Умру, но газ не сброшу
Как проходят рекордные заезды Bonneville Speed WeekПроект Gibbonzz 7227 – рекордный хот-род из России – уже добрался до Америки. Совсем скоро, с 10 по 16 августа, ему предстоит принять участие в скоростных заездах Bonneville Speed Week на соляном озере Бонневиль. Мы пристально следим за проектом, а пока решили рассказать вам, что представляют собой сами заезды.
Принять участие в Bonneville Speed Week может каждый: в Бонневиле разрешается гоняться практически на чем угодно. Нужна лишь машина, оборудованная необходимыми средствами безопасности, да водительские права. Но обо всем по порядку.
Регистрация и лицензии
Лицензии:
Категория E (водительское удостоверение) -- до 125 миль в час
Категория D -- от 125 до 150 миль в час
Категория C -- от 150 до** 175** миль в час
Категория B -- от 175 до 200 миль в час
Категория A -- от 200 до 250 миль в час
Категория AA -- от 250 до 300 миль в час
Категория Unlimited -- от 300 миль в час
Для регистрации не требуется почти ничего. Нужно только уведомить об этом организаторов – Хронометрическую ассоциацию Южной Калифорнии (Southern California Timing Associacion) – вступить в клуб и заплатить разовый членский взнос (от 70 до 110 долларов). Более того – для того, чтобы начать ездить, не требуется никакой гоночной лицензии – достаточно водительских прав! Правда, сходу можно будет развить не больше 125 миль в час (200 километров в час). После удачного заезда вам на месте оформят лицензию, и допустимая планка будет поднята до 150 миль в час (240 километров в час). Затем – лицензия на 175 миль (280 километров в час) – и так далее.
Технический регламент
Основные требования к безопасности:
• Наличие у гонщика шлема, системы HANS, огнеупорного комбинезона, ботинок, перчаток, белья и подшлемника с действующей омологацией (или американской, или международной FIA).
• Омологированные гоночные сиденья.
• Ремни безопасности: минимум четырех-, но лучше пяти-, шести- или семиточечные.
• Установленная в окне автомобиля боковая сетка (она нужна, чтобы в случае переворота автомобиля рука гонщика оставалась внутри автомобиля), а также специальные ремни-держатели, ограничивающие движение рук (а в некоторых случаях -- и ног)
• Каркас безопасности специального типа
• Система пожаротушения, выключатель массы
• Тормозной парашют (или несколько) необходим для всех автомобилей, способных развить свыше 175 миль в час
• Стекла из специального плексигласа
Как у любого вида автомобильного спорта, в Bonneville Speed Week есть свой технический регламент, и он довольно интересен. Дело в том, большинство участников заездов – не крупные автогиганты и даже не профессиональные гоночные команды. Это обычные люди, собирающие болиды в собственном гараже – что кстати, очень соответствует истории и духу установления рекордов скорости: даже первые автомобили-монстры с реактивными авиационными двигателями собирали в гаражах. Поэтому регламент не очень строг и имеет большие допуски. Единственное, к чему комиссия придирается строго – так это к системам безопасности.
А вот к самим машинам требования мягче. Например, в регламенте сказано, что тормозная система должна быть «адекватной», а амортизаторы рабочими. Специальные гоночные шины требуются только для автомобилей, развивающих свыше 200 миль в час (320 километров в час) – остальные могут ездить и на дорожных покрышках.
Основные классы автомобилей
Каждый автомобиль или мотоцикл, принимающий участие в заездах, помимо стартового номера имеет также и некую «шифровку» на борту – в случае проекта Gibbonzz, это XF/VGALT. Первые обозначения означают тип используемого мотора (XF – двигатель Ford/Mercury V8 Flathead объемом до 325 кубических дюйма, выпущенный с 1932 по 1953 год), а вторые – класс, в котором выступает машина.
Всего регламент Bonneville Speed Week предполагает почти сотню различных классов – от электромобилей до паровых машин, от «стримлайнеров», рассчитанных на скорости свыше 600 километров в час, до мотороллеров с рабочим объемом двигателя не больше 49 кубических сантиметров. Рассмотрим самые интересные.
[center]– Streamliner –
(/BFS, /FS, /BGS, /GS, /DS)
Текущий рекорд скорости: 412,02 мили в час (662,940 километра в час)[/center]
Это самые быстрые машины в Бонневиле. Они наиболее совершенны в плане аэродинамики – коэффициент лобового сопротивления у «стримлайнеров» минимален.
В этом классе есть масса субклассов, которые отличаются типом двигателя: «стримлайнеры» бывают и с относительно простыми бензиновыми моторами, и с мощными турбодвигателями мощностью свыше 3000 лошадиных сил, дизельными, электрическими, газотурбинными и даже паровыми.
[center]– Lakester –
(/BFL, /FL, /BGL, /GL)
Текущий рекорд скорости: 366,586 мили в час (589,836 километра в час)[/center]
По сути, это те же «стримлайнеры», но с открытыми колесами. Подклассы этих автомобилей различают не только по мотору, но и по соотношению ширины и колесной базы.
«Лейкстеры» также развивают огромные скорости, лишь чуть-чуть уступая топ-машинам в скорости. Допускается применение антикрыльев и стабилизаторов.
[center]– Vintage Modified Roadster –
(/BFMR, /FMR, /BGMR)
Текущий рекорд скорости: 316,002 мили в час (508,447 километра в час)[/center]
Среди огромного количества «винтажных» классов (машины до 1948 года выпуска) именно этот – самый скоростной. Сюда допускаются только автомобили без крыши, выпущенные в период между 1923 и 1938 годами.
Доработки центральной части кузова жестко ограничены, однако раму можно ставить практически любую; допускаются кузовные панели из стеклопластика и алюминия. Двигатели бывают самыми разнообразными (но обязательно со «старым» блоком). «Современные» вещи, такие как турбонаддув и антикрылья, строжайше запрещены.
[center]– Fuel Gas Roadster и Street Roadster –
(/BFR, /FR, /BGR, /GR, /BSTR, /STR)
Текущий рекорд скорости: 269,440 мили в час (433,528 километра в час)[/center]
В этот менее «радикальный» класс также допускают машины с 1928 по 1938 год.
В отличие от предыдущего класса, доработки по части рамы и аэродинамики тут ограничены намного строже – автомобили значительно короче и имеют худшую аэродинамику. Однако именно этот класс считается одним из самых конкурентных.
[center]– Competition Coupe and Sedan –
(/BFCC, /FCC, /BGCC, /GCC)
Текущий рекорд скорости: 308,517 мили в час (496,403 километра в час)[/center]
В этот «серийный» класс попадают машины, выпущенные после 1948 года, основанные на серийных купе и седанах.
В нем допускается удлинение кузова, уменьшение высоты кабины за счет укорачивания стоек, установка разнообразных обтекателей и прочие способы улучшения аэродинамики.
[center]– Modified Sports –
(/BFMS, /FMS, /BGMS, /GMS)
Текущий рекорд скорости: 305,596 мили в час (491,703 километра в час)[/center]
Еще один интересный класс – здесь за основу берутся разнообразные мелкосерийные машины, выпущенные тиражом минимум от 50 штук.
Список доработок также достаточно широк – разрешается и увеличение колесной базы, и доработка аэродинамики. Однако, например, у всех машин класса Modified Sports должны быть на месте штатные задние фонари.
[center]– Production Coupe and Sedan, Production-Supercharged, Grand Touring Sport –
(/PRO, /CPRO, /PS, /BGT, /GT)
Текущий рекорд скорости: 297,663 (478,939 километра в час)[/center]
В эти классы допускаются серийные автомобили с достаточно ограниченным набором модификаций – они, в основном, касаются только доработки силового агрегата, а не кузова.
Что, впрочем, не мешает гонщикам показывать сногсшибающие результаты. Причем участвовать могут не только американские, но и «импортные» автомобили.
Сами гонки
В этом году заезды Bonneville Speed Week пройдут с 10 по 16 августа. Перед ними соляную трассу (вернее, сразу несколько) в обязательном порядке обрабатывают.
За два дня непосредственно до гонок проходит техническая инспекция. Тут все достаточно стандартно: участники вместе со своими «техничками» прибывают на озеро в закрытый парк и по очереди загоняют автомобили в шатры, где комиссары осматривают их на предмет соответствия регламенту.
10 числа начинаются ознакомительные заезды, а с 11 по 16 – зачетные. Длятся они с 6 утра и до 8 вечера.
Замер скорости осуществляется при помощи специальных «ловушек», расставленных на расстоянии в милю друг от друга. Они измеряют среднюю скорость прохождения участка автомобилем – это и есть результат.
Для установления рекорда скорости автомобиль должен проехать дистанцию в обе стороны – за результат будет считаться средняя скорость, показанная во время двух заездов. Но, чтобы получить допуск для «обратного» проезда, необходимо уже на первом показать результат, превышающий текущий рекорд – в этом случае на следующее утро участник записывается на заезд в другую сторону.
Большинство автомобилей стартует не самостоятельно – их разгоняет специальная машина-толкач (обычно это полноприводный пикап, но встречаются и более экзотические конструкции); иногда толкают руками.
Причина, во-первых, в том, что у рекордных машин как правило очень «длинные» трансмиссии, а во-вторых, это нужно, чтобы поберечь двигатель – к концу дистанции у многих участников случаются проблемы с перегревом. Когда до 60-80 километров в час мотор «отдыхает», преодолеть дистанцию намного проще.
В случае, если машине удается поставить рекорд, она в течение часа после финиша обязана явиться на повторную (и куда более подробную) техническую инспекцию. Кроме того, любой из соперников имеет право подать жалобу на другого – вдруг у конкурента с машиной что-то не так? Но, чтобы все повально не «стучали» друг на друга, апелляция сделана платной.
Но 16 августа гонки не заканчиваются. Те из участников, кто выступил хорошо, еще раз отправляются в Бонневиль уже в конце октября на финальные заезды. Покрытие осенью намного лучше, машин меньше, а температура ниже – идеальные условия для рекорда.