ч) ровно за семь секунд. Седан вечно мчался бы со скоростью 200 км/ч — была бы дорога и разрешение — и каждое его действие посылает четкий сигнал о том, что динамика никогда не отходит на второй план, пропустив вперед роскошь.
Подгонка деталей и внутренняя отделка не оставляют сомнений в том, что в конструкции использованы самые лучшие материалы. Интерьер более строгий на фоне салона Bentley, но к своим пассажирам он относится с уважением с точки зрения визуального удовлетворения и тактильного комфорта. В городе «Мерседес» в целом ведет себя послушно, если не сказать откровенно скучно. Но энергично нажатая правая педаль переводит его на высший уровень агрессивности. Двигатель шумнее, чем у Lexus или BMW, но плавная реализация мощности позволяет преодолеть это.
Место водителя подходит для любой антропометрии, хотя некоторым хотелось бы поясничную опору. Руль казался излишне тяжелым, но не неудобным. Курсовая устойчивость очень хорошая, а перспектива израсходовать полный бак топлива за один присест казалась весьма заманчивой.
Когда Mercedes-Benz стелется по земле, то проглатывает неровности и убеждает вас, что он мягкий, и при этом никогда не раскачивается. Он делает практически всё, что вы от него попросите, с удивительной ловкостью.
В целом, для машины, переживающей последние годы своей выдающейся карьеры, большой Mercedes S-Класса просто потрясающий. То, что слово «класс» является частью его названия, кажется совершенно правильным».
Мы перечислили основные достижения W126, но есть еще одно. Может сложиться впечатление, что столь красивый и величественный автомобиль собирали едва ли не по спецзаказу, но это совершенно не так. По меркам S-Класса (и вообще всего сегмента F, представительского класса) он — почти массовый продукт: за 12 лет выпущено 892 123 экземпляра (818 063 седана и 74 060 купе). Почти как W116 (473 035 штук) и «сто сороковой» (432 732 штук) вместе взятые! /m