Самый лучший день
Себастьян Феттель стал чемпионом Формулы-1 в четвертый раз подрядШестая подряд победа Себастьяна Феттеля в сезоне и четвертый чемпионский титул. Тоже подряд. "Мотор" представляет обзор Гран-при Индии, прошедшего в "один из лучших дней в жизни" нового четырехкратного чемпиона мира.
До гонки
В пятницу и субботу пилоты во время встреч с журналистами старались избегать слов о резине. Pirelli незадолго до начала Гран-при Индии пригрозила покинуть Формулу-1, и хоть претензии шинников касались не критики со стороны гонщиков, пресс-службы многих команд велели своим пилотам придержать чешущиеся языки за зубами. Проявить красноречие не решились даже Фернандо Алонсо и Марк Уэббер, которые руководителю спортивного подразделения Pirelli Полу Хембри уже наверняка снятся по ночам. Но не отметить гонщики не могли: привезенные итальянцами на пару с Medium комплекты Soft изнашивались в тренировках уже после трех-четырех кругов. Затем следовал провал в скорости.
Над выбором тактики на гонку ведущим командам пришлось задуматься уже в субботу с утра. Квалифицироваться на Soft – значит отправиться на пит-стоп на самых первых кругах, на Medium – значит отказаться от борьбы за поул. Сама Pirelli вечером выпустила заявление, в котором говорилось, что оптимальнее всего при старте на Soft провести пит-стоп после… двух кругов.
Первая десятка в квалификации выбрала разные стратегии. Себастьян Феттель поставил на Soft и завоевал очередной поул, оставив позади парней из Mercedes AMG. Мягкий состав предпочел и Фелипе Масса, но бразилец остался лишь пятым, позади выбравшего Medium Марка Уэббера. Напарник Фелипе, друг Марка и единственный, кто в субботу еще сохранял математические шансы на титул – Фернандо Алонсо – тоже предпочел жесткие шины и показал восьмое место, уступив еще и Кими Райкконену с Нико Хюлькенбергом.
Уже утром в воскресенье Pirelli выпустила дополнительные рекомендации. Командам посоветовали не держать пилотов на Soft на трассе дольше 15 кругов, а на Medium – не дольше 35-ти. Некоторые в итоге ослушались.
Гонка
Фаворитом гонки многие называли Уэббера. Марку для победы было необходимо, чтобы все развивалось по определенному – не слишком уж невероятному – сценарию. Нужен был хороший старт, ранний пит-стоп Феттеля и чистая трасса в начале гонки. Себастьян после смены резины должен был неизбежно застрять в пробке из стартовавших на Medium. Тогда у Уэббера был бы шанс создать задел и подложить свинью (в виде своей победы) Феттелю в день завоевания четвертого в карьере титула. Его – титула Феттеля – избежать было практически невозможно.
План провалился. Марк-проспи-старт-Уэббер вновь проспал старт и закончил первый круг седьмым, пропустив вперед Массу, Хюлькенберга и Райкконена, попутно поломав переднее антикрыло Фернандо Алонсо. То есть сделал именно то, что хотели бы от него в Red Bull Racing. Практически обеспечил Себу победу.
Даже после этого теоретически у Марка еще был шанс выиграть Гран-при. Поскольку Red Bull вновь выступала в своей лиге, потягаться с Феттелем в Дели мог только австралиец. Но после двух своих пит-стопов, отставая от Себастьяна секунд на десять, Марк вынужден был остановиться на трассе из-за технических проблем. Инженер Феттеля тут же решил сообщить гонщику о том, что угроза миновала. "Я знаю, я знаю", – ответил Себ. Откуда узнал – непонятно, ведь Марк был позади. То ли увидел на экранах, расставленных вокруг трассы для болельщиков, то ли еще перед стартом прочитал в сценарии гонки Red Bull. Там же наверняка значилась и его победа. Так что импровизировать не пришлось: Себ выиграл десятую гонку в сезоне, шестую подряд и третью в Индии из трех возможных.
Позади борьба была интересной и окончательно позиции сформировались лишь за пару кругов до финиша. Нико Росберг финишировал вторым, а третьим стал Роман Грожан, который преодолел гонку всего с одним пит-стопом и прорвался с 17-го места на третье.
Гран-при Индии, который вы не видели
я выбрал вместо рекламы.
Успех: Роман Грожан
Гран-при Индии – словно укороченная история карьеры Романа Грожана в Формуле-1, его пути из грязи в князи. В субботу Роман поступил слишком самонадеянно, решив преодолеть барьер Q1 на Medium, за что поплатился вылетом из квалификации уже через 20 минут после ее начала. На подобный же шаг решился только Феттель, но в распоряжении Романа был вовсе не Red Bull RB9. Именно поэтому Себастьян стартовал с первого места, а Роман – с 17-го.
Тем не менее, в гонке француз был неподражаем. В Lotus ослушались Pirelli и выбрали для Грожана тактику с одним пит-стопом. Первые 13 кругов француз проехал на Soft, а после смены резины должен был довезти комплект Medium до конца 60-круговой гонки. С задачей сберечь резину и постараться при этом ехать быстро Грожан справился великолепно. Подобный же трюк пытался проделать и Кими Райкконен, но финну останавливаться пришлось раньше – комплект Soft на старте был изношен после квалификации, и под конец гонки финн уже не мог сопротивляться атакам. Грожан догнал напарника за несколько кругов до финиша и атаковал. Первый выпад Кими отбил очень жестко, после чего сразу получил с командного мостика приказ пропустить Романа, содержащий убедительное слово на букву "F". Кими посторонился, но заслуг француза это нисколько не умаляет. Финн вряд ли бы продержался впереди еще хотя бы круг.
Провал: Эстебан Гутиеррес
После удачного уикенда в Японии Эстебан не смог превратить случайность в тенденцию. Sauber смотрелась неплохо на тренировках, и в квалификации скорость машины в очередной раз продемонстрировал Нико Хюлькенберг, пробившийся в Q3. Эстебан общего языка с болидом не нашел, несколько раз за уикенд заставляя свой C32 летать после атаки поребриков, и в итоге приземлил его на 16-ю позицию стартовой решетки. В гонке мексиканец лишил себя шансов на очки за мгновение до того, как погасили стартовые огни – дернувшись с места.
Штраф в виде проезда по пит-лейн за фальстарт отбросил Гутиерреса далеко назад. Эстебану вроде как надо бороться за то, чтобы сохранить место в команде, но пока получается не слишком убедительно.
Запомнится: "пончики" Феттеля
Как бы вы ни относились к Феттелю, это было очень красиво. Себ проигнорировал привычную команду инженера припарковаться в закрытом парке и, миновав въезд на пит-лейн, после круга почета вновь выехал на стартовую прямую, чтобы прокрутить несколько "пончиков". Он вылез из машины, встал перед ней на колени и поклонился, достав шлемом до земли. Эмоционально. Даже трогательно.
Но крутить "пончики" запрещено в Формуле-1 регламентом вот уже несколько лет. В разгар вечеринки стюарды вызвали Феттеля из гостевого домика Red Bull Себа к себе в кабинет. И вместо того, чтобы обнять и поцеловать его за "очеловечивание" спорта, вручили бумагу с официальным предупреждением.
@Истории с гонки: пресс-центр @129043 @Год за годом организаторы Гран-при Индии пытаются что-то изменить и порой, руководствуясь самыми лучшими соображениями, только добавляют проблем. Перед началом уикенда было решено раздать специальные пропуска таксистам, довозившим до трассы сотрудников команд, гостей и прочих персонажей из паддока. Но многие журналисты добирались до автодрома на неаккредитованных извозчиках, которых было приказано не пускать на территорию Buddh International. Отменить нововведение пришлось практически сразу, поскольку многие в Дели воспользовались услугами сервиса "полный день" – их таксисты остались на территории автодрома, чтобы вечером вернуть утренних пассажиров обратно в отель. @В следующем году Формула-1 не вернется в Дели. Переговоры относительно сезона 2015 года продолжаются, но на всякий случай (вдруг и правда в последний раз) организаторы постарались отблагодарить репортеров за трехлетнее сотрудничество. В кафетерии всегда можно было съесть порцию риса с курицей карри, а в воскресенье вечером каждый из журналистов получил подарочный набор с символикой Buddh International.
Оценки от "Мотора"
*«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Индии собственные оценки.
Red Bull Racing: 9/10*
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Себастьян Феттель | 1 | 1 | 25 | 322 |
Марк Уэббер | 4 | сход | 0 | 148 |
В Индии RBR сделала то, что и планировала. Оба титула отправляются в Милтон-Кинс. Туда же едут кубки за победу в Гран-при. Какая им разница, что у них там произошло со второй машиной?
Ferrari: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Фернандо Алонсо | 8 | 11 | 0 | 207 |
Фелипе Масса | 5 | 4 | 12 | 102 |
В пятницу Ferrari выглядела очень неплохо. Казалось, что итальянцы опережают всех кроме Red Bull, но в гонке все пошло не по плану. Фелипе и в квалификации, и в гонке показал "свой" результат, а вот узнать на что был способен Алонсо не удалось. Лишний пит-стоп для замены антикрыла в самом начале Гран-при не позволил испанцу добраться даже до очковой зоны.
McLaren: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дженсон Баттон | 10 | 14 | 0 | 60 |
Серхио Перес | 9 | 5 | 10 | 33 |
Скорость машины позволяла обоим пилотам заработать очки, но Дженсону Баттону гонку испортило столкновение с Алонсо на старте. Чеко отработал за двоих, финишировав на отличном пятом месте и тем самым, похоже, обезопасив пятую позицию McLaren в Кубке конструкторов.
Lotus: 7/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Кими Райкконен | 6 | 7 | 6 | 183 |
Роман Грожан | 17 | 3 | 15 | 102 |
Тактические ошибки – от излишнего оптимизма. В Lotus решили, что E21 способна на все: пройти в Q2 на жесткой резине (с Грожаном в квалификации) и сберечь шины на протяжении 50 с лишним кругов (с Райкконеном в гонке). Роман в итоге смог вытянуть подиум, но Кими очков явно не добрал. Можно было лучше, но и так неплохо.
Mercedes AMG: 7/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Нико Росберг | 2 | 2 | 18 | 144 |
Льюис Хэмилтон | 3 | 6 | 8 | 169 |
Mercedes AMG вышла на второе место в Кубке конструкторов. С одной стороны, Red Bull слишком далеко, с другой – еще год назад "штутгартцев" на этой позиции невозможно было представить. Борьба еще не окончена, но "серебряные стрелы" могут занести себе этот сезон в актив. Как и этот Гран-при.
Sauber: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Нико Хюлькенберг | 7 | сход | 0 | 39 |
Эстебан Гутиеррес | 16 | 15 | 0 | 6 |
Серия очковых финишей прервалась из-за излишней горячности Эстебана и неполадок на машине Нико. Но шанс догнать Force India все еще есть – скорость Sauber в Дели была неплохой.
Force India: 7/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пол ди Реста | 12 | 8 | 4 | 40 |
Адриан Сутил | 13 | 9 | 2 | 28 |
Отличный домашний этап. Двойной финиш в очках важен в свете борьбы с Sauber за шестое место в Кубке конструкторов. Швейцарцы нанесли несколько тяжелых ударов в прошедших гонках, "судьи" уже приготовились начать отсчитывать нокдаун, но Force India устояла на пошатнувшихся ногах и смогла ответить. Бой продолжается.
Williams: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пастор Мальдонадо | 18 | 12 | 0 | 1 |
Вальттери Боттас | 15 | 16 | 0 | 0 |
Ничего необычного с Williams не произошло. За славную команду сэра Фрэнка уже даже не так и обидно – к подобным гонкам привыкли все.
Toro Rosso: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Жан-Эрик Вернь | 14 | 13 | 0 | 13 |
Дэниэл Риккардо | 11 | 10 | 1 | 19 |
"Мотор" напоминает: оценки выставляются по итогам уикенда, а не за всю прошедшую неделю. Toro Rosso увезет из Дели очко, заработанное Дэниэлом, но если бы не проблемы Алонсо, увезла бы баранку. Так что "удовлетворительно". А вот за выбор пилота на следующий сезон – десятка.
Caterham: 2/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Шарль Пик | 21 | сход | 0 | 0 |
Гидо ван дер Гарде | 20 | сход | 0 | 0 |
В квалификации Пик и ван дер Гарде уступили Жюлю Бьянки, а в гонке ни один из пилотов Caterham не добрался до финиша.
Marussia: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Макс Чилтон | 22 | 17 | 0 | 0 |
Жюль Бьянки | 19 | 18 | 0 | 0 |
Локальная победа в Дели – еще один шаг к десятому месту в Кубке конструкторов, но в Marussia наверняка больше были рады подписанию нового коммерческого соглашения с Берни Экклстоуном.
Следующая остановка
На все главные вопросы сезона найдены ответы – теперь уже официально. Феттель и Red Bull вновь доказали свой класс, оппозиция вновь должна рассчитывать только на следующий год. Формула-1 еще помучает болельщиков этим сезоном, но они наверняка уже ждут следующего. Того, в котором в Ferrari лицом к лицу сойдутся два чемпиона мира, в котором радикально поменяется регламент, в котором соперники попытаются в очередной раз остановить Феттеля и его команду.
Этому сезону осталось недолго. Уже в ближайшее воскресенье стартует Гран-при Абу-Даби, после которого в календаре останется всего две гонки.