Формула-1: сезон, которому помешал коронавирус
Чемпионат, который должен был стать рекордным, лишается одного этапа за другим из-за эпидемии/imgs/2020/03/13/13/3820964/5d69256722057c8c84a8987f628d4593e6248abd.jpg)
Триггером к этому послужил случай заражения в паддоке — коронавирусом заболел механик McLaren, отвечавший за заправочную машину. Так как он тесно контактировал с другими сотрудниками команды, 15 человек оказались в карантине, что заставило McLaren отказаться от участия в Гран-при. Это ставило команды в неравные условия, к тому же сохранялись риски заражения и в других командах, поэтому после консультации со всеми командами и местными властями FIA и промоутеры приняли решение отменить гонку.
/imgs/2020/03/13/19/3821421/6c76d8e4f7daa472382f2ae645f35a8d4eb582eb.jpg)
© f1.com
Это уже второй отменённый этап сезона — ранее было объявлено о том, что не состоится Гран-при Китая, намеченный на 17-19 апреля. Уже известно, что следующие две гонки, в Бахрейне и Вьетнаме, также перенесены на неопределённый срок. Таким образом, сезон начнётся не ранее начала мая, но вполне вероятно, это произойдёт ещё позже — Гран-при Нидерландов, Испании и Монако тоже под угрозой отмены.
Планировалось, что этот сезон станет рекордным — он должен был состоять из 22 этапов. Сейчас уже ясно, что это невозможно — даже если какие-то отменные гонки удастся провести позже, организаторы надеются на сезон, состоящий в лучшем случае из 17-18 Гран-при.
Однако вряд ли чемпионат будет отменён полностью — это возможно только в случае совсем уж апокалиптического сценария распространения коронавируса. Рано или поздно болиды выйдут на стартовую решетку, поэтому мы решили рассказать, на какие стороны стоит обратить внимание, когда это всё же произойдёт.
/imgs/2020/03/13/14/3821121/1201e4778c96538fba5df4bd1ceb3fbd9c3b8e6e.jpg)
Расклад сил
Определить главного фаворита чемпионата нетрудно: с начала «гибридной эры» в 2014 году в чемпионате неизменно побеждал гонщик Mercedes. И в пяти случаях из шести им был Льюис Хэмилтон. Технический регламент в этом году почти не изменился, так что нет никаких причин сомневаться в силе британского гонщика и немецкой команды.
/imgs/2020/03/13/13/3821002/ad8cc538574a5033e3ec699eb83dc32bc4bf57d2.jpg)
Для Льюиса Хэмилтона этот год может стать знаковым: в 2020-м у него есть отличный шанс повторить казавшиеся недосягаемыми рекорды Михаэля Шумахера (которого, к слову, он когда-то и сменил в Mercedes). На счету Михаэля семь титулов и 91 победа. Льюис на сегодняшний день выиграл шесть чемпионатов и финишировал первым в 84 Гран-при.
/imgs/2020/03/13/13/3821010/a509a4a31837cd7bfaa93e11a0dea2a102822df9.jpg)
Тем более, что соперники Мерседеса сами делали всё, чтобы status quo сохранился. В Red Bull Racing комментировали итоги тестов позитивно, но на трассе не всегда опережали даже некоторых середняков. Нет сомнений, что к первому этапу чемпионата команда серьёзно прибавит, но в Mercedes тоже наверняка не выложили все карты на стол.
Вечный конкурент
У Ferrari дела ещё хуже. В январе в итальянской прессе поползли слухи, что в команде недовольны первыми данными о своей новой машине — в первую очередь, уровнем прижимной силы. На решение этой проблемы были брошены все силы, но и после тестов руководители Скудерии признавали отставание от Mercedes.
Правда, не факт, что это отставание действительно так уж велико — руководство Ferrari очень задел прошлогодний «ход конём» со стороны Mercedes, когда они испытывали на тестах совсем не ту машину, что привезли в Мельбурн. Тогда перед первой гонкой сезона в Скудерии были уверены, что имеют преимущество, однако в действительности всю весну немецкие машины доминировали на трассах. Догнать их Ferrari удалось лишь к середине чемпионата.
Есть много признаков того, что в Скудерии на этот раз тоже решили не открывать карты раньше времени, и ни разу не выводили свои моторы в «боевой» режим. При этом анализ результатов на длинных сериях говорит о том, что в гоночных условиях машины Mercedes и Ferrari почти равны.
Формула-1 vs FIA и Ferrari
Главный скандал этого межсезонья развернулся в последний день тестов, после объявления о сделке между FIA и Ferrari. Эта сделка стала следствием расследования FIA в отношении моторов Ferrari, инициированного во второй половине прошлого сезона конкурентами Скудерии. Они подозревали, что итальянцы каким-то образом обходят ограничения на расход топлива, закреплённые в регламенте, что даёт им преимущество в мощности (правда, лишь кратковременное).
/imgs/2020/03/13/13/3821044/f1c70abe6e251617c53ea543fec59809f7a31781.jpg)
В рамках этого расследования FIA ещё осенью выпустила специальную директиву относительно работы топливных датчиков, после чего, по мнению конкурентов Ferrari, алые машины лишились своего преимущества на прямых. В Скудерии это категорически отрицали, утверждая, что всего лишь сменили настройки аэродинамики.
Точку в споре должно было поставить расследование, но не поставило. Вместо этого FIA и Ferrari договорились оставить ситуацию в прошлом, а в будущем работать над контролем расхода топлива вместе. Разумеется, конкуренты посчитали подобные договорённости предательством по отношении к своим интересам — ведь если бы вина Ferrari была доказана, команду могло ждать исключение из результатов сезона 2019 года. А это, в свою очередь, привело бы к перераспределению доходов чемпионата, и все остальные команды (кроме Mercedes) получили бы существенно больше.
В результате семь команд (все, кроме Ferrari и аффилированных с нею Alfa Romeo и Haas) выдвинули ультиматум, требуя объяснений. Естественно, в Ferrari категорически отвергают, что нарушали правила, а в FIA лишь разводят руками и говорят, что доказать всё равно ничего будет нельзя. Ситуация зашла в тупик, выходом из которого многие считают начало чемпионата — дескать, тогда и будет видно, сохранили ли машины Скудерии свою скорость на прямых, особенно в квалификациях.
/imgs/2020/03/13/14/3821071/312e628b4c96d10f820805c4fff12b4f4f704a6b.jpg)
В действительности Ferrari оказалась в проигрышной позиции независимо от того, справедливы ли эти обвинения. Мощность моторов в Формуле-1 — тайна за семью печатями, и оперировать можно лишь скоростью на прямых. А она значительно больше зависит от аэродинамики, чем от двигателя.
В прошлом году в Ferrari ошиблись в выборе уровня прижимной силы перед началом сезона, из-за чего их машины и были так быстры на прямых — но много теряли в поворотах. В этом они исправили свою ошибку — теперь по уровню прижимной силы Ferrari в лидерах. Это позволит улучшить время на круге и упростит работу с шинами, но из-за увеличения прижимной силы неизбежно приведёт к снижению скорости на прямых. Что, конечно же, будет расценено конкурентами как подтверждение того, что раньше в Ferrari использовали запрещённые системы.
Второй эшелон
Похоже, позади лидеров в этом сезоне произойдут значительные перестановки. Парадоксально, что триггером для них стали команды, пользующиеся поддержкой Ferrari — но именно они в итоге и потеряли больше всех.
/imgs/2020/03/13/14/3821147/1de15370cae4ddb64d0e2b2a5dbe41e74e4a710f.jpg)
Конкуренты, наконец, решились пойти по пути Haas F1, которая в последние годы копировала у Ferrari всё, что только позволял регламент (и, конечно, сама Ferrari). Это определённо приносило успех, и теперь так же поступают и клиенты других лидеров. В Alpha Tauri, как теперь называется бывшая Toro Rosso, естественно, скопировали машину Red Bull Racing 2019 года, и добились заметного прогресса — на тестах они оказались очень быстры.
Но ещё быстрее были машины Racing Point. Неудивительно — журналисты уже месяц называют их машину не иначе, чем «прошлогодний Mercedes». Это, конечно, некоторое преувеличение, но судя по скорости Серхио Переса, временами они готовы давать бой даже лидерам!
/imgs/2020/03/13/14/3821122/a5cb1dcdb49ee5c97f94e22cbaa864c43cab3493.jpg)
Судя по всему, удалось прибавить и Renault F1. После прошлогодних проблем в неё мало кто верил — многие полагали, что французская команда предпочтёт сразу сосредоточиться на сезоне 2021 года, когда вступит в силу совершенно новый регламент. Однако пилоты Renault, Даниэль Риккардо и Эстебан Окон, показывали очень хорошие результаты, регулярно опережая своих главных конкурентов — McLaren.
/imgs/2020/03/13/20/3821438/601eb35e7ca4e48b5544ab4e80ff4f7c63a20d6c.jpg)
Прогресс всех этих команд означает, что теперь Haas F1 будет очень сложно бороться за пятое место в Кубке конструкторов — по скорости они опустились в нижнюю половину таблицы. Но ещё хуже дела у другого клиента Ferrari, Alfa Romeo. На зимних тестах команда оказалась одной из худших, проигрывая даже Williams (которая определённо сделала большой шаг вперёд). Конечно, у них будет возможность прибавить, но Кими Райкконена и Антонио Джовинацци наверняка ждёт тяжёлый сезон.
Наши
К сожалению, в чемпионате вновь будет выступать лишь один российский гонщик — Даниил Квят. Несмотря на высокие оценки в западной прессе, Сергею Сироткину подписать соглашение ни с одной из команд не удалось. Даже на роль резервного пилота.
/imgs/2020/03/13/14/3821123/0e770be58e266df896f2b82392958021661b9fbc.jpg)
Что касается Даниила, то его многострадальная карьера подходит к своей очередной кульминации. Многие не поняли решение руководства Red Bull, которые в прошлом году сначала перевели из Toro Rosso в основную команду его напарника, Александера Элбона, хотя он выступал уж точно не лучше Квята, а затем сохранившие состав в межсезонье.
/imgs/2020/03/13/14/3821120/b49492557ed4649b088fa971b8f3a17959e44a97.jpg)
Однако это вовсе не значит, что Элбона не может постичь судьба Пьера Гасли и ранее самого Квята – его тоже могут отправить на «перезарядку» в младшую команду прямо по ходу чемпионата. И его место рядом с Максом Ферстаппеном тогда займёт как раз кто-то из них.
Чтобы оказаться на этом месте, нужно проявить себя, и в 2020 году сделать это Квяту будет проще, чем в предыдущих. Судя по всему, машина Alpha Tauri действительно быстра, а значит, легче будет оказаться на виду. Правда, обязательное условие при этом – оказаться быстрее своего напарника, а Пьер Гасли непростой соперник. Но всё, что мы узнали о Квяте за последние годы, говорит только об одном – чтобы выиграть в этом противостоянии, Даниилу нужно победить лишь одного соперника: самого себя.