Опубликовано 13 мая 2013, 17:58

Красный день календаря

Фернандо Алонсо выиграл домашний Гран-при в Барселоне
Третья подряд поул-позиция Mercedes AMG, безупречная гонка Фернандо Алонсо, стремительный голландец и... немного криминала. «Мотор» рапортует из Барселоны, где в минувшие выходные состоялся Гран-при Испании, пятый этап Формулы-1.
Фотографии James Moy Photography
Фотографии James Moy Photography

Третья подряд поул-позиция Mercedes AMG, безупречная гонка Фернандо Алонсо, стремительный голландец и... немного криминала. "Мотор" рапортует из Барселоны, где в минувшие выходные состоялся Гран-при Испании, пятый этап Формулы-1.

До гонки

На протяжении 16 лет, прошедших с тех пор, как Михаэль Шумахер одержал свою первую победу за Ferrari в 1996 году, никому не удавалось выиграть Гран-при Испании, стартуя не с первого ряда. Даже когда выражение "обгонять в современной Формуле-1 невозможно" вышло из моды с введением DRS, KERS и приходом Pirelli, характер гонок на автодроме близ Монтмело не сильно изменился: бороться за позиции на этой трассе по-прежнему сложно. Но в минувшую субботу Формула-1 вплотную подобралась к тому, чтобы нарушить традицию.

Первый ряд остался за пилотами Mercedes AMG, но после того, что случилось с Нико Росбергом в Бахрейне, в победу "Серебряных стрел" верилось с трудом. В ближневосточных пустынях немец камнем свалился с поула на старте на девятое место на финише. W04 остается одним из самых жадных до резины Pirelli автомобилей пелотона. Скорости на одном круге пилотам "Мерседеса" хватило, чтобы оказаться быстрее всех остальных и в эту субботу, но гонки Mercedes AMG пока даются с куда большим трудом.

Дуэт Mercedes AMG уверенно провел квалификацию, но затем полностью провалил основную гонку

Дуэт Mercedes AMG уверенно провел квалификацию, но затем полностью провалил основную гонку

Все трое гонщиков, квалифицировавшихся позади Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона, вечером в субботу уверенно рассуждали о шансах на победу. Себастьян Феттель опередил Кими Райкконена в борьбе за право сфотографироваться с пилотами Mercedes AMG по итогам квалификации, а Фернандо Алонсо остался лишь пятым. Но и он не спешил исключать себя из списка претендентов на победу.


Гонка

С одной стороны, можно сказать, что залог победы Фернандо Алонсо – отличный старт. Испанец был быстрее соперников уже на подходе к первому повороту, но все же решил отложить атаку до третьего. Выход из стартовой связки Фернандо удался и по внешней траектории затяжной дуги он промчался сначала мимо Кими Райкконена, а затем съел и провалившегося Хэмилтона. Учитывая дальнейший темп Льюиса, можно предположить, что даже если бы обгон не состоялся на первом круге, Алонсо легко расправился бы с британцем чуть позже. Главное: позади остался тот, кто, как оказалось потом, представлял для Фернандо главную угрозу: финн на черно-красном автомобиле.

Красный день календаря
Ход гонки и ее результаты

можно посмотреть в традиционном онлайне и в новостной заметке по итогам Гран-при

С другой стороны, темп самого Фернандо в гонке был столь хорош, что даже если бы он остался позади Кими после старта, то, скорее всего, он все равно смог бы одолеть финна.

Это уже превратилось в традицию: Райкконен вновь по ходу гонки совершил меньше пит-стопов, чем остальные. Технический директор и автор Lotus E21 Джеймс Эллисон, покидающий команду, явно что-то знает про свойства резины Pirelli. Кими не просто "дотерпел" до финиша – нет. Его машина столь бережно обращалась с шинами, что финн смог проехать три отрезка на более мягкой резине и лишь под финиш переобуться в Hard. Скорость у Кими тоже была неплохой, и при определенных "если" он мог доставить Алонсо и больше проблем. Но никаких "если" не случилось.

Райкконен потерял немало времени позади Льюиса Хэмилтона, затем долго возился с Себастьяном Феттелем, и перед последними пит-стопами речи о борьбе за победу уже не шло. Кими уверенно опередил Фелипе Массу, который, в свою очередь, тоже достоин похвалы. Судьи слишком строго обошлись с бразильцем в субботу, наказав его тремя штрафными позициями за неявную блокировку Марка Уэббера на ничего не решавшем для австралийца круге, но даже стартовав девятым Фелипе смог одолеть практически всех.

Красный день календаря

Себастьян Феттель финишировал четвертым и вину за результат свалил на Pirelli. С резиной его Red Bull RB9 работал хуже, чем Ferrari и Lotus, и это было видно. Но три недели назад в Бахрейне после победы в Гран-при про Pirelli Себ почему-то не вспоминал.

В чемпионате Феттель все равно лидирует, но Кими продолжает дышать Себу в спину, да и Фернандо пришпорил своего жеребца. Льюис Хэмилтон впервые в сезоне очков не набрал и теперь, похоже, отпустил группу лидеров. Главный итог Гран-при Испании состоит в том, что список претендентов на титул, похоже, окончательно определился. В нем всего три человека – те самые, что выигрывали в этом году гонки.


Гран-при Испании, который вы не видели


Успех: Фернандо Алонсо

Красный день календаря

Теперь, чтобы выигрывать, от Фернандо Алонсо не требуется никакого героизма. Новая Ferrari достаточно хороша, чтобы испанец доезжал до финиша с комфортным преимуществом. Везет в этом году ему меньше, но когда в ход гонки не вмешиваются дополнительные обстоятельства, он финиширует на подиуме. Пока что удача от Фернандо в этом году отвернулась дважды: в Малайзии и Бахрейне. В оставшихся трех гонках он в одной финишировал вторым, а еще две выиграл, причем с запасом.


Провал: Льюис Хэмилтон

Красный день календаря

Велик соблазн обвинить в воскресных бедах Льюиса его автомобиль – Mercedes W04 действительно слишком жесток по отношению к шинам Pirelli. Но факт: Нико Росберг при тех же исходных данных добрался до финиша в очках, а Льюис – нет. Больше того, за всю свою карьеру Хэмилтон приучил нас к тому, что является одним из быстрейших пилотов в квалификации. Но теперь он уже во второй раз подряд проиграл своему напарнику. А напарник второй раз подряд стартовал с поула и лидировал по крайней мере до первого пит-стопа. Льюис провалил старт, не помог машине хоть чуть-чуть сберечь шины и как итог – впервые в этом чемпионате покинул трассу ни с чем.


Запомнится: Великолепный Фряйнс

Красный день календаря

Он выиграл три титула за последние три года, и будь Формула-1 чуть добрее к молодым пилотам, стартовал бы в Гран-при. Но Робин Фряйнс добрался до чемпионата мира не вовремя – сейчас для того, чтобы дебютировать, нужны деньги. Денег у Робина нет, поэтому он числится лишь резервистом Sauber. Денег у него нет даже на сезон в GP2, поэтому он гоняется в ней бесплатно – если позовут.

Перед Гран-при Бахрейна его позвала команда Hilmer – молодому коллективу найти пилота с деньгами пока не удалось. Но и Робин на Ближнем Востоке не блистал: очков набрать не удалось, зато он познакомился с шинами Pirelli. Во второй гонке он сознательно "убил" их к середине спринтерской гонки. Полученные знания могли бы Фряйнсу и не пригодиться, потому что за две следующие недели денег у него не появилось. Но ему позвонили еще раз – в понедельник перед началом этапа в Испании. И он приехал, чтобы убедить всех окончательно: он достоин Формулы-1. Он выиграл первую гонку уикенда, стартовав с восьмой позиции, а во второй финишировал вторым, уступив полсекунды победителю и лидеру чемпионата Стефано Колетти. На машине новой команды, ему почти незнакомой.

Утром в воскресенье в моторхоум Sauber, где обитал Фряйнс, потянулись журналисты. Их не интересовали ни Нико Хюлькенберг, ни тем более Эстебан Гутиеррес. Они приходили поговорить с Робином. И он говорил, что не знает, приедет ли на этап GP2 в Монако через полторы недели. Может быть, ему опять позвонят. А может быть и нет.

@Истории с гонки: пресс-центр @115041 @ На Гран-при Испании команды впервые в сезоне привезли свои моторхоумы – на выездных этапах все используют гостевые домики, но на "классических" автодромах в Европе таких домиков нет. Едва ли не каждый год хотя бы одна из команд представляла на первом европейском этапе новый моторхоум. Но не сейчас. В Европе кризис, и все коллективы приехали в Барселону с уже знакомыми по прошлому году "хоспиталити". Единственное исключение – Ferrari. Итальянцы проапгрейдили свой моторхоум, оснастив собственный дом на колесах по последнему слову техники. Пресс-релизы команды и подборки пресс-материалов теперь можно читать на тачскрин-мониторах, а с обеденным меню для журналистов – ознакомиться на встроенных в столы айпадах. @У комментатора российского телевидения Алексея Попова перед началом уикенда в Барселоне украли телефон. Это уже далеко не первый случай, когда жертвой грабежей в дни Гран-при в Испании становятся представители прессы. Пару лет назад один из швейцарских фотографов лишился двух объективов, а в прошлом году в Валенсии был украден ноутбук у корреспондента "Мотора". @ В субботу жертвами преступления стали и два бельгийских журналиста. Вернувшись вечером на парковку для прессы, они обнаружили, что на их автомобиле проколота одна из шин, а на крыше и багажнике – вмятины и следы от ботинок. Украдено из автомобиля ничего не было. Простой вандализм – не более.


Оценки от "Мотора"

«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Испании собственные оценки.

Red Bull Racing: 6/10*

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Себастьян Феттель341289
Марк Уэббер751042

А ведь были времена, когда в Барселоне Феттель и Уэббер привозили остальным по секунде в квалификации. Но они прошли. Red Bull теперь – лишь одна из лучших команд. Но соперникам забываться не стоит: прошлым летом так тоже начало казаться.

Ferrari: 9/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Фернандо Алонсо512572
Фелипе Масса931545

Идеальный уикенд испортили стюарды, наказавшие Фелипе в квалификации, и Кими, разбивший пару пилотов на красных машинах на финише. В остальном у итальянцев все замечательно.

McLaren: 5/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Дженсон Баттон148417
Серхио Перес89212

Новинки не сработали. Мартину Уитмаршу впору задуматься над тем, чтобы забросить проект MP4-28 и переключиться на автомобиль для следующего сезона.

Lotus: 7/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Кими Райкконен421885
Роман Грожан6сход026

Кими сделал примерно то, чего от него ждали. Вновь как-то без особого шика пробрался на подиум, но уже в четвертый раз в этом сезоне. Уход из команды Джеймса Эллисона пока не сказался на команде, но если скажется – будет скверно. Потерять в лице Кими претендента на титул очень бы не хотелось. К слову, Lotus привезла в Испанию и вторую машину, но она сломалась.

Mercedes AMG: 5/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Нико Росберг16822
Льюис Хэмилтон212050

Жаль, что очки не начисляются по итогам квалификации.

Sauber: 3/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Нико Хюлькенберг151505
Эстебан Гутиеррес191100

Как ни крути, а Эстебан Гутиеррес провел лучшую гонку в Формуле-1, и даже до начала проблем у Нико Хюлькенберга смотрелся на фоне немца весьма неплохо. Но до очков все равно чуть-чуть не добрался. Что касается самого Нико, то он, похоже, уже начинает жалеть, что прошлой осенью решил променять Force India на Sauber.

Force India: 6/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Пол ди Реста107626
Адриан Сутил131306

Полом ди Рестой в этом сезоне нельзя не любоваться. Шотландец прописался в очковой зоне, а по количеству очков уже сравнялся с Романом Грожаном, который выступает на автомобиле, идентичном тому, который пилотирует один из лидеров чемпионата.

Williams: 3/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Пастор Мальдонадо171400
Вальттери Боттас161600

Вы еще помните, какой болид выиграл Гран-при Испании год назад? Williams за год переместилась на противоположный конец протокола. Кошмар.

Toro Rosso: 5/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Жан-Эрик Вернь12сход01
Дэниэл Риккардо111017

Еще одна отличная гонка Риккардо. Вряд ли Toro Rosso была способна на большее, чем 10-е место на финише. Все идет к тому, что в следующем году в Red Bull Racing будет выступать австралиец. И это будет не Марк Уэббер.

Caterham: 5/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Шарль Пик221700
Гидо ван дер Гарде18сход00

Зеленые, похоже, втихую пробрались мимо Marussia, но в Кубке конструкторов она пока впереди.

Marussia: 3/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Макс Чилтон211900
Жюль Бьянки201800

Мы долго думали, что бы хорошего написать про Marussia. Не придумали.


Следующая остановка

Красный день календаря

Монако. Особенная гонка, которая в этом году будет еще более особенной. Это в Барселоне Формула-1 устроила фестиваль пит-стопов: при стандартной стратегии в четыре пит-стопа на всех, пилоты останавливались на пит-лейн для смены колес 80 раз. В Монте-Карло такого не будет практически наверняка. Асфальт в княжестве основательно протерт шинами дорожных автомобилей, а потому даже продукция Pirelli для команд Формулы-1 на нем чувствует себя очень неплохо. Поговаривают, в Монако стоит ждать всего одного (нет, ну вы можете себе представить?) пит-стопа у каждого из пилотов!

И вот вам интрига: автомобили Mercedes AMG очень сильны в квалификациях, да и Михаэль Шумахер (помните такого?) в прошлом году доказал, что на этой трассе "Мерсы" сильны, показав лучшее время в субботу. Но обгонять на улицах княжества просто негде – хоть с KERS, хоть с DRS. А потому даже если в воскресенье Росберг и Хэмилтон будут медленнее остальных, у них есть шанс продержаться. Ох и славная же будет гонка… Помечтайте две недельки.