Забытые концепты: Nissan AD-1
Если для американского автопрома топливный кризис 1973 года стал ударом под дых, то для японского, в какой-то степени, подарком судьбы. Именно в 1970-е годы японские машины во главе с Honda Civic начали завоевывать Новый Свет. Яркие, компактные, экономичные — новые модели с клеймом Made in Japan появлялись в Америке быстрее, чем кошки во дворах по весне. И пользовались огромным успехом. Не были исключением и модели Nissan. Впервые японский автогигант показал свои машины в Штатах в 1959 году — правда, тогда еще под знаменами Datsun.
Перед тем как отправиться за океан, каждая новинка (не только ниссановская) проходила обязательный ритуал — смотрины на Токийском автосалоне. В конце концов, если машину без энтузиазма встретят на родине, то на малоизведанном рынке она точно не выстрелит. Сейчас сложно сказать, создавался ли концепт AD-1 с прицелом на Америку или был JDM-созданием, но если бы его серийное воплощение добралось до Штатов, у него могли быть все шансы на успех
Хотя бы по той причине, что идеологически машина очень близка к Pontiac Fiero (который появился 8 лет спустя) и Toyota MR2 (появилась на 9 лет позже). А эти машины в Америке продавались хорошо. Тем не менее, у AD-1 был лишь один выход в свет — на Токийском автосалоне 1975 года, после чего он навсегда исчез с радаров.
AD-1 (AD — от Advanced Design) был первым, но не последним концепт-каром линейке AD — после него, в 1977 году, появился седан AD-2, чем-то похожий на Aston Martin Lagonda. Что касается среднемоторной компоновки, то компания Nissan еще не раз с ней экспериментировала: были и концепты вроде Mid4, о котором мы рассказывали ранее, и гоночные машины — например лемановский R390. Но до серийных спорткаров дело так и не дошло. Если, конечно, не записывать в спорткары минивэн Serena.
А рискнуть стоило — хотя бы с AD-1. Как признавались журналисты тех лет, машина производила впечатление готового к производству продукта: никаких концепт-каровских излишеств и сверхтехнологий, продуманная эргономика — в общем, хоть прямиком в дилерский центр вези. Например, интерьер AD-1 был вполне традиционным для того времени: строгое торпедо, ковшеобразные сиденья в японском стиле — опрятно и функционально.
Гармония стиля и функции наблюдалась и в экстерьере: приятный глазу силуэт с грустными фарами и скрытыми ручками дверей (как у машин Renault в те годы) был отточен в аэродинамической трубе, благодаря чему коэффициент лобового сопротивления составил выдающиеся даже по современным меркам 0,26. Как у «трешки» BMW предыдущего поколения.
При этом спереди и сзади использовались массивные бамперы из колорированной резины. И это еще один повод думать, что AD-1 должен был переродиться в серийный автомобиль для американского рынка — ведь с 1971 года в Штатах начал действовать так называемый «Стандарт № 215», который вынуждал автопроизводителей использовать бамперы, способные полностью поглощать удары на скоростях до 5 миль в час. А ведь большинство машин, которые японцы строили для местного рынка, в те годы шли с классическими хромированными бамперами.
Но хромированных элементов у AD-1 было мало — зеркала, окантовки стекол… К слову о стеклах: для лучшей обзорности и визуальной схожести с визором гоночного шлема передние стойки крыши были сделаны максимально тонкими. На первый взгляд может показаться, что их нет вовсе, но они есть. При этом, чтобы не пострадала жесткость кузова, инженерам пришлось установить массивные усилители сзади – поэтому задние стойки вышли достаточно широкими. Но в плане дизайна такое решение, пожалуй, даже к лучшему.
Технически концепт AD-1 представлял собой сильно модифицированное шасси Nissan Cherry. Двигатель был установлен за сиденьями пассажиров и совмещался с пятиступенчатой механической коробкой передач, которая направляла крутящий момент на заднюю ось. Поскольку радиатор размещался в передней части машины, сразу за бампером, дизайнерам не пришлось ломать голову над тем, как красиво вписать боковые воздухозаборники на чистые боковины кузова. Жар от работающего двигателя отводился через жабры на капоте.
Сам же мотор по меркам 1975 года был прогрессивным — верхнеклапанная 4-цилиндровая «четверка» А14 объемом 1,4 литра оснащалась системой электронного впрыска, что благоприятно сказывалось не только на мощности, но и на экономичности. Учитывая, что снаряженная масса купе составляла всего 740 килограммов, AD-1 обещал быть увлекательным спорткаром — тем более, что по кругу у него была подвеска на стойках McPherson и дисковые тормоза.
Увы, каким AD-1 был на ходу, мы никогда не узнаем. Во всяком случае, если говорить о концепт-каре: позднее Nissan начал использовать имя AD для универсалов, которые продаются на японском рынке. От спорткаров к универсалам — похоже на историю Ford Puma. Или «Мустанга», который примеряет образ электрокроссовера.