Забытые японские хот-хэтчи, о которых вы не подозревали
Nissan March Super Turbo
Первый двигатель с турбокомпрессором и механическим нагнетателем в середине восьмидесятых создала Lancia для ралли-кара Delta S4 группы B. Следующим обладателем аналогичной системой наддува был… нет, не фольксвагеновский 1,4-литровый Twincharger, а алюминиевый восьмиклапанный Nissan MA09ERT объемом 930 куб. см для омологационного March Super Turbo (1988–1991 годов).
© Nissan
Агрегат представляет собой дальнейшее развитие более крупного MA10ET. Добавлен суперчарджер, более производительная «улитка», интеркулер, модифицированный впуск с дроссельной заслонкой увеличенного диаметра и соответствующая система питания. В комплексе это повысило мощность до 110 л.с., а крутящий момент до 130 Нм при 4800 об/мин. Кроме пятиступенчатой механической коробкой передач предлагался трехступенчатый «автомат».
© Nissan
На таком злыдне уместно выглядел бы полный привод, но увы — Super Turbo переднеприводник. Межколесный дифференциал блокируется вискомуфтой. Динамика полностью соответствует агрессивной внешности: 100 км/ч за 7,7 секунды и максимальная скорость, ограниченная по старой японской традиции на 180 км/ч. Построено около десяти тысяч штук.
© Nissan
Nissan Pulsar GTi-R
«Считайте его обычным японскии хэтчем с козырем в рукаве, и вы не ошибетесь. В него легко садиться и выходить, он может вместить пять человек, у него багажник приличного размер и нормальная обзорность. Ковши, жесткий ход и пульсирующий двигатель выдают его сущность, и когда приходит время познакомить педаль газа с ковром, он превращается в монстра», — писал интернет-ресурс rac.co.uk про омологационный ралли-кар Pulsar GTi-R (N14) 1990-1994 годов, который заявил о себе еще до рождения Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru Impreza WRX STI.
© Nissan
Агрессивный Pulsar заряжен по-максимуму. Ощетинившийся воздухозаборниками капот скрывает надежную и хорошо поддающуюся тюнингу 2,0-литровую четверку SR20DET. Над ним горизонтально, как у субаровской серии EJ, расположился интеркулер. Потенциал «турбочетверки» простирается гораздо дальше заводских 230 л.с. и 280 Нм (в Европе продавалась 220-сильная версия по имени Sunny GTi-R), хотя даже со стоковым GTi-R не соскучишься: он ускоряется за 5,4 секунды и укладывает стрелку спидометра за 230 км/ч. Снаряд!
© Nissan
Система полного привода с межосевым симметричным дифференциалом не блещет сообразительностью трансмиссии Skyline GT-R с активным перераспределением крутящего момента, но вполне эффективна. Раллийная «заготовка» GTi-RB поставлялась без кондиционера, электростеклоподъемников и ABS, зато имела при себе доработанную подвеску, «самоблоки» и опциональную коробку со сближенными передаточными числами. Общий тираж всех «джи-ти-ай-эр» — 14613 штук.
© Nissan
Nissan Pulsar VZ-R N1
Спросите любого петролхеда про высокооборотный «один и шесть», и он обязательно назовет вам 185-сильный хондовский B16B от Civic Type R EK9. Кто-то вспомнит двадцатиклапанный Toyota 4A-GE мощностью 160 л.с. Но есть и другой герой — SR16VE N1 (200 л.с. при 7800 об/мин и 182 при 7600 об/мин) с системой изменения фаз газораспределения Neo VVL от хот-хэтча Pulsar VZ-R N1. Среди отличий от стандартного и также весьма бодрого 175-сильного SR16VE портинг головки блока цилиндров, другие распредвалы, новый впускной тракт с увеличенной дроссельной заслонкой, спортивный выпуск, облегченный маховик. До появления Honda F20C (известен по родстеру S2000) ниссановский двигатель считался чемпионом мира по безнаддувной «литровой» мощности — 123,125 л.с с литра рабочего объема.
© Nissan
В 1997 году компания начала производство двухсот омологационных спецверсий для гонок N1 (серия Super Taikyu). Следом вышел Pulsar VZ-R N1 Version II с апгрейдами шасси, глушителем Fujitsubo Giken, спортивными креслами а-ля ковши Nissan Skyline GT-R. Планировались 300 экземпляров, но есть сведения о том, что продать удалось всего 36 из-за астрономической стоимости.
© Nissan
Suzuki Alto Works
Микроскопические спорткары — обычное явление для JDM. Помните очаровательный Autozam AZ-1 и Honda S660? Другой кей-кар (класс японских супермини с фиксированными габаритами, объемом мотора и предельно допустимой отдачей) с темпераментом Джек-рассел-терьера — немного комичный Alto Works на базе второго поколения модели (CA71). Он появился в начале 1987 года и со своими максимально возможными для японского микрокара 64 л.с. предназначался тем, кому не хватало 44-сильного опционально полноприводного Alto Turbo.
© Suzuki
Принадлежность к племени кей-каров отнюдь не означает примитивность конструкции и оснащения. Скорее, наоборот и Alto Works тому пример. Его 543-кубовая «тройка» F5A имеет два распредвала, четыре клапана на цилиндр, турбокомпрессор и интеркулер. Покупатели выбирали из базового исполнения RS-S, более продвинутого RS-X и RS-R со всеми ведущими колесами.
© Suzuki
В 1990 году требования к классу изменились – к длине накинули сотню миллиметров, а лимит по литражу вырос с 550 до 660 куб. см. Alto Works сменил F5A на F6A объемом 657 «кубиков». Уникум линейки – омологационный полноприводный Alto Works R, соперник Daihatsu Mira X4 R в All Japan Rally Championship. Выпущено менее ста таких бестий. В числе их главных фишек – 12-клапанник с более эффективным турбокомпрессором и перепрошитым электронным управляющим блоком, измененные передаточные числа в коробке передач и спартанский салон, где нет ничего лишнего. Цвет кузова только белый. Следующий Works R перешел на мотор K6A. По слухам, он соответствовал требованиям для кей-каров только на бумаге и развивал минимум 80 л.с.
© Suzuki
Daihatsu Mira TR-XX Avanzato R4
Столь длинное и звучное название принадлежит маленькому бойцу на основе «Миры» (1994-1998 годов). У него 659-кубовая «турбочетверка» JB-JL (64 л.с.) с двумя распредвалами, постоянный полный привод и разгон примерно за 8,6 секунды! На ее основе разработан раллийный X2 и X4 со всеми ведущими колесами.
© Daihatsu
Сотню малышей под именем Cuore TR-XX Avanzato R4 импортировали в Великобританию: 80 для дорог общего пользования, а оставшиеся фирма Harry Hockly Motorsport переделала для гоночной моносерии
© Daihatsu
Daihatsu Charade 926 Turbo
Только не удивляйтесь, но субкомпактный «Дайхацу» в 1984 году гонял в раллийной группе B. Правда, он сражался не с сверхмощными чудищами типа Lancia Delta S4 и Peugeot 205 T16 (класс B/12), а был омологирован по младшей категории B/9. Индекс названия указывает на рабочий объем трехкотлового двигателя с «улиткой» (75 л.с. в дорожном варианте). Изначально он 993-кубовый, уменьшить литраж пришлось специально для начального класса. Построенный совместно с итальянской De Tomaso среднемоторный 120-сильный прототип 926R (на фото) появился накануне расформирования группы B и в соревнованиях не участвовал.
© Daihatsu
Daihatsu Charade GTti
В третьем поколении зажигала невзрачного вида трехдверка, вооруженная 12-клапанной турбокомпрессорной «тройкой» CB70/80 (105 л.с.) объемом 993 куб. см. Так, на минуточку, один из первых серийных автомобилей, у которого с литра рабочего объема сняли сто лошадиных сил! Параллельно предлагался Charade GT-XX с такими стандартными благами цивилизации, как аэродинамический обвес, кондиционер, гидроусилитель руля и электропривод люка.
© Daihatsu
Subaru Vivio RX-R
Давняя инженерная традиция марки — быть не как все. Даже если речь идет о кей-каре. Реактивный «Вивио» лишен оппозитного двигателя. Зато его рядная четырехцилиндровая «кофемолка» EN07X не турбонаддувная, а с механическим нагнетателем (64 л.с. и 106 Нм при 4000 об/мин).
© Subaru
Vivio RX-R — не просто еще один шустрый кей-кар девяностых годов. У себя на родине он активно использовался в раллийных баталиях и, кроме того, показал прекрасный результат для внутрияпонского супермини на гоночной трассе Цукуба – 1 минута 13,35 секунды. Зафиксированные на тестах максимальные 182 км/ч тоже впечатляют. В состязаниях честь Subaru отстаивал Vivio RX-RA с измененными калибровками подвески и коробки передач.
© Subaru
Honda City Turbo
В 1982 году Хиротоси, сын великого мастера Соитиро Хонды и основатель тюнинг-ателье Mugen доказал, что самый первый субкомпактный «Сити» (AA) вполне годится для трансформации в городскую ракету. Вариант Turbo получил 100-сильный четырехцилиндровый ER объемом 1,2 литра с компактным турбокомпрессором IHI RHB51 и электронным впрыском топлива.
© Honda
Ускорение до 100 км/ч за 8,6 секунды и максимальная скорость 179 км/ч – не единственные примечательные особенности пушинки массой как у двух тяжелых мотоциклов-круизеров. Шасси весьма рафинированное: независимая задняя подвеска, стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади и передние вентилируемые тормозные диски.
© Honda
Осенью 1983-го Honda представила Turbo II по прозвищу Bulldog за характерную внешность с расширенными колесными арками. Ключевые апдейты – интеркулер, доработанный впуск и функция десятисекундного увеличения давления наддува Scramble Boost на 10% при нажатой в пол педали акселератора.
© Honda
Модернизированный ER выдает 110 л.с. и 160 Нм при 3000 об/мин против 147 Нм ранее. Эта «собачонка» определенно умеет кусаться!
© Honda
Honda Civic Type R
В конце 1989 года гамма «сивиков» пополнилась озверевшим SiR со 160-сильным атмосферником B16A объемом 1,6 литра с системой изменения фаз газораспределения VTEC. Восемь лет спустя безнаддувная эволюция вышла на новый уровень: небосвод JDM озарила звезда Civic Type R (EK9).
© Honda
Это настоящий ультимативный driver's car! Втековый B16B «один и шесть» мощностью 185 л.с., самоблокирующийся дифференциал, КП со сближенными передаточными числами и полностью независимая подвеска сделают жарким даже морозный зимний день.
© Honda
Когда отсечка срабатывает на 9000 об/мин, а красная зона начинается с 8400 об/мин чувствуешь себя словно в гоночном автомобиле. Ощущения от разгона соответствующие. Type R с моторчиком объемом меньше чем у пакета сока набирает 100 км/ч за «высокие» шесть секунд и выжимает 225 км/ч.
© Honda
Mazda Familia GT-R
Хот-хэтч со 140-сильным турбонаддувным двигателем объемом 1,6 литра присутствовал в шестой итерации (BF) «фамилии» (в европейских странах продавалась под индексом 323). Но нам интереснее BG 1989-1994 годов, поскольку в нем была полноприводная версия GT-X. Она-то и стала основой еще более свирепой GT-R. Машина появилась по инициативе Mazda Rally Team Europe для раллийной группы A.
© Mazda
Хиросимский «гэтер» отличается противотуманными прожекторами, видоизмененным капотом и накладками на колесные арки. Главные апгрейды – внутри. Подвеска более жесткая. Передаточное отношение рулевой рейки «короче», чем у базового хэтчбека. BP объемом 1,8 литра укомплектован турбонагнетателем IHI VJ-23, фронтальным интеркулером, более прочными шатунами, другими поршнями, системой питания увеличенной производительности. Мощность — 210 л.с. против 185 л.с. у GT-X. «Четверка» агрегатирована с пятиступенчатой механической КП со сближенными передаточными числами. Облегченная Mazda для гоночных команд называлась GT-A. По разным данным, их от двухсот до пятисот.
© Mazda
Mazda Lantis Type R
JDM — это особая территория, где вокруг более-менее популярных моделей формируется ореол тайны. Взять, к примеру, красавицу Mazda 323F (в Японии — Lantis) 1993-1998 годов. Для внутреннего рынка была редкая и малоизвестная модификация Type R с 2,0-литровой V-образной «шестеркой» KF-ZE мощностью 170 л.с. и пятиступенчатой механической коробкой передач, самоблокирующимся дифференциалом, спортивными креслами, передним спойлером и накладками на пороги.
© Mazda
Подделка под Ford Escort RS Cosworth от доморощенных тюнеров? А вот и нет — это редчайший, построенный, как утверждают некоторые источники, тиражом в 150 экземпляров Mazdaspeed Lantis Type R! Кроме огромного антикрыла с центральной стойкой а-ля фордовский ралли-кар он оснащался пружинами Eibach, выпускной системой Yumex и колесными дисками Enkei с шинами Bridgestone Potenza.
© Mazda
Toyota Starlet GT Turbo
Сейчас дальневосточные петролхеды наверняка возмутились: «Почему это вы записали «старлетку» в забытые модели?». Так ведь на Востоке и Западе реалии разные! У нас тут, знаете ли, больше Camry и Land Cruiser. А, скажем, про Mark II Blit мало кто слышал… В 1984 году дебютировало третье поколение (P70), а вместе с ним исполнения Turbo R и Turbo S с 1,3-литровым 2E-TELU. Компактная машинка отметилась в разных спортивных дисциплинах и в конце восьмидесятых передала эстафету GT Turbo (P80). Объем фактически тот же, но на сей раз в ход пустили 135-сильный 4E-FTE с дующим до 0,65 бар турбокомпрессором. Интеркулер расположен сверху под воздухозаборником.
© Toyota
Во второй половине девяностых стартовал преемник (P90) с подкормленным до 140 л.с. прежним агрегатом. Название поменялось на Starlet Glanza V, а с безнаддувным 4E-FE — Glanza S. Таким образом, в данном случае действует тот же принцип, как и со знаменитыми Toyota Mark II/Chaser Tourer V и Tourer S.
© Toyota
Быстрый «старлет» не угонится за старшими братьями, но демонстрирует очень неплохие для своей эпохи и класса 8,2 секунды до 100 км/ч.
© Toyota
Minica Dangan ZZ
«Горячая» «Миника» шестой итерации (1989–1993 годов) является очередным подтверждением того, что кей-кары – это маленькое чудо. Данный персонаж первым среди массовой продукции заполучил пять клапанов на цилиндр. Трехкотловый 657-кубовый микромоторчик 3G83 с двумя распредвалами и, разумеется, наддувом (64 л.с. при 7500 об/мин и 96 Нм при 4500 об/мин).
© Minica
Mitsubishi Mirage Cyborg
Пока хондовцы выжимали все соки из маленьких «четверок» без применения турбонаддува, инженеры «Трех бриллиантов» экспериментировали, совмещая приятное с полезным. Так, купе FTO достался двухлитровый V6 6A12 мощностью до 200 л.с., а семейству Mirage/Lancer четвертого и пятого поколения — «шестерки» объемом… 1,6 и 1,8 литра соответственно. Бросавший вызов «Сивику» Mirage Cyborg в этом отношении сравнительно традиционна. В ее арсенале 175-сильный атмосферник 4G92 объемом 1,6 литра с системой изменения фаз газораспределения MIVEC.
© Mitsubishi
Mitsubishi Colt Ralliart Version R
Когорта малоизвестных японских спорткаров состоит не только из возрастной техники. В 2006 году «Мицубиси» запустила этакий бэби-«Эволюшен» — крутой самоуверенный Colt с украшенной прорезью а-ля Evo капотом, аэродинамическим обвесом, 16-дюймовыми колесными дисками с шинами Yokohama Advan Neova AD07 205/45 R 16 и спортивной подвеской.
© Mitsubishi
Первоначально наддувный 4G15 объемом 1,5 литра с MIVEC развивал 154 л.с. Позже отдача сохранилась в тандеме с вариатором и повысилась до 163 л.с. с пятиступенчатой механической коробкой передач. Спасибо, что долистали до последнего слайда. С нас бонус: галерея забытых японских спортседанов. Кстати, универсалы тоже есть!
© Mitsubishi