Опубликовано 12 октября 2011, 16:25

Пальцатые

Как чемпионы Формулы-1 радуются своим победам
Новоявленный чемпион мира Формулы-1 Себастьян Феттель отметил завоевание титула своим коронным жестом: вздернутым в небо пальцем. "Мотор" решил вспомнить фирменные жесты бывших чемпионов Формулы-1, а также рассказывает о том, как принято отмечать победы в других гоночных сериях.
Фото Red Bull, Scuderia Ferrari, Renault, DTM, Honda, www.f1-photo.com, AP
Фото Red Bull, Scuderia Ferrari, Renault, DTM, Honda, www.f1-photo.com, AP

Новоявленный чемпион мира Формулы-1 Себастьян Феттель отметил завоевание титула своим коронным способом: продемонстрировав всем вздернутый в небо палец. Но Феттель далеко не первым гонщиком, придумавшим себе фирменный победный жест.

Традиционно, победители гонок в различных чемпионатах после финиша поднимаются на подиум, где им вручают победный кубок и бутылку шампанского. А пока пилот вылезает из машины и идет на пьедестал почета, у него есть время порадоваться победе и продемонстрировать окружающим свои эмоции. И чтобы каждый раз не изобретать велосипед, завсегдатаи подиумов обычно придумывают себе "фирменную фишку": особый знак или жест, выделяющий их среди остальных спортсменов.

Для Себастьяна Феттеля фирменным жестом стал вытянутый вверх указательный палец. По словам пилота Red Bull, в этом символе нет ничего особенного: немец просто радуется успеху, показывая, "кто тут номер один". Болельщикам идея Себа понравилась настолько, что Феттель даже получил новое прозвище – "Пальчик".

Редкий пример возмущенного жеста Феттеля: Себастьян крутит пальцем у виска после столкновения с Марком Уэббером на Гран-при Турции 2010 года. После аварии немец был разъярен, будучи уверенным, что его партнер по Red Bull сознательно спровоцировал аварию. Команде удалось успокоить Феттеля лишь к финишу гонки. Зато эксперты сошлись во мнении, что в том инциденте Себ был излишне оптимистичен.

Редкий пример возмущенного жеста Феттеля: Себастьян крутит пальцем у виска после столкновения с Марком Уэббером на Гран-при Турции 2010 года. После аварии немец был разъярен, будучи уверенным, что его партнер по Red Bull сознательно спровоцировал аварию. Команде удалось успокоить Феттеля лишь к финишу гонки. Зато эксперты сошлись во мнении, что в том инциденте Себ был излишне оптимистичен.

Феттель никогда не скрывал, что в детстве его кумиром был Михаэль Шумахер. Случайно или нет, но семикратный чемпион мира также отмечал каждую победу в своем стиле – очень высоким прыжком на подиуме. Вероятно, в первый раз "Шуми" подпрыгнул на верхней ступеньке пьедестала от избытка чувств, но впоследствии немец сделал этот трюк традицией. Единственной победой Михаэля, оставшейся без фирменного прыжка, стала гонка в итальянской "Имоле" 2003 года – в тот уик-энд у немца умерла мать.

Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо тоже старательно хорохорился в свои победные сезоны. В 2005 году испанец считал триумфы в Гран-при на пальцах: каждая следующая победа знаменовалась добавкой. В итоге, к концу сезона пилоту Renault приходилось показывать семь пальцев.

На следующий год Алонсо сменил тактику – Фернандо стал изображать птиц и животных в своем победном экстазе. Кто знает, может с тех пор испанец не выигрывал титулы как раз потому, что у него закончилась фантазия на эффектные жесты...

Триумфатор сезона Формулы-1 2009 года Дженсон Баттон выиграл 10 Гран-при Формулы-1 без особых победных жестов, но на июльском Гран-при Венгрии британец положил начало новой традиции. После финиша гонщик изобразил руками букву W, что означает Winner – победитель.

Эта символика так понравилась инженерам и механикам McLaren, что те подхватили жест Дженсона и дружно изобразили его на командной фотосессии. Новое изобретение Баттона и его невесты Джессики Мичибаты прижилось, и после недавней гонки в Японии весь коллектив McLaren в едином порыве состорил "козу" в форме английской буквы W.

Победные причуды есть не только у чемпионов. Победитель 11 Гран-при Формулы-1 и двукратный вице-чемпион мира Рубенс Баррикелло тоже может похвастать особым ритуалом празднования победы в гонке. Одиннадцать лет назад, когда в дождливом Гран-при Германии бразилец завоевал свою первую победу, Рубенс чуть оступился на скользком подиуме и едва не упал на спину в самый торжественный момент в своей карьере. С тех пор суеверный Баррикелло каждый раз делает вид, будто поскальзывается, имитируя "силовое скольжение" на пьедестале мокрого "Хоккенхаймринга".

Празднование выигранной гонки в почете не только у пилотов Формулы-1. Например, в немецкой кольцевой серии DTM принято ложиться на капот своего автомобиля, "благодаря" его за победу. Главным любителем таких упражнений является действующий вице-чемпион кузовного первенства Бруно Спенглер, старательно "прикладывающийся" к автомобилю после каждой победы.

В американском чемпионате INDYCAR особой экстравагантностью поступков отличается трехкратный победитель марафона "Инди-500" Хелио Кастроневеш. После каждого выигранного этапа бразилец штурмует заградительные сетки, раз за разом пытаясь перелезть их и попасть на трибуны. Болельщиков за такое обычно хватает полиция, а вот Хелио – нет. И даже придумали ему прозвище "Человек-паук", позволив развлекать публику веселыми выходками.

Правда, Кастроневеш не побеждал уже больше года, так что его следующая попытка забраться на сетку наверняка вызовет повышенный ажиотаж среди фанатов INDYCAR.

Поведение гонщиков на публике и их жесты – это, конечно, не только способ выплеснуть свои эмоции на публику, но и обязательная часть имидж успешного пилота. Болельщики любят ярких персонажей, а гонщики стараются сделать все, чтобы понравиться своим фанатам. Потому что выиграть гонку – это ремесло, а красиво это отпраздновать – уже искусство.