Опубликовано 17 августа 2021, 11:24
2 мин.

В США создали робота для разборки старых батарей электромобилей

Он работает в 10 раз быстрее человека
В Национальной лаборатории Ок-Ридж Министерства энергетики США разработали роботизированную установку, которая в 10 раз ускорит процесс разборки изношенных батарей от электромобилей. Манипулятор можно настроить как на извлечение отдельных модулей для их последующего использования в стационарных накопителях, так и на глубокий демонтаж на уровне ячеек, если требуется отделить и переработать базовые элементы: кобальт, литий, металлизированную фольгу и прочее.
В США создали робота для разборки старых батарей электромобилей
© Porsche

На сегодняшний день лишь малая часть отслуживший батарей от электромобилей идет на переработку. В основном их используют повторно, например, в стационарных накопителях для «зеленой энергетики» или, как это делает Nissan, в экспериментальных проектах вроде питания уличных фонарей. Причина — в низкой автоматизации процесса разборки и высоком риске для человека получить химические ожоги или удар электрическим током.

Но разработка Национальной лаборатории Ок-Ридж должна решить эти проблемы. Роботизированная установка, изначально предназначенная для разборки компьютерных жестких дисков и извлечения из них неодимовых магнитов, способна разбирать даже заряженную батарею, причем делает это в десять раз быстрее, чем человек, — и это один из самых важных показателей. Манипулятор адаптируется под блоки любого формата. Он может извлекать и отдельные модули, и углубляться до уровня ячеек, отделяя редкие материалы для их последующей переработки.

Команда лаборатории Ок-Ридж уверена, что им удастся внедрить такие установки на коммерческом уровне, плюс разработать похожую систему для разборки электрических приводов. Она будет в полностью автоматическом режиме извлекать редкоземельные магниты, медь, сталь и пригодную для повторного использования силовую электронику. При этом оба процесса — разборка и батарей, и электромоторов — могут быть запущены на одном предприятии.

Между тем в немецком Зальцгиттере зимой запущен завод Volkswagen по переработке аккумуляторов. Здесь батареи сначала полностью разряжают и разбирают; отдельные элементы перемалывают в гранулы и высушивают. Таким образом получают вторичные алюминий, медь и пластик, а также «черный порошок», содержащий литий, никель, марганец, кобальт и графит. Их выделением и обработкой, применяя методы гидрометаллургии, занимается компания-партнер.

Источник: ORNL