Опубликовано 17 февраля 2014, 20:15

Добро пожаловать в клуб

Самые бесполезные тест-пилоты в истории Формулы-1
"Мотор" представляет Симону де Сильвестро и других участинков клуба самых странных "тест-", "запасных", "аффилированных" и прочих пилотов, которым могут позволить выйти на старт гонки Формулы-1 только после того, как на горе свиснет рак, свинья взлетит, а "королева автоспорта" окончательно сойдет с ума.
Фото James Moy Photography и команд
Фото James Moy Photography и команд

На прошлой неделе команда Sauber подписала контракт со швейцарской гонщицей Симоной де Сильвестро. Не пугайтесь, если не знаете ее имени. Де Сильвестро не будет участвовать в гонках, а просто покатается на тестах, попозирует перед фотографами и раздаст несколько интервью. "Мотор" представляет ее и других участников клуба самых странных "тест-", "запасных", "аффилированных" и прочих пилотов, которые выйдут на старт гонки Формулы-1 только после того, как на горе свистнет рак, свинья взлетит, а "королева автоспорта" окончательно сойдет с ума.

Это разношерстная компания. Кого-то из них спокойно можно назвать рента-тест-пилотами, кого-то под свет софитов толкают влиятельные покровители, а у кого-то просто есть замечательные родственники. Таких гонщиков мало что объединяет. У них даже нет общего названия – хотя его уже давно следовало бы придумать. Тем не менее, они все работают в командах Формулы-1. У них есть официальные должности с красивыми названиями на манер "(любое слово) пилот". Им шьют настоящие командные комбинезоны с их именами на ремешках. Они позируют на фоне автомобилей на презентациях вместе с основными (настоящими) пилотами, а потом могут показывать фотографии своим родственникам и друзьям.

На длинной скамье запасных Формулы-1 Симона – не единственная девушка. В Williams "гонщиком" работает Сьюзи Вольфф

На длинной скамье запасных Формулы-1 Симона – не единственная девушка. В Williams "гонщиком" работает Сьюзи Вольфф

Самым везучим и богатым даже дают прокатиться не только на аэродинамических испытаниях, но и в ходе пятничных тренировок Гран-при. В современной Формуле-1 достаточно рента-драйверов, но даже самим членам клуба, в который вступила Симона де Сильвестро, понятно: стать основными пилотами им не помогут ни деньги, ни покровители, ни родственники. Брать бесполезных гонщиков на бесполезную работу – это одна из фишек Формулы-1 последнего десятилетия. Если кто-то готов за это платить, то почему бы и нет?

Вот они: натуральная блондинка, два китайца, испанец с друзьями из Казахстана, израильский бизнесмен, Сергей Злобин и другие.


##Симона де Сильвестро

Sauber оказалась в неловком положении. Симону как-то неловко было называть тест-пилотом (их у команды уже два), а назвать ее хоть как-то, видимо, было очень надо. Так в Формуле-1 появилось волшебное понятие "аффилированный" пилот. Что в него вкладывается, даже в Sauber, похоже, понимают не очень.

Событию был посвящен целый пресс-релиз. Пресс-службе Sauber пришлось потрудиться: подписанию контракта с де Сильвестро надо было придать хоть какой-то здравый смысл, но при этом постараться не проговориться, что переводить ее в основной состав команда ни в коем случае не собирается. В документе сказано, что аффилированную гонщицу Симону в Sauber будут готовить "ментально и физически", что она будет работать на симуляторе (которого у команды нет) и даже на треке (интересно, когда). И все для того, вы не поверите, чтобы "помочь ей получить суперлицензию" и "подготовить к Формуле-1".


"Это огромный шаг в моей карьере на пути к осуществлению мечты всей моей жизни, и я счастлива, что получила возможность сделать этот шаг с такой великолепной командой", – Симона де Сильвестро, 2014 год


###Тун Хопинь

Напрягите память. Вы могли видеть этого парня. Да-да, это тот самый китаец, который участвовал по крайней мере в двух фотосессиях с Виталием Петровым. Тун был тест-пилотом Renault в 2010 году и сохранил это гордое звание после переименования команды в Lotus на следующий сезон.

Тун, если верить его сайту, был официальным резервным пилотом. И не просто "резервным пилотом", а "первым китайским резервным пилотом команды Формулы-1". "Первым китайским" Тун был еще несколько раз: в частности, в этом качестве он принял участие в Инди-500 (правда, разбил машину еще в квалификации и на старт не вышел). Как и полагается всем сверхперспективным пилотам, Хопинь выступал в GP2, где за три сезона четыре раза попал в очковую зону. То есть, даже чаще, чем раз в год!


"Руководители команды уверены во мне и моих способностях. Я приложу максимум усилий, чтобы помочь Lotus Renault GP добиться успеха в стартующем сезоне", – Тун Хопинь, 2011 год


###Даниэль Хункаделья

В послужном списке Даниэля Хункадельи есть знаковая победа в гонке Формулы-3 в Макао в 2011 года – правда, тогда до ее финиша добрались всего 13 пилотов из 29 стартовавших. Но путь в Формулу-1 ему проложили не столько победы, сколько труднообъяснимые связи с Казахстаном.

Испанский юноша еще в Ф-3 гонялся на машине, раскрашенной под казахский флаг, а тест-пилотом Williams чудным образом стал сразу после того, как на автомобилях появились небольшие наклейки с надписью Astana. Вместе с ними Даниэль затем перекочевал и в Force India. В этой удивительной истории нет понятных ответов на многие вопросы. "Почему испанца поддерживают казахи?" – самый интересный из них.


"Для меня это фантастическая возможность учиться, которая позволит на шаг ближе подобраться к мечте, стать гонщиком Формулы-1", – Даниэль Хункаделья, 2014 год


###Файруз Фаузи

Малайзийского юношу Файруза Фаузи по командам Формулы-1 за собой таскала капризная Group Lotus. Когда лицензия на использование имени марки было отдано новой команде Тони Фернандеса, Файруз стал тест-пилотом Lotus Racing. Когда большие боссы договорились с Жераром Лопесом, Фаузи стал тест-пилотом Lotus Renault GP – пятым, после Грожана, Сенны, Хароуза и Туна.

В обеих командах основная роль Фаузи была "выставочной". Lotus просто было необходимо показать, что она поддерживает молодых талантов из Малайзии, зато в коллективе Фернандеса ему даже давали покататься во время свободных заездов. Кто должен уступать Файрузу машину, Ярно Трулли и Хейкки Ковалайнен решали, подбрасывая монетку.


"С тех пор, как гонки Формулы-1 стали проводиться в Малайзии, я мечтал о такой возможности", – Файруз Фаузи, 2007 год


###Родолфо Гонсалес

За упорство Гонсалесу надо дать медаль. Перебравшись из Венесуэлы в Великобританию с мечтой попасть в Формулу-1, но без денег, Родолфо прошел через многое. На пару лет ему пришлось оставить гонки: Гонсалес работал поваром в ресторане и мыл полы, зарабатывая на продолжение карьеры. И в итоге был вознагражден.

Теперь со спонсорами у Родолфо все в порядке. Как одного из самых перспективных пилотов из Венесуэлы его поддерживает государственная нефтегазовая компания PDVSA. Вот только пара лет простоя, видимо, не пошли на пользу. За три года и 60 с лишним гонок в GP2 Гонсалес всего семь раз финишировал в десятке. Но PDSVA, видимо, своих не бросает. В прошлом году Гонсалес несмотря ни на что стал тест-пилотом Marussia и поработал на пятничных тренировках.


"Это очень большой прорыв в моей карьере, но народ Венесуэлы переживает сложные времена из-за смерти президента Чавеса. Я надеюсь, что новости о моей карьере помогут им хоть немного воспрянуть духом", – Родолфо Гонсалес, 2013 год


###Сьюзи Вольфф

Доподлинно неизвестно, чем именно Сьюзи Вольфф заставила руководство Williams обратить на себя внимание. Одно из двух: либо тем, что за шесть лет карьеры в DTM заработала целых четыре очка, либо тем, что вышла замуж за совладельца команды Тото Вольффа. Хотя второй вариант, конечно, кажется не слишком правдоподобным. Тем более, что о непричастности Тото к назначению Сьюзи говорил сам основатель Williams Фрэнк Уильямс. Не верить ему мы не можем. Выходит, Сьюзи взяли в команду за результаты. Ну и за красивые глаза – этого, конечно, не отнять.

Должность Вольфф, как и в случае с Симоной де Сильвестро, звучит хитро. На английском работа Сьюзи называется "development driver", но к этому словосочетанию очень сложно найти вменяемый перевод на русский (скорее всего потому, что оно и по-английски звучит бессмысленно). Каким именно development (то есть "развитием") занимается Сьюзи, неизвестно.


"Я хочу продемонстрировать, что женщины также могут исполнять серьезные роли на самом высоком уровне в автомобильном спорте", – Сьюзи Вольфф, 2012 год


###Сергей Злобин

Когда-то российские пилоты в Формуле-1 считались забавной диковинкой. Появление Сергея Злобина в Minardi в начале двухтысячных совпало по срокам с появлением на бортах машин команды логотипов "Газпрома". То ли команда хотела удивить своего спонсора, пригласив на тесты русского гонщика, то ли его продвигал сам спонсор – это автогоночным историкам неизвестно.

Денег на счета Minardi "Газпром" так и не перевел, но даже если бы это произошло, на судьбу Сергея это вряд ли бы повлияло. Злобин, которому уже тогда было за 30, на тестах проехал медленнее всех на десять секунд с круга. На этом все, по сути, и закончилось. Зато потом его еще лет десять по привычке называли "первым российским пилотом Формулы-1". Сергей Злобин – это, можно сказать, наш Тун Хопинь.


"Моя программа-минимум — завоевать очки. А программа-максимум... Гран-при Монако – гонка, в которой мощность мотора не играет решающей роли. Почему бы не попробовать выиграть ее, чем черт не шутит?", – Сергей Злобин, 2003 год


###Николя Прост

У Николя Проста очень хороший отец. У его отца – Алена Проста – очень хорошие отношения с Renault. А у Renault очень хорошие отношения с Жераром Лопесом и его командой Lotus. Да, вы не ошиблись: Николя – еще один представитель семьи "не основных" пилотов славного коллектива из Энстоуна. Одно время тест-пилотов у Lotus было сразу шестеро.

Проста-младшего команда чаще всего использует во время демонстрационных заездов, но в прошлом году сын четырехкратного чемпиона мира откатал целых два дня на тестах для молодых пилотов. То, что самому Николя к этому моменту уже перевалило за 30, и то, что у команды в составе был молодой и действительно перспективный Давиде Вальсекки, мало кого волновало. Чем бы дитя ни тешилось.


"Я буду бороться за место в Формуле-1 настолько сильно, насколько могу. Но Формула-1 – это очень сложный мир, и не все зависит от меня", – Николя Прост, 2012 год


###Ма Циньхуа

Всего 29 гонок в формульных (пусть и третьесортных) чемпионатах потребовалось китайскому вундеркинду Ма Циньхуа, чтобы пробиться в Ф-1. Резюме юноши портят только цифры в графе "результат" – они большей частью двузначные. Чуть лучше дела с результатами у Ма обстояли в китайском туринге, но в HRT, заключая с ним контракт, смотрели на другие цифры. Циньхуа каким-то образом удалось найти в Китае спонсоров и проехать в составе команды несколько пятничных тренировок.

Увы (а может быть и к счастью), HRT не пережила зиму 2012/2013 года. Циньхуа вроде бы перебрался в Caterham, но там продержался всего пару месяцев. Либо закончились юани, либо "зеленые" сами решили, что Ма в Формуле-1 – это смешно.


"После участия в таких чемпионатах как Формула-Campus, Формула-Renault и Формула-3, я многому научился: работе с настройками, разным техникам пилотирования и тонкостям работы с командой. Теперь моя детская мечта осуществилась, благодаря той возможности, которую предоставила мне HRT", – Ма Циньхуа, 2012 год


###Ханох Ниссани

Пожалуй, самая удивительная история, когда-либо случавшаяся в Формуле-1. Проживавший в Венгрии израильский бизнесмен Ханох Ниссани в 38-летнем возрасте решил, что ему необходимо стать гонщиком, а в 41 уже был тест-пилотом Minardi. Ниссани купил себе возможность принять участие в пятничных свободных заездах Гран-при Венгрии 2005 года. О подписании контракта было торжественно объявлено в Тель-Авиве. Перед дебютом в рамках официального уикенда Формулы-1 Ханох откатал положенную для получения суперлицензии дистанцию на тестах за Jordan. В израильских газетах писали, что Ниссани примет участие в тренировке Ф-1 именно в Будапеште, потому что он "особенно популярен в Венгрии".

В своей единственной пятничной тренировке в Формуле-1 Ниссани проехал восемь кругов, проиграл лидеру 12 секунд, успел сообщить механикам по радио, что "сцепление с трассой слишком сильное", а закончил сессию в гравийной ловушке. Маршалам пришлось эвакуировать машину вместе с пилотом. Ханох просто не смог самостоятельно снять руль, чтобы выбраться из кокпита.


"Я надеюсь, мой пример поможет молодым пилотам из Израиля осознать, что это возможно", – Ханох Ниссани, 2005 год


####P.S.

Может, все упомянутые в нашей статье гонщики и правда довольно странные, но с одним утверждением поспорить сложно. В отличие от многих своих коллег, они смогли попасть в Формулу-1 и немного поработать в ней – пусть и в таком странном качестве. А это само по себе не мало.