Gazo-o-o!
Все, что нужно знать про возвращение «Тойоты» в WRC/imgs/2016/12/16/10/203338/f2a5fe1e9ac8328273e421dc9832cb7886dc4957.jpg)
1999 год: все еще сидят на диал-апе и волнуются насчет «проблемы две тысячи», разглядывают первый мобильник Blackberry и пытаются разобраться с только что представленным стандартом Bluetooth. В то же время Билл Гейтс становится самым богатым человеком в мире и предсказывает появление соцсетей, о которых тогда еще никто не слышал, а в мире автоспорта, далеком от всех этих глобальных потрясений, «Тойота» уходит из чемпионата мира по ралли WRC, успев почти за 25 лет «в бизнесе» стать одним из главных его символов.
/imgs/2016/12/16/07/203250/6eaf9aa5e6286002bf6d56a813344ddd053a2087.jpg)
Заводская команда Toyota выступала в чемпионате мира по ралли с 1973 по 1999 год с перерывами в 1996-м и 1997-м, хотя основные ее успехи пришлись именно на девяностые. За все это время марка выиграла 43 гонки, трижды становилась победителем командного зачета, а ее пилоты завоевали титул четыре раза.
И теперь, спустя 17 лет, японцы возвращаются в ралли с командой Toyota Gazoo Racing и полноприводным гоночным «Ярисом», построенным в соответствии с новым техническим регламентом, который вступает в силу со следующего года. Посмотреть на новую машину «Мотор» отправился в Хельсинки, где состоялась презентация раллийной команды.
Что такое Gazoo?
Слово в названии команды — Gazoo — это не просто набор букв. Изначально оно появилось около двадцати лет назад, когда руководство «Тойоты» решило реструктурировать компанию и изменить подход к продажам автомобилей. Так, был создан сайт gazoo.com (от японского слова «gazo» в английской транскрипции, означающего «изображение» или «фотография»), на котором была запущена онлайн-база данных всех подержанных машин, находящихся в настоящее время у дилеров.
/imgs/2016/12/16/06/203249/9abff29f5c0e4adf5f7281de4ec8b7c1cc952127.jpg)
Причем к каждому автомобилю в списке была прикреплена его фотография. Такой сайт с картинками, как говорят в «Тойоте», стал революцией для японского автопрома в середине 1990-х, когда интернет-технологии не были настолько хорошо развиты, как сейчас.
Теперь в «Тойоте» придают этому слову другое значение, которое не так-то просто объяснить. В компании хотят, чтобы слово «gazoo» ассоциировалось со словом «гараж» («garage») — местом, где «люди работают вместе друг с другом, создавая уникальные автомобили». В общем, визуальная ассоциация у человека, который слышит слово «Газу», должна быть примерно такой: каждая построенная спортивная машина стоит как бы в отдельном гараже, что должно напоминать позиции на том самом онлайн-каталоге с фотографиями.
Что за автомобиль?
«Тойота» объявила о возвращении в чемпионат мира по ралли в январе 2015 года, а в июле был назначен руководитель гоночной команды — четырехкратный чемпион WRC Томми Мякинен, выигравший свои титулы, выступая за Mitsubishi. С Toyota финн начал сотрудничать еще в 2014-м, когда построил полноприводную раллийную версию купе Toyota GT86, на которой в гонках ездил сам президент компании.
За основу для машины WRC был выбран хэтчбек Yaris. Точнее, от серийного «Яриса» там нет ничего, кроме элементов дизайна — это полностью новая конструкция, разработанная с нуля. Над проектом гоночного автомобиля команда начала работать в августе прошлого года. К марту 2016-го были построены первые прототипы, а в апреле они выехали на первые ходовые испытания.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Как сказал нам главный инженер Toyota Gazoo Racing Том Фоулер (до этого он работал в M-Sport), всего было построено четыре варианта шасси. К настоящему моменту тестовые прототипы проехали в общей сложности более 14 тысяч километров, в основном по гравию. По словам Фоулера, так как времени на разработку машин было мало, команде пришлось «определить приоритеты», и раз большая часть гонок проходит на гравийных спецучастках, то испытывать «Ярисы» он решил именно на этом покрытии.
И добавил, что до конца года «Тойота» будет усиленно заниматься асфальтовыми тестами, чтобы лучше подготовить автомобиль к первой гонке — Ралли Монте-Карло. При этом Томми Мякинен признает, что гравийный вариант «Яриса» получился более «отточенным и продвинутым», поэтому о планах и прогнозируемых успехах на асфальтовых допах в «Тойоте» предпочитают отвечать общими словами. Или не отвечать вовсе.
/imgs/2016/12/16/10/203326/5d9a33665970749bd21b550843b244af733d7a18.jpg)
По словам Мякинена, в ходе последних тестов у автомобилей были «небольшие проблемы» с трансмиссией, двигателем и программным обеспечением, но они «оперативно решаются». Глава команды заявил, что из-за нехватки времени для подготовки машин к Ралли Монте-Карло, при постройке «Яриса» пришлось идти «на некоторые компромиссы». Но все же он рассчитывает, что гоночный хэтчбек сможет на равных побороться со своими конкурентами.
/imgs/2016/12/16/10/203327/1257fc59d9972c6b1e5491a52dcad4f1c583ea9c.jpg)
Мякинен говорит, что сезон-2017 будет скорее тестовым — то есть, в ходе всего следующего года машину продолжат дорабатывать и настраивать, а осознанную конкуренцию Hyundai, Ford или Citroen она сможет составить не ранее чем через семь этапов. Получается, почти половина всего следующего сезона уйдет на доработки «Яриса», а значит ни на какие серьезные показатели по итогам года рассчитывать не приходится.
/imgs/2016/12/16/10/203328/63de8611fe30e8158001f53afb3e574218f581e1.jpg)
Глава Toyota Gazoo Racing добавляет, что в серьезную борьбу за чемпионский титул команда будет готова ввязаться лишь в 2018 году.
Кто поедет?
В давние времена за «Тойоту» гонялись Карлос Сайнц, Дидье Ориоль и Юха Канккунен. Теперь в команде только финны: Юхо Ханнинен, который работал вместе с инженерами «Тойоты» начиная с самых первых прототипов, Яри-Матти Латвала и тест-пилот Эсапекка Лаппи.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Пилот
Юхо Ханнинен
Ханнинен начал раллийную карьеру в 2003 году, выступая в чемпионате Финляндии, а в 2006-м дебютировал в WRC в качестве частного пилота. В 2009-м он вошел в состав заводской команды Skoda, выиграв за нее чемпионат IRC. В 2011-м и 2012-м он занимал первые места в сериях SWRC и ERC соответственно. В 2013 году Ханнинен на двух гонках сел за руль машины команды Qatar World Rally Team, а в 2014-м он принял участие в шести этапах за Hyundai. В 2015 году он снова выступал как частный пилот, приехав шестым на Ралли Финляндии.
/imgs/2016/12/16/10/203329/f7b368c7bd8e7a7df068a01c0f8d82ae85d79330.jpg)
Штурман
Кай Линдстрем
Линдстрем начал карьеру в 1996 году. В 2002 и 2003 годах Линдстрем был штурманом Томми Мякинена, а в 2010 и 2011 работал в WRC с Кими Райкконеном. Всего он принял участие в 99 гонках, выиграл 28 спецучастков и пять раз поднимался на подиум.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
/imgs/2016/12/16/09/203297/90efa7813996ebb7d1175eb26feac342244290c6.jpg)
Пилот
Яри-Матти Латвала
Начал карьеру в 2002 году. В WRC дебютировал в 2007 году за команду Stobart VK M-Sport, в конце сезона поднявшись на свой первый подиум в чемпионате мира. Первое ралли он выиграл в 2008-м, выступая за заводскую команду Ford. На «Фордах» он выступал до 2013 года, когда перешел в Volkswagen, который в конце сезона-2016 объявил об уходе из WRC. Всего Латвала выходил на старт 169 гонок, 57 раз поднимался на подиум, 466 раз выигрывал спецучастки и 16 раз — этапы.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Штурман
Миика Анттила
Анттила начал карьеру в 1999 году. Он был постоянным штурманом Латвалы, начиная с его дебюта в WRC за заводскую команду в 2008 году. Всего он выходил на старт 180 гонок.
/imgs/2016/12/16/08/203261/1e2435819caf7cd1b6e17faf34b0c2a5a9091b1d.jpg)
/imgs/2016/12/16/09/203313/b0ab605840ea40c3cd1e0f52720d588e4c7e54cb.jpg)
Пилот
Эсапекка Лаппи
Начал гоночную карьеру в 2007 году в картинге. В ралли дебютировал в 2009 году, а в WRC перешел в 2011-м. В 2014-м стал чемпионом серии ERC, а в 2016-м выиграл в WRC 2.
/imgs/2016/12/16/10/203331/d592c222827533d9f0fea44093dc5a9a5d42ddef.jpg)
Штурман
Янне Ферм
Первую раллийную гонку в своей карьере он проехал в 2007 году. В 2011-м перешел в WRC. С 2012 года работает вместе с Лаппи.
/imgs/2016/12/16/08/203259/549cddf1542a17c5f181b37b5d2a549212967928.jpg)
Кто конкуренты?
Команда Volkswagen ушла из WRC, но ее автомобиль для следующего сезона уже построен — машину, судя по всему, продадут частным командам. Остались Citroen, Hyundai и M-Sport, которая строит гоночные Ford Fiesta. Команды уже представили свои автомобили: благодаря новым техническим требованиям, давшим инженерам больше свободы при проектировании аэродинамических обвесов, хэтчбеки выглядят круто. Все машины теперь стали шире, легче, мощнее и вновь получили активный центральный дифференциал, который был запрещен с 2011 года.
Кстати, напарник Латвалы по команде Volkswagen — четырехкратный чемпион мира по классическому ралли Себастьян Ожье — тоже не остался без работы. Он подписал контракт с M-Sport и проведет в составе британского коллектива как минимум один сезон. Он присоединится к эстонцу Отту Тянаку и его штурману Мартину Ярвеоя. Останется ли в команде на 2017 год Эрик Камили, пока не известно.
У Hyundai, ставшей второй в прошедшем сезоне WRC, состав гонщиков не изменится: Хейден Пэддон, Дани Сордо и Тьерри Невилль. Они подписали контракты с маркой до конца 2018 года.
/imgs/2016/12/16/10/203333/3a19de22936b8256995e1e511c03bd09173337d8.jpg)
«Ситроен» пропускал сезон-2016 ради подготовки новой машины. Пока известен только один пилот команды — Крис Мик, который помогал в разработке нового автомобиля.
Что дальше?
«Тойота» собирается сделать бренд Gazoo глобальным и будет использовать это название для обозначения продвинутых спортивных технологий. Кроме того, на базе Gazoo Racing будет сформировано подразделение наподобие BMW M GmbH, Mercedes-AMG и Hyundai N, которое займется созданием «заряженных» моделей.
/imgs/2016/12/16/09/203282/16eeb0ecdd30e88326e7be881e75cfe89d1f24a3.jpg)
Официальный тизер «заряженной» Toyota Yaris, который был опубликован во время презентации раллийной команды компании.
Одной из первых моделей Gazoo станет «горячий» вариант «Яриса», в котором используют ряд технологий, разработанных для раллийного автомобиля. Ожидается, что хот-хэтч получит 200-сильный четырехцилиндровый турбомотор, с которым машина сможет разгоняться до «сотни» за 6,5 секунды. Cерийный вариант должен появиться уже в 2017-м, но в России не будет ни обычного «Яриса», ни его спортивного варианта.
Ну, а на первую гонку самого крутого «Яриса» можно будет посмотреть на Ралли Монте-Карло, которое пройдет с 19 по 22 января.