Самый технологичный Volvo: представлен электрический кроссовер EX90
Модель станет флагманом электрической линейки шведской маркиС появлением EX90 для Volvo начинается новая эпоха, апофеозом которой станет отказ от двигателей внутреннего сгорания. К 2030 году в модельном ряду шведов останутся только электромобили, а к 2040-му компания надеется получить статус климатически нейтральной, то есть будет компенсировать вредные выбросы от производства отсутствием таковых у её автомобилей.
Выпускать EX90 будут в США и Китае, поскольку с развитием автоматизации и роботизации выбор географии связан не столько с дешёвой рабочей силой, сколько с близостью к рынкам сбыта.
Технически новый кроссовер идентичен Polestar 3. В его основе лежит модульная платформа SEA1 (Sustainable Experience Architecture), разработанная холдингом Geely для электромобилей с колесной базой около трех метров.
По размерам EX90 близок к топливному XC90. Максимальный дорожный просвет составляет 215 миллиметров, глубина преодолеваемого брода — 450. Коэффициент аэродинамического сопротивления такой же, как у Polestar 3 и BMW X3, — 0,29.
Под капотом — небольшой отсек на 37 литров. Объем основного багажника варьируется от 365 до 1915 литров.
Салон EX90 рассчитан на семерых, причем запаса места в ногах и плечах должно быть в избытке. Мультимедиа кроссовера работает на платформе Snapdragon Cockpit, которая в два раза производительнее нынешних бортовых систем. За графику отвечает игровой движок Unreal Engine. Диагональ центрального экрана — 14,5 дюйма. Есть поддержка сервисов Google, беспроводного Apple CarPlay и сетей 5G.
Вообще, по технологичности EX90 не уступает топовым китайским электрокарам. Например, штатно на нём стоит лидар Luminar, восемь камер, пять радаров и 16 ультразвуковых сенсоров. Обработкой данных занимается вычислительная платформа NVIDIA Orin, хотя софт, превращающий потоки сырых данных в образы, Volvo написала сама. Электроника может с расстояния 250 метров определить позу человека, а со 120 метров ночью «увидеть» на дороге шину.
В салоне EX90 есть две специальные камеры и активный инфракрасный датчик. Они следят за глазами человека (система фиксирует даже расширение зрачков), определяя, когда тот отвлёкся, устал или вот-вот заснет.
Обнаружив расхождения в поведенческих паттернах, машина включит предупреждающие сигналы. Их громкость будет нарастать по мере приближения к определенной критической точке. Если водитель никак на них не отреагирует, кроссовер сам остановится и свяжется с экстренными службами.
Ещё одно ноу-хау — набор радаров в салоне. Они работают в субмиллиметровом диапазоне и могут распознать, например, движения грудной клетки спящего младенца. Сенсоры встроены в потолочную консоль, лампы для чтения и в багажник, и активируются только когда водитель пытается закрыть дверь.
Похоже, забыть в машине ребенка или домашнего питомца будет очень сложно. Система штатная, но будет работать лишь в странах, где разрешено коммерческое использование частоты 60 гигагерц.
я выбрал вместо рекламы.
Также для EX90 заявлены иммерсивная аудиосистема Bowers & Wilkins с Dolby Atmos, цифровой ключ (для разблокировки и запуска можно использовать смартфон, причем профиль с индивидуальными настройками водителя загрузится автоматически) и экологически безопасные материалы отделки.
При этом сам EX90 на 15 процентов состоит из переработанной стали и на 25 процентов из вторичного алюминия. Масса переработанного пластика — 48 килограммов, или 15 процентов от его общего количества.
Силовых установок две, обе двухмоторные и с батарей CATL номинальной емкостью 111 киловатт-часов (доступны 107 кВт•ч). Начальный EX90 располагает мощностью и тягой в 408 сил и 770 Нм (у Polestar 3 — 489 л.с. и 840 Нм), разгоняется до ста за 5,9 секунды и проезжает без подзарядки около 600 километров.
Топ-версия Performance с отдачей 517 сил и 910 Нм разменивает «сотню» через 4,9 и обеспечивает 590 километров дальности хода.
При старте и на средней скорости у EX90 работает только передний электромотор, а задний вступает по мере увеличения нагрузки. Принудительно задействовать оба привода можно включив режим Constant AWD. Как и Polestar 3, кроссовер Volvo оснащен двухкамерной пневмоподвеской и системой векторизацией тяги на задней оси (реализовано с помощью пакетов фрикционов в приводах колесах).
Кроме того, вседорожник поддерживает технологию двунаправленной передачи энергии: от него можно запитать дом, другой электрокар либо отдать излишек в общую сеть.
Volvo уже открыла прием заказов на EX90 в США. Детальной информации о ценах нет, но в компании говорят, что хорошо оснащенный кроссовер будет стоить около 80 000 долларов (4,9 млн рублей). Производство машин стартует осенью 2023 года, ну а первые поставки запланированы на начало 2024-го.