Опубликовано 21 января 2014, 16:32

На износ

Главные герои и события ралли-рейда «Дакар»
Марафон «Дакар»-2014 получился сложнее и увлекательнее прошлогоднего: спецучастки стали длиннее, дороги непроходимее, а навигация ― запутаннее. Участники прокалывали колеса, блуждали в пустыне, застревали на дюнах и доезжали до финиша, превозмогая себя. «Мотор» подводит итоги ралли-рейда, рассказывая о ключевых событиях и главных героях прошедшей гонки.
Фото Red Bull Content Pool, команд Team De Rooy и X-Raid, а также со страницы "Дакара" в фейсбуке
Фото Red Bull Content Pool, команд Team De Rooy и X-Raid, а также со страницы "Дакара" в фейсбуке

Марафон «Дакар»-2014 получился сложнее и увлекательнее прошлогоднего: спецучастки стали длиннее, дороги непроходимее, а навигация ― запутаннее. Участники прокалывали колеса, блуждали в пустыне, застревали на дюнах и доезжали до финиша, превозмогая себя. «Мотор» подводит итоги ралли-рейда, рассказывая о ключевых событиях и главных героях прошедшей гонки.

[center]Приключение[/center]

[center]~ 18 километров без ориентиров ~[/center]

Ор-пист – так в ралли-рейдах называют самые трудные фрагменты дистанции, когда спортсменам приходится ехать по полному бездорожью без каких бы то ни было ориентиров на местности. В других местах штурманы могут зацепиться глазом за одинокую пальму или возвышающуюся скалу. На отрезках ор-пист на первый план выходит чутье. Пятый соревновательный день "Дакара" приготовил экипажам 18-километровую зону без опознавательных знаков. Уйти с правильного курса было очень легко – достаточно ошибиться с направлением в одном месте, чтобы затем всю дорогу ехать не туда. Именно здесь определились основные триумфаторы "Дакара" во всех классах.

На износ

До злополучного спецучастка в зачете мотоциклов лидировал Хоан Барреда Борт. Заплутав вместе со всеми, пилот Honda потерял 44 минуты – а на первую строчку вышел (тогда еще) трехкратный победитель марафона Марк Кома. Правильно решив навигационный ребус, испанец создал почти часовой отрыв от преследователей: к финишу гонки ни один из соперников Комы так и не смог к нему приблизиться. На втором месте закрепился персональный водовоз Марка Хорди Виладомс, который также без проблем справился с ориентированием без ориентиров.

Главным неудачником пятого «допа» оказался двукратный чемпион мира по классическому ралли Карлос Сайнс. В поисках заветной контрольной точки испанец принялся метаться взад и вперед. Багги SMG не выдержало столь бесцеремонного обращения и сломалось. Пилот потерял целый час на ремонте автомобиля, но коварная контрольная точка так и не была найдена. На финише к часовому проигрышу добавился еще час штрафа: так Сайнс лишился всех шансов на победу в «Дакаре». А ведь до старта этого спецучастка Карлос шел на первой позиции в абсолютном зачете

Главным неудачником пятого «допа» оказался двукратный чемпион мира по классическому ралли Карлос Сайнс. В поисках заветной контрольной точки испанец принялся метаться взад и вперед. Багги SMG не выдержало столь бесцеремонного обращения и сломалось. Пилот потерял целый час на ремонте автомобиля, но коварная контрольная точка так и не была найдена. На финише к часовому проигрышу добавился еще час штрафа: так Сайнс лишился всех шансов на победу в «Дакаре». А ведь до старта этого спецучастка Карлос шел на первой позиции в абсолютном зачете

Среди автомобилистов победителем пятого "допа" вышел Хуан Рома – он же праздновал победу на пьедестале почета в чилийском Вальпараисо. Коварный 18-километровый отрезок между аргентинскими городами Чилесито и Сан-Мигель-де-Тукуман лишил шансов Нассера Аль-Аттию: строго говоря, катарец был быстрейшим гонщиком этого "Дакара", но не найденная контрольная точка привела к часовому штрафу со стороны организаторов. В итоговом протоколе Аль-Аттия уступил Роме 57 минут. Без пенализации Нассер финишировал бы первым.

На износ

Пятый "доп" сформировал картину и в грузовом зачете. На старте "Дакара" равных не было Жерару де Рою, а его ближайшим конкурентом числился Марсель ван Влит на MAN. После блуждания в пустыне о ван Влите больше не вспоминали, а главным героем стал экипаж Андрея Каргинова.

Штурман Андрей Мокеев вместе со штурманом Дмитрия Сотникова Вячеславом Мизюкаевом решили задачку по поиску направления на пять с плюсом. Чего не скажешь об остальных "КАМАЗах" и Жераре де Рое.

Сами спортсмены даже не поняли, что оказались впереди всех: не увидев конкурентов на заветном 162-м километре, будущий победитель спецучастка Сотников решил, что все давно уехали вперед, а сам он заметно отстал. На самом же деле Дмитрий привез своему партнеру по команде и триумфатору "Дакара"-2013 Эдуарду Николаеву 25 минут. При этом грузовик Сотникова вообще не должен был ехать на результат: "КАМАЗ" номер 549 нагрузили запчастями, чтобы Дмитрий ассистировал напарникам.

В прошлом году триумфатор «Дакара»-2013 Эдуард Николаев не выиграл ни одного спецучастка: спортсмен взял соперников «измором», день за днем показывая времена в середине первой десятки. На сей раз Николаеву удалось [одержать дебютную победу](http://motor.ru/news/2014/01/13/dakar/) на «допе» ― правда, к победе в «абсолюте» она его не приблизила. Эдуард отстал от Жерара де Роя на первых же километрах «Дакара», и в дальнейшем так и не смог приблизиться к голландцу. Если бы у «КАМАЗ-Мастера» не было Андрея Каргинова, о борьбе за победу не возникло бы даже мыслей: на финише занявший третье место Николаев проиграл де Рою полтора часа

В прошлом году триумфатор «Дакара»-2013 Эдуард Николаев не выиграл ни одного спецучастка: спортсмен взял соперников «измором», день за днем показывая времена в середине первой десятки. На сей раз Николаеву удалось одержать дебютную победу на «допе» ― правда, к победе в «абсолюте» она его не приблизила. Эдуард отстал от Жерара де Роя на первых же километрах «Дакара», и в дальнейшем так и не смог приблизиться к голландцу. Если бы у «КАМАЗ-Мастера» не было Андрея Каргинова, о борьбе за победу не возникло бы даже мыслей: на финише занявший третье место Николаев проиграл де Рою полтора часа

После переломного "допа" обязанности "боевой технички" переложили на Антона Шибалова, а Сотников вместе с Каргиновым вступили в борьбу. Итог: Каргинов на первом, Сотников на четвертом месте. Жерар де Рой повержен – голландец ехал надежно, но излишне не рисковал. Рассудительный подход привел его на вторую позицию.

[center]Провал[/center]

[center]~ Айрат Мардеев ~[/center]

В первый день "Дакара" казалось, что за победу поборется сын бывшего гонщика команды "КАМАЗ-мастер" Ильгизара Мардеева Айрат, но уже на втором "допе" россиянин перевернул свой грузовик прямо посреди дороги. Ехавший следом Жерар де Рой попытался поставить "КАМАЗ" на колеса, но после нескольких безрезультатных попыток бросил эту затею. На бивуаке Айрат рассказал, что причиной его аварии стал "обвал грунта", однако на видеозаписи инцидента четко видно, почему на самом деле перевернулся Мардеев: ошибка в пилотаже на участке с узкой дорогой и почти отсутствующей обочиной привела к заваливанию грузовика на бок.

В таком виде "КАМАЗ" Айрата Мардеева пролежал 10 часов. Поставить грузовик на колеса удалось только ночью: на выручку пилоту приехали два трехосных тягача технического сопровождения. К утру механики челнинского коллектива подготовили "КАМАЗ" к продолжению гонки, но на старт Мардеев так и не вышел -- на его грузовике вышла из строя система спутниковой навигации GPS. Уезжать в пустыню без этого устройства смертельно опасно: спросите у пилотов, потерявшихся в дюнах из-за отказа навигационных приборов

В таком виде "КАМАЗ" Айрата Мардеева пролежал 10 часов. Поставить грузовик на колеса удалось только ночью: на выручку пилоту приехали два трехосных тягача технического сопровождения. К утру механики челнинского коллектива подготовили "КАМАЗ" к продолжению гонки, но на старт Мардеев так и не вышел -- на его грузовике вышла из строя система спутниковой навигации GPS. Уезжать в пустыню без этого устройства смертельно опасно: спросите у пилотов, потерявшихся в дюнах из-за отказа навигационных приборов

Сложный участок Айрат должен был проезжать первым из грузовиков и выбрал для преодоления ущелья узкую дорогу, по которой до этого ездили только внедорожники. Как затем рассказал Мардеев, на этой точке проблемы были у многих участников на грузовых автомобилях, а команда "КАМАЗ-мастер" через свой сайт обвинила организаторов "Дакара" в пренебрежении безопасностью экипажей на грузовиках и посоветовала включать в состав прокладывающих маршрут экипажей хотя бы один грузовик.

Мардеев сошел, но на этом история не закончилась. Из-за лежащего на боку "КАМАЗа" идущий следом Жерар де Рой потерял 22 минуты: после того, как голландец понял тщетность своих попыток вытащить россиян, он попробовал объехать этот участок, однако по окольной тропе его не пустил владелец местного ранчо. Тогда спортсмен вернулся к месту аварии и все-таки взял препятствие, не покорившееся "КАМАЗу": на черепашьей скорости IVECO де Роя въехал на пригорок, умудрившись не задеть грузовик Мардеева.

После финиша система учета времени на "Дакаре" автоматически компенсировала Жерару время, потерянное из-за аварии Айрата. "КАМАЗ-мастер" это не устроило: гоночный коллектив опротестовал возврат 22 минут. Судьи отклонили жалобу челнинской конюшни, после чего на сайте "КАМАЗ-мастера" появилась заметка, в которой де Роя назвали "выпросившим" компенсацию у организаторов.

[center]Борьба[/center]

[center]~ Де Рой против Каргинова ~[/center]

О сражении за победу в грузовом зачете стоит сказать особо. Болельщики "Дакара" уже отвыкли от столь острого противостояния в "тяжелом" классе – в последние годы победитель ралли-рейда среди тягачей определялся задолго до последнего "допа" за счет гигантского отрыва одного из участников. В 2014 году в категорию вернулась интрига. После пяти спецучастков Андрей Каргинов на "Камазе" отставал от Жерара де Роя на IVECO на 32 минуты. К тому моменту все остальные пилоты, включая оставшиеся экипажи "КАМАЗ-мастера", уступали лидерам более часа и на победу уже не претендовали. Каргинов бросился в погоню.

Регламентом "Дакара" разрешены капотные грузовики: именно такой IVECO построила команда Жерара де Роя (справа). В "КАМАЗ-Мастере" не обновляли шасси с 2007 года: в тот момент капотная компоновка была под запретом, поэтому все российские грузовики (слева) имеют привычную кабину

Регламентом "Дакара" разрешены капотные грузовики: именно такой IVECO построила команда Жерара де Роя (справа). В "КАМАЗ-Мастере" не обновляли шасси с 2007 года: в тот момент капотная компоновка была под запретом, поэтому все российские грузовики (слева) имеют привычную кабину

Андрей отыгрывал время чуть ли не на каждом "допе". Увидев лихой пилотаж российского спортсмена, де Рой усомнился в его способности доехать до финиша – по мнению Жерара, Каргинов брал на себя слишком большой риск. В какой-то момент Андрей подобрался к краю на считанные сантиметры: на высокогорном "допе" гонщик проехал настолько близко к скале, что на его грузовике срезало кран подкачки колеса. Исправив поломку, россиянин продолжил ехать на все деньги. В ралли-рейдах так не делают? Возможно. Но за два дня до конца гонки Каргинов опередил де Роя и вышел в лидеры общего зачета с преимуществом в восемь минут.

Вряд ли в "КАМАЗ-Мастере" ожидали, что борьбу де Рою навяжет именно Каргинов. На заводе грузовик Андрея оснастили морально устаревшим двигателем Тутаевского моторного завода: силовой агрегат остался на складе челнинской команды после оптовой закупки, проведенной несколько лет назад. В то же время, на "КАМАЗы" Николаева, Мардеева и Шибалова [поставили](http://motor.ru/news/2013/07/24/kamaz/) новейшие агрегаты Liebherr, сделанные в Швейцарии под заказ

Вряд ли в "КАМАЗ-Мастере" ожидали, что борьбу де Рою навяжет именно Каргинов. На заводе грузовик Андрея оснастили морально устаревшим двигателем Тутаевского моторного завода: силовой агрегат остался на складе челнинской команды после оптовой закупки, проведенной несколько лет назад. В то же время, на "КАМАЗы" Николаева, Мардеева и Шибалова поставили новейшие агрегаты Liebherr, сделанные в Швейцарии под заказ

Кульминацией стал финальный "доп", где оба дуэлянта перешли в режим "пленных не брать". Отказавшись от спокойной тактики предыдущих дней, де Рой мигом поехал быстрее Каргинова – впрочем, для итоговой победы этого было мало. В борьбу тяжеловесов неожиданно вмешался Чжоу Юн на MINI: на 90-м километре последнего спецучастка китаец перевернул свою машину прямо посреди дороги, заблокировав путь для большинства преследователей. Узкий IVECO Powerstar Жерара де Роя помог своему пилоту объехать неожиданное препятствие, тогда как более широкие (на 68 сантиметров, если быть точным) "Камазы" оказались не в состоянии втиснуться в проход. Каргинову пришлось останавливаться и своими силами ставить на колеса MINI Юна.

На финиш Андрей прибыл с девятиминутным отставанием от соперника, что лишало россиянина первого места. Посовещавшись, судьи решили компенсировать спортсмену время, потраченное на помощь китайскому экипажу – 5 минут 20 секунд. В итоге проигрыш Каргинова снизился до приличных четырех минут: с учетом запаса предыдущих дней, решение судей позволило Андрею выйти на первую строчку абсолютного зачета.

[center]Трагедия[/center]

[center]~ Гибель мотогонщика, зрителя и журналистов ~[/center]

Редкий "Дакар" обходится без человеческих жертв. Увы, марафон 2014 года пополнил список погибших четырьмя новыми фамилиями: теперь история ралли-рейда насчитывает 63 летальных исхода.

У Эрика Паланта осталась жена и пятеро детей. Мотогонщик не дожил десять дней до своего 51-го дня рождения

У Эрика Паланта осталась жена и пятеро детей. Мотогонщик не дожил десять дней до своего 51-го дня рождения

Мотогонщик-любитель Эрик Палант был истово предан "Дакару": с 2003 года бельгиец не пропустил ни одного ралли-рейда. Роковым для пилота оказался пятый спецучасток марафона-2014: тело Паланта нашли на 143-м километре дистанции. Причина смерти Паланта до сих пор не объявлена, сигналов бедствия Эрик не подавал: в таких условиях о характере гибели остается только строить догадки.

Инцидент с аргентинскими журналистами оказался прозаичнее: автомобиль с репортерами и фотографами рухнул в овраг. Корреспонденты, находившиеся на переднем сидении, погибли на месте, два фотографа, сидевшие сзади, остались в живых. Наконец, третьим случаем стал сердечный приступ, от которого скончался один из зрителей. Это произошло, когда 70-летний поклонник ралли-рейдов ехал на квадроцикле, чтобы своими глазами взглянуть на кавалькаду участников.

[center]Позор[/center]

[center]~ Командная тактика X-Raid ~[/center]

Победителем "Дакара"-2014 в автомобильном зачете стал Хуан Рома. Десять лет назад испанец выиграл ралли-рейд на мотоцикле, после чего пересел на четырехколесный транспорт – история двух побед в разных классах могла бы получиться символичной, если бы не одно "но": своим успехом Рома был обязан приказам руководства команды. Как только к Хуану на расстояние атаки приблизился одиннадцатикратный триумфатор "Дакара" Стефан Петрансель, команда X-Raid, за которую выступают оба пилота, одернула француза: гонщика призвали сбросить темп.

На износ

Петрансель подчинился, а на последнем "допе" демонстративно остановился в ожидании напарника.

В итоге MINI призеров "Дакара" пересекли финишную черту друг за другом – надо полагать, по задумке руководства X-Raid такая концовка должна была символизировать сплоченность коллектива. Вместо этого победный финиш MINI стал памятником убитой интриги и попранных спортивных принципов.

Нассер Аль-Аттия также получил приказ сбавить обороты. Впрочем, на положении катарца в турнирной таблице это не сказалось: к исходу гонки спортсмен был слишком далеко от своих партнеров по X-Raid, чтобы составить им конкуренцию в борьбе за победу

Нассер Аль-Аттия также получил приказ сбавить обороты. Впрочем, на положении катарца в турнирной таблице это не сказалось: к исходу гонки спортсмен был слишком далеко от своих партнеров по X-Raid, чтобы составить им конкуренцию в борьбе за победу

Вдвойне обидно оттого, что у X-Raid не было никакой необходимости ограничивать своих пилотов. Немецкая конюшня настолько превосходила конкурентов, что даже в случае двойного схода Ромы и Петранселя команда сохранила бы первое место – усилиями еще одного гонщика X-Raid Нассера Аль-Аттии. К тому же, Рома вполне мог победить честно: темп Хуана позволял ему держаться в ритме Петранселя на протяжении большей части ралли-рейда.

Хуан Рома прибыл на бивуак победителем, но Петрансель был недалеко от него

Хуан Рома прибыл на бивуак победителем, но Петрансель был недалеко от него

[center]Спасение[/center]

На износ

[center]~ Квадроцикл, летящий в пропасть ~[/center]

"Дакар" – где бы не проходил этот ралли-рейд – редко обходится без чудесных спасений и маленьких подвигов. Приз марафона 2014 года за самую эффектную и нереалистичную аварию достается двукратному победителю ралли-рейда Маркосу Патронелли. На третьем "допе" аргентинец едва не сиганул в пропасть вслед за своим квадроциклом – машина отказалась слушаться своего хозяина на вершине горной гряды. В последний момент спортсмен выпрыгнул из сиденья, отпустив Yamaha в свободный полет: вместе с квадроциклом в ущелье улетел запас воды и GPS-навигатор, способный вывести Патронелли с необитаемых скал.

Так выглядел квадроцикл Патронелли до падения...

Так выглядел квадроцикл Патронелли до падения...

На счастье Маркоса, его коллеги не успели уехать далеко: аргентинец нашел другого участника, который подал за него сигнал SOS. Спасатели прибыли вовремя: у Патронелли уже случилось обезвоживание, но он не потерял сознание и избежал серьезных травм. В прошлом году в подобных обстоятельствах погиб украинский раллист Вадим Нестерчук.

...а так после полета с обрыва

...а так после полета с обрыва

В отсутствие действующего триумфатора "Дакара" победа в зачете квадроциклов досталась чилийцу Игнасио Касале. Обратил на себя внимание и россиянин Сергей Карякин: спортсмен из Екатеринбурга в год дебюта выиграл один из спецучастков, а к финишу выбрался на седьмую строчку. Похоже, скоро россияне смогут бороться за победу не только в гонках грузовиков.