7 февраля 2017, 14:31

Убийцы «Теслы», которые ждут нас в ближайшем будущем

Путеводитель по стартапам, участвующим –в электрической революции. Часть вторая

В первой части мы познакомились с некоторыми стартапами, которые хотят наполнить мир дорогими и не очень экоавтомобилями. Но на этом компании, мечтающие стать гигантами автоинудстрии, или хотя бы сравняться с «Теслой», не кончились. Поэтому мы подготовили вторую часть производителей, ведущих нас к электрическому будущему. Как и в прошлый раз, чтобы никого не обижать, мы расположили их в алфавитном порядке.


NIO

«Нио» — это подразделение по производству автомобилей, запущенное компанией NEXT EV. И ее можно назвать одним из первых (если вообще не единственным) стартапом с глобальной интеграцией. Инженерный центр сосредоточен в Шанхае, где им управлял генеральный директор Мартин Лич, прежде руководивший Ford Europe и Maserati. К сожалению, в начале ноября 2016 года он скончался после продолжительной болезни, и текущее руководство взял на себя основатель компании Уильям Ли. Дизайн будущей модели разрабатывают в Мюнхене, а программное обеспечение – в Сан-Хосе.

Первые инвестиции NIO получила в Китае от нескольких щедрых медиамагнатов, после чего смогла привлечь еще около полумиллиарда долларов от крупных хедж-фондов. Первые два года своей жизни стартап вел себя крайне тихо, до тех пор пока не представил на Женевском автосалоне 2016 года гиперкар EP9.

Футуристичный и аэродинамичный кузов скрывает электрическую силовую установку мощностью 1360 лошадиных сил. В компании утверждают, что с нуля до 100 километров в час новинка может ускоряться за 2,7 секунды. Максимальная скорость — 312 километров в час. Кроме того, NIO обещает 2,5 тонны прижимной силы на скорости 240 километров в час.

В октябре гиперкар якобы даже побил рекорд круга Нюрбургринга. Официально он принадлежит гоночному прототипу Toyota TMG EV002 — 7 минут 22 секунд. Купе EP9 преодолело дистанцию трека на семь секунд быстрее, однако видео с прохождением полного круга до сих пор не опубликовано.

Помимо создания машины стоимостью 1,2 миллиона долларов, NIO владеет гоночной командой в Formula E. С первого сезона за нее выступает Нельсон Пике младший, а его напарником с прошлого года является Оливер Терви.

Rimac

Балканы — одно из последних мест на планете, где станешь искать производителя сверхбыстрых автомобилей на электротяге. Однако именно в Хорватии базируется компания Rimac, создавшая Concept One. Этот гиперкар объехал Bugatti Veyron, Porsche 918, LaFerrari и Tesla на «квотере». Справедливости ради стоит отметить, что на дистанции в милю французский гиперкар не оставит этому хорвату ни единого шанса.

Началось все в 2007 году, когда у энтузиаста дрифта и электричества Мате Римака взорвался двигатель в его BMW M3 E30, и он решил перевести машину на батарейки. Ему удалось превратить «эмку» в «Зеленого Монстра» мощностью в 600 сил, набирающего «сотню» за три секунды.

Набив руку на собственном автомобиле, Римак задумал построить с нуля суперкар. К тому времени он собрал необходимую команду инженеров и механиков, а также коллекцию патентов. К 2014 году компании удалось продать восемь экземпляров Concept One. Несмотря на массу под две тонны, суперкар разгонялся до 305 километров в час. Емкость аккумуляторов составляет 92 кВт⋅ч — при размеренном темпе движения этого хватит на 500 километров. Компании удалось равномерно разместить ячейки по всему полу автомобиля, добившись оптимальной развесовки и низкого центра масс.

В 2016 году свет увидела вторая модель — Concept S. Она является облегченной и доработанной версией «единички» и ориентирована на использование на треке. Мощность силовой установки довели до 1345 сил, а разгон до 100 километров в час сократился до 2,5 секунды.

Сильной стороной Rimac являются ее инженерные наработки — они консультируют даже шведов из Koeningsegg. Все критически важные компоненты автомобиля разработаны внутри компании. Например, система полного привода с электронным распределением крутящего момента в любой пропорции между всеми четырьмя колесами. По желанию, гиперкар может быть послушным с балансом в пользу недостаточной управляемости или безумным королем дрифта. Электромоторы, контроллеры, блоки аккумуляторов и софт для управления всей электроникой — все это сделано инженерами Rimac.

Riversimple

Базирующаяся в Великобритании компания занимается разработкой электромобиля на водородных топливных элементах. Занимается она этим уже 15 лет, а готового продукта до сих пор нет. Первый действующий прототип под названием Rasa предстал перед публикой в феврале 2016 года, а летом совершил проезд по трассе на фестивале CarFest South.

Конструкция двухместной машины достаточно оригинальная: в основе лежит монокок из композитных материалов, а сверху его накрывают пластиковые кузовные панели. В движение автомобиль приводится мотор-колесами, получающими энергию от топливных элементов расположенных за спинками кресел.

Инженеры ограничили максимальную скорость на 100 километрах в час, а снаряженную массу сумели удержать в пределах 600 килограммов, поэтому Rasa получилась очень экономичной: на 480 километров пробега требуется всего 1,5 килограмма водорода. При этом часть энергии, полученной в процессе расщепления и рекуперации энергии, накапливается в ионисторах для помощи при разгоне.

В 2018 году модель Rasa обещают поставить на конвейер и собрать 3500 машин. На реализацию проекта компания даже получила грант от Евросоюза в размере двух миллионов евро.

Rivian

Про этот стартап нужно знать две вещи: за дизайн у них отвечает Питер Стивенс (который нарисовал McLaren F1), и недавно они купили завод в Иллинойсе, принадлежавший Mitsubishi. Откуда у малоприметной компании деньги на столь масштабное приобретение — неизвестно. Rivian не балует общественность информацией о своей деятельности.

Годом основания Rivian считается 2009-й, а первый автомобиль должен был появиться года три назад. Однако никаких сведений даже о концепции будущего электрокара объявлено не было. Официальный сайт рассказывает только о том, как все будет замечательно и дружелюбно к белым мишкам.

Есть подозрение, что команда разрабатывает идею общественного автомобиля — каршеринга будущего, подразумевающего, что машина не должна простаивать. Как и любому современному авиалайнеру, чтобы окупаться ей необходимо всегда быть в пути.

Sondors

Сторм Сондорс заработал свое небольшое состояние, создав пару лет назад компанию по производству стильных велосипедов с электроприводом. Успех вскружил парню голову и он замахнулся на создание полноценного автомобиля.

Его трехколесник пока не имеет собственного имени и существует лишь виртуально. Собрать денег на разработку и производство первого прототипа Сондорс решил через краудфандинг. Причем выставил он на продажу не сам будущий продукт, а долю в компании — по цене 12 долларов за акцию. 1 января кампания по сбору средств завершилась, общая сумма инвестиций достигла 1,2 миллиона долларов.

Если все получится, на свет появится трехместный электрокар стоимостью от 10 тысяч долларов. Он сможет проезжать от 70 до 300 километров, в зависимости от выбранного покупателем размера блока аккумуляторов. Для снижения издержек, кузов планируется окрашивать лишь в четыре цвета: синий, белый, красный или черный.

Techrules

Самые амбициозные товарищи живут в Китае. Этот гипотетический производитель суперкаров поразил всех в прошлом году на Женевском автосалоне. Сначала они напустили тумана и загадочности, а после шокировали внешним видом и громкими обещаниями.

GT96 — газотурбинный гибридный гиперкар с поистине сказочными характеристиками. У него шесть электромоторов: два на передней оси и четыре на задней. Их суммарная мощность составляет «магические» 1000 сил, а максимальный крутящий момент — аж 8640 Нм!

Вырабатывать электричество для электромоторов будет крохотный газотурбинный генератор мощностью всего 40 сил. И здесь мы подходим к самой непостижимой цифре связанной с концептом Techrules — 0,18! Именно столько литров топлива будет расходовать машина на 100 километров пробега. Для сравнения, у рекордсмена Volkswagen XL1 этот показатель составляет 0,9 литра на 100 километров пробега.

Генератор не связан с колесами и нагрузка на него не так велика, однако по КПД газотурбинный агрегат ничуть не лучше обычного ДВС, при этом лопасти у него вращаются с гораздо большей частотой — примерно 95000 оборотов в минуту.

В одном из пресс-релизов компании утверждается, что эффективность генератора удалось повысить за счет внедрения технологии газодинамических подшипников вместо традиционной системы смазки. Сегодня эта технология активно развивается в энергетике, но еще никогда прежде не использовалась на автомобилях.

Пока у нас больше вопросов, чем ответов. Есть ли будущее у Techrules или компания стала побочным эффектом бурного роста китайской экономики? Надеемся, что через месяц — в Женеве — мы получим недостающие кусочки пазла. На автосалоне 2017 года стартап обещает представить финальный вариант суперкара, над дизайном которого работал сам маэстро Джуджаро.

Uniti Sweden

Тем временем в Швеции… с этих слов начинается промо ролик еще одного инновационного стартапа, который решил создать автомобиль будущего, собрав деньги на его разработку через краудфандинг. В настоящий момент 570 человек перечислили в сумме больше миллиона евро, необходимые для запуска следующей стадии проекта.

У молодой команды нет планов стать самыми быстрыми или скинуть с вершины горы Tesla. Их идея полностью противоположна: идеолог Uniti Льюис Хорн считает современные автомобили слишком громоздкими, тяжелыми и неэффективными. Поэтому двухместный Uniti весит всего 400 килограммов — инженеры выкинули почти весь избыточный пластик и прочие изыски. Натрий-ионный блок аккумуляторов имеет емкость 11 кВт⋅ч — этого хватит на 150 километров пробега.

Поскольку проект зародился в Швеции, то значительная часть внимания инженеров сосредоточена на сокращении вредного воздействия от производства и эксплуатации. Кузов будет выполнен из биопластика, органы управления будут полностью электронными без физической связи руля с колесами.

Согласно стратегии развития компании, первый серийный экземпляр должен увидеть свет ближе к концу 2017 года. Пока же сотрудники Uniti доводят до ума комплекс автономного управления и остальные электронные компоненты. Если все пойдет по плану, то розничная цена составит около 22 тысячи долларов — весьма бюджетно и довольно симпатично.

WM Motors

Эта компания ведет себя очень странно. С одной стороны, во главе ее стоит человек который управлял Geely и Volvo, и ему удалось привлечь порядка миллиарда долларов инвестиций. Команда заявляет о начале серийного производства электромобилей уже в 2018 году на собственном заводе в Китае. С другой стороны, нет никакой информации о том, что на этом заводе будут выпускать.

Стартап выбрал очень пафосное название — WeltMeister (Чемпион мира). Амбициозный план подразумевает создание восьми моделей. В ноябре прошлого года были показаны 3D-прототипы седана, минивэна, универсала повышенной проходимости и кроссовера.

Однако вскорости выяснилось, что рендер последнего — это отфотошопленный концепт Mitsubishi Outlander. Через несколько дней представитель компании попытался откреститься от этих изображений, но тогда получается, что за душой у этой компании нет вообще ничего, а неплохой с виду минивэн начинает казаться перерисованным Citroen C4 Picasso или Opel Zafira. На сегодняшний день, WM Motors выглядит наиболее подозрительным стартапом.

Zelectric Motors

В завершении — совсем краткая история про компанию из Калифорнии. Они не производят фантастические гиперкары или крохотные самобеглые капсулы. Их усилия сосредоточены на конверсии старых автомобилей, преимущественно марок Volkswagen и Porsche, в тихих и стильных атлетов на электротяге.

Ребята поставили дело на поток и выполняют всю переделку под ключ, при этом оригинальный кузов не подвергается «распиливанию» или иным серьезным модификациям, которые могут нарушить аутентичность классического автомобиля. При необходимости, производится апгрейд подвески, электрики и световых приборов.

Энергия хранится в литий-железо-фосфатных блоках аккумуляторов, срок службы которых составляет около 250 000 километров. Для движения используется один электромотор мощностью в 90 лошадиных сил. Авторы проекта утверждают, что им удавалось разогнать Volkswagen T2 Bulli до 150 километров в час, что на стандартной машине находится за гранью подвига и безумия.