Ле-Ман в цифрах
24 часа и другие цифры 81-го по счету суточного марафонаДевятая победа Тома Кристенсена на 90-летний юбилей "24 часов Ле-Мана", четыре круга лидирования команды Toyota, первый россиянин на подиуме и другие цифры в отчете "Мотора" с легендарного суточного марафона.
[center]– побед на счету Тома Кристенсена –[/center]
У старины Тома есть еще порох в пороховницах. С тех пор как Audi провела свою первую победную кампанию в Ле-Мане, только он и Аллан Макниш пока в строю. Весь остальной боевой состав "четырех колец" по сравнению с 2000 годом изменился на 100 процентов. Прошлогодний Ле-Ман стал последним для многолетнего напарника Кристенсена итальянца Риналдо Капелло – Диндо скоро исполнится 50 лет. Победы в Ле-Мане ему уже не нужны.
Кристенсену через пару недель стукнет 46. Он уже давно побил рекорд Жаки Икса по числу побед. Теперь их девять, и в ближайшее время догнать датчанина не сможет никто. Если сможет хоть когда-нибудь. Девять побед в Ле-Мане – это много. Учитывая, что в этом году марафон состоялся в 81-й раз, получается, что Том выигрывал каждый девятый Ле-Ман в истории. Себастьену Лебу девяти титулов в чемпионате мира по ралли хватило – за десятым он гнаться не захотел. Но Тому позарез нужна хотя бы еще одна победа. После финиша в воскресенье он объяснил почему: "В марте умер мой отец, сказав перед этим, что в этом году я обязательно выиграю в Ле-Мане. Я надеюсь, что смогу победить еще раз, чтобы посвятить победу ему. Но эта – для Аллана Симонсена".
[center]– лет со дня последней гибели гонщика в "24 часах Ле-Мана" –[/center]
Гонка Аллана Симонсена продолжалась лишь чуть более восьми минут. Едва пилоты успели отправиться на третий круг, Aston Martin датчанина сорвало с траектории при атаке поребрика и отбросило в стену. Авария получилась столь нетипичной, что ни на одном из повторов удара не видно, а запись с установленной внутри салона камеры режиссер так и не вывел на экран. Судя по всему, основной удар пришелся на водительскую дверь Vantage. Когда камера выхватила машину Аллана, двери на своем привычном месте уже не было.
О гибели Аллана журналистам сообщили несколько часов спустя. Родственникам звонил глава команды Дэвид Ричардс. Aston Martin, выставившая на старт марафона пять экипажей в обоих классах GTE, продолжила гонку. Команда хотела победить и посвятить победу Симонсену, но не смогла. Когда утром Фредерик Маковецки, сидевший за рулем лидировавшего автомобиля под номером "99", врезался в металлический барьер, механики не смогли сдержать слез. Победа в Ле-Мане нужна была Aston Martin как никому другому.
[center]– минут на трассе находились сейфти-кары –[/center]
Это был самый медленный Ле-Ман за последние 12 лет. Авария Симонсена прервала гонку на 50 минут – все это время машины двигались за автомобилем безопасности. Медики сначала долго не могли вызволить датчанина из разбитой машины, а затем чинили поврежденные в результате удара рельсы безопасности. Тем же самым службы трассы занимались еще несколько раз по ходу всей гонки. В итоге сейфти-кары выезжал на трассу 13 раз и возглавляли пелотон на протяжении пяти с половиной часов.
Низкая средняя скорость обусловлена еще и переменчивой погодой. Тучи над трассой висели на протяжении всех 24 часов гонки. Дождь то усиливался, то переставал. В итоге экипажу победителей удалось преодолеть за сутки всего 348 кругов по кольцу длиной в 13,6 километра. Для сравнения: в 2010 году, когда Ле-Ман получился самым "быстрым", экипаж Майка Роккенфеллера, Тимо Бернарда и Романа Дюма преодолел 397 кругов со средней скоростью свыше 225 километров в час. На сей раз за сутки Том Кристенсен, Аллан Макниш и Лоик Дюваль проехал на 667 километров меньше.
[center]– минут продолжался самый длинный пит-стоп –[/center]
Призом за самый "мощный" пит-стоп награждается команда Rebellion. Автор самой продолжительной остановки в боксах – Андреа Беликки.
Под утро итальянец расколотил свою Lola на выходе из шиканы на прямой Мюльсан так, что механикам фактически пришлось создавать автомобиль заново. Полностью была собрана передняя подвеска, заменены практически все кузовные панели. Полтора часа на такой пит-стоп – не так и много.
[center]– пит-стопа провел экипаж Audi №2 –[/center]
Как ни странно, именно победители совершили по ходу дистанции больше всех пит-стопов. Но при этом Кристенсен, Макниш и Дюваль ни разу не останавливались зря. Лучший экипаж Audi по ходу гонки не столкнулся ни с одной проблемой – если не считать медленного прокола за несколько часов до финиша. Но тогда Кристенсену все равно пришлось бы останавливаться для дозаправки, так что времени практически потеряно не было.
Audi была менее экономична, чем Toyota. Ближайший из преследователей – экипаж Энтони Дэвидсона, Себастьена Буэми и Стефана Сарразана – совершил по ходу дистанции всего 30 пит-стопов, сэкономив тем самым более четырех минут по отношению к соперникам. Но победить Toyota, несмотря на экономичность, не удалось.
[center]– круга лидирования Toyota –[/center]
Японцы в очередной раз вляпались в историю. Со спортом в Toyota всегда что-то неладно. Про провальную программу в Формуле-1 сказано уже и без того немало, но новую площадку для демонстрации своих технологий Toyota тоже выбрала не слишком удачно. Ввязаться в схватку с Audi в Ле-Мане – худшая из идей, что могла прийти в голову маркетологов Toyota. Надо было брать пример с Volkswagen. Немцы пришли собирать титулы на "Дакар", когда соперников практически не было, а затем перебрались в ралли аккурат под закат карьеры Себастьена Леба – и вновь побеждают.
В прошлом году никто и не требовал от Toyota результата. Их гибрид дебютировал в гонке практически не обкатанным. Теперь же никаких скидок быть не могло. Но японцы проиграли Audi по всем статьям. В квалификации все три экипажа "четырех колец" оказались впереди, а в гонке только проблемы Audi позволили Дэвидсону, Буэми и Сарразану подняться на подиум. Второй экипаж Toyota уступил даже Марку Жене, Оливеру Джарвису и Лукасу ди Грасси, которые потеряли полтора круга из-за прокола.
[center]– россиянин на подиуме –[/center]
Последний пробел устранен: теперь у российских пилотов есть подиумы во всех самых престижных мировых соревнованиях. Виталий Петров финишировал третьим в Формуле-1, Евгений Новиков добыл уже два подиума в WRC, а Алексей Дудукало успел засветиться на подиуме в WTCC. Роман Русинов до этого уже принес России одно третье место в чемпионате мира по гонкам на выносливость, но Ле-Ман – это совсем другое дело.
Оценивая гонку G-Drive Racing, нельзя не отметить один факт: Русинов и его напарники Майк Конвей и Джон Мартин были быстрейшими на дистанции в классе LMP2. И даже непонятно, радоваться этому или огорчаться. С одной стороны, у экипажа под номером "26" были все шансы на победу. При удачном стечении обстоятельств Русинов и компания могли привезти соперникам на финише чуть ли не круг, если бы не столкнулись с проблемами, но без них, увы, не обошлось. Шесть потерянных минут ночью из-за пустяковой неприятности – на машине не работала подсветка номера – лишили Романа, Майка и Джона верной победы. К тому моменту гонка была в их руках. На старте пришлось совершить внеплановый пит-стоп из-за прокола, но затем Мартин и Конвей вернули автомобиль в группу лидеров, а Русинов не только вышел на первую позицию, но и стал отрываться. По ходу дистанции G-Drive Racing несколько раз пробивалась через пелотон. Третье место – несомненный успех, но в минувший уикенд российский пилот из российской команды мог и победить.
[center]– бывших пилотов Формулы 1 вышли на старт марафона –[/center]
Пилоты Формулы-1 после завершения карьеры часто переходят в гонки на выносливость. В марафоне в Ле-Мане этого года таковых было более полутора десятков – почти десятая часть из всех 168 принимавших участие в марафоне пилотов.
Самый большой процент экс-пилотов "Больших призов" был в Toyota. Из шести гонщиков марки пятеро выступали в свое время в Формуле-1, а экипаж, финишировавший вторым, был ими укомплектован на 100 процентов.
Полный список (с результатами) прилагается: Аллан Макниш (1 место в LMP1); Энтони Дэвидсон, Стефан Сарразан, Себастьен Буэми (2 место в LMP1); Марк Жене, Лукас Ди Грасси (3 место в LMP1); Александр Вурц, Казуки Накаджима (4 место в LMP1); Карун Чардхок (7 место в LMP2); Синдзи Накано (сход, LMP2); Ян Магнуссен (4 место в GTE Pro); Камуи Кобаяси (5 место в GTE Pro); Джанмария Бруни, Джанкарло Физикелла (6 место в GTE Pro); Бруно Сенна (сход, GTE Pro); Педро Лами (сход, GTE Pro); Оливье Беретта (5 место в GTE Pro); Ник Хайдфельд (6 место в LMP1)
[center]– секунд не хватило экипажу Патрика Демпси, чтобы подняться на подиум –[/center]
Звезда Голливуда Патрик Демпси вновь вышел на старт в Ле-Мане – во второй раз в своей гоночной карьере. Первая попытка в 2009 году вышла не слишком удачной, за рулем Ferrari F430 Демпси финишировал в составе своего класса лишь на девятом месте в самом младшем классе. Теперь пилот-актер был подготовлен значительно лучше, выставив на старт собственный Porsche собственной команды, названной в собственную честь.
Гонка прошла не без проблем. Экипаж Патрика смотрелся неплохо и одно время даже лидировал в классе – как назло как раз перед первой "ночной" сменой Демпси. Увы, ошибок на трассе избежать ему самому не удалось и после пары пилотских ошибок Porsche под номером 77 выпала из группы лидеров. И все же до подиума Демпси и его команде не хватило совсем чуть-чуть. Экипаж финишировал всего в круге от победителей и отстал на полторы минуты от третьего места. Если бы Демпси все же удалось подняться на подиум, сложно представить, какой ажиотаж это вызвало бы у прессы. В момент, когда Патрик садился за руль Porsche ночью, проводить на трассу его пришли семнадцать фотографов и четыре оператора. Расталкивать представителей СМИ пришлось напарнику Демпси Патрику Лонгу.
[center]– зрителей –[/center]
"24 часа Ле-Мана" – по-прежнему самая популярная гонка по восточную сторону Атлантики. Две с половиной сотни тысяч болельщиков – это круто. По сравнению с прошлым годом цифра чуть меньше, но Ле-Ман продолжает собирать самую большую аудиторию в Европе из всех соревнований.
В одном только ресторане на территории трассы за сутки болельщики съели 9 600 свиных ног и выпили более 30 000 литров пива. Примерные данные по всем остальным точкам питания в окрестностях трассы установить не удалось.