22 января 2013, 17:28

Герои «Дакара»

Чем запомнился знаменитый ралли-рейд в этом году
В Сантьяго завершился очередной "Дакар". Помимо победителей, клетчатый флаг увидели еще несколько сотен участников на автомобилях, мотоциклах, грузовиках и квадроциклах. "Мотор" решил вспомнить тех пилотов, чьи выступления не оставили равнодушными ни болельщиков, ни конкурентов.
Фото Red Bull Content Pool и с официальных сайтов гонщиков и команд
Фото Red Bull Content Pool и с официальных сайтов гонщиков и команд

В минувшие выходные в Сантьяго завершился очередной "Дакар". Помимо победителей, клетчатый флаг увидели еще несколько сотен участников на автомобилях, мотоциклах, грузовиках и квадроциклах. "Мотор" решил вспомнить тех пилотов, чьи выступления не оставили равнодушными ни болельщиков, ни конкурентов.

center~ Главные герои ~/center

Главные герои "Дакара" это, конечно, победители. В основных категориях обошлось без сюрпризов: несмотря на небольшое отставание в начале ралли-рейда, лидер заводской команды KTM Сирил Депре одержал пятую победу на "Дакаре" в зачете мотоциклов. Среди квадроциклистов результат также был весьма предсказуем: аргентинец Маркос Патронелли вышел в лидеры на втором "допе" и не отдавал первой строчки до самого финиша. В результате спортсмен привез ближайшему преследователю 1 час и 50 минут.

Легендарный Стефан Петрансель выиграл всего два спецучастка, однако впечатляющая стабильность позволила французу получить "Золотого бедуина" в 11-й раз: шесть раз пилот одерживал победы на мотоцикле, а еще пять уже за рулем внедорожника. Триумфу Петранселя помогло и техническое преимущество команды Team X-Raid, и неудачи соперников и, конечно же, холодный расчет, позволивший избежать неприятностей.

Наименее предсказуемого победителя получил класс грузовиков: вместо хорошо подготовленного Жерара де Роя на первую ступень пьедестала почета поднялся молодой российский пилот Эдуард Николаев на "КАМАЗе". В плане осторожности россиянин перещеголял даже Петранселя: Николаев ни разу не становился быстрейшим на "допе", но все равно выиграл марафон с получасовым преимуществом.

В целом, "Дакар-2013" стал бенефисом команды "КАМАЗ-Мастер".

"Неубиваемые" грузовики с блеском выдержали испытание Атакамой и предгорьями Анд, позволив пилотам челнинского коллектива без потерь добраться до финиша на первых трех местах.

center~ Интрига ~/center

Самую зрелищную борьбу на "Дакаре" зрителям подарили мотоциклисты. С самого старта за первое место вспыхнула схватка с участием доброго десятка пилотов к шестому "допу" в десяти минутах от лидера держались сразу шесть гонщиков. Промежуточными лидерами были французы Оливье Пайн и Давид Касту (оба на Yamaha), а записной фаворит Сирил Депре отсиживался на третьем месте, не балуя поклонников рекордными временами.

Герои «Дакара»

Ключевым оказался восьмой спецучасток, на котором большинство пилотов уехало в неправильном направлении. Дольше всех плутал Пайн: навигационные просчеты стоили Оливье получаса, исключив француза из борьбы за победу. В лидеры мог бы выйти Депре, но внеплановая замена двигателя на его KTM за ночь до злополучного "допа" привела к 15-минутному штрафу, а на первую позицию переместился Касту. Но Давид лидировал недолго: на следующем же спецучастке спортсмен попал в аварию и сошел с дистанции.

Победа досталась Депре, но на последних спецучастках за его спиной с новой силой вспыхнула борьба за вторую строчку. Быстрее казался Франсиско Лопес, однако на стороне его оппонента Рубена Фарии была тактическая помощь Депре: Сирил помогал своему партнеру чем только мог, вынуждая Лопеса выжимать из своего мотоцикла все ресурсы. Расчет оправдал себя за день до конца ралли-марафона мотор Франсиско дал сбой, и команда решила от греха подальше заменить силовой агрегат. Это обрекло Лопеса на штраф, а Фария стал вторым.

center~ Возвращение ~/center

Два года назад Герлена Шишери уволили из команды X-Raid c отметкой "за непрофессионализм". В сезоне-2013 француз триумфально вернулся на "Дакар" за рулем багги SMG. На счету экс-чемпиона мира по фрирайду одна полноценная победа на спецучастке и три "почти" победы, когда спортсмену совсем чуть-чуть не хватало до лучшего времени дня. Перед днем отдыха Шишери выбрался на пятое место в "абсолюте" и принялся наседать на Леонида Новицкого, но затем механические проблемы отбросили Герлена назад.

Герои «Дакара»

В итоговом протоколе француз занял восьмое место, уступив своему соотечественнику Ронану Шабо на точно таком же багги девять минут. И все же, Шишери не в чем себя упрекнуть: в отличие от чудачеств прошлых лет, на сей раз 34-летний пилот ехал уверенно и быстро, а также не попадал в переделки. Учитывая относительно молодой по меркам "Дакара" возраст, в будущем Герлен может рассчитывать на успешную борьбу за лидирующие места. Главное не поругаться с очередным руководителем команды. Пока же можно констатировать: карьера Шишери спасена.

center~ Воля к победе ~/center

Любимец публики и мастер эффектно отметить победы, Робби Гордон никогда не скрывал, что "Дакар" для него прежде всего шоу. Развлекать болельщиков американец начал еще до старта ралли-рейда. "Наша машина будет быстрейшей, пообещал пилот Hummer. Что я могу сказать о багги Аль-Аттии и Сайнса? Они чертовски уродливы! Мой четырехлетний сын нарисовал бы машину красивей, чем у этих парней».

Герои «Дакара»

Однако после скандального "Дакара"-2012 болельщики рассчитывали увидеть честную борьбу Робби Гордона с армадой Team X-Raid. Увы, взять реванш у американца не получилось. Разозленный отставанием на первых спецучастках марафона, Гордон слишком агрессивно бросился отыгрываться и уже на четвертом "допе" сделал "уши". Соперники посмеивались и говорили, что с таким отношением Робби далеко не уедет, но гонщик на "Хаммере" и не думал меняться: на оставшихся километрах спортсмен продолжил гнать как сумасшедший.

С пятого "допа" Гордон регулярно оказывался в тройке сильнейших казалось, скопившееся отставание только подстегнуло его. Невзирая на многочасовой отрыв, Робби день за днем демонстрировал, что ради победы сделает все от него зависящее. К финишу марафона Гордон скопил несколько побед на "допах" и выбрался на 14-е место в "абсолюте" неплохо для парня, начавшего гонку со 137-м результатом?

@Тем временем в Африке... @105760 @Практически одновременно с "Дакаром" на исторической родине этого марафона прошел другой ралли-рейд "Африка". Дистанция пролегала по территории Марокко, Мавритании и Сенегала, а финиш располагался у знаменитого Розового озера. Пятую победу подряд в этом марафоне завоевал Жан-Луи Шлессер. Недавно прославленному французу исполнилось 64 года, но спортсмен и не думает останавливаться: на финише ветеран опередил ближайшего конкурента на автомобиле на 5 часов 50 минут. Более молодой соотечественник Шлессера Жером Пелише, первое время пытавшийся конкурировать с "Лисом пустыни", не выдержал накала борьбы на восьмом спецучастке. Гонщик закопался в песке и так долго пытался выбраться из дюн, что к исходу пятого часа плюнул на все и решил вернуться к месту старта. Так "Африка" лишилась интриги, а Шлессер в очередной раз доказал, что не зря считается одним из лучших рейдовых пилотов. В зачете грузовиков победу отпраздновал единственный экипаж команды "КАМАЗ-Мастер" в составе Антона Шибалова, Дмитрия Сотникова и Евгения Яковлева. Томаш Томечек, считавшийся фаворитом перед стартом, лишился шансов на первом же спецучастке, когда заправил свою Tatra некачественным топливом. Пока чех прочищал топливную систему, "КАМАЗ" уехал вперед.

center~ Эпик фэйл ~/center

Задача: найти в пампасах корову и врезаться в нее. Для Давида Касту нет ничего невозможного! Француз лидировал в гонке, когда в одном из поворотов на девятом "допе" перед его мотоциклом возникло животное, положившее конец мечтам о первой победе. Касту задел бедную корову рулем, повредив себе плечо и пробив топливный бак. Проезжавший мимо Винсент Гиндани одолжил Касту немного бензина, но француза это не спасло за 30 километров до финиша спецучастка мотоцикл бывшего лидера остановился.

Герои «Дакара»

"Наверное, это был знак: мне пришлось прекратить борьбу. В моей ситуации продолжение гонки того не стоило, рассказал Касту. А я-то думал, что за последние два года исчерпал свой запас неудач».

Сейчас Касту уже вернулся домой и готовится к своему следующему "Дакару". Рано или поздно Давиду должно повезти может быть, в следующем году?

center~ Приключение ~/center

Метеоусловия на "допе" из Ла-Риохи до Фиамбалы могли бы изрядно повеселить зрителей, если бы не обернулись серьезным испытанием на прочность для гонщиков: хитрая погода устроила участникам пустынного ралли-рейда мини-наводнение. Маршрут пересекал русла пересохших рек, но прошедшие накануне дожди вернули воду на ее законное место, и у спортсменов начались проблемы: реки нужно было как-то преодолеть. Наиболее находчивые, вроде Герлена Шишери, решились подняться на окрестные холмы и объехать опасные участки по верху, однако основная масса пилотов все-таки последовала рекомендациям дорожной книги и ринулась вброд. Этого делать не стоило.

Герои «Дакара»

Один багги затонул с концами, а MINI Леонида Новицкого подхватил бурный поток и едва не унес вниз по течению: только быстрая реакция экипажа и помощь коллег спасли россиян от схода. В ходе борьбы со стихией штурмана Новицкого Константина Жильцова смыло в реку, а внутренности машины заполнили вода и песок и все же спортсмены дотерпели до отмены спецучастка и смогли вернуться на бивуак.

"На мой взгляд, организаторы сглупили, рассказывал после финиша выловленный Жильцов. Еще накануне на брифинге говорили о возможности плохой погоды. Перед спецучастком всю дорогу шел дождь». Так или иначе, полуотмененный "доп" подарил участникам настоящее приключение: пожалуй, этот день стал одним из самых ярких в двухнедельной хронике "Дакара".

center~ Антигерой ~/center

Чешский гонщик Мартин Коломы может в равной степени считаться и открытием, и антигероем грузового зачета "Дакара". С одной стороны, 39-летний пилот провел свой лучший марафон в карьере, финишировав на пятом месте за рулем скромной Tatra T815. С другой, Коломы добился такого результата после некрасивой блокировки соперников на пятом спецучастке.

Герои «Дакара»

Заезд из Арекипы в Арику больше напоминал "доп" классического ралли: пески остались где-то далеко, а участники ехали по узкой каменистой дороге, на которой было невозможно обгонять. В этой ситуации ехавший впереди Коломы решил не пропускать более быстрых конкурентов, которые постоянно давили на кнопку "Сантинеля", означающую требование предоставить дорогу. Следом за Мартином ехал Алеш Лопрайс, а в кильватере находился Жерар де Рой: обоим пришлось умерить темп и покорно созерцать корму неуступчивой "Татры".

За такое поведение Коломы получил условный 15-минутный штраф: если бы Мартин еще раз позволил себе умышленную блокировку, наказание превратилось бы в реальный гандикап. Впрочем, сам чешский спортсмен виновным себя не считал. "Аналогичная проблема на пятом спецучастке была у всех: пилоты жали на «Сантинель», но никто впереди не останавливался, заявил Коломы. Да, передо мной в тот момент никого не было, но стояла пыль из-за феш-феша, ничего не было видно, а соперники были более чем в 200 метрах позади».

center~ Достижение ~/center

В 2013 году на "Дакаре" появилась уникальная команда: гоночный коллектив Race2Recovery целиком состоял из бывших военнослужащих, получивших серьезные ранения в ходе боевых действий. У многих членов конюшни ампутированы конечности, но это не помешало им занять все возможные места в команде: отставные солдаты стали пилотами, штурманами и механиками. На старт ралли-марафона вышли четыре автомобиля Bowler Wildcat с двигателями Land Rover, но до финиша добрался только один. Впрочем, это совсем не значит, что Race2Recovery не справилась с "Дакаром". Люди выдержали это испытание не выдержала техника.

Герои «Дакара»

По ходу дистанции "Боулеры" постоянно ломались, причем каждый раз из строя выходило что-нибудь новое. 8 января с дистанции сошли идейные вдохновители Race2Recovery Тони Харрис и Том Нитуэй: на их машине отказала раздаточная коробка и коробка передач. Через день в аварию на дорожной секции угодил Джастин Бирчалл: в больницу с серьезными травмами доставили троих членов команды, но сейчас все они уже идут на поправку. Наконец, на шестом "допе" перевернулись Марк Замбон и Бен Готт в машину британцев врезался грузовик.

"Нам помогли выбраться из машины ребята из Нидерландов, несмотря на аварию, Замбон не потерял чувства юмора. Когда один из них вытащил меня, моя нога отвалилась и осталась в кокпите вы бы видели лицо этого парня! Он уже начал паниковать, но я объяснил ему, что это был протез».

Последний оставшийся в строю Wildcat мог выбыть из борьбы так же быстро, как и остальные, если бы майор Мэтт О'Хэар и капрал Филлип Гиллеспи не придумали, как справиться со стремительно перегревающимся двигателем. На первых "допах" экипаж регулярно останавливался и давал мотору Land Rover отдохнуть на финиш машина приезжала далеко за полночь, после чего у механиков оставалась пара часов, чтобы наспех устранить очередные неполадки. В день отдыха на машину установили детали от сошедших автомобилей, что помогло Bowler дотянуть до финиша.

О'Хэар и Гиллеспи приехали в Сантьяго последними, с отставанием в 69 часов 30 минут. И все же, они это сделали: штурман Филлип Гиллеспи официально стал первым участником "Дакара" без конечности, который преодолел всю дистанцию ралли-рейда от старта до финиша. Возможно, будь техника такой же крепкой, как организмы этих ребят, в Сантьяго приехал бы не только один экипаж.

center~ Трагедия ~/center

Ни один "Дакар" не обходится без инцидентов с летальным исходом. В 2013 году серьезных аварий было две причем обе оказались лобовыми столкновениями. Первое ДТП произошло вечером 9 января: машина сопровождения ралли-рейда столкнулась с двумя такси, полными пассажиров. Погибли двое, семь человек получили ранения.

Томас Буржан на мотоцикле KTM

Томас Буржан на мотоцикле KTM

Следующая авария случилась двумя днями позже: на пути к старту седьмого спецучастка дебютант "Дакара" Томас Буржан налетел на машину чилийской полиции и разбился. Мотоциклист участвовал в соревнованиях на бездорожье с 2009 года, а в сезоне-2011 уроженец французского города Сент-Этьен попробовал себя в рейде "Африка". До своей гибели Буржан занимал 68-е место в двухколесном зачете "Дакара".

center~ Прорыв ~/center

*Жинель де Виллерс и Курт Каселли*

Жинель де Виллерс и Курт Каселли

Выбрать одного победителя в этой номинации оказалось чересчур сложной задачей, поэтому "Прорывом Дакара-2013" по версии "Мотора" стали сразу двое. В зачете автомобилей этого звания, безусловно, заслуживает Жинель де Виллерс. Тихий южноафриканец на далеко не самом мощном пикапе Toyota Hilux методично собирал высокие результаты и в итоге добрался до второго места: на "Дакаре" со столь плотной конкуренцией этот результат говорит сам за себя. В распоряжении де Виллерса не было машины от заводской команды, но Жинель все равно навязал борьбу опытному коллективу Team X-Raid не зря перед стартом Петрансель называл его своим самым опасным противником.

Не меньшего восхищения заслуживает и Курт Каселли. Дебютант "Дакара" в зачете "Мото", которого позвали в команду KTM в последний момент на замену травмированному Марку Коме творил чудеса. Новобранец самого сложного марафона на планете выиграл два спецучастка, а на финише расположился на 31-м месте. Да, порой у Каселли случались заминки, но если вспомнить, что Курт фактически не готовился к "Дакару", то достижения американца предстают в совершенно другом свете. Там, где признанные лидеры плутали в песках, Каселли смог мгновенно сориентироваться и показать быстрейшие секунды.

Новости партнёров

Новости партнёров