Опубликовано 19 июля 2013, 23:38

Умру, но газ не сброшу

Как проходят рекордные заезды Bonneville Speed Week
Проект Gibbonzz 7227 — рекордный хот-род из России — уже добрался до Америки. Совсем скоро, с 10 по 16 августа, ему предстоит принять участие в скоростных заездах Bonneville Speed Week на соляном озере Бонневиль. Мы пристально следим за проектом, а пока решили рассказать вам, что представляют собой сами заезды.
Фотографии Vintage Hot Rod, Skoda, с сайтов americanfestivalsproject.net, prometheus.med.utah.edu, landspeedproductions.biz, и пользователей cubedude27, flaminmo и Stefan Jürgensen с сайта flickr.com
Фотографии Vintage Hot Rod, Skoda, с сайтов americanfestivalsproject.net, prometheus.med.utah.edu, landspeedproductions.biz, и пользователей cubedude27, flaminmo и Stefan Jürgensen с сайта flickr.com

Проект Gibbonzz 7227 – рекордный хот-род из России – уже добрался до Америки. Совсем скоро, с 10 по 16 августа, ему предстоит принять участие в скоростных заездах Bonneville Speed Week на соляном озере Бонневиль. Мы пристально следим за проектом, а пока решили рассказать вам, что представляют собой сами заезды.

Принять участие в Bonneville Speed Week может каждый: в Бонневиле разрешается гоняться практически на чем угодно. Нужна лишь машина, оборудованная необходимыми средствами безопасности, да водительские права. Но обо всем по порядку.

Умру, но газ не сброшу

Регистрация и лицензии

Лицензии:

Категория E (водительское удостоверение) -- до 125 миль в час

Категория D -- от 125 до 150 миль в час

Категория C -- от 150 до** 175** миль в час

Категория B -- от 175 до 200 миль в час

Категория A -- от 200 до 250 миль в час

Категория AA -- от 250 до 300 миль в час

Категория Unlimited -- от 300 миль в час

Для регистрации не требуется почти ничего. Нужно только уведомить об этом организаторов – Хронометрическую ассоциацию Южной Калифорнии (Southern California Timing Associacion) – вступить в клуб и заплатить разовый членский взнос (от 70 до 110 долларов). Более того – для того, чтобы начать ездить, не требуется никакой гоночной лицензии – достаточно водительских прав! Правда, сходу можно будет развить не больше 125 миль в час (200 километров в час). После удачного заезда вам на месте оформят лицензию, и допустимая планка будет поднята до 150 миль в час (240 километров в час). Затем – лицензия на 175 миль (280 километров в час) – и так далее.

Умру, но газ не сброшу

Технический регламент

Основные требования к безопасности:

• Наличие у гонщика шлема, системы HANS, огнеупорного комбинезона, ботинок, перчаток, белья и подшлемника с действующей омологацией (или американской, или международной FIA).

• Омологированные гоночные сиденья.

• Ремни безопасности: минимум четырех-, но лучше пяти-, шести- или семиточечные.

• Установленная в окне автомобиля боковая сетка (она нужна, чтобы в случае переворота автомобиля рука гонщика оставалась внутри автомобиля), а также специальные ремни-держатели, ограничивающие движение рук (а в некоторых случаях -- и ног)

• Каркас безопасности специального типа

• Система пожаротушения, выключатель массы

• Тормозной парашют (или несколько) необходим для всех автомобилей, способных развить свыше 175 миль в час

• Стекла из специального плексигласа

Как у любого вида автомобильного спорта, в Bonneville Speed Week есть свой технический регламент, и он довольно интересен. Дело в том, большинство участников заездов – не крупные автогиганты и даже не профессиональные гоночные команды. Это обычные люди, собирающие болиды в собственном гараже – что кстати, очень соответствует истории и духу установления рекордов скорости: даже первые автомобили-монстры с реактивными авиационными двигателями собирали в гаражах. Поэтому регламент не очень строг и имеет большие допуски. Единственное, к чему комиссия придирается строго – так это к системам безопасности.

А вот к самим машинам требования мягче. Например, в регламенте сказано, что тормозная система должна быть «адекватной», а амортизаторы рабочими. Специальные гоночные шины требуются только для автомобилей, развивающих свыше 200 миль в час (320 километров в час) – остальные могут ездить и на дорожных покрышках.

Основные классы автомобилей

Каждый автомобиль или мотоцикл, принимающий участие в заездах, помимо стартового номера имеет также и некую «шифровку» на борту – в случае проекта Gibbonzz, это XF/VGALT. Первые обозначения означают тип используемого мотора (XF – двигатель Ford/Mercury V8 Flathead объемом до 325 кубических дюйма, выпущенный с 1932 по 1953 год), а вторые – класс, в котором выступает машина.

Умру, но газ не сброшу

Всего регламент Bonneville Speed Week предполагает почти сотню различных классов – от электромобилей до паровых машин, от «стримлайнеров», рассчитанных на скорости свыше 600 километров в час, до мотороллеров с рабочим объемом двигателя не больше 49 кубических сантиметров. Рассмотрим самые интересные.

[center]– Streamliner –
(/BFS, /FS, /BGS, /GS, /DS)
Текущий рекорд скорости: 412,02 мили в час (662,940 километра в час)[/center]

Это самые быстрые машины в Бонневиле. Они наиболее совершенны в плане аэродинамики – коэффициент лобового сопротивления у «стримлайнеров» минимален.

Умру, но газ не сброшу

В этом классе есть масса субклассов, которые отличаются типом двигателя: «стримлайнеры» бывают и с относительно простыми бензиновыми моторами, и с мощными турбодвигателями мощностью свыше 3000 лошадиных сил, дизельными, электрическими, газотурбинными и даже паровыми.

[center]– Lakester –
(/BFL, /FL, /BGL, /GL)
Текущий рекорд скорости: 366,586 мили в час (589,836 километра в час)[/center]

По сути, это те же «стримлайнеры», но с открытыми колесами. Подклассы этих автомобилей различают не только по мотору, но и по соотношению ширины и колесной базы.

Умру, но газ не сброшу

«Лейкстеры» также развивают огромные скорости, лишь чуть-чуть уступая топ-машинам в скорости. Допускается применение антикрыльев и стабилизаторов.

[center]– Vintage Modified Roadster –
(/BFMR, /FMR, /BGMR)
Текущий рекорд скорости: 316,002 мили в час (508,447 километра в час)[/center]

Среди огромного количества «винтажных» классов (машины до 1948 года выпуска) именно этот – самый скоростной. Сюда допускаются только автомобили без крыши, выпущенные в период между 1923 и 1938 годами.

Умру, но газ не сброшу

Доработки центральной части кузова жестко ограничены, однако раму можно ставить практически любую; допускаются кузовные панели из стеклопластика и алюминия. Двигатели бывают самыми разнообразными (но обязательно со «старым» блоком). «Современные» вещи, такие как турбонаддув и антикрылья, строжайше запрещены.

[center]– Fuel Gas Roadster и Street Roadster –
(/BFR, /FR, /BGR, /GR, /BSTR, /STR)
Текущий рекорд скорости: 269,440 мили в час (433,528 километра в час)[/center]

В этот менее «радикальный» класс также допускают машины с 1928 по 1938 год.

Умру, но газ не сброшу

В отличие от предыдущего класса, доработки по части рамы и аэродинамики тут ограничены намного строже – автомобили значительно короче и имеют худшую аэродинамику. Однако именно этот класс считается одним из самых конкурентных.

[center]– Competition Coupe and Sedan –
(/BFCC, /FCC, /BGCC, /GCC)
Текущий рекорд скорости: 308,517 мили в час (496,403 километра в час)[/center]

В этот «серийный» класс попадают машины, выпущенные после 1948 года, основанные на серийных купе и седанах.

Умру, но газ не сброшу

В нем допускается удлинение кузова, уменьшение высоты кабины за счет укорачивания стоек, установка разнообразных обтекателей и прочие способы улучшения аэродинамики.

[center]– Modified Sports –
(/BFMS, /FMS, /BGMS, /GMS)
Текущий рекорд скорости: 305,596 мили в час (491,703 километра в час)[/center]

Еще один интересный класс – здесь за основу берутся разнообразные мелкосерийные машины, выпущенные тиражом минимум от 50 штук.

Умру, но газ не сброшу

Список доработок также достаточно широк – разрешается и увеличение колесной базы, и доработка аэродинамики. Однако, например, у всех машин класса Modified Sports должны быть на месте штатные задние фонари.

[center]– Production Coupe and Sedan, Production-Supercharged, Grand Touring Sport –
(/PRO, /CPRO, /PS, /BGT, /GT)
Текущий рекорд скорости: 297,663 (478,939 километра в час)[/center]

В эти классы допускаются серийные автомобили с достаточно ограниченным набором модификаций – они, в основном, касаются только доработки силового агрегата, а не кузова.

Умру, но газ не сброшу

Что, впрочем, не мешает гонщикам показывать сногсшибающие результаты. Причем участвовать могут не только американские, но и «импортные» автомобили.

Сами гонки

В этом году заезды Bonneville Speed Week пройдут с 10 по 16 августа. Перед ними соляную трассу (вернее, сразу несколько) в обязательном порядке обрабатывают.

Умру, но газ не сброшу
**Две трассы**

Поскольку техника, принимающая участие в заездах, очень разная, то в Бонневиле подготавливают сразу две трассы -- короткую и длинную. Автомобили, которые не собираются развивать скорость свыше 280 километров в час, отправляются на первую, все остальные -- на вторую.

Две трассы

Поскольку техника, принимающая участие в заездах, очень разная, то в Бонневиле подготавливают сразу две трассы -- короткую и длинную. Автомобили, которые не собираются развивать скорость свыше 280 километров в час, отправляются на первую, все остальные -- на вторую.

За два дня непосредственно до гонок проходит техническая инспекция. Тут все достаточно стандартно: участники вместе со своими «техничками» прибывают на озеро в закрытый парк и по очереди загоняют автомобили в шатры, где комиссары осматривают их на предмет соответствия регламенту.

10 числа начинаются ознакомительные заезды, а с 11 по 16 – зачетные. Длятся они с 6 утра и до 8 вечера.

Замер скорости осуществляется при помощи специальных «ловушек», расставленных на расстоянии в милю друг от друга. Они измеряют среднюю скорость прохождения участка автомобилем – это и есть результат.

Для установления рекорда скорости автомобиль должен проехать дистанцию в обе стороны – за результат будет считаться средняя скорость, показанная во время двух заездов. Но, чтобы получить допуск для «обратного» проезда, необходимо уже на первом показать результат, превышающий текущий рекорд – в этом случае на следующее утро участник записывается на заезд в другую сторону.

Умру, но газ не сброшу
**Разговоры о погоде**

В конце августа в Бонневиле стоит страшная жара. А из-за чрезмерной добычи толщина соляного покрова на озере сейчас составляет всего около 5-7 сантиметров. И, если шли дожди, трасса часто оказывается покрытой десятисантиметровым слоем воды -- в такие дни заезды, естественно, не проводятся.

Разговоры о погоде

В конце августа в Бонневиле стоит страшная жара. А из-за чрезмерной добычи толщина соляного покрова на озере сейчас составляет всего около 5-7 сантиметров. И, если шли дожди, трасса часто оказывается покрытой десятисантиметровым слоем воды -- в такие дни заезды, естественно, не проводятся.

Большинство автомобилей стартует не самостоятельно – их разгоняет специальная машина-толкач (обычно это полноприводный пикап, но встречаются и более экзотические конструкции); иногда толкают руками.

Причина, во-первых, в том, что у рекордных машин как правило очень «длинные» трансмиссии, а во-вторых, это нужно, чтобы поберечь двигатель – к концу дистанции у многих участников случаются проблемы с перегревом. Когда до 60-80 километров в час мотор «отдыхает», преодолеть дистанцию намного проще.

В случае, если машине удается поставить рекорд, она в течение часа после финиша обязана явиться на повторную (и куда более подробную) техническую инспекцию. Кроме того, любой из соперников имеет право подать жалобу на другого – вдруг у конкурента с машиной что-то не так? Но, чтобы все повально не «стучали» друг на друга, апелляция сделана платной.

Умру, но газ не сброшу

Но 16 августа гонки не заканчиваются. Те из участников, кто выступил хорошо, еще раз отправляются в Бонневиль уже в конце октября на финальные заезды. Покрытие осенью намного лучше, машин меньше, а температура ниже – идеальные условия для рекорда.