Читальный зал8 мин.

Крутые и неизвестные универсалы Porsche

Они возили клюшки для гольфа и дорогие кожаные сумки задолго до Cayenne и Panamera

Porsche 928 Studie H50

© Porsche

В одном из недавних очерков «Мотор» [знакомил](https://motor.ru/stories/sarai-dlya-milliarderov.htm) читателей с универсалами на базе Rolls-Royce и Bentley. Есть ли в мире нечто еще более противоречащее традиционным зашоренным представлениям? Разумеется! Скажем, грузопассажирские Porsche. Спорткары и многофункциональный транспорт находятся на разных полюсах лишь до тех пор, пока свое веское слово не скажут вольнодумцы от кастомайзинга или смелые сотрудники компании-производителя с полным презрением к стереотипам и условностям.

Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»

Любви к «Порше» все возрасты покорны. Одни становятся страстными поклонниками с юных лет, когда получают в подарок игрушечный спорткар. Другие приходят к культу в сознательном возрасте. Именно так произошло с Джоном Диксоном: однажды он выжимал все соки из маслкара, когда его обошел Porsche. В тот момент Джон понял — надо что-то менять в жизни. Спустя год он положил в карман ключи от собственного «Порше».

Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»

© Darin Schnabel / RM Sotheby's

Первоначально в роли шутинг-брейка с почти вертикально установленной третьей дверью на боковых петлях и вместительным багажным отсеком виделся 911. Но затем Диксон сравнил приземистое спорткупе с Porsche 356 и решил остановиться на последнем. Достаточно мысленно представить классический «nine-eleven» в образе «фургона», чтобы тихо содрогнуться и принять правоту автора идеи.

Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»

© Darin Schnabel / RM Sotheby's

Постройкой занимался Боб Беннетт и его мастерская Bennett's Rod Shop, штат Огайо. В качестве подходящего подопытного выступил черный 356 A 1958 года выпуска для американского рынка с 1,6-литровой оппозитной «четверкой» воздушного охлаждения (60 л.с.) и механической коробкой передач. Точнее, то, что от него осталось: заднемоторный герой извилистых трасс доживал свои дни в глуши штата Висконсин. Несмотря на общее плачевное состояние кузов не утратил запас прочности и мог быть без особых проблем переделан в панельный фургончик.

Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»

© Darin Schnabel / RM Sotheby's

Результат работы впечатляет. Автомобиль по прозвищу Kreuzer (крейсер) выглядит не самоделкой, а почти заводским продуктом благодаря сохраненному рельефу задних крыльев и фонарям, а также аккуратной надстройке. Стоковый мотор отбыл в неизвестном направлении, а его почетное место занял 100-сильный агрегат объемом 1,5 литра от модификации Carrera (не путать с 911 Carrera). В салоне нарядная обивка красной кожей и… довольно скромный внутренний объем. Издание Topspeed отмечает, что не стоит воодушевляться многофункциональным кузовом: Kreuzer не такой просторный, как может показаться.

Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»

© Darin Schnabel / RM Sotheby's

В 2013 году Джона Диксона не стало. Позже его семья выставила коллекцию автомобилей на продажу. Многофункциональный Porsche в безупречном состоянии и с пробегом в 51 (!) милю (60 километров) ушел к новому владельцу в рамках аукциона RM Sotheby’s за 86 800 долларов.

Porsche 914/6R Eurostyle

Предвосхищая гневные вопросы, как это страшилище оказалось в обзоре шутинг-брейков, ответим. Его, конечно, нельзя считать универсалом в привычном понимании. Скорее, имитацией. Но она фигурирует на тематических архивных ресурсах и определенно испытала влияние таких чудес, как Ferrari 250 Breadvan и Lotus Europa. Машину нарисовал Альбрехт фон Герц. Если его имя ничего вам не говорит, то взгляните на BMW 507 — это его рук дело!

Вообще фон Герц — человек с удивительной биографией. После тщетных попыток найти себя в банковском деле он уехал из родной Германии в Штаты и устроился мойщиком деталей на авиационном заводе. Когда война закончилась, судьба немца — ему тогда было немного за тридцать — сделала удивительный вираж благодаря Рэймонду Лоуи, боссу студии промышленного дизайна. Кстати, не самой последней в мире! В ее портфолио логотип нефтегазового гиганта Shell, двухдверный Studebaker Avanti с внешностью не от мира сего и много чего еще. Альбрехт фон Герц проводил свободное время в одном из лос-анджелесских гаражей за строительством хот-родов. Лоуи усмотрел в его работах недюжинный творческий потенциал и пристроил самородка в колледж, а потом и в Studebaker.

В дальнейшем дизайнер организовал собственную фирму, которая занималась буквально всем — начиная велосипедами и фотоаппаратами и заканчивая мебелью. Результатом взаимодействия с легендарным американским импортером BMW Максом Хоффманом стал эпохальный кабриолет 507. Кроме того, Альбрехт фон Гертц сотрудничал с Porsche и переосмыслил сконструированный вместе с «Фольксвагеном» родстер 914. Единственный построенный туринскими кузовщикам Eurostyle экземпляр заинтриговал публику: неказистый 914 обернулся почти экзотикой. К сожалению, на прототипе всё и закончилось, хотя фон Гертц хотел предлагать переделку всем желающим и даже напечатал рекламные брошюры. По данным издания Classic Driver, псевдоуниверсал хранится в музее Лангенбурга.

Porsche 924 Kombi Artz

В Германии несметное количество тюнинг-ателье. Имена одних гремят в самых отдаленных уголках планеты, другие преданы забвению. В числе последних бюро Гюнтера Артца, креативщика, выдумщика и беспредельщика в самом хорошем смысле слова. Благообразного вида джентльмен с пламенем в глазах работал управляющим директором автосалона Autohaus Nordstadt в Ганновере и параллельно запустил кампанию по нетривиальным апгрейдам.

Одно из самых поразительных творений Артца — расширенный на 210 мм кузов Volkswagen Golf первого поколения поверх шасси предсерийного Porsche 928. Вы спрашиваете про техосмотр и постановку на учет? Да элементарно! Гюнтер Артц обладал особым умением получать официальное одобрение для своих франкенштейнов в то время, когда TÜV «заворачивал» машины просто из-за немного отличающегося размера шин или более спортивных зеркал заднего вида.

Шутинг-брейки и вообще грузопассажирские вариации занимали в сердце Артца особое место — он строил их из всего, что попадалось под руку. Volkswagen Scirocco, Audi 200 и quattro… Даже Porsche! И если многофункциональный 928 получился немного грузным из-за наклона линии крыши, то 924 Kombi весьма эстетичен.

Информации о «Комби» мало. Передняя часть с «ноздрей» воздухозаборника на капоте и расширенные колесные арки имитируют выпущенную ограниченным тиражом омологационную 924 Carrera GT, но в действительности это 924 Turbo, заряженный 170-сильной двухлитровой «четверкой» с турбокомпрессором. Гюнтер Артц дал жизнь всего-навсего двадцати Kombi. Все они окрашены в серо-голубой металлик.

Porsche 928-4 Shooting Brake Prototype

Почему сама фирма-производитель сидела сложа руки и до выхода Panamera Sport Turismo не пыталась состряпать ничего, так сказать, тематического — спортивно-практичного? Еще как пыталась! В восьмидесятые «Порше» подготовила два так и не ставших заводскими шутинг-брейка. Первый вполне состоявшийся со стилистической точки зрения эксперимент датируется 1984 годом и задуман центром разработок в Вайсахе в качестве подарка главе компании Фердинанду «Ферри» Порше на 75-летие.

Единственный в своем роде шутинг-брейк слеплен из переднемоторного восьмицилиндрового гран-турера 928 S — только он подходил на эту роль из всей гаммы. Многофункциональность в данном случае заключается в увеличении расстояния между осями на 250 мм (у купе было 2500 мм) и «колпаке» позади отнюдь не кажущихся номинальными задних сидений.

Конечно же, 928-4 с заваленными и потому съедающими часть полезного объема задними стойками — это в первую очередь про стиль, а не про функциональность в традиционном мирском понимании. Особое очарование и благородство шутинг-брейку придает темный зеленый колер для кузова и интерьера, а также стационарные прожекторы вместо выдвижных фар. Двигатель — V-образная «восьмерка» мощностью 310 л.с..

Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept

Если 928-4 являлся «разовой акцией», то созданный три года спустя спорткар рассматривался в качестве дополнения линейки «928-х». Рождение необычной модификации символичным образом совпало с уходом тогдашнего генерального директора Петера Шутца, который успел одобрить старт разработки.

По замыслу H50 — это быстрый и комфортабельный семейный транспорт, идейный предок «Панамеры». Гран-турер на новый лад берет начало в варианте S4. Напомним, то был наиболее мощный представитель племени Porsche 928 с пятилитровым двигателем V8. У универсала он форсирован до 335 л.с. Впрочем, самое интересное и неожиданное — это не содержимое подкапотного пространства, а открывающие доступ на второй ряд сидений маленькие «калитки» позади передних дверей. Они распахиваются против направления движения на манер Mazda RX-8. Точнее говоря, всё наоборот: в конструкции японской «зажигалки» реализовано решение из арсенала экспериментального «Порше».

Обтянутый кожей салон дружелюбен для задних седоков: к их услугам разделенные трансмиссионным тоннелем ложементы с электрорегулировками наклона спинок. Да и багажник заметно подрос. Идея бесспорно хорошая. Тогда почему шутинг-брейк не пошел в серию? Мягковат оказался… Строившее прототип штатовское ателье ASC (American Sunroof Company) решило обойтись без центральных стоек для удобства входа-выхода на второй ряд сидений, и потому силовая структура испытывала дефицит жесткости на кручение. Неутешительный итог стал ясен спустя более восьми тысяч тестовых километров. Вставший у руля компании Хайнц Браницки, очевидно, машину не оценил и в ее судьбе была поставлена точка.

Porsche dp44 Cargo DP Motorsport

Иногда элегантное самодостаточное купе, которое жалко пускать под нож, вполне может оказаться подходящей основой для спортивного универсала. Шикарный тому пример — Lynx Eventer на базе Jaguar XJS, каноничный шутинг-брейк и один из великолепных образчиков жанра. Грузопассажирский Porsche 944 тоже заставляет аплодировать стоя. Интересно, что «сарай» обязан своим появлением фирме DP Motorsport, которая прославилась участием в гонках на выносливость. dp44 Cargo один из ее лучших проектов, сравнимый по красоте с самим Eventer.

Качество исполнения и детализация вполне могут навести на мысли о заводской природе шутинг-брейка. Так, задние фонари позаимствованы у стандартного Porsche, но они «разделены»: внутренняя часть поднимается вместе с крышкой багажника.

Готовы поспорить, от увиденного у многих читателей затрепетало сердце: «Хочу!». Понимаем и разделяем. Но, по данным Speedhunters, метаморфозам подверглись лишь восемь спорткаров. Пойди отыщи такой… Впрочем, гипотетический призрачный шанс стать владельцем уникальной модели все-таки есть. Два года назад Стеф Шрадер из интернет-издания The Drive писал: «DP Motorsport сообщила Flat Sixes в 2008-м, что у них всё еще есть от пяти до десяти комплектов dp44 Cargo. Полная переделка стоит около 30 тысяч долларов и занимает около двух месяцев, если вы предоставите исходный материал». Есть желающие?

Porsche Boxster Shooting Brake

Для перекройки в спортуниверсал лучше подойдет автомобиль с передним расположением двигателя. Впрочем, среднемоторная компоновка — не приговор! Полюбуйтесь, какого красавца выкатила голландская Van Thull Development и студенты Fontys Hogeschool Eindhoven Motorsport Engineering.

Машина выглядит винегретом из поршевских деталей, но в действительности это основательно «переодетый» родстер Boxster (986) первого поколения. Передняя часть — от трекового 911 GT3 (997). Фонари некогда стояли на «nine-eleven» 991 и отлично вписались в оригинальный стиль задней части кузова. Попасть в багажный отсек можно только подняв стекло от Peugeot — из-за мотора и коробки передач за местами экипажа в пределах базы иначе никак. Крышу, задние крылья, подъемное стекло и пороги адаптировали из существующих деталей, либо изготавливали с нуля. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget