Загрузка...
28 ноября 2016, 13:31

Полтора чемпиона

Как Нико Росберг дотерпел до титула в Гран-при Абу-Даби

Поделиться

© Getty Images, Daimler, Red Bull
Михаил Конончук

Яс-Марина всегда фантастически красива, но не всегда фантастически интересна. В смысле, не каждый день чемпионские стремления Алонсо упираются в «Выборгскую стену» Петрова, а Картикеян демонстрирует достижения индийской космической программы, запуская Росберга в стратосферу. Примерно до 45 круга нынешний Гран-при тоже получался так себе. В соответствии с самым унылым сценарием Льюис ехал к очередной победе — ну, а Нико осторожничал в сторону вожделенного титула. А потом произошло то, что завезло в оба лагеря болельщиков Mercedes по целому сухогрузу аргументов против друг друга. «Мотор» поздравляет тридцать третьего чемпиона мира и подводит итоги Гран-при Абу-Даби, после которого еще долго будут говорить про то, кто тут настоящий, а кто — нет.

Нико — чемпион. Безапелляционно

Путь гонки от старта до финальной драмы можно отследить по нашему традиционному онлайну

Да, все произошло именно так, как мы боялись после Малайзии: Хэмилтон выиграл четыре из четырех, а Росберг неизменно стоял на ступеньку ниже напарника и ждал, когда же календарь докрутится до дня коронации. Более того, в Абу-Даби едва не случился минимально приемлемый для немца расклад: три серебра, одна бронза и — все равно — Самый Главный Кубок. Вспоминается известная байка про варанов со слабым ядом, которые сначала кусают жертву, а потом таскаются за ней, пока та не окочурится. Игуан таких, конечно, в природе не существует, зато хладнокровие Нико в этом контексте обретает почти буквальный смысл.

Сейчас, когда все уже позади, становится окончательно ясно: все слова действующего (привыкайте!) чемпиона о том, что он будет рассматривать каждую гонку в отдельности и попытается выиграть их все, — брехня. Росберг действительно доводил сезон до нужного ему результата, избегая даже намека на риск. Но вы правда считаете, что это слишком легко и не по-чемпионски? Тогда подумайте про концовку этой гонки.

Вскоре после финиша Нико выложил проникновенный видеоролик, посвященный маме, папе и своему детству. Посмотрите, он душевный.

Просто представьте, каково это — за 10 кругов до титула оказаться за напарником, пошедшим ва-банк и решившим оттормозить тебя хоть под «Мейноры», если появится такая возможность. Сзади накатывает репутация Ферстаппена, потом сам Ферстаппен, а затем Феттель, который на быстрой резине рвется к первому аж с Монцы подиуму. Молот и наковальня, Сцилла и Харибда, простуда и диарея — положение Росберга попадает куда-то в этот ряд.

Ты видишь, что Льюис вошел в режим «нечего терять». Ты знаешь, что если полезешь на него с атакой, он сделает все, чтобы в обязательном (обязательном!) столкновении вывести из строя твою машину и получить последний призрачный шанс. Но ты сохраняешь спокойствие до последних метров и берешь свое. И кстати, если кому-то хочется назвать Нико «беззубым» чемпионом — вспомните атаку на Ферстаппена. Жесткую, убедительную, не терпящую противоречий. Немец умеет гоняться, но делает это строго тогда, когда в этом есть смысл. Получил «добро» от стратегов — атаковал — уехал. И вроде как снова успокоился.

Но во всех этих слезах, смехе и размахивании в воздухе дедушкой Экклстоуном после финиша нельзя было не почувствовать, насколько неизъяснимое количество сил отдал Росберг ради этого титула. Он должен был оставаться спокойным, когда его выступления на фоне Шумахера объясняли возрастом Семикратного. Он должен был терпеть и работать, когда более быстрый от природы Хэмилтон брал награду за наградой, попутно бряцая золотыми цепями. Он должен был удержать нервы в кулаках, чтобы дождаться этого чемпионства. И он дождался. Под сумасшедшим прессингом последних кругов. И только потом дал волю настоящим эмоциям.

Как Нико отмечал свой долгожданный триумф

>
Reload
1 / 7

Хорошо, что никто не додумался влепить чемпиону штраф за неуставные «пончики» и невозвращение машины в закрытый парк.

Да, большинству болельщиков (и нам в их числе) хотелось бы острейшей, искрящейся борьбы колесо в колесо. Или, на худой конец, серии из четырех побед, которые окончательно расставили бы все по местам. Так было бы куда эффектнее, да. Но многолетняя гонка Росберга за титулом стала, пожалуй, одной из самых тяжелых и изнурительных в истории чемпионата. И уже поэтому Нико — достойный чемпион.

Хэмилтон сделал то, что должен был

В той же параллельной реальности, где Росберг отключает голову и в каждой гонке бросается в самое пекло, должен существовать и Льюис, который со смирением на лице принимает поражение от напарника. И искренне, по-джентльменски, поздравляет его после финиша. Будете в той Вселенной — передавайте ребятам привет. А у нас все произошло так и только так, как могло произойти.

Многим показалось, что после финиша Нико и Льюис друг друга игнорировали до тех пор, пока на подиуме Дэвид Култхард не заставил их пожать руки. Но нет, ритуальные обнимашки были и раньше, вот доказательство.

Бросить Нико под атаки гонщиков Ferrari и Red Bull — это подло и некрасиво. Не подчиняться прямым приказам от высокого руководства взвинтить темп — это возмутительно и некорректно. Но серьезно: неужели вы ждали от этой гонки чего-то другого? После того, как Mercedes под номером 6 вернулся в реальную борьбу за первое место, у Льюиса было два варианта. Уехать вперед и показать, что он все-таки больше заслуживает корону — или всеми правдами и неправдами попытаться эту корону вырвать.

Злости в экс-чемпионе (привыкайте!) за сезон накопилось хоть отбавляй: неполадки, неудачные старты… Треклятая Малайзия, в конце концов. Поэтому совершенно логично, что он не нашел ни одной причины упрощать напарнику жизнь. Эта формулировка избита в кровь, но правда ведь: великими чемпионами не становятся без способности в решающий момент пройтись по всем головам без разбора и сделать так, как надо лично тебе.

На месте Льюиса точно так же поступили бы Шумахер, Сенна, Алонсо — да даже нытики Феттель с Ферстаппеном! И если вдруг чуду вздумалось бы случиться, очень скоро никто и не вспомнил бы, как именно была добыта победа. Да чего там говорить, если после финиша сам Тото Вольфф, не в силах определиться, кто в нем сейчас сильнее — гонщик или менеджер — назвал ситуацию довольно шизофренической и дал понять, что своего подопечного не осуждает?

Словом, Хэмилтон в очередной раз доказал, что не любить (и даже ненавидеть) его можно, а вот не считаться — нельзя. Да, это был не его год. Но в следующем он может оказаться еще опаснее.

Из Ferrari и Red Bull могла бы выйти неплохая пара

Конечно, в будущем сезоне «Мерседесы» могут никуда и не поехать (ну, вдруг!), а их ближайшим конкурентам помогут боги. Red Bull, понятно, выручит бог аэродинамики Эдриан Ньюи, а Ferrari… Эээм… Ну, еще какой-нибудь бог. И вот тогда мы очень надеемся на гонки вроде той, которую эти команды показали в Абу-Даби. Равные, лихо закрученные и непредсказуемые — только уже за победу.

Пока Макс еще не заехал на первую и единственную остановку, в сети успели пошутить: «Новая стратегия: Ферстаппен вообще не заезжает в боксы, выигрывает гонку и получает награду «Чемпион года»…

В квалификации «Быки» применили свою любимую тактику и прошли в третий сегмент на резине пожестче, чтобы устроить соперникам лишний сеанс головной боли. И устроили! Только, паче чаяния, не силами Дэна Риккардо, а снова-неудержимым-Ферстаппеном. Который сначала сам себе все разрушил в первом повороте, откатившись на последнее место, а потом сам же и починил, добравшись до максимального четвертого. Будем честны, Феттеля голландец сдержать без своих запрещенных приемчиков все же никак не мог.

На этот раз даже не хочется ругать стратегов обеих команд, хотя те в некотором смысле запороли гонку Дэну и Кими. Да, австралийца в самом начале лишили критически важного преимущества суперсофта и перевели на ту же тактику, что и финна — то есть, менее успешную. Но именно сейчас разделение схем выглядело логично и закономерно. Хотя бы потому, что в зависимости от времени выезда гипотетического сейфти-кара выгадать мог каждый из этой четверки. Как и прогадать.

Но, коль скоро гонка обошлась без Бернда Майландера, увидели мы два красивейших (и корректных, и молчаливых — вот дела!) прорыва в исполнении пары самых скандальных пилотов сезона. Их напарники остались на вторых ролях, но в том не было решительно никакой их вины. Риккардо по-прежнему быстр и голоден, а Райкконен в очередной раз доказывает, что слухи о его пенсионном возрасте сильно преувеличены.

Поэтому как вам такая идея? Пилотов Mercedes, раз они там все друг с другом порешали, давайте отправим на заслуженный отдых — а для остальных устроим дополнительный мини-чемпионат этапов эдак из трех-четырех. Скажем, по классным, но недавно выбывшим из календаря трассам вроде Кореи, Индии и Турции. Ну и Нордшляйфе в качестве бонуса. Классно же будет, а? А то в следующем году баланс сил опять качнется куда-нибудь не туда — и все.

##Force India — сила!

Подольше продлить этот сезон наверняка хочется и подопечным Виджея Мальи: четвертая строчка в Кубке конструкторов, перед как минимум тремя командами с куда более толстыми кошельками — это ни что иное как победа в собственном классе. Круче было только в 1999 году, когда коллектив еще назывался Jordan и смог забраться аж в тройку — но ведь и времена на дворе стояли другие. Там и Williams еще недавно чемпионами становились. В общем, Force India в этом сезоне оказалась реально крута, да и последнюю гонку провела соответствующе: Хюлькенберг с Пересом спокойно приехали сразу за сильнейшей шестеркой, чем еще раз подтвердили, что все это не случайно. Мо-лод-цы!

На последних кругах гонки официальные аккаунты Force India и Renault жгли: — Мы сейчас могли бы проехать целый круг задом наперед, и НИКТО не заметил бы. — А мы вообще твитим голышом. Никто не замечает.

На этом фоне Williams пора крепко призадуматься: коллективу из Гроува не только не удалось удержать прошлогоднее третье место, но даже обещанной жесточайшей борьбы за четвертую строчку как-то не произошло. Если называть вещи своими именами, то под конец сезона белые просто стухли, и итоги Абу-Даби — сломанная подвеска Боттаса и невыразительная девятая позиция Массы — подводят под сезоном довольно красноречивую черту. Теперь вся надежда на миллионы (и талант, конечно же) юного дебютанта Лэнса Стролла. А то там снизу уже вовсю стучатся.

Toro Rosso, например, просто обязана использовать шанс, который в будущем году даст комбинация свежих моторов Renault, более тесного «обмена идеями» с Red Bull, конструкторского таланта Джеймса Ки и одной из самых крутых пар пилотов. Но придется поработать. Потому что финальная гонка для бывшей Minardi стала отражением всего того, что происходило с командой в последние месяцы. Снова вылезли необъяснимые проблемы с проколами задних шин, угробившие Сайнцу с Квятом все три тренировки, а все, что начали было показывать россиянин с испанцем в гонке, было пущено насмарку коробкой передач и Палмером соответственно. Даня и Карлос точно могут многое показать, если им дать нормальную машину и немного удачи. И Toro Rosso предстоит потрудиться над обоими этими пунктами в равной степени.

После схода с дистанции Даниил Квят решил вернуться в расположение команды на велосипеде. От соответствующих шуточек про рифму со всем сезоном не удержался никто, включая самого уфимца.

Всем остальным хочется пожелать того же самого: работайте больше, работайте лучше — и все будет. Наверное. Renault пора начинать оправдывать нехилый бюджет и заводской статус, Haas — обзавестись не менее бодрой машиной, но в этот раз прочитать инструкцию к ней, а Sauber и Manor — сделать так, чтобы позиция в чемпионате определялась более чем единственным попаданием в очки. А то про них снова будет толком нечего сказать.

Ну и пора уже, наконец, возрождаться славному имени McLaren-Honda. В Абу-Даби Фернандо Алонсо в очередной раз пробился в зачетную десятку — и, в принципе, уже приучил нас к своему там нахождению. Следующий шаг ясен: если в сезоне-2017 не будет хотя бы одного подиума, его можно считать проваленным. Вот только будущее McLaren снова в тумане: на днях Совет директоров уволил Рона Денниса, а Дженсон Баттон взял «отпуск» и в следующем сезоне на старт не выйдет. И от этого за британскую команду слегка тревожно, а за спорт — несколько грустно.

До свидания и спасибо, хорошие парни!

А еще обидно, что поломка подвески не дала Дженсу красиво попрощаться с чемпионатом: приковыляв в боксы на 11-м круге и вылезши из машины, британец не скрывал разочарования. Он, конечно, попытался отреагировать на все в своей неподражаемой иронично-философской манере, но по глазам и интонациям читалось: пусть Баттон формально и имеет возможность вернуться в кокпит в 2018 году, делать он этого не планирует. Впрочем, в паддоке мы британца увидим еще точно — может, именно поэтому судьба «зажала» ему правильные проводы?

Зато у Фелипе Массы прощания вышло сразу два: и правильное, и неправильное. Две недели назад расколотив машину под родным бразильским дождем, Фелипе плакал от отчаяния — но в итоге получил от болельщиков тепла и поддержки едва ли не больше, чем если бы финишировал. А в Абу-Даби он не только пересек черту, но и символично оказался faster than Алонсо. После чего от души пожег покрышки перед трибунами, фигурально выражаясь, уехал домой на этой же FW38, которую ему великодушно подарила команда. Красивая и окончательная точка в карьере бразильца. Спасибо, Фелипе.

Берни Экклстоуна многие считают жестким и несгибаемым человеком. Как видим, иногда это совсем не так.

Попрощалась Формула-1 и с Херби Блашем, который провел в чемпионате полвека, а на протяжении последних 20 лет занимал пост заместителя гоночного директора. Если проще, работал рука об руку с Чарли Уайтингом и был тем самым человеком, в чьи объятия попадали пилоты сразу после финиша. Тем самым человеком, который принимал на себя самые первые, концентрированные, нефильтрованные эмоции триумфаторов и неудачников. В «комнате неловкости», где гонщики ожидают выхода на подиум, в этот уик-энд были развешаны баннеры: «Херби, как же мы без тебя?». И впрямь, непонятно.

Руки тянутся написать, что чемпионат лишается одного хорошего человека за другим, а на их место приходят молодые да наглые юнцы, не имеющие понятия о манерах и чести. Но ведь это не так! Точнее, так было всегда — рядом с джентльменами и просто душевными ребятами всегда выступали и те, кто не думал ни о чем, кроме победы. Формула-1 ведь, при всей своей хаотичности и суетности, штука очень консервативная. В следующем году снова поменяется регламент, найдутся поводы для новых скандалов, пересудов и интриг — и кто-нибудь обязательно в миллионный раз воскликнет, что чемпионат уже не тот. Но так ли это плохо?

>
Reload
1 / 6

В кокпите машины Грожана снова нашлось нечто странное.

Оценки от «Мотора»

На этот раз мы будем оценивать не одну конкретную гонку — ее все в целом проехали достойно, по возможностям своих машин, а ошибку Палмера, так и быть простим. Лучше проставим баллы за сезон целиком.

5/5

Нико Росберг

Сколько еще можно поставить чемпиону?

5/5

Льюис Хэмилтон

Льюис был противоречив, но тоже имел право на титул. И на такую же оценку.

3/5

Себастьян Феттель

К сожалению, этот год запомнится не тем, как Себ время от времени показывал потрясающую скорость, а его пресловутым нытьем и жалобами.

5/5

Кими Райкконен

На фоне напарника у Кими были и самообладание, и темп. А не хватило ему машины и организованности команды.

5/5

Даниэль Риккардо

Человек-с-ботинком в этом году был безоговорочно хорош.

5/5

Макс Ферстаппен

Голландец регулярно оказывается в центре скандалов и портит окружающим нервы… Но он и правда запредельно быстрый.

5/5

Фелипе Масса

В последнем сезоне своей непростой карьеры бразилец доказал, что он все еще хорош. Мы все будем скучать.

4/5

Вальттери Боттас

Кажется, Вальттери начинает немного засиживаться в Williams и превращаться из потенциального чемпиона в крепкого середняка…

4/5

Нико Хюлькенберг

…Типа Нико Хюлькенберга. Возможно, переход в Renault даст немцу новый импульс?

5/5

Серхио Перес

Мексиканец был прямо очень крут. Подиумы, борьба — все было. Главное теперь тоже не засидеться.

3/5

Даниил Квят

Кошмарный сезон, в начале которого Даня ехал, потом вообще не ехал, а потом вроде как снова поехал. Хорошо, что есть следующий год.

5/5

Карлос Сайнц

Если бы он оказался на месте Ферстаппена в Red Bull, то кто знает, кто знает… Крутой!

3/5

Кевин Магнуссен

Чемпионство в GP2 и сезон в McLaren остались где-то в прошлом. А в нынешнем датчанин по сумме впечатлений уступил даже Палмеру.

4/5

Джолион Палмер

Впрочем, есть и вариант, что это Палмер по своему обыкновению «раскатился». Но ошибок все равно многовато, а четверка — за то, что превзошел наши невысокие ожидания.

5/5

Фернандо Алонсо

Не надо смотреть на результаты. Фернандо — снова один из лучших гонщиков в мире.

5/5

Дженсон Баттон

Даже если отбросить сантименты, Дженсон ехал классно и полностью заслужил свою пятерку. До встречи!

4/5

Роман Грожан

Со скоростью у Романа все было отлично. Но не хватило очень важной способности сплачивать команду вокруг себя. Haas она бы пригодилась.

2/5

Эстебан Гутиеррес

Король одиннадцатых мест так и не смог впечатлить хоть чем-нибудь.

4/5

Маркус Эрикссон

Швед никогда не был суперпилотом, но в этом сезоне смотрится уверенее и даже провел пару неплохих гонок.

5/5

Фелипе Наср

Но спасительные два очка в Бразилии добыл все-таки его бразильский напарник.

4/5

Паскаль Верляйн

Чемпион DTM время от времени по-настоящему удивлял, но в сумме от него мы ждали чуть большего.

5/5

Эстебан Окон

Как, видимо, и большие боссы, которые с полусезона продвинули в Force India не его, а Окона. Но пятерка пока авансом.

Итоги гонки

ПозицияПилотКоманда
1.Льюис ХэмилтонMercedes-AMG
2.Нико РосбергMercedes-AMG
3.Себастьян ФеттельFerrari
4.Макс ФерстаппенRed Bull
5.Дэниэл РиккардоRed Bull
6.Кими РайкконенFerrari
7.Нико ХюлькенбергForce India
8.Серхио ПересForce India
9.Фелипе МассаWilliams
10.Фернандо АлонсоMcLaren
11.Роман ГрожанHaas
12.Эстебан ГутиерресHaas
13.Эстебан ОконManor
14.Паскаль ВерляйнManor
15.Маркус ЭрикссонSauber
16.Фелипе НасрSauber
17.Джолион ПалмерRenault

Личный зачет

ПозицияПилотКомандаОчки
1.Нико РосбергMercedes-AMG385
2.Льюис ХэмилтонMercedes-AMG380
3.Дэниэл РиккардоRed Bull256
4.Себастьян ФеттельFerrari212
5.Макс ФерстаппенRed Bull204
6.Кими РайкконенFerrari186
7.Серхио ПересForce India101
8.Вальттери БоттасWilliams85
9.Нико ХюлькенбергForce India72
10.Фернандо АлонсоMcLaren54
11.Фелипе МассаWilliams53
12.Карлос СайнцToro Rosso46
13.Роман ГрожанHaas29
14.Даниил КвятToro Rosso25
15.Дженсон БаттонMcLaren21
16.Кевин МагнуссенRenault7
17.Фелипе НасрSauber2
18.Паскаль ВерляйнManor1
19.Джолион ПалмерRenault1
20.Стоффель ВандорнMcLaren1

Кубок конструкторов

ПозицияКомандаОчки
1.Mercedes-AMG765
2.Red Bull468
3.Ferrari398
4.Force India173
5.Williams138
6.McLaren76
7.Toro Rosso63
8.Haas29
9.Renault8
10.Sauber2
11.Manor1

Поделиться

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...