30 января 2017, 13:43

Электрические старты

Путеводитель по стартапам, участвующим в электрической революции. Часть первая

Машины на батарейках — наше неизбежное будущее. Считайте, что мы на пороге очередной технической революции и зарождения будущих гигантов индустрии. Свое место среди них уже заняла Tesla, а за остальные борются смельчаки с инновационными решениями и идеями разной степени безумности и жизнеспособности. Мы решили разобраться в многообразии электрических стартапов — сегодня публикуется первая часть. Чтобы никого не обижать, компании расположены в алфавитном порядке.


Faraday Future

Американо-китайская компания стала главным ньюсмейкером последних месяцев. Причины для того были самые разные: от броских заявлений о выдающихся динамических способностях будущих автомобилей, пусть и подкрепленных видео, до сообщений о бегстве топ-менеджеров накануне премьеры. Масштаб бедствия таков, что Faraday Future покинули финансовый директор, главы подразделения PR и стратегии, и даже генеральный директор.

Однако на планы компании по завоеванию мира это пока не повлияло. Первая модель Faraday Future  — FF91 — уже представлена. Она оснащена четырьмя электромоторами суммарной мощностью 1050 лошадиных сил (1800 Нм) и батареями на 130 киловатт-часов. Дальность пробега — 600 километров на одной зарядке. В Faraday Future уверяют, что собрано почти 65 тысяч подтвержденных заказов на машину, которая будет стоить свыше 100 тысяч долларов. Компании даже удалось заключить сделку с властями штата Невада на 300 миллионов долларов, где планируют строить завод фирмы.

Однако расследование журналистов с сайта Jalopnik показало, что основной инвестор FF, китайский медиамагнат Цза Юэтин, не торопится переводить деньги на счета компании, а у себя в стране испытывает некоторые трудности с финансами. Что касается якобы обеспеченных заказов, то перечислять депозит в 5000 долларов, как выяснилось, совершенно не обязательно — достаточно выразить намерение.

Несмотря на все перипетии, с инженерной точки зрения первая модель Faraday Future выглядит весьма перспективно. На презентации в рамках CES в январе 2017 года публике был представлен почти готовый экземпляр. И пусть во время шоу произошел сбой в процессе автономной парковки, зато машина продемонстрировала действующее полноуправляемое шасси и беспроводную подзарядку.

Fisker

Хенрик Фискер, автор дизайна Aston Martin DB9 и BMW Z8, был одним из пионеров создания автомобилей с альтернативными силовыми установками. В отличие от Илона Маска, он выбрал путь подзаряжаемых гибридов и… проиграл. Его Fisker Karma была изящна и даже популярна у голливудских знаменитостей, но компания теряла десятки тысяч долларов на производстве каждого экземпляра и в итоге была вынуждена закрыться.

В 2016 году компания Фискера восстала из пепла с новой концепцией и новым автомобилем. С ним Хенрик обещает перевернуть все представления о том, какой должна быть современная машина. Новинка получила открывающиеся вверх двери типа «крылья бабочки» (причем как спереди, так и сзади), адаптивные светодиодные фары, просторный задний ряд сидений и, как заявляет Фискер, «сильную эмоциональную связь со своим владельцем».

Вопросы вызывает лишь техническая начинка будущей машины. В Fisker намерены использовать инновационный тип аккумуляторов на основе графена. Такие батареи значительно дешевле, легче и эффективные литий-ионных, наиболее распространенных сегодня. Зарядка занимает меньше времени, а проблема всего одна — промышленное производство подобных аккумуляторов еще только набирает обороты.

Нет ясности и с тем, какой мотор будет разгонять седан до 260 километров в час, как он будет проезжать 640 километров на одной зарядке, и кто будет поставщиком систем автономного управления. Ведь без последней уже нельзя вступать в борьбу за внимание потребителей.

LeEco

Цза Юэтин, тот самый бизнесмен из Faraday Future, связан с еще одной компанией, планирующей производить чуть ли не по 400 тысяч электромобилей в год. Китайский холдинг LeEco — это и есть основной актив магната, представляющий собой аналог американского стримингового сервиса Netflix. В последние несколько лет он начал трансформироваться в технологическую корпорацию, производящую различные гаджеты и технику. Автомобильное подразделение было создано уже после основания Faraday Future в США.

В публичном поле родство между двумя компаниями отрицается, а представители Юэтина говорят лишь про их стратегическое партнерство. Однако, по некоторым сведениям, дизайн концепта LeSee Pro был разработан специалистами FF, причем бесплатно.

На первой презентации, в апреле 2016 года, концепт передвигался по сцене в автономном режиме, хотя на самом деле им дистанционно управляли из-за кулис. Осенью того же года, его не смогли с первого раза представить перед публикой в США. Накануне один экземпляр оказался «серьезно поврежден», а другой был в «заложниках» у Майкла Бэя на съемках «Трансформеры 5».

LeEco якобы намерена вложить 1,8 миллиарда долларов в постройку огромного завода для выпуска электрокаров. Даже если так, местные власти пока не выдали необходимого разрешения для начала работ.

О технической начинке первой модели известно мало. Концепция всего проекта — в службе кар-шеринга с функцией автономного управления. Автомобиль оснастят множеством сенсоров и радаров, а по периметру кузова будет проложена многоцветная подсветка. Она информирует пешеходов и других участников движения о том, в каком режиме находится автомобиль. Кроме того, для LeSee Pro спроектировали систему индукционной подзарядки не требующей розетки и «вилки».

Lightning Car Company

Вероятно, самый многострадальный проект среди всех своих «собратьев». Начало ему было положено без малого 10 лет назад. Премьера электрического спорткара прошла на последнем Лондонском моторшоу в 2008 году, где Lightning GT был признан лучшим автомобилем выставки.

Первые клиенты должны были получить свои машины уже через год, но сроки поставки неоднократно переносились. Новая информация ожидается в первой половине 2017 года. Причина переносов — проблемы с наладкой сборочной линии, плюс необходимость обновления силовой установки, которая за последние шесть лет заметно устарела.

Изначально, разгонять GT должны были два электромотора на задней оси, которые в сумме выдавали 400 сил, но сегодня этого уже явно недостаточно. Тем более, что максимальная скорость была ограничена 200 километрами в час. Пара блоков литий-тинататных батарей емкостью 22 киловатт-часа обеспечивает скромный запас автономного хода в 240 километров.

Кузов выполнен в стилистике классических британских спортивных купе 60-х годов и является слегка модифицированной версией обанкротившегося проекта Ronart Lightning. У GT нет новомодных систем автономного управления и огромного планшета на центральной консоли, но в нем чувствуется дух британской «старой школы» и нам это нравится.

Lucid Motors

Как бы смешно это не звучало, но бизнесмен  Цза Юэтин имеет долю еще и в третьем стартапе. Правда вскоре ситуация может измениться. Как вы уже читали выше, по слухам, у бизнесмена начались проблемы с наличностью. Однако справедливости ради стоит отметить, что именно эта компания Юэтина кажется самой жизнеспособной.

Почему? Причин сразу несколько. Lucid Motors была основана 10 лет назад под именем Atieva. Поначалу работа велась над совершенствованием технологий аккумуляторов. Инженеры даже собрали прототип на базе фургона Mercedes-Benz Vito, который набирал сотню меньше, чем за три секунды.

В 2016 в судьбе компании произошло очень много знаменательных событий. В ноябре было объявлено о подписании соглашения на сумму в 700 миллионов долларов с властями города Каса-Гранде в Аризоне. Оно предусматривает постройку завода для сборки электромобилей мощностью до 120 тысяч машин в год.

А в рамках автосалона в Лос-Анджелесе в ноябре прошлого года состоялся дебют прототипа первого седана. Как и все прочие стартапы, руководство Lucid намерено создать «убийцу» Tesla. Естественно, суммарная мощность силовой установки составляет около 1000 лошадиных сил. Но нас больше всего впечатлили «поп-ап» светодиодные фары.

Свое будущее калифорнийская компания обезопасила весьма оригинальным образом. Со следующего года в партнерстве с McLaren Applied Technologies и Sony, Lucid будет эксклюзивным поставщиком аккумуляторов для гоночной серии Formula E. Стартапу поручат разработку и производство блоков управления.

Micro Mobility Systems

Мы большие фанаты оригинальной BMW Isetta, и, конечно, этот пузатик запал в сердце не только нам. Стартап из Швейцарии намерен наладить лимитированный выпуск современного аналога под названием Microlino. Патенты на первоначальный дизайн уже перестали действовать, что позволило дизайнерам MMS создать почти полную копию в стилистике XXI века.

Компания уже собрала несколько предсерийных экземпляров и сейчас проводит их обкатку. Понятное дело, что при скромных габаритах нет возможности установить большой блок аккумуляторов. Авторы плясали от традиционной формулы, подразумевающей городское движение со скоростью до 50 километров в час, частые циклы разгон-торможение и суточный пробег в пределах 50 километров. Все эти задачи Microlino должен исполнять на ура.

Целевой аудиторией для своего продукта в Micro представляют успешного мужчину, которому не безразлична экологическая обстановка. Среди преимуществ Microlino отдельно выделяется тот факт, что машина станет «настоящим магнитом для женщин».

Строгие требования безопасности не позволят автомобилю шарообразного вида получить даже одну звезду при краш-тесте. Поэтому Microlino классифицируется в Европе по тому же классу, что и Renault Twizy — как мопед и легкий квадроцикл. Суммарная мощность электродвигателей составляет около 20 сил — у Isetta было и того меньше, так что проблем с динамикой не ожидается. Самое приятное, что эта машинка будет относительно бюджетной: ценник — около 10 тысяч евро.

NanoflowCell

Кто-то пытается получать энергию из розетки, кто-то от внешнего генератора, есть еще варианты на водороде, но никто не пытался использовать…соленую воду. Конечно не просто воду из океана, а специальную жидкость.

Суть — в так называемых проточных аккумуляторах. В системе содержатся два резервуара с электролитами, которые, при помощи насоса, поступают в камеру, разделенную на две части ионообменной мембраной. Возникает химическая реакция, в результате которой вырабатывается электроэнергия, передающаяся на суперконденсаторы, а затем — на электромоторы.

Система не токсична и не взрывается, а заправка будет такой же простой и быстрой, как у обычной машины с ДВС. Почти 350 литров ионной жидкости хватит на 1000 километров, если говорить о компактном купе Quantino. В рамках прошлогодних испытаний автомобиль проехал 14 часов без остановок на дозаправку, однако никто за пределами компании пока не может этого подтвердить.

Компания утверждает, что их батареи на жидких электродах в пять раз эффективнее, чем аккумуляторы Tesla, но до сих пор ситуация была ровно противоположной, а никаких прорывов в этой области знаний за последнее время не происходило. Еще одно слабое звено — напряжение в электроцепи. Чаще всего на электромобилях применяются высоковольтные системы, потому что высокое напряжение позволяет пускать по кабелю меньшего сечения больше энергии. В Quantino бортовая сеть работает на 48В, и при этом салон не обложен толстенными кабелями. Как им это удалось – неизвестно.

Хотя NanoflowCell была создана всего три года назад в Лихтенштейне, стартап уже успел стать постоянным участником Женевского автосалона. Может быть, в этом году они наконец раскроют тайны и станет ясно — ждет нас революция почище Tesla или это очередной красивый пшик.

Nikola Motor

Разумно прикинув, что в сегменте легковых автомобилей становится слишком тесно от желающих занять место под солнцем, основатели компании Nikola обратили взоры на сегмент дальнемагистральных тягачей. В декабре 2016 года состоялась презентация электрофуры One на водородном топливе. Последнее стало сюрпризом, особенно для тех кто успел внести депозит на солидную сумму.

Изначально концепция предполагала применение природного газа в качестве топлива для гибридной силовой установки — оно дешевое и заправок много. С водородом все сложнее, поскольку Nikola обещает построить 50 станций лишь к 2020 году. Чтобы как-то подсластить пилюлю, каждому покупателю пообещали бесплатное топливо на 1,5 миллиона километров.

Огромные размеры грузовика позволили установить объемный блок аккумуляторов, состоящий из 32000 отдельных литий-ионных ячеек. Такого количества достаточно для пробега в 1500 километров. Суммарная мощность шести электромоторов составляет 1000 л.с., но это сущая ерунда по сравнению с показателем крутящего момента. Изначально он эквивалентен 2700 Нм, а благодаря коробке передач он может возрастать до 100000 Нм… Якобы.

Впрочем, независимо от возможностей силовой установки, шофер этой фуры будет одним из самых счастливых. Другого столь же красивого и напичканного электроникой грузовика просто нет. В кабине инсталлирован большой жилой отсек с 4К телевизором, премиальной аудиосистемой и удобной кроватью.

Продолжение следует…