Тест-драйв9 мин.

Тестируем самый быстрый Mini. И это... шестидверный универсал

Три редактора «Мотора» рассуждают о модели, слишком экзотической даже для Mini

© Кирилл Калапов

Со всеми опциями этот Mini тянет на 4 миллиона рублей. А ещё разгоняется до сотни за 4,9 секунды, и при этом у него не три и даже не пять, а все шесть дверей! Зачем существует John Cooper Works Clubman и что ощущает его водитель — поговорим в нашем любимом формате коллегиального теста.

Дмитрий Ласьков, тест-редактор «Мотора»

Как объяснить другим, какой именно Mini вы водите? Название Clubman большинство перепутает с Countryman. Если сказать «маленький, но не трёхдверка» — решат, что как в московском каршеринге. Понятие «шестидверный» вообще кого угодно поставит в тупик. И лишь шутливое «катафалк» даст правильную наводку. Но литеры JCW едва ли уточнят ситуацию — скорее запутают!

Ведь для кроссовера Countryman они означают полный привод и 306 лошадей, а для «обычного» Mini (там это слово и марка, и модель одновременно) — всего лишь передний и 224 л.с. И хотя концептуально и внешне Clubman ближе именно к «легковым» Mini, в заряженном варианте агрегаты у него — уже от кроссовера JCW. Трёхдверке тоже доступен этот лютый мотор, но это уже эксклюзивный JCW GP — 3000 штук на весь мир. И там нет… полного привода.

А ведь обе ведущие оси делают наш JCW Clubman самым быстрым Mini в истории — единственным, выезжающим из 5 секунд до сотни! Это настоящий «слипер», который при всей своей няшной внешности может со старта кого угодно разорвать на британский флаг, изображённый в графике задней оптики. Зверский мотор и автомат-скорострел (в лучшем смысле этого слова) швыряют тягу на все колёса так убедительно и моментально, что от Mini такого просто не ожидаешь. Просто новый уровень динамики для техники этой марки!

Звуковая дорожка звучит вполне убедительно, но лишь в спортрежиме. Зачастую я выбирал тумблером Sport лишь для того, чтобы слушать наглый бас мотора и ожидать редкие отстрелы в глушителях. Да, эффект петард в такой дерзкой машине мог бы быть и поярче. А при запуске мотор с закрытыми заслонками выпуска звучит едва ли громче 3-цилиндрового чахлика базовой версии. И вкупе с дорогой в плане ощущений шумоизоляцией это делает John Cooper Works Clubman акустически очень комфортным в ежедневных и дальних поездках. Но полному и абсолютному покою пассажиров препятствуют настройки подвески.

Она плотная и жесткая, но не каменная. Может, чуть более костлявая, чем хотелось бы — собирает невидимую микроволну и громковато подбрасывает на «лежаках». Но к автомобилю с такими характеристиками надо прийти, имея определенный бэкграунд. После моей Mazda MX-5 на винтовых стойках Bilstein, я сажусь и точно так же кайфую от плотности шасси и отсутствия какой-либо раскачки на любых скоростях. Я это люблю и понимаю, но точно так же понимаю, что многим такие настройки покажутся дискомфортными. Поэтому любой Mini c буквами JCW — автомобиль не для каждого. Эта «тряска» — одновременно необходимая составляющая управляемости и часть аттракциона, пакета водительских ощущений.

А вот что из этого пакета убрали — это фирменную чёткость руля. Штурвал JCW налит неприятной вязкостью (да-да, я помню про зимние шины), отсутствует упругий возврат и ясный «ноль» — как на каком-нибудь RAV4! Но если кроссовер Toyota хотя бы нормально стоит на прямой, то спорткар Mini ещё и требует к своему фарватеру постоянного внимания даже на приличном асфальте. Кайф от управляемости начинается только вместе с ездой на ушах — нужно просто проводить в поворотах больше времени, чем на прямиках!

И тогда станет заметно, насколько нейтрален и понятен баланс шасси — Mini слушается приёмов пилотажа охотно, академично, даже азартно. Но сам не провоцирует, нет в нём игривости прошлых заряженных версий. Несмотря на лейбл JCW, драйв в этой модели — не определяющее. Такой Clubman интересен совокупностью качеств.

Любой Mini вообще — это арт-объект на колёсах. И JCW Clubman не исключение: он состоит из деталей, которые не встретишь на других автомобилях. Это накрывающий всю морду капот с вырезами для фар, двухсекционная панорамная крыша (видели такую в столь мелких машинах?), распашные двери багажника с шевелящимися как ноги жука короткими дворничками (на них всё время хочется оглядываться через салонное зеркало), и небутафорские жабры за передними арками. Но на ручках задних дверей пожадничали с кнопками бесключевого доступа, а задняя камера мгновенно заляпывается даже не в самых грязных условиях — то есть московской зимой она бесполезна примерно всегда.

И в салоне куда ни глянь — всё не как у других. Проектор — на стёклышке (как в Маздах); беспроводная зарядка с дополнительным фиксатором смартфона (но актуальные нынче «лопаты» туда не поместятся); регулировки ковшевидных кресел в автомобиле за 3 с лишним миллиона — механические (чем не отсылка к BMW M); клавиши блокировки замков расположены прямо на внутреннем язычке-ручке двери; необычная иллюминация в интерьере; да даже клетчатая текстура коврика у основания центральной консоли! Несмотря на оригинальность, всё в целом удобно — за исключением закрывающих обзор толстенных передних стоек и вносящих путаницу нефиксируемых подрулевых рычажков.

Внутри JCW — настоящая светомузыкальная шкатулка, особенно в тёмное время. Под мощные биты из акустики Harman/Kardon дверные карты источают разноцветный неоновый свет. А светодиодный обод вокруг мультимедийной системы отзывается разноцветными всполохами — в ответ на регулировку громкости аудиосистемы «Играй Гармонь», корректировку настроек климата, тревогу парктроника и даже изменение частоты вращения коленвала! Оттенок салонной подсветки меняется тумблером на потолке: за базовым цветом «контурки» следует переподсвечивание затейливой мозаики из светофильтров на дверных планках — получается очень красивая ночная картинка.

Если раньше эмоции от Mini давала управляемость и живость, то тут — в основном реактивный разгон. JCW Clubman уже не кажется лёгким, подвижным — наконец-то легко избегу шаблонной аналогии с картом. Зато его можно сравнить с мощными BMW, причём на ум приходит линейка кроссоверов М. Сам формат JCW Клабмэна уникален: это компактный спортивный полноприводник с каноническим (нео)ретро-дизайном. Без кристальной чёткости ощущений и магической связи между машиной и пилотом. Но зато очень быстрый и вполне практичный. Возможно, поэтому тумблеры активации спортрежима и отключения стабилизации — самые дальние в ряду от водителя.

Василий Костин, редактор «Мотора»

Невозможно не очароваться этой глуповато-умильной мордочкой с выпученными глазами мопса! Хочется почаще видеть такую на улицах в монохромной толпе такси да обрюзгших кроссоверов. Но если вам она тоже запала в душу, и у вас даже есть 3,6 миллиона для исполнения каприза, то просто хочу вам напомнить: мы в ответе за тех, кого приручили!

Ведь он совсем не тот, кем кажется на первый взгляд. Со своим неутомимым характером он скорее похож на хаски — готов бежать километр за километром. Игриво нанизывать поворот за поворотом, отвечая на малейшие движения острого, но неинформативного руля. Почти без крена вставать на дугу. Невозмутимо миновать колеи — и заставлять сжиматься сердце при виде любой ямки в асфальте.

Этот милый тупой нос нужен вовсе не затем, чтобы лизать вам пятки — но килограммами пережёвывать свежий кислород и охлаждать в интеркулере воздух, сжатый двухвитковой турбиной Mitsubishi TD04 (сам интеркулер, кстати, стоит внизу — щель в капоте ненастоящая). Больше всего двухлитровый мотор BMW B48 удивляет… невозмутимой ровностью повадок: из пяти секунд до «сотни» Mini выезжает будто не напрягаясь. Чуть расслабился — и раз! — оказываешься за порогом «лишения».

Если вы на одной волне, Mini John Cooper Works Clubman будет бесконечным источником радости, вынуждая придумывать поводы — куда бы отправиться сегодня? Может, есть путь длиннее? Но как только вы перестанете фонтанировать энергией — скажем, просто устанете или окажетесь не в настроении — он превратится в источник раздражения.

Как случилось со мной, пока я продирался по утренним пробкам. В кресле-«ковше» болела поясница, руль казался чересчур толстым и слишком тугим, короткоходная подвеска понапрасну напрягала вестибулярку. Да ещё эта нарочито-дурацкая двустворчатая дверь сзади, мешающая обзору! Самой полезной фишкой в машине я счёл ограничитель скорости — с ним хотя бы не попадёшься по невнимательности на камеру. ...Хаски часто выбрасывают — купившихся на внешность хозяев быстро выводит из себя непоседливый и упрямый характер собаки...

На другой день машина будто поменялась — или поменялся я? Нет, просто на обратном пути выбрал дорогу без многополосных шоссе. Шершавый асфальт словно разгладился, руль отлично лёг в мои ладони, а семиступенчатый «робот» в режиме Sport оказался готов буквально вколачивать передачи. Про дурацкую багажную дверь я даже не вспоминал: какая разница, что там сзади, если всё интересное ждёт тебя впереди? Коли уж вы решили завести себе друга, то сделайте так, чтобы у вас было для него время и вдоволь простора для игр. Тогда счастьем и азартом будут светиться глаза у вас обоих.

Ефим Репин, шеф-редактор «Мотора»

Автомобили Mini — кайф. Дизайн, стиль, клевые «самолетные» тумблеры в салоне, которыми постоянно хочется щелкать по делу и без, и ездовые характеристики, наконец. А модификации с шильдиком John Cooper Works — это круто вдвойне. И я был убежден, что такие машины должны нравиться по умолчанию: словно в небе сошлись все звезды и — бам! — вы идеальная парочка. Но, похоже, я ошибался, и просто соединить все ингредиенты в кучу — недостаточно для идеального блюда. Наш сегодняшний гость — JCW Clubman — персонаж странный. И к нему есть несколько вопросов.

Прежде всего, форм-фактор. Уже не хэтчбек, но из-за слишком короткого заднего свеса и общих габаритов вроде бы еще и не совсем универсал. Хотя нельзя не признать, что шестидверный (о, боже!) кузов с двумя распашными задними створками — это как минимум необычно, прикольно и даже удобно. И пусть у вас машина в стиле «не как у всех», но каждый встречный-поперечный всё равно будет называть вашу ласточку «катафалком» или «гробовозкой». Причем далеко не самой красивой. Проверено.

И зачем тогда вообще нужен автомобиль с подобным типом кузова? Потому, что покупатель подобной машины уже вырос из обычного хэтчбека MINI (ибо семья, дети, ипотека и вообще уже давно пора стать посерьезнее, как всегда говорит мама), а делать выбор в пользу седана или обычного кроссовера — слишком пошло? Да и не каждый день тебе требуется «семейность» семейного автомобиля, например, того же большого вседорожника. И постоянно возить с собой кубометры пустого пространства тоже вроде как не комильфо. А тут — нечто среднее между всем этим. Да еще и генами Mini! Shut up and take my money?

И это было бы так. Но в данном случае адреналиновая инъекция John Cooper Works — перебор. Потому что такой Клабман не будет способствовать укреплению семейного счастья: даже при обычном размеренном перемещении по городу тут слишком трясет, а говорить про поездку «на дальняк» вообще не приходится (да и в коротких поездках хотелось бы поменьше шума от дороги в салоне). Но даже при езде в одиночку водительское счастье не переливается через край. Да, Mini JCW Clubman чертовски быстр, но рулится он не божественно, а рыскания в колее и на прямой — напрягают. И когда вспоминаешь про цену — 4 миллиона рублей — становится совсем грустно.

Поэтому если хочется самый необычный Mini, то лучше выбрать Cooper S Clubman, цены на который начинаются от 2,5 миллиона рублей. Тут тоже будет полный привод, чуть более комфортное шасси и 192 силы, которых хватит за глаза. А версию JCW оставьте для эгоистичного хэтчбека. Вот они-то уж точно идеальная парочка.

Mini John Cooper Works Clubman
Нравится
Динамика, внешность, оригинальность, практичность
He нравится
Цена, отсутствие ощущения лёгкости
Вердикт
Ещё не догадались? Это же BMW M 135i в шкуре Mini
1998 см³, бензиновый L4, 306 л.с., 450 Нм
АКП-8
4,9 с; 250 км/ч
н.д.

Подробные технические характеристики

Mini John Cooper Works Clubman 2.0 T AT ALL4
Тип двигателябензиновый L4 турбо
Рабочий объем, см³1998
Макс. мощность, л.с. /об/мин306/ 5000–6250
Макс. момент, Нм/об/мин550/ 1750–4500
Тип приводаполный
Коробка передачавтоматическая, 8-ступенчатая
Передняя подвескапружинная, McPherson
Задняя подвескапружинная, многорычажная
Габариты (ДхШхВ), мм4253х1800x1441
Колесная база, мм2670
Снаряженная масса, кгн.д.
Объем багажника, л360
Разгон 0–100 км/ч, с4,9
Макс. скорость, км/ч250
Расход топлива (комб.), л/100 км7,4
Объем топливного бака, лн.д.
Цена, руб.3 190 000

P.S. Это третий наш тест, когда об одном автомобиле хотят высказаться несколько редакторов «Мотора». Раньше мы уже рассказывали таким образом о Bentley Bentayga и Continental GT V8. И вовсе не пытались привести свои мнения к одному знаменателю. Напротив, авторы не читали колонки своих коллег до публикации. И эту практику мы продолжим. /m

Теги:
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget