В отрыв
Уэббер и Алонсо удрали от преследователей на Гран-при ВеликобританииВ Формуле-1 прибавление. В клубе тех, кто одержал в этом сезоне больше одной победы, появился второй член. Выиграв в Сильверстоуне, Марк Уэббер пустился в погоню за Фернандо Алонсо в личном зачете чемпионата, а заодно и в отрыв от своего напарника по команде. Обгон ценой в 14 очков, пит-стоп стоимостью в 25 тысяч евро, а также провал McLaren, фальшивая королева в паддоке и стойкие британские фанаты – «Мотор» подводит итоги Гран-при Великобритании, в котором квалификация была не только интереснее самой гонки, но и длиннее.
До гонки
Гран-при Великобритании 2012 года запомнится не тем, что его выиграл Марк Уэббер, а тем, что в квалификации механики, за неимением другой работы, запускали перед трибунами "волну". В субботу в Сильверстоуне вполне можно было опоздать на два часа к началу квалификации и все равно увидеть ее развязку. Дождь испытывал пилотов, болельщиков и организаторов на прочность на протяжении двух первых дней гоночного уикенда, заставив в итоге последних прервать квалификацию на полтора часа.
По итогам первой части сессии наряду с гонщиками HRT, Marussia и Caterham отмучился Дженсон Баттон, постепенно привыкающий к самым разнообразным техническим проблемам. Второй сегмент квалификации, как и в Валенсии двумя неделями ранее, получился самым захватывающим. Если в Испании он был невероятно плотным, то в Сильверстоуне – невероятно длинным. За шесть минут и 19 секунд до его окончания, когда воды и пилотских ошибок на трассе стало уже неприлично много, судьи вывесили красные флаги. Побездельничав и поразвлекав себя и зрителей на протяжении полутора часов, пилоты и команды с разрешения гоночного директора Чарли Уайтинга вернулись к исполнению прямых обязанностей.
По итогам второго сегмента появилась еще одна сенсация – в десятку не поместился Нико Росберг, до этого ни разу в нынешнем сезоне из Q2 не вылетавший. Последовавшая затем заключительная десятиминутка, как выяснилось, определила двух главных претендентов на победу в гонке. Марк Уэббер и Фернандо Алонсо были ощутимо быстрее остальных на подсыхающей трассе и поделили первый ряд между собой. Испанец объехал австралийца на каких-то 0,047 секунды и заработал первый для себя и Ferrari поул с Гран-при Сингапура 2010 года.
Третьим стал Михаэль Шумахер, опередивший Себастьяна Феттеля и (барабанная дробь) Фелипе Массу. Льюис Хэмилтон, квалифицировавшись восьмым, засвидетельствовал провал McLaren. Самая британская команда Формулы-1 начала сдавать домашний Гран-при еще в субботу и благополучно довершила начатое в воскресенье.
Гонка
Несмотря на то, что Гран-при Великобритании проходил в самом сердце Соединенного королевства, гонка получилась «сухой». При этом дождь в воскресенье в Сильверстоуне прогнозировали: еще утром синоптики оценивали вероятность осадков в 60 процентов. Правда, к моменту старта «живыми» из них остались всего пять-десять процентов. Дождь не пошел. А зря. С ним наверняка получилось бы интереснее.
Сценарий схватки за победу был написан стратегами Ferrari и Red Bull Racing еще до старта. По итогам единственной сухой тренировки в субботу с утра инженеры команд обнаружили, что резина Hard от Pirelli в Сильверстоуне работает не только дольше, но и эффективнее Soft. В итоге все пилоты (кроме Педро де ла Росы) использовали в гонке практически идентичную стратегию: один отрезок на мягких и два на жестких шинах – переобуваясь, правда, в разной последовательности.
Алонсо единственным из лидеров начал гонку на жестких шинах и, хоть и не сразу, но ушел в небольшой отрыв от Уэббера. Тот, в свою очередь, вскоре избавился от необходимости смотреть в зеркала – Михаэль Шумахер на третьем месте надежно сдерживал назойливых Фелипе Массу и Себастьяна Феттеля. Посуху скорости Mercedes W03 не хватало, чтобы угнаться за одной парой пилотов Ferrari и Red Bull, но чтобы тормозить вторую ее было вполне достаточно. Масса был ощутимо быстрее, но протиснулся вперед только перед самым началом первой волны пит-стопов. Получив новый комплект, бразилец остался впереди Михаэля, но оба в итоге пропустили Феттеля. В Red Bull Racing зазвали своего пилота на пит-лейн чуть раньше, и тот, никого не обогнав на трассе, сразу переместился с пятой позиции на третью.
Пара лидеров к тому моменту уже успела создать небольшой отрыв. Как оказалось, достаточный для того, чтобы сконцентрироваться на борьбе друг с другом.
Свой комплект мягкой резины Алонсо получил за 15 кругов до финиша. Отрыв от Уэббера к тому моменту составлял около пяти секунд, и поначалу Фернандо даже удалось прибавить к нему еще несколько десятых. Но вскоре начался обратный процесс. Обутый в более жесткий комплект шин Red Bull RB8 Марка Уэббера стал стремительно приближаться и за пять кругов до финиша «повис» на заднем антикрыле Ferrari F2012 Алонсо. Слишком сильно сопротивляться испанец не стал. На 48 круге Марк при помощи DRS вышел вперед, перетормозив Фернандо на входе в Brooklands. Это был финал. Феттель под конец гонки почти вплотную подобрался к Алонсо, но испанец все-таки удержался на втором месте.
Гран-при Великобритании, который вы не видели
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Успех: Марк Уэббер
Признайтесь, не ждали? Не только в Сильверстоуне, но и вообще в этом сезоне Марк Уэббер, вроде бы, не претендовал на роль одного из главных фаворитов. А он тут. Обгоняет Феттеля в квалификациях, выигрывает гонки, набирает очки. Сам он предельно четко сформулировал тактику, которой стоит придерживаться в нынешнем сезоне: «Когда победить невозможно, надо терпеть, ждать, финишировать. Но когда есть шанс, надо хватать этих парней обеими руками и вытряхивать из них душу». Пять раз в этом году Марк финишировал четвертым. Кроме двух побед у него нет больше в этом году ни одного подиума – когда надо, он готов потерпеть. Но как только появляется шанс, он будет атаковать до последнего.
Обгон в Brooklands – маневр на 14 очков. Не пройди Марк Алонсо, сейчас он уже отставал бы в чемпионате на 27 очков. Прошел – и теперь отставание всего 13 очков. Схватка за титул уже началась. И Уэббер, как ни крути, сейчас один из двух главных на него претендентов. В первой пятерке личного зачета четыре чемпиона мира: Фернандо, Себастьян, Льюис и Кими. Марку этот титул нужнее. Он уже достаточно долго ждал и терпел. Пришло время взять всех обеими руками и начинать вытряхивать души.
Провал: Нико Росберг
Нико не был похож сам на себя. Ни на мокрой трассе в субботу, ни на сухой в воскресенье Росберг не мог не то чтобы объехать Михаэля Шумахера – даже приблизиться к нему. За два с половиной года совместных выступлений такое случалось нечасто. Плюс ко всему, в гонке у Нико случилась заминка на пит-стопе. Шансов на очки в Сильверстоуне у Росберга не было.
Запомнилось: пит-стоп Кобаяси
После гонки Камуи Кобаяси обеднел на 25 тысяч евро. Возвращаясь на пит-лейн для очередной смены шин, японец атаковал собственную бригаду механиков. Sauber не поместился в узкий проем между их плотными рядами и скосил несколько человек, выстроившихся перед пит-стопом. Отпрыгнуть успели не все. К счастью, закончилась история более или менее благополучно: небольшие повреждения получили три механика.
Оценки от «Мотора»
«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Великобритании собственные оценки.
* – оценка по десятибалльной шкале, от 1 до 10 / Команды представлены в соответствии с местами, занятыми в Кубке конструкторов 2011 года.
Red Bull Racing: 9/10*
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Себастьян Феттель | 4 | 3 | 15 | 100 |
Марк Уэббер | 2 | 1 | 25 | 116 |
Впервые в этом году оба пилота Red Bull Racing забрались на подиум. До дубля не хватило, возможно, всего пары кругов. В последних гонках чемпионская команда смотрится очень уверенно. Если так пойдет и дальше, титулы вновь уедут в Милтон-Кейнс.
McLaren: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дженсон Баттон | 16 | 10 | 1 | 50 |
Льюис Хэмилтон | 8 | 8 | 4 | 92 |
Тому, что произошло с McLaren, очень сложно найти рациональное объяснение. Еще пару недель назад Хэмилтон боролся за подиум на Гран-при Европы. Еще месяц назад выиграл Гран-при Канады и вышел в лидеры чемпионата. Скорость – пусть не как в Мельбурне, – но была. А тут вдруг пропала. Причем, ладно бы только у Дженсона – к этому мы уже стали привыкать. Но в Великобритании не ладилось у обоих. Может, зараза какая?
Ferrari: 8/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Фернандо Алонсо | 1 | 2 | 18 | 129 |
Фелипе Масса | 5 | 4 | 12 | 23 |
Пора завязывать с байками про то, что F2012 сделана из полена и деталей, оставшихся от двух сломанных самокатов. Четвертое место Фелипе Массы – как диплом группе инженеров из Маранелло. Да, RB8 от Ньюи смотрится чуть посолиднее, но в первой трети чемпионата о подобных сравнениях не шло и речи, а Алонсо все равно побеждал и лидировал. Ferrari сильна теперь безо всяких оговорок и обязана бороться за оба титула. Стоило Массе выдать хоть одну приличную гонку, «Скудерия» разом просвистела мимо Lotus и McLaren в Кубке конструкторов и заняла вторую строчку. После Сильверстоуна сложилось ощущение, что дальше только один путь – наверх.
Mercedes AMG: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Михаэль Шумахер | 3 | 7 | 6 | 23 |
Нико Росберг | 11 | 15 | 0 | 75 |
На трассе, где сплошь и рядом быстрые повороты, у Mercedes AMG изначально было не так много шансов. Помочь мог дождь, но в нужный момент он не пошел.
Lotus: 7/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Кими Райкконен | 6 | 5 | 10 | 83 |
Роман Грожан | 9 | 6 | 8 | 61 |
Гонщики Lotus снова были где-то недалеко от подиума, снова на определенном этапе гонки ехали быстрее всех остальных, но опять что-то не срослось. У каждого свои проблемы. Кими стабилен, но не слишком эффектен. Роман быстрее, но пока никак не может собрать весь уикенд воедино. Тем не менее, 18 очков – неплохой результат. Но могло быть и лучше.
Force India: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пол Ди Реста | 10 | сход | 0 | 27 |
Нико Хюлькенберг | 14 | 12 | 0 | 17 |
Ди Реста сошел после котакта с Грожаном на старте, Хюлькенберг даже со штрафом в пять стартовых позиций мог набрать пару очков, но не выдержал под атаками Бруно Сенны ближе к финишу и ошибся. Не повезло. Бывает. Главное для Force India, что из прямых конкурентов очки набрала только Williams. Да и то, не слишком много.
Sauber: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Камуи Кобаяси | 17 | 11 | 0 | 21 |
Серхио Перес | 15 | сход | 0 | 39 |
Каждый из пилотов мог рассчитывать на очки, но... Гонка Переса закончилась после встречи с Мальдонадо, гонка Камуи посыпалась после наезда на собственных механиков на пит-лейн. Петер Заубер давно работает с молодыми пилотами и лучше других знает, что подобные истории с ними случаются. Погорячились сегодня – завтра могут сотворить сенсацию.
Toro Rosso: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дэниэл Риккардо | 12 | 13 | 0 | 2 |
Жан-Эрик Вернь | 23 | 14 | 0 | 4 |
Непонятно. То ли Верню и Риккардо не хватает опыта и скорости, то ли машина настолько плоха? Каким образом в Red Bull хотят выявить в своей "молодежной команде" нового Феттеля? Почему нельзя было оставить в команде для ориентира хотя бы одного из прошлогодней пары пилотов? Может быть, STR7 быстра, как арабский скакун, а Дэн и Жан-Эрик просто не знают, как его обуздать? Или, напротив, сами они оба «феттели», а машина хуже, чем у HRT? Непонятно.
Williams: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пастор Мальдонадо | 7 | 16 | 0 | 29 |
Бруно Сенна | 13 | 9 | 2 | 18 |
Все как в Валенсии. Мальдонадо ехал довольно высоко и снова в кого-то приехал. Сенна плелся где-то сзади и опять дотерпел до малых очков.
Caterham: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Хейкки Ковалайнен | 19 | 17 | 0 | 0 |
Виталий Петров | 18 | не стартовал | 0 | 0 |
Ожиданий было много, но привезенные на трассу новинки обкатать по-настоящему помешала погода. Гонка Петрова из-за отказа мотора закончилась, так и не начавшись. Хейкки проехал всю дистанцию в одиночестве. Не в гордом. Просто в одиночестве.
HRT: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Педро де ла Роса | 21 | 20 | 0 | 0 |
Нараин Картикеян | 22 | 21 | 0 | 0 |
Педро де ла Роса – единственный, кто проехал гонку с одним пит-стопом. Молодец. Наверное. Нараин Картикеян тоже проехал гонку.
Marussia: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Тимо Глок | 20 | 18 | 0 | 0 |
Шарль Пик | 24 | 19 | 0 | 0 |
Все по-прежнему. Оба пилота на финише – это хорошо. Caterham по-прежнему далеко впереди – это плохо. С одной стороны, надо бы попытаться догнать. С другой, зачем? Может, пора браться за работу над другой машиной? За Марию скрестим пальцы.
Следующая остановка
Через две недели в Хоккенхайме чемпионат перевалит через экватор. Позади останутся ровно десять этапов из 20-ти. Еще через семь дней настанет черед Гран-при Венгрии в Будапеште, после которого в Формуле-1 начнутся летние каникулы.
Несмотря на всю свою непредсказуемость в этом году, Ф-1 к середине чемпионата все-таки обзавелась теми, кого можно назвать фаворитами. Все еще может измениться, но есть ощущение, что Алонсо и Уэббер засели во главе турнирной таблицы надолго. К соискателям главного трофея сезона можно, пожалуй, добавить еще пару человек – вряд ли больше. В Формуле-1 начинается самое интересное.