Праздник автоспорта в Гудвуде: десятки раритетов вместе
Goodwood Festival of Speed — возможность увидеть спорткары разных эпох в действииЗа те годы, когда я писал про гонки, у меня укрепилось убеждение: автоспорт стоит на плечах обеспеченных любителей! Автопроизводитель может поменять маркетинговую стратегию и уйти из гонок, влиятельный спонсор — переключиться на другой вид спорта, а спортивный функционер — устроить кризис в своей дисциплине. И только искренняя страсть, настоящая жажда скорости никуда не денется.
Нынешний владелец поместья Гудвуд: Чарльз Гордон-Леннокс, 11-й герцог Ричмонд — основатель Фестиваля скорости
© Hardy Mutschler / BMW Group
Загляните в список гонщиков на любых соревнованиях первой половины двадцатого века: через одного найдёте наследников крупных состояний — промышленников или аристократов. Фредерик Чарльз Гордон-Леннокс тоже был из таких: наследник знатного рода, уходящего корнями в XVII век, к Чарльзу Ленноксу — незаконнорожденому сыну короля Карла II. Один только список титулов занимал целый абзац: 9-й герцог Ричмонд, 4-й герцог Гордон, 9-й граф Дарнли, 9-й герцог д’Обиньи, 6-й граф Кинрара (графство Инвернесс), 9-й барон Сеттрингтон (графство Йоркшир), 10-й граф Марч, 9-й лорд Торболтон, 9-й герцог Леннокс.
Каждый год перед особняком Чарльза Гордон-Леннокса устанавливают скульптуру, посвящённую Фестивалю скорости
© Hardy Mutschler / BMW Group
Юность аристократа пришлась на двадцатые годы. В отличие от всех его благородных предков, к лошадям он оказался совершенно равнодушен: место в сердце будущего герцога прочно заняло новомодное увлечение — автомобиль. Практика после университета — в Bentley Motors, потом участие в первых соревнованиях, победы с заводским коллективом Austin, организация собственной команды...
я выбрал вместо рекламы.
Гоночные болиды начала XX века всегда очень впечатляют. Этот Mercedes 140 hp, выигравший Французский Гран-При 1908 года — постоянный гость фестиваля. Четырёхцилиндровый двигатель объёмом 12,8 литра выделялся необычным расположением клапанов (впускные вверху, выпускные внизу) и развивал 130 лошадиных сил. Максимальная скорость превышала 160 километров в час. При этом привод задних колёс — цепью, а тормоза действуют лишь на заднюю ось.
© Hardy Mutschler / BMW Group
Можете вообразить себе силу его увлечения: ещё в тридцатые Гордон-Леннокс прямо на территории собственного поместья начал проводить подъём на холм, а после войны остроумно распорядился лётным полем Королевских ВВС и стал устраивать кольцевые гонки. Места живописнейшие: холмы недалеко от побережья Ла-Манша покрыты лесом вперемежку с полями, на которых пасутся овцы, посреди этого стоит увитый плющом особняк XVII века...
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
В Гудвудском фестивале участвовали пять команд Формулы-1. Конюшня Mercedes AMG Petronas F1 привезла чемпионский болид W10 EQ Power+. Это современная машина 2019 года — то есть представитель текущего поколения с турбомоторами V6 1.6 и гибридной трансмиссией. На фото крутит «пончики» экс-пилот Формулы-1, мексиканец Эстебан Гутьеррез.
© Nick Dungan
Здесь можно было бы снимать костюмные драмы, а может экранизировать книжку Вудхауза про глуповатых аристократов и их изобретательных слуг... Но вместо этого после войны поместье «Гудвуд» принимало соревнования Формулы-1! Правда, участники «Трофея Гловер» не получали очки в зачёт чемпионата мира — вплоть до шестидесятых такое было возможно. Конечно, с тех пор всё изменилось: ещё в шестидесятые стало ясно, что серьёзные гонки на гудвудском кольце проводить невозможно — дорожка узкая, нормальных отбойников нет, а до трибун рукой подать. Так что ещё в 1966-м гонки в Гудвуде прекратились.
© Juergen Tap / Hoch Zwei / Porsche AG
Всё это наверняка осталось бы в истории просто как чудачество девятого герцога Ричмонда. Но так случилось, что его внук Чарльз — одиннадцатый герцог Ричмонд — тоже оказался с бензином в крови. «Разница между футболом и автоспортом заключается в том, что болельщики не смотрят футбол, чтобы наслаждаться мячом!» — иронизирует нынешний хозяин Гудвуд-хауса.
я выбрал вместо рекламы.
В Гудвуде всегда в изобилии представлена ле-мановская техника. А на этот раз из музея BMW привезли прототип V12 LMR — тот самый, что в 1999 году одержал победу в «24 часах Ле-Мана». Спорткар был разработан «формульной» командой WilliamsF1. Одной из интересных находок было использование единственной узкой дуги безопасности над головой пилота. Использовав выгодную для себя трактовку правил, конструкторы снизили лобовой сопротивление и дали больше незавихрённого воздуха на заднее антикрыло.
© Hardy Mutschler / BMW Group
В 1991-м поместье перешло под управление Чарльза Гордон-Леннокса, и уже в 1993 году был организован первый в истории Фестиваль скорости. Наверняка тридцать лет назад он был скромнее, я же застал фестиваль в самом его расцвете — десятки участников, 150 тысяч зрителей...
Всё это выглядит как громадный музей под открытым небом: на площади в несколько гектар вокруг герцогского особняка собраны спортивные и гоночные автомобили из частных и заводских коллекций со всего мира. Ничего подобного увидеть где-то ещё в одном месте просто невозможно!
я выбрал вместо рекламы.
Если вас вдохновляют восьмидесятые и вы неровно дышите к ле-мановским прототипам группы С, то вы должны узнать эти носы: Porsche 956 разных команд и расцветок... Это был один из самых успешных спортпрототипов в истории мирового автоспорта.
© Porsche AG
Чудовищные гоночные «слоны» первого десятилетия XX века? Пожалуйста: вот рекордный 200-сильный Blitzen Benz девятьсот девятого года, вот комично узкое и высокое «туринское чудовище» Fiat S76 с мотором объёмом 28,5 литра. Угораете по Формуле-1? А машины какой эпохи волнуют вас больше — «сигары» шестидесятых или турбо-монстры восьмидесятых? Впрочем, какая разница: здесь есть и те, и другие. Ле-мановские болиды всех эпох, кузовная техника, раллийные машины, современная экзотика от фирмочек, названия которых помнят только спецы...
я выбрал вместо рекламы.
У этого Porsche 917 очень краткая гоночная история. Построенный в 1969 году в виде обтекаемой «длиннохвостой» машины, спорткар переделали в «короткохвостку», и начало 1970-м он провёл в команде John Wyer Gulf Racing: сперва как запасная машина на «24 часах Дайтоны», потом проехал «12 часов Себринга» (неудачно). Куда интереснее, что было после: машину продали Стиву Маккуину для съёмок в фильме «Ле-Ман»! На неё установили крепления для камеры и съёмное креслице для оператора. Кончилось всё плохо: 12 сентября, во время съёмок скоростной сцены Джон Пайпер из-за прокола столкнулся с отбойником — из-за тяжёлых травм гонщик потерял правую ногу. Машину списали, но много лет спустя восстановили. Сейчас она находится в частной коллекции, её можно видеть в экспозиции музея в Бьюли.
© Porsche AG
Слава богу, тоскливой музейной тиши здесь и в помине нет: проявите минимальную настойчивость, и рядом обязательно отыщется владелец того или иного экспоната. А люди это обычно увлечённые: расскажут такое, что ни в одной книжке не прочтёшь. Я в прошлый раз полчаса проболтал со спецом по реставрации раллийных Audi, а потом сам Род Миллен показывал мне начинку своего прототипа Toyota Celica, построенного для горной гонки «Пайкс-Пик»!
Да и машины не просто стоят на своих местах: большинство раритетов можно увидеть на трассе подъёма на холм. Пилоты современных болидов Формулы-1 вынуждены тормозить — им запретили соревноваться с тех пор, как Ник Хайдфельд в 1999-м промчал на McLaren MP4/13 по трассе за 41,6 секунды. А вот остальные несутся «на все деньги».
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Ferrari 250 GTO (1962 год)
© Dominic Fraser / Max Earey
Правда, лучшие из этих «остальных» уже оказываются быстрее Формулы-1! Три года назад Ромен Дюма на электрическом болиде Volkswagen ID.R прошёл ту же дистанцию в 1,87 километра за 39,9 секунды. А в этом году Макс Чилтон на электромобиле McMurtry Spéirling перекрыл его рекорд: экс-пилот формульной команды Marussia F1 прошёл трассу за 39,08 секунды!
Электромобиль McMurtry Spéirling
Зрители это просто обожают. Конечно, иногда это кончается покалеченной техникой... Лично меня больше всего впечатляют довоенные гоночные болиды: нужна недюжинная смелость, чтобы всерьёз мчать на этих динозаврах с узенькими колёсиками в жёлобе из тюков с сеном и каменных оград.
я выбрал вместо рекламы.
Автор Mclaren F1 Гордон Мюррей не только показал в Гудвуде свой новый суперкар GMA T.50 с лаконичным дизайном, атмосферным V12 и «механикой»...
Мало того: специально для раллийных машин и рейдовых внедорожников в близлежащем лесочке проложен настоящий грунтовый спецучасток с несколькими ходовыми виражами и даже одним серьёзным трамплином.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Главный сюрприз раллийной секции фестиваля: Ford Escort RS1700T. Это так и не увидевший свет автомобиль группы B, который разрабатывали в начале 80-х для чемпионата мира. На основе кузова переднеприводного Эскорта третьего поколения создали заднеприводный снаряд с турбомотором и вынесенной назад коробкой передач.
© James Mann/Classic & Sports Car
За эти годы «Фестиваль скорости» набрал такую популярность, что теперь производители устраивают премьеры новых моделей здесь, а не на автосалонах. В этом году в Гудвуде впервые представили публике универсал BMW M3 Competition Touring xDrive, электрический кроссовер Polestar 5, первый кроссовер фирмы Lotus под названием Eletre, гоночные Porsche 963 и 718 Cayman GT4 ePerformance.
На фестивале представили первый в истории универсал BMW M3. Он получил рядную «шестерку» с турбонаддувом мощностью 510 лошадиных, и будет выпускаться только с полным приводом.
Английские журналисты говорят, что Гудвудский фестиваль по сути заменил собой британское автошоу. Что ж: закат автосалонов как явления мне даже нравится, если происходит в таком виде!
я выбрал вместо рекламы.
В Гудвуде представили гоночный прототип Porsche 963 нового класса LMDh. Двигатель V8 4.6 c наддувом создан на основе мотора от гибридного суперкара Porsche 918 Spyder.
© Porsche AG
Поразительно, что при всём при этом герцог Ричмонд смог удержать свой фестиваль и от превращения в душное пиар-мероприятие для больших корпораций, и от скатывания к элитарной тусовочке для снобов-миллиардеров. А ведь риск этого был нешуточный! Скажем честно: машины вроде винтажных Ferrari уже давно превратилась из предмета коллекционирования в инвестиционные объекты, и цены на них улетели в космос — отдельные модели продаются за десятки миллионов долларов.
я выбрал вместо рекламы.
Самый интересный рестомод Гудвудского фестиваля — Prodrive P25. Его внешность объединяет черты редкой Impreza 22B STI и самой первой раллийной Импрезы WRC. Под капотом — мотор 2.5 с антилагом мощностью около 405 лошадиных сил.
Английскому аристократу в своём родовом гнезде удалось создать нечто уникальное — «Фестиваль скорости» одновременно и демократичен, и привлекает богатейших людей Европы с их четырёхколёсными сокровищам; здесь любят устраивать премьеры автомобильные фирмы — и тусоваться в непринуждённой атмосфере и звёзды автоспорта, и простые болельщики. Думаю, хозяин фестиваля — живой пример того, что настоящая увлечённость и вдохновение способны стирать границы между странами и людьми!
я выбрал вместо рекламы.
© Tom Baigent