17 июля 2013, 22:01

За рубли

Семь команд Формулы-1, которые сотрудничали с компаниями из России

Фотографии команд, компании АвтоВАЗ, James Moy Photography и с сайта kaspersky.com

Команда Формулы-1 Sauber обзавелась сразу тремя компаниями-партнерами из России. С начала этой недели Международный Фонд Инвестиционного Сотрудничества, Государственный Фонд Развития Северо-Запада Российской Федерации и Национальный Институт Авиационных Технологий усиленно готовятся к "промоутированию нового этапа Grand Prix Formula 1 Сочи в 2014 г", "привлечению талантливой российской молодежи к мотоспорту" и демонстрации "российских технологий как передовых решений для мотоспорта". "Мотор" вспоминает команды Формулы-1, которым уже повезло работать с компаниями из России.

Стоит сразу оговориться, что подобных проектов в истории взаимоотношений российских компаний и команд Формулы-1 еще не было. Разобраться во всех деталях сделки и мотивах ее российских участников (мотивы Sauber, в целом, хорошо понятны) пока не представляется возможным – официальные формулировки пока слишком размыты (см. выше).

В 1990 году отечественный оборонный комплекс уже пытались привлечь для обмена опытом с командой Формулы-1. В тот раз речь шла об итальянском гоночном коллективе Life и ленинградском кооперативе "ПИК", который пообещал команде миллионы долларов и советские инженерные разработки. Конюшня не прожила и года, деньги заплачены не были, о технических "ноу-хау" быстро забыли. Зато болид Формулы-1 с флагом СССР свозили в Ленинград и Москву.

Тем не менее, уже ясно, что речи о банальном спонсорстве не идет. Российские компании выступают инвесторами (то есть – если руководствоваться искомым значением этого слова – хотят в итоге получить прибыль), а также технологическими партнерами, в результате сотрудничества с которыми Sauber даже "получит преимущество от новейших know-how лидирующих российских ученых и инженеров".

Что все это значит на самом деле, возможно (а возможно и нет), станет ясно через неделю, когда стороны посвятят общественность в детали сделки. Чтобы скрасить ожидание, мы решили вспомнить команды Формулы-1, которым посчастливилось работать с российскими компаниями. Вот они: от самых маленьких до самой Ferrari. И, да – Sauber тоже там.

center Minardi
2002-2003 годы/center

Первая и, возможно, самая эффективная рекламная кампания крупной российской фирмы в Формуле-1. Десять с лишним лет назад наклейки Gazprom появились на автомобилях Minardi команды, имя которой до сих пор у многих ассоциируется с понятием "аутсайдер". Ведомая в то время австралийцем Полом Стоддартом конюшня меняла спонсоров едва ли не каждую гонку, но о крупных сделках речи не шло. Само собой, узнав об интересе со стороны одной из богатейших российских компаний, Пол вцепился в предоставившуюся возможность. Логотипы "Газпрома" нашли свое место на машинах команды еще до того, как на счета команды поступили деньги, а в ноябре 2002 года на тестах Формулы-1 впервые появился российский пилот.

Reload
1 / 3

Первый русский на тестах Формулы-1 – Сергей Злобин

Сергею Злобину, которому к тому моменту уже перевалило за 30, предоставили машину полуторалетней давности (на которой – между прочим! – дебютировал в Формуле-1 сам Фернандо Алонсо) и дали проехать несколько кругов на автодроме имени Риккардо Тормо в Валенсии. Без особого успеха – Злобин был примерно на 10 секунд медленнее основных пилотов. Поэтому его шансы выйти на старт были минимальны даже если бы роман Minardi и "Газпрома" продолжился. Российская компания так и не перечислила деньги на счета команды, несмотря на то, что по ходу нескольких Гран-при наклейки с названием компании все же провисели на автомобилях.

Чего добились?

В 2003 году Minardi не заработала ни одного очка и заняла последнее место в Кубке конструкторов – и "Газпром" тут совершенно не при чем. Через несколько лет Стоддарт продал команду компании Red Bull, и ее переименовали в Toro Rosso. У "Газпрома" дела складывались чуть лучше.

center Sauber
2003-2005 годы/center

Петер Заубер давно знает, как работать с русскими. Именно его команда заключила первый серьезный и продуманный контракт с компанией из России. Мобильный оператор МТС, до этого выступавший спонсором трансляций Формулы-1 на российском телевидении, заключил соглашение с швейцарским коллективом в 2003 году. Боковые дефлекторы автомобилей Sauber на протяжении трех лет были выкрашены в желтый цвет и украшены логотипом компании. Он же появился на рукавах комбинезонов пилотов и рубашках персонала.

Reload
1 / 3

Одним из пилотов Sauber в период сотрудничества с российским спонсором был чемпион мира 1997 года Жак Вильнев

МТС преследовала вполне логичные цели, укладывающиеся в рамки представлений о рекламных кампаниях в Формуле-1 – контракт был заключен для продвижения бренда в Восточной Европе. С помощью Sauber МТС пыталась завоевать новый рынок и утвердиться на старом – то есть в России. Но как пользоваться дорогим контрактом в МТС, похоже, себе не слишком представляли. За три года команда нанесла в Россию лишь один официальный визит. В полумрачном помещении московского картодрома "10 дюймов" герр Заубер дал пресс-конференцию, а Ник Хайдфельд покатался по трассе за рулем 9-сильного карта. Рекламной кампании, откровенно говоря, не получилось.

Чего добились?

Дважды в 2003 и 2004 годах Sauber становилась шестой в Кубке конструкторов. В последний год сотрудничества – восьмой. МТС в Восточной Европе "своей" так и не стала.

center Jordan / MF1 Racing
2005-2006 годы/center

Когда Алексу Шнайдеру было четыре года, его семья переехала из Ленинграда в Израиль, а еще через десять лет – в Канаду. У основателя Midland Group канадский паспорт, но когда Алекс решил создать собственную команду Формулы-1, он вдруг вспомнил о российских корнях. В начале 2005 года Midland выкупила команду Эдди Джордана за 50 миллионов долларов, устроила презентацию новой машины на Красной площади, а затем и вечеринку на Васильевском спуске, куда приехали и Берни Экклстоун, и группа "ВИА Гра". Целый сезон команда проехала под старым названием Jordan Grand Prix, а потом была переименована в MF1 Racing и обзавелась российской лицензией.

Reload
1 / 3

Если долго смотреть на эту фотографию автомобиля MF1 Racing, можно обнаружить маленький российский флаг

Позиционируя конюшню как российскую, Шнайдер пытался привлечь спонсоров из России. Основной приманкой должен был стать Роман Русинов. Москвич был назначен тест-пилотом команды (и даже по-настоящему отъездил один день на тестах в Хересе), однако в гонках мог выступить только в том случае, если бы нашлись спонсоры. Увы для Романа, Международный Фонд Инвестиционного Сотрудничества и Государственный Фонд Развития Северо-Запада Российской Федерации в то время еще не существовали, а остальным было, видимо, просто не до Формулы-1. В сентябре 2006 года, обвинив российский бизнес в том, что он не готов к подобного рода проектам, Шнайдер продал команду голландцам из Spyker.

Чего добились?

В 2005 году Jordan заработала 12 очков и один подиум, в 2006-м конюшня, переименованная в MF1 Racing, ни разу не попала в очковую зону. После этого Midland Group продала команду за 116 миллионов долларов – стало быть, даже подзаработала.

center Renault
2009-2011/center

Первый спонсор из России в Renault появился еще в 2009 году, когда команда принадлежала французскому производителю, а руководил ею Флавио Бриаторе. Одно из региональных подразделений "Мегафона" заключило контракт с заводской командой, но, как и многие другие спонсоры, рассталось с командой после нашумевшего "краш-гейта". Что стояло за проектом, так и осталось загадкой.

Reload
1 / 3

АвтоВАЗ даже пытался устраивать некие рекламные акции: в Тольятти Петрова усадили за руль гоночной Granta

Зато на следующий год в команде появилась сразу россыпь других спонсоров из России – уже при новых хозяевах из инвестиционного фонда Genii Capital (да-да, в Формуле-1 есть и другие инвестиционные фонды). По поручению тогда еще премьер-министра Владимира Путина сразу несколько компаний поддержали дебют в Формуле-1 первого российского пилота Виталия Петрова. На бортах автомобилей Renault появились логотипы Lada, угледобывающей компании "Ровер", SIBUR, "Флагмана", "Банка Москвы" и даже "Выборгского судостроительного завода". Про суммы говорить сложно из-за многочисленных, но порой противоречивых и взаимоисключающих интервью менеджера Оксаны Косаченко, во многом из-за высказываний которой в России к Петрову прочно приклеилось звание рента-драйвера. В прессе появлялись разные данные: от 12 до 20 миллионов евро в год, а также многочисленные новости про кредит, взятый отцом Петрова для оплаты выступлений сына, и про безграничную поддержку Путина. Быть может, именно поэтому другие спонсоры интереса к "проекту Виталий Петров" не проявили, и после того, как "сверху" помогать Петрову больше не захотели, россиянин сначала лишился места в команде, а затем и в Формуле-1. Вместе с Петровым Renault покинули и российские спонсоры.

Чего добились?

Российские спонсоры дружно справились с главной задачей – дали дорогу первому российскому пилоту в Формулу-1. Других целей, собственно, и не было. Сам Петров справился с работой не так и плохо. Renault в 2010 и 2011 годах дважды становилась пятой в Кубке конструкторов, а сам Виталий один раз взошел на подиум и по итогам последнего сезона в команде попал в десятку лучших личного зачета. Наверное, оно того стоило.

center Caterham
2012 год/center

Контракт с Caterham Петрову и его менеджерам удалось заключить на флажке. Поддержка россиянина в "зеленой" команде была уже не столь представительной. Спонсорами коллектива Тони Фернандеса стали "Сибур" и "Вертолеты России", но закончилась история так же внезапно, как и началась. Место Петрова было перекуплено спонсорами голландца Гидо ван дер Гарде. С бюджетами из Голландии тягаться было невозможно. Чтобы остаться в команде Виталию на 2013 год, по слухам, требовалось 15 миллионов евро. Найти их не удалось.

Reload
1 / 3

Контракт с "Вертолетами" был заключен поздно, и логотипы компании пришлось нашивать на униформу

"Вертолетам России", судя по словам Косаченко (которая из менеджера Петрова внезапно превратилась в коммерческого директора Caterham), поддержка пилота была не слишком интересна. Компания, якобы, готовилась к запуску неких совместных проектов с компанией Фернандеса, но в итоге логотипы "Вертолетов России" так и исчезли с бортов автомобилей Caterham вместе с уходом из команды Петрова.

Чего добились?

Ни Петров, ни Caterham не набрали за сезон-2012 ни одного очка.

center Virgin Racing / Marussia
2010-2013 годы/center

Мелкие производители спорткаров – нередкие гости в Формуле-1. До Marussia заявить о себе в главном чемпионате планеты пыталась Spyker, но голландцы в серии надолго не задержались. Чего не скажешь о "Марусе". В 2010-м едва созданная российская компания приобрела "значительный" пакет акций команды Virgin Racing, а спустя полтора года переименовала ее в Marussia F1 Team и получила лицензию от РАФ, под которой выступает до сих пор. Англо-российский коллектив финансируется на средства Андрея Чеглакова, а инженерным директором команды одно время был Николай Фоменко. В 2012 году, правда, ни его, ни других россиян в самом коллективе не осталось. От России в команде сейчас по сути только деньги и лицензия. Но в этом и нет ничего удивительного: российских инженеров и механиков, способных прямо сейчас работать в Формуле-1, просто нет. И одна Marussia воспитать их не может.

Reload
1 / 3

Виталий Петров, обогнав Шарля Пика на Гран-при Бразилии прошлого года, лишил российскую команду 10 миллионов евро призовых

Главная цель проекта – популяризация бренда Marussia. С этим, безусловно, справиться удалось. О Marussia теперь знают во всем мире – по крайней мере, болельщики Формулы-1. Многие ли из них хотят купить российские спорткары – вопрос сложный. Для того, чтобы найти ответ, производство российских спорткаров надо для начала просто наладить. Пока с производством в Marussia дела идут почти так же туго, как и с очками в Формуле-1.

Чего добились?

На счету англо-российской команды пока нет очков. Зато в зачете Кубка конструкторов 2013 года Marussia пока находится впереди другого производителя спорткаров – Caterham.

center Ferrari
2010-2013/center

Евгений Касперский со своей антивирусной лабораторией – автор самой что ни на есть стандартной рекламной кампании по меркам Формулы-1, и, в то же время, самой странной по меркам российским.

Касперский ни разу не говорил о "популяризации автоспорта в России", не тащил за собой "талантливую российскую молодежь" и даже не устроил ни одной пресс-конференции с военным оркестром в Москве. Вместо этого он просто строил и продолжает строить совместный проект с лучшей командой чемпионата. Логотипы Kaspersky Lab появились на алых автомобилях в 2010 году и остаются на них до сих пор. Компания не только спонсирует команду, но и помогает: безо всяких "know-how", а просто тем, чем умеет. То есть защищает компьютеры Ferrari от вирусов.

Reload
1 / 3

Логотипы Kaspersky Lab занимают почетное место на носовом обтекателе Ferrari

Размеры логотипов лаборатории на машинах достаточно скромные, но при этом они заметные. Данных о затраченных суммах нет, но они в данном случае не так и интересны. Касперский тратит деньги своей компании и тратит так, как (во-первых) хочет и как (во-вторых) в Формуле-1 принято – на маркетинг. Сотрудничеству Kaspersky Lab и Ferrari пошел четвертый год. Стало быть, все довольны.

Чего добились?

Ferrari за время сотрудничества с лабораторией Касперского не выиграла ни одного Кубка конструкторов – это плохо. По сравнению с 2010 годом в 2011-м годовой оборот самой Kaspersky Lab вырос на 14 процентов, а сейчас компания работает более чем в 200 странах мира. И это хорошо.