Дай пять
Себастьян Феттель завоевал пятую победу в сезоне Формулы-1Кими Райкконен впервые сошел с дистанции после возвращения в Формулу-1, обе Marussia впервые в истории попали во второй сегмент квалификации, а в церемонии награждения приняли участие активисты Greenpeace. "Мотор" передает из Спа.
До гонки
Весь заряд непредсказуемости Спа, видимо, был израсходован в субботу. Дождь проливался на трассу дважды в течение квалификации, и едва не превратил протокол сессии в одну большую шутку. Маленькая шутка получилась уже по итогам Q1: во второй сегмент – впервые в истории – пробились оба пилота Marussia, а Гидо ван дер Гарде из Caterham показал третье время. Место на привычных последних рядах за собой оставил лишь Шарль Пик – единственный из аутсайдеров, так и не решившийся атаковать на подсыхающей трассе на сликах.
В Q2 сюрпризов было меньше, но главный едва не случился в начале финальной сессии: Пол Ди Реста успел проехать свой круг по влажной трассе на промежуточной резине, а потом зарядил настоящий ливень. На мокрой трассе ко времени шотландца остальные подобраться просто не смогли бы, но за несколько минут до истечения часа дождь прекратился. В то, что ди Реста останется первым, верилось почти до самого конца. Трасса все еще была скорее мокрой, чем сухой, британские журналисты уже приготовили заголовки "Paul on pole", но остальные пилоты все же бросились на трассу и в итоге высушили ее собственными покрышками – недаром промежуточные составы Pirelli способны отправлять в воздух по несколько десятков литров воды в секунду. Нико Росберг, Марк Уэббер, Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон по очереди оттолкали Пола вниз по протоколу, и в итоге он остался лишь пятым.
Финишную черту последним пересек Хэмилтон – трасса на его круге оказалась самой сухой, поэтому ему в итоге и достался поул. Соседом британца на первом ряду стал Феттель, а два других претендента на титул дружно провалились: Кими Райкконен остался восьмым, Фернандо Алонсо – девятым, что, впрочем, не помешало испанцу на вечернем брифинге назвать целью на гонку победу.
Гонка
Победа, впрочем, могла достаться Алонсо только в том случае, если бы возникли проблемы у Феттеля. Пилоты Red Bull были быстры по ходу сухих тренировок, а к началу гонки вероятность дождя скатилась с 80 процентов до 40. Дождь в итоге так и не пошел, а RB9 отработал полтора часа без единого сбоя. Без сбоев провел свою гонку и роботоподобный Себ.
Главное было сделано на первом круге: оставшись позади Хэмилтона после первого поворота, немец накатил на W04 британца на спуске к "Красной воде", приблизился и начал атаку на подъеме. Отбить ее у Льюиса не было ни единого шанса. Торможение перед "Ле Комб" Себ уже начал в роли лидера. Все остальное мы уже видели раньше: Феттель обезопасил себя от атак, оторвавшись к началу третьего круга более чем на две секунды, а затем – после того, как услышал от гоночного инженера команду "достаточно" – начал присматривать за шинами. Но при этом все равно остался быстрейшим пилотом на трассе. Тактического разнообразия в планах команд на гонку не было – а соответственно, не было и возможности переиграть Себа.
Намного более насыщенной получилась гонка Фернандо Алонсо. Точнее, первая ее половина. Первый круг испанец закончил пятым, затем обогнал Дженсона Баттона и Нико Росберга, а после первого пит-стопа – и Льюиса Хэмилтона. К началу 17 круга впереди остался только Феттель, но рассмотреть его Фернандо мог только на длинных прямых.
Льюис о своих опасениях по поводу гоночного темпа говорил еще после победы в квалификации. Победителю британец в итоге проиграл около полуминуты, но у Mercedes AMG в этом году бывали гонки и похуже. 15 очков за третье место не помогли Хэмилтону опередить Алонсо в личном зачете, но зато позади теперь Кими Райкконен. Финн половину дистанции боролся где-то на грани первой десятки, но в итоге сошел из-за проблем с тормозами. Сошел впервые после возвращения в Формулу 1 в марте прошлого года.
Запомнится: протестующие на подиуме
я выбрал вместо рекламы.
Себастьян Феттель на подиуме немного смутился, услышав свист и гул, но публика реагировала вовсе не на него. Активисты Greenpeace устроили масштабную акцию в Спа, вывесив протестный плакат на одной из трибун перед стартом, а затем и вмешавшись в церемонию награждения – с целью оповестить собравшихся о своем несогласии с решением главного спонсора гонки Shell начать добычу нефти в Арктике. С крыши пит-билдинга на подиум спустилась одна из активисток с баннером: "Поздравляем, теперь помогите нам спасти Арктику". Еще один участник акции подобрался к подиуму со стороны, но его, как сообщила в своем твиттере ведущая радио BBC Дженни Гоу, успела повалить на пол одна из суровых бельгийских грид-герлз (одетая, к слову, в платье с огромным логотипом ракушки Shell на груди). Ни один из плакатов в эфир так и не попал, но фотографы и болельщики обделить вниманием проблему добычи нефти в Арктике просто не могли.
Гран-при Бельгии, который вы не видели
я выбрал вместо рекламы.
Успех: Фернандо Алонсо
Такие гонки принято называть "одна из лучших". У Фернандо "одних из лучших" Гран-при уже несколько десятков, что не мешает повторить: в прошедшее воскресенье он выжал и из ситуации, и из машины абсолютный максимум. Феттеля догнать было невозможно – причем, вскоре это утверждение будет верно и для описания борьбы в чемпионате. Алонсо не слишком удачно квалифицировался, но в этом скорее стоит винить командный мостик Ferrari, выбравший для решающего круга своего лидера не самый подходящий момент. Но в гонке Фернандо исправил не только свои возможные ошибки, но и ошибки стратегов. Это тот самый Алонсо, который в прошлом году держал Феттеля за глотку до самого финиша чемпионской гонки. Тот Алонсо, который нужен Ferrari. Что бы ни говорил ее президент.
Провал: Lotus
Единственное, что пока позволяло Кими вести борьбу за титул – стабильность. Райкконену удалось установить рекорд по количеству очковых финишей подряд. За полтора года после возвращения в Формулу-1 из ралли он проехал все гонки целиком – за исключением одного круга, который уступил победителю Гран-при Бразилии прошлого года, заблудившись на трассе в Сан-Паулу. Теперь рекорд зафиксирован: результативных финишей подряд у Кими 27. Поломка тормозов отбросила Кими в чемпионате со второго на четвертое место с отставанием в 63 очка. Карбоновая пыль от диска внутри левого переднего колеса E21 предательски полезла наружу еще в начале гонки, а на 24 круге тормоза перестали работать совсем. Парням из Lotus должно быть стыдно.
@Истории с гонки: пресс-центр @123920 @Репортер NBC, а также "трибунный" комментатор гонок GP2 и GP3 Уилл Бакстон на протяжении всего уикенда учился произносить фамилию Даниила Квята. За предыдущие полсезона сам россиянин не слишком часто предоставлял журналисту возможность для практики, но в Спа Уиллу пришлось ломать свой язык очень часто. Даниил стал вторым в квалификации GP3, после чего пригласил Бакстона в моторхоум своей команды Arden на тренировку по русскому языку. Уладить проблему без участия гонщика попытался корреспондент "Мотора", но к началу первой гонки уикенда Уилл успел забыть все, чему научился. По его собственным словам, он произнес фамилию Квята "семнадцатью разными способами", в том числе и на подиуме после победы Даниила. Дополнительные тренировки прошли в воскресенье утром перед стартом второй гонки. Теперь проблем с произношением у Бакстона нет.
Оценки от "Мотора"
*«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Бельгии собственные оценки.
Red Bull Racing: 9/10*
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Себастьян Феттель | 2 | 1 | 25 | 197 |
Марк Уэббер | 3 | 5 | 10 | 115 |
Пятая в сезоне и очень уверенная победа Михаэ… простите, Себастьяна. Шумах... извините, Феттель упрочил лидерство в чемпионате. Ferra… ой, Red Bull еще дальше оторвался от соперников в Кубке конструкторов.
Ferrari: 7/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Фернандо Алонсо | 9 | 2 | 18 | 151 |
Фелипе Масса | 10 | 7 | 6 | 67 |
За Фернандо все сказала гонка в его исполнении. За Фелипе, пожалуй, тоже. У Луки ди Монтедземоло и Стефано Доменикали все больше и больше причин искать замену бразильцу на следующий год. В копилку в Кубке конструкторов Масса сложил практически втрое меньше очков, чем Алонсо.
McLaren: 6/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дженсон Баттон | 6 | 6 | 8 | 47 |
Серхио Перес | 13 | 11 | 0 | 18 |
В Уокинге появился, наконец, повод откупорить завалявшуюся в углу бутылку шампанского. Славная британская команда повалила-таки на лопатки парней из Force India и отвоевала пятую строчку в Кубке конструкторов! Нет повода не выпить.
Lotus: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Кими Райкконен | 8 | сход | 0 | 134 |
Роман Грожан | 7 | 8 | 4 | 53 |
Теплолюбивые Lotus E21 в Спа чувствовали себя не в своей тарелке. Скорости Райкконену и Грожану не хватало ни на сухой, ни на мокрой трассе, и все, на что могли надеяться в Lotus – так это на то, чтобы минимизировать потери. В случае с финном сделать этого не удалось – первый сход в сезоне отбросил финна на четвертое место в личном зачете. Кими жалко. Роман был неплох, но четыре очка по итогам уикенда – совсем не то, на что должна рассчитывать топ-команда.
Mercedes AMG: 7/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Нико Росберг | 4 | 4 | 12 | 96 |
Льюис Хэмилтон | 1 | 3 | 15 | 139 |
А вы ждали, что Mercedes AMG теперь начнет выигрывать одну гонку за другой? Нет, конечно. В Спа Феттель и Алонсо были быстрее, но Льюис и Нико минимизировали потери, что позволило конюшне освоиться на втором месте в Кубке конструкторов.
Sauber: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Нико Хюлькенберг | 11 | 13 | 0 | 7 |
Эстебан Гутиеррес | 21 | 14 | 0 | 0 |
Сказать, в общем, и нечего: Sauber не хватило скорости.
Force India: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пол ди Реста | 5 | сход | 0 | 36 |
Адриан Сутил | 12 | 9 | 2 | 25 |
Боевая гонка для обоих пилотов с не самым приятным результатом. Пол ди Реста попал под горячую руку Пастора Мальдонадо и был вынесен с трассы. Адриан Сутил квалифицировался хуже шотландца, но славно повоевал с соперниками и запомнился несколькими яркими обгонами. Два очка – не так уж и плохо. Но в McLaren что-то не на шутку разогнались в последнее время.
Williams: 2/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пастор Мальдонадо | 17 | 17 | 0 | 1 |
Вальттери Боттас | 20 | 15 | 0 | 0 |
Согласно статистике, Williams набирает очки в каждой десятой гонке в этом году. Ждать еще долго.
Toro Rosso: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Жан-Эрик Вернь | 18 | 12 | 0 | 13 |
Дэниэл Риккардо | 19 | 10 | 1 | 12 |
"Бычки" оказались в числе неудачников квалификации, но Дэн Риккардо совершил впечатляющий прорыв в гонке, добравшись до очковой зоны. Если не это должно окончательно убедить Red Bull, то что еще?
Caterham: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Шарль Пик | 22 | сход | 0 | 0 |
Гидо ван дер Гарде | 14 | 16 | 0 | 0 |
В каком-то смысле, Гидо ван дер Гарде провел уикенд не хуже Фернандо Алонсо. Правда, у него машина чуть медленнее.
Marussia: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Макс Чилтон | 16 | 19 | 0 | 0 |
Жюль Бьянки | 15 | 18 | 0 | 0 |
Историческое достижение Marussia в квалификации нельзя не отметить. Да, помогла погода, но "россияне" решили рискнуть и правильно сделали. Гоночный темп уже не так хорош, как в начале сезона – это тоже, конечно, не отметить нельзя.
Следующая остановка
Монца. Через полторы недели в Италии на классическом автодроме стартует заключительный европейский этап чемпионата – после него командам и пилотам предстоит совершить полномасштабное мировое турне по Сингапуру, Корее, Японии, Дели, Абу-Даби, США и Бразилии. Чемпионат вступает в решающую стадию.