Опубликовано 09 апреля 2022, 08:30
9 мин.

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды

Все сюрпризы юбилейного 10-го российского фестиваля скорости на льду
В Иркутской области прошёл десятый ежегодный фестиваль автоспорта «Дни скорости на льду Байкала». На сегодняшний день есть всего два схожих по сути рекордных фестиваля — в Бонневиле на высохшей поверхности соляного озера и зимний на льду Байкала. Заезды на скорость по льду можно причислить к уникальным, поскольку нигде больше невозможно в исключительно зимних условиях разогнать серийный автомобиль до скоростей, близких к 300 км/ч.
«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды
© Анна Бойко

Заезды фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» проходят в строгом соответствии с правилами FIA (Международной автомобильной федерации) и РАФ (Российской автомобильной федерации). К участию в гонках приглашены пилоты с действующими гоночными лицензиями, а участвующие автомобили полностью соответствуют техническим требованиям, прописанным в регламентах. Все достижения, показанные во время фестиваля, зафиксированы судьями и переданы в комитет рекордов РАФ для рассмотрения и последующего утверждения в качестве рекордов. Результаты, показанные участниками на кольцевой трассе в рамках длинных заездов, поданы для регистрации в Книге рекордов России.

В фестивале приняли участие четырнадцать профессиональных пилотов. Их автомобили — претенденты на установление рекордов использовали шины отечественной марки партнёра фестиваля Cordiant. Легковые Jaguar E-Pace, были обуты в шины Cordiant Snow Cross 2, грузовой Ford F-max в шины Cordiant Professional FR-1 и Cordiant Professional DR-1. В условиях гладкого ледяного покрытия и высоких скоростей контакт шин с поверхностью особо важен — без надёжного сцепления ни разогнаться, ни удержать автомобиль на траектории невозможно.

Колоссальная работа организаторов была проведена для подготовки и поддержания в рабочем состоянии покрытия рекордных трасс. В этом году на Байкале было ветрено, байкальский лёд регулярно заметало снегом. Ежедневная очистка льда превратилась в неизбежную рутину, отнимавшую много времени и сил. Тем не менее, гладкость покрытия удалось отстоять и выполнить всё запланированное.

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды

Соревнования прошли на специально подготовленных трассах, проложенных по льду байкальского пролива Малое море. Площадка для проведения рекордных соревнований была выбрана специалистами-гляциологами, мониторинг экологической безопасности осуществлялся представителями национального парка «Заповедное Прибайкалье» и специализированных лабораторий. Соответствие требованиям безопасности трассы заверили и утвердили представители Российской автомобильной федерации (РАФ).

Всего трасс было подготовлено две. Первая — прямая длиной 12880 м для заездов на максимальную скорость, и вторая — закольцованная трасса протяжённостью 8210 м для установления рекорда средней скорости и 24-часовых гонок.

Самый быстрый МАЗ

В 2022 году фестиваль впервые вышел на международный уровень. Грохот выхлопа 6,5-тонного монстра на огромных шипованных колёсах был слышен за километр, а вблизи от проезда раллийной машины сотрясался лёд. В «Днях скорости на льду Байкала» приняла участие белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто», которая привезла свой «боевой» капотный грузовик МАЗ-6440RR, специально созданный для марафона «Дакар».

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды
Читайте на тему:

За рулём — известный спортсмен, многократный призер этапов чемпионатов по ралли-рейдам, руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. Созданный для песков «Дакара», на льду Байкала грузовик смотрелся ничуть не хуже. На тренировках МАЗ показал максимальную скорость 203 км/ч. Во время официальных попыток его средняя скорость на дистанции превысила 191 км/ч. На Байкале очень часто природа вносит свой отрицательный вклад в итоговый результат. К сожалению, так случилось и в этом заезде — встречный ветер на прямой не оставил шансов белорусской команде повторить результат тренировки.

Андрей Леонтьев (LAV Racing) и Сергей Вязович («МАЗ-СПОРТавто»)

Андрей Леонтьев (LAV Racing) и Сергей Вязович («МАЗ-СПОРТавто»)

Главный вдохновитель и организатор соревнований, 18-кратный чемпион России Андрей Леонтьев в этом году выступил в необычной дисциплине — он устанавливал рекорд скорости на электромобиле Audi E-tron Sportback S. На дистанции 1 километр при старте с хода Андрей показал среднюю скорость свыше 205 км/ч, максимальную — 209 км/ч, а при старте с места — свыше 116 км/ч. Эти выдающиеся цифры были достигнуты благодаря единственному доступному «тюнингу» автомобиля прямо во время заезда — сложенным зеркалам, существенно улучшающим аэродинамику Audi E-tron.

Audi e-tron Sportback S

Audi e-tron Sportback S

Но не только обычные автомобили выезжают на лёд Байкала в рамках «Дней скорости». Традиционными участниками фестиваля стали картингисты. Вновь штурмовали текущие показатели Мария Леонтьева и Станислав Лыжин — на Rotax 125 без нагнетателя и ЕМ 125 соответственно.

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды

Скоростные заезды по байкальскому льду, пусть даже очищенному от снега и подготовленному — это настоящее испытание для пилота карта. Мороз, маленький диаметр колёс и неровности покрытия (лёд никогда не идеален, плюс следы от шипов предыдущих заездов), сверхчуткий «руль», пронизывающий ветер, летящая в лицо ледяная крошка и снег, капризы техники в необычных условиях… Словом, байкальский картингист — это особый класс пилотов, «белая косточка» этого вида спорта.

Тем не менее, несмотря на сильный ветер, встречный на обратном пути, Мария Леонтьева улучшила прошлогодние показатели при старте с хода. Она превысила среднюю скорость в 124 км/ч, а максимальная достигла 130 км/ч.

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды

Станислав Лыжин, справившись с многочисленными техническими проблемами машины, в своей рекордной попытке при старте с места превысил скорость в 91 км/ч. Его максимальная скорость при попытке с хода в одном из заездов составила 136 км/ч! Этот выдающийся результат получен после долгого «колдовства» над настройками двигателя, его температурного режима и передаточного числа трансмиссии.

В категории автомобилей москвич Александр Лобачев (команда Level Performance) лишь чуть-чуть не дотянулся до заветной планки в 300 км/ч. Этот рубеж дважды брали пилоты на льду Байкала в 2021 году, но на сей раз Александр на Lamborghini Urus разогнался только до 299 км/час. И это заявка на новый национальный рекорд в классе. Тем не менее, Александр стал самым быстрым пилотом десятого юбилейного фестиваля.

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды

Нижегородец Тарас Тюриков из команды GAT Racing отличился на дистанции 1 км с места — на своем Audi R8 GTT он показал среднюю скорость в 117 км/ч, и 1 км с хода — его средняя скорость здесь превысила 269 км/ч. В одном из заездов Тарас при старте с места показал среднюю скорость 124 км/ч, что является абсолютно лучшим показателем за всю историю ледовых рекордов скорости в России.

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды

Большую программу различных рекордов провёл на льду Байкала еще один грузовик — Ford F-Max. Он не поражал грозной внешностью и лязгом шипов, но был особо ценен именно тем, что представлял собой совершенно стандартный тягач, от которого на время заездов просто отцепили стандартную фуру. Серийный тягач, обутый в шины Cordiant Professional FR-1 и Cordiant Professional DR-1 пилотировал Андрей Леонтьев. Он улучшил прошлогодние достижения на дистанции 1 километр с хода — средняя скорость превысила 135 км/ч, а максимальная достигла 140 км/ч, существенно больше, чем на аналогичной машине в 2021 году, а кроме того это абсолютный мировой показатель скорости для серийных грузовиков на льду.

Ford F-Max

Ford F-Max

Постоянная участница фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» Мария Мельникова провела рекордные попытки на дизельном автомобиле Jaguar E-Pace, также обутом в шины отечественного бренда Cordiant.

В попытке с хода Мария превысила скорость 198 км/ч, а максимальная составила 202 км/ч. И это, безусловно, претензия на обновление рекорда в классе.

24 часа Байкала

Всё, о чем мы рассказали, произошло на прямой скоростной трассе. Настала пора поговорить о том, для чего на льду Байкала было построено 8-километровое кольцо. Десятый фестиваль «Дни скорости на льду Байкала» стал первым в истории автоспорта состязанием, в ходе которого была произведена попытка установления рекорда скорости на грузовиках на ледяной 500-километровой дистанции. Пилоты легковых автомобилей, в свою очередь, постарались на этом же кольце побить рекорд 24-часового заезда прошлого 2021 года.

Здесь надо сделать отступление, и рассказать, почему мы не говорим о самом рекорде, а всё время употребляем термин «попытка»? Дело в том, что рекордами эти попытки станут лишь после того, как будут зарегистрированы в Федерации автомотоспорта России. Процесс регистрации идёт, все материалы поданы, но пока все наши достижения — лишь зарегистрированные попытки.

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды

Итак, заезд по кольцевой трассе на Ford F-Max стал первым в истории грузовым марафоном на льду. За рулем тягача сменяли друг друга многократный победитель российских и европейских соревнований по ралли, чемпион России по ралли Илона Накутис, многократный чемпион России по ралли-рейдам Евгений Павлов, восьмикратный рекордсмен России по автоспорту Максим Леонов и многократный призёр чемпионатов России по ралли-рейдам и рекордсмен России по автоспорту Андрей Леонтьев.

Андрей Леонтьев

Андрей Леонтьев

Изобилующую поворотами невероятно скользкую 500-километровую дистанцию Ford F-Max преодолел за 6 часов, со средней скоростью в 91 км/ч. Лучшее время круга составило 4 минуты 35,7 секунды. За рядовыми, на первый взгляд, цифрами скрыто пилотирование на грани возможного стандартного тягача по голому льду на серийных дорожных шинах. Подобные экстремальные эксперименты, проводимые в рамках «Дней скорости на льду Байкала», дают бесценную информацию для создателей как автомобильной техники, так и шин, и это напрямую работает на повышение безопасности дорожного движения.

Традиционно, последним в рамках Фестиваля состязанием стал 24-часовой заезд по 8-километровому кольцу на двух Jaguar E-Pace — бензиновом и дизельном, обутых в шины Cordiant Snow Cross 2. Автомобили пилотировали два экипажа, в состав которых входило шесть человек: Андрей Леонтьев, Максим Леонов, Илона Накутис, Илья Кашин, Михаил Тюрин и Алексей Павлин.

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды

За сутки Jaguar E-Pace с бортовым номером 17 смог преодолеть дистанцию в 2228,6 км. При этом его средняя скорость составила 84,4 км/ч, что не так много, по сравнению с другой машиной. Причиной тому послужили технические проблемы, связанные с обледенением коробки передач из-за попадания снега на её датчики. Механикам пришлось потратить немало времени и усилий, чтобы отогреть машину, растопить лёд и выпустить кроссовер обратно на трассу. Тем не менее, дизельный Jaguar E-Pace показал хорошую среднюю скорость на круге — 131,9 км/ч, а лучшее время круга составило 3 минуты 39,6 секунды, во время отрезка, на котором за рулем был Максим Леонов.

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды

Второй автомобиль, выступавший под стартовым номером 13, оказался более счастливым. За сутки он проехал по льду 2543,8 км, превысил среднюю скорость в 105 км/ч, и с этими данными попал в претенденты на установление нового рекорда. Лучшая скорость на круге бензинового Jaguar E-Pace составила 138 км/ч, а лучшее время круга вновь показал Максим Леонов: 3 минуты 29,8 секунды.

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды

Официальным транспортным партнером Фестиваля выступил дистрибьютор марки ГАЗ ГК «Современные транспортные технологии», который предоставил автомобили из новой перспективной линейки «Газель NN». Без подобных автомобилей техподдержки невозможна организация и проведение соревнований — пассажирские версии Газелей в режиме маршрутного такси ежедневно доставляли команду Фестиваля от мест проживания в лагерь и обратно, грузовые тоже работали по прямому назначению, взяв на себя все перевозки, связанные с подготовкой трасс и лагеря, обеспечением скоростных заездов, подвозом питания и многих других бытовых вопросов.

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды

Новые «Газели», многоместные автобусы и грузовики, оказались в непривычной среде ежедневного передвижения по абсолютно гладкому льду при низких температурах, в условиях сильного ветра и снежных заносов. Все автомобили успешно справились с задачами, во многом благодаря развитым системам электронных ассистентов от обычной ABS до системы контроля тяги, ESP, помощи при старте на подъёме, датчиков света, дождя и прочих. Оборудованная полным набором электронных помощников, «Газель NN» представляет собой современный, комфортный и экономичный автомобиль.

«Дни скорости на льду Байкала»: грузовики и новые рекорды

Коммерческие автомобили марки «ГАЗ» прошли в рамках фестиваля разнообразный и весьма напряжённый тест-драйв прямо во время рабочего процесса, ни разу не подведя организаторов, несмотря на постоянную смену водителей, интенсивную работу и далеко не тепличные условия. Просторный салон и мощные отопители «Газелей» особо оценила команда судей, работавших на отдалённых отрезках трасс. Для них эти машины на все долгие часы состязаний и особенно, во время 24-часовой гонки стали комфортными передвижными убежищами.