Опубликовано 01 декабря 2014, 16:30

Практическая алхимия

Как "Серебряные стрелы" стали золотыми и другие итоги сезона Формулы-1
Сезон 2014 года в Формуле-1 уже история, но чтобы вспомнить о нем, спустя много лет не надо будет рыться в справочниках и энциклопедиях. Этот сезон врежется в память как «тот, в котором Mercedes ни оставил соперникам ни единого шанса». «Мотор» подводит итоги года в Формуле-1, напоминая, что в чемпионате выступали и другие команды.
Фото James Moy Photography
Фото James Moy Photography

Сезон 2014 года в Формуле-1 уже история, но чтобы вспомнить о нем, спустя много лет не надо будет рыться в справочниках и энциклопедиях. Этот сезон врежется в память как «тот, в котором Mercedes не оставил соперникам ни единого шанса». «Мотор» подводит итоги года в Формуле-1, напоминая, что в чемпионате выступали и другие команды.

[center]Mercedes AMG[/center]

[center]Место: 1; Очков: 701; Побед: 16[/center]

В таких случаях любые прилагательные будут казаться уменьшительными. Успех Mercedes AMG в 2014 году можно описать только при помощи статистики. 16 побед, 11 дублей, 18 поулов (все перечисленное – из 19 возможных), 701 очко в зачете Кубка конструкторов. Можно привести и еще несколько цифр. К примеру, отрыв Нико Росберга в две с лишним секунды в квалификации на трассе в Спа от занявшего третье место Себастьяна Феттеля. Или 296 очков отставания Red Bull Racing, ставшей по итогам сезона второй в командном зачете. По сути, добавить больше нечего.

Практическая алхимия

"Серебряные стрелы" лучше всех подготовились к смене регламента, соорудив мотор, который, говорят, оказался лошадей на 70-80 мощнее, чем у Renault или Ferrari, и наняв армию бывших технических директоров других команд, которые создали шасси-шедевр. Два отличных пилота остались у Mercedes AMG еще с прошлого года.

Львиную долю успеха команды следует записать на счет ее руководителей – Ники Лауды, Тото Вольффа и Падди Лоу. Они большие молодцы. Но не стоит забывать и еще об одном человеке, который хоть и рыбачил весь 2014 год, но к победам Mercedes AMG тоже приложил руку. Структуру чемпионского коллектива выстраивал Росс Браун. Немного жаль, что его уже не было на командном мостике в этом году.

[center]Red Bull Racing[/center]

[center]Место: 2; Очков: 405; Побед: 3[/center]

Когда-нибудь доминирование Red Bull Racing в Формуле-1 должно было закончиться. То, что это произошло именно в этом году, логично. Смена регламента неизбежно должна была привести к изменениям в расстановке сил, и RBR не смогла удержаться на вершине. Злые языки говорят, что часть корректировок в тексте регламента была сделана с одной-единственной целью – заставить "быков" замедлить ход. На подобные мысли наводит, например, запрет так называемых выдувных диффузоров, придуманных и доведенных до совершенства Эдрианом Ньюи. Но даже если составители правил действительно хотели Red Bull помешать, сделать это без помощи Renault им было бы очень сложно.

Практическая алхимия

Имиджевые потери Renault от собственной деятельности в этом году в Формуле-1 огромны. За прошедшие 10 месяцев мы узнали, что моторы с ромбиком на кожухе на несколько десятков лошадиных сил слабее, чем у соперников, что они горят и потребляют слишком много топлива. Обо всем этом не стесняясь на протяжении почти всего года говорили руководители главных партнеров Renault в чемпионате, команды Red Bull. Из-за французских двигателей "быки" не смогли навязать борьбу Mercedes-Benz в чемпионате. Три победы свалились на Дэниэла Риккардо лишь благодаря щедрости "серебряных стрел".

При этом надо признать, в завершении гегемонии Red Bull есть свои плюсы. В прошлом году болельщики действительно подустали от лицезрения указательного пальца Себастьяна Феттеля. Можно не сомневаться, что RBR еще отыграется – пусть не в следующем году, так чуть погодя. Устать от лицезрения улыбки Риккардо мы еще успеем.

[center]Williams[/center]

[center]Место: 3; Очков: 320; Побед: 0[/center]

Практическая алхимия

Тут, конечно, не удержаться от восторгов и слез умиления. История Williams заставляет продолжать верить в чудеса. Клэр Уильямс, дочь сэра Фрэнка, которой в детстве было запрещено приезжать на Гран-при, сначала все-таки доказала отцу, что может быть полезна в семейном бизнесе, а затем и вовсе встала у руля. Заместителем Фрэнка Клэр стала только полтора года назад, но как же за это время все преобразилось! Наклейки от пьянящего Martini вместо нефтяных логотипов PDSVA, Пэт Симондс в роли технического директора, третье место в Кубке конструкторов вместо девятого и 320 очков вместо пяти.

Практическая алхимия

Тем не менее, всего этого могло не быть, если бы не Mercedes-Benz. Лучшее решение Williams за полтора года правления Клэр – это заключение контракта с немецким производителем моторов, спортивное подразделение которого возглавляет Тото Вольфф, акционер Williams и муж тест-пилота команды.

Для полного счастья не хватило только одной мелочи. Чтобы сезон Williams считался идеальным, Фелипе Масса на последних кругах Гран-при Абу-Даби должен был съесть-таки отрыв от Льюиса Хэмилтона, обогнать его и одержать победу. Первую для команды в сезоне.

[center]Ferrari[/center]

[center]Место: 4; Очков: 216; Побед: 0[/center]

Имеет смысл подводить итоги не одного сезона 2014 года, а всей последней пятилетки. Эры Фернандо Алонсо, так сказать. Итак: за все время, что в команде выступал самый быстрый испанец всех времен, Ferrari не выиграла ни одного титула. Наверное, в этой системе все время что-то было не так, но с первого же совместного сезона Фернандо Алонсо всегда представлялся тем, кто тащит команду на себе. Сама команда казалась столь слабой, что кроме как на шее Алонсо больше передвигаться не умела. Испанец был в Ferrari лидером, наконечником копья, вожаком. В этом статусе он трижды становился вице-чемпионом мира. Но сам предпочел хотя бы разок от приставки перед дефисом избавиться.

Практическая алхимия

Сезон 2014 года был своего рода дипломной работой Ferrari эпохи Алонсо. Переход на новый регламент предоставил Ferrari шанс доказать, что система, выстроенная вокруг испанца, работает. Но закончилось все провалом. Четвертое место по итогам сезона, в котором было всего два подиума и не было ни одной победы, – достойный повод, чтобы начать все сначала. Ferrari теперь будет строиться вокруг немца. В прошлый раз сработало. Ну а Фернандо вернется в McLaren – там в прошлый раз было неплохо.

[center]McLaren[/center]

[center]Место: 5; Очков: 181; Побед: 0[/center]

Дело Мартина Уитмарша пока живет. Британец, под руководством которого команда избавилась от приставки "топ-", теперь с удовольствием пересчитывает нули на своем банковском счете. Семизначная сумма в долларах упала туда после расторжения контракта, а его работа досталась Эрику Булье. За прошедший год кардинально изменить ситуацию шансов у француза не было. На трассе McLaren смотрелась как при Уитмарше – слабо. Насколько успешными оказались действия Булье в офисе, посмотрим в следующем году.

Практическая алхимия

Каким бы умным и расчетливым ни был Эрик, успехи McLaren начиная с сезона 2015 года будут во многом зависеть от компании Honda, которая готовит новый двигатель. Но и самой команде надо поднапрячься. Ведь в прошедшем сезоне в движение MP4-29 приводился мотором от Mercedes-Benz, а команда все равно не смогла забраться выше пятого места в Кубке конструкторов.

[center]Force India[/center]

[center]Место: 6; Очков: 155; Побед: 0[/center]

Очевидно, это успех. Force India полгода бодалась с McLaren, Серхио Перес принес команде подиум и едва не выиграл гонку в Канаде, Нико Хюлькенберг был как всегда быстр и стабилен. Гонщики Force India – молодцы, и тут не обойтись без комплимента Виджею Маллье. Комплектование пилотского состава ничего кроме восторгов и уважения не вызывает.

Практическая алхимия

При всем этом мы не строим иллюзий. Force India – всего лишь худшая из команд-клиентов Mercedes-Benz, а в Кубке конструкторов позади остались только те команды, у которых проблем было совсем уж много. Маллье – еще раз спасибо за то, что несмотря на собственные неурядицы, он продолжает финансировать команду. Но шестое место в Кубке конструкторов – это минимум, на который должна была рассчитывать Force India в 2014 году.

[center]Toro Rosso[/center]

[center]Место: 7; Очков: 30; Побед: 0[/center]

Практическая алхимия

Если судить только по результатам квалификаций, Toro Rosso должна была в 2014 году как минимум бороться на равных с McLaren и Force India. По субботам Жан-Эрик Вернь и (особенно) Даниил Квят смотрелись отлично. Но в гонках что-то почти всегда шло не так, как надо.

Практическая алхимия

Технических проблем у Toro Rosso было столько, что можно даже начать верить в бредовые теории. По одной из них "маленькая Скудерия" была отдана мотористам Renault на откуп, чтобы французам было где проверять все "новые" решения – чтобы затем выгоду из этого извлекла главная команда Red Bull. Бред-то оно, конечно, бред, но в такой теории легко находится объяснение тому факту, что на машине Квята STR за год сменила семь двигателей при пяти разрешенных регламентом. Правда это или нет – уже не важно. Главное, что со своей основной функцией Toro Rosso справилась. Еще один алмаз из программы Red Bull Junior прошел огранку и отправился сверкать в главную команду. Удачи ему в следующем году.

[center]Lotus[/center]

[center]Место: 8; Очков: 10; Побед: 0[/center]

Ужаснее уродливых форм носовых обтекателей в этом году была только форма Lotus. Жерар Лопес долго распинался в прошлом сезоне о том, что долги команды никак на ситуацию не повлияют, но за год Lotus провалилась с четвертого места в командном зачете на восьмое.

Практическая алхимия

В начале года коллектив из Энстоуна и вовсе добрался до дна. Пропустив первую тестовую сессию в Хересе, Lotus в режиме тестов провела затем практически все весенние гонки. Десять заработанных очков – это невероятный успех, учитывая масштаб бедствия.

[center]Marussia[/center]

[center]Место: 9; Очков: 2; Побед: 0[/center]

Практическая алхимия

Этот сезон мог стать отправной точкой для команды Джона Бута и Грэма Лоудона, из которой она бы начала двигаться вверх. В Монако и Marussia и Жюлю Бьянки повезло: два очка, завоеванные в Монте-Карло, позволили продержаться конюшне на девятой строчке Кубка конструкторов до самого конца сезона. По идее, теперь команде причитается около 40 миллионов евро призовых, но проблема в том, что продолжать финансировать проект еще в октябре отказался Андрей Чеглаков. О том, найден ли новый инвестор, пока не сообщается.

Практическая алхимия

После самого успешного сезона в своей истории команда может просто прекратить существование. Если это действительно конец, то конец очень печальный. В том числе из-за того, что запомнится команда не очками в Монако, а аварией Жюля Бьянки в Японии, которая шокировала мир Формулы-1. Француз до сих пор не пришел в сознание. После "Сузуки" команда провела всего одну гонку – в Сочи, одной машиной.

[center]Sauber[/center]

[center]Место: 10; Очков: 0; Побед: 0[/center]

Sauber провела худший сезон в своей истории. Как и в случае с Mercedes AMG, будет недостаточно одних лишь прилагательных. Но один-единственный статистический показатель скажет вам обо всем. Команда из Хинвилла набрала в 2014 году ноль очков.

Практическая алхимия

Медленная машина, не самый мощный мотор, не слишком надежные пилоты – все это привело к печальному результату. Подопечные Мониши Кальтенборн уступили даже Marussia, у которой вдвое меньше сотрудников и бюджет примерно на треть меньше.

Практическая алхимия

[center]Caterham[/center]

[center]Место: 11; Очков: 0; Побед: 0[/center]

Практическая алхимия
Практическая алхимия

Caterham – олицетворение бедственного положения, в котором оказались частные команды Формулы-1 после введения нового регламента. Тони Фернандесу надоело выкидывать деньги на ветер, новые инвесторы спасти ее не смогли, а под конец года Caterham превратилась в посмешище.

Практическая алхимия

На последний этап команда приехала благодаря средствам, собранным при помощи краудфандинга под руководством внешнего управляющего. О результатах в случае с Caterham говорить даже не приходится.

#P.S.

Сезон 2014 года войдет в историю Формулы-1 не только как сезон доминирования Mercedes AMG. Это еще и первый чемпионат, по ходу которого Формула-1 приехала в Россию. Гран-при в Сочи удался на славу, прошел при переполненных трибунах и на высочайшем уровне. Теперь нам не терпится увидеть продолжение.