И на дуде игрец
Какую музыку записывают знаменитые автогонщикиСпортсмены и музыканты вечно завидуют друг другу. Но если поклонники футбола и баскетбола уже привыкли к стремлению атлетов в шоу-бизнес, то в автогонках подобные вылазки встретишь нечасто. Вдохновившись примером Льюиса Хэмилтона, который недавно записал "для души" 12 песен, «Мотор» вспомнил самых музыкально одаренных гонщиков.
Наши герои относятся к музыке очень серьезно: одни выпускают альбомы, другие дают живые концерты, а третьи даже научились на этом зарабатывать. В 1983 году организаторы гонок NASCAR решили поддаться тенденциям, собрали наиболее голосистых участников и выпустили сборник с красноречивым названием «НАСКАР поет». Все песни этой компиляции выдержаны в стиле кантри, а у микрофона стоят настоящие гонщики NASCAR. Правда, покупателям сборника важна была не музыка, а личность исполнителей ― не каждый день фанаты могут услышать, к примеру, голос чемпиона Билла Эллиотта.
Среди российских гонщиков тоже есть музыкант. Чемпион Формулы-Renault 3.5 Михаил Алешин играет на гитаре в рок-группе Z.O.J. В репертуаре любительского ансамбля преобладают каверы известных песен.
Отдельный интерес ― тексты. В сборнике нет песен «обо всем и ни о чем»: пилоты поют о собственных карьерах, желании победить и самых запомнившихся гонках. Каждая песня ― мини-интервью или, если угодно, исповедь: 20 лет назад пилоты были намного откровеннее со своими фанатами. Современные маркетологи кусают локти – нынешних пилотов вряд ли можно попросить в стихотворной форме рассказать о суровом взрослении в мире автоспорта.
[center]~ Слим Боргудд ~[/center]
Карл Эдвард Томми Боргудд по прозвищу Слим остался в истории как барабанщик АВВА, эпизодически выходивший на старт гонок Формулы-1, но история этого шведского музыканта куда интереснее. Боргудд начал играть на ударных еще в школе: в 15 лет Томми с друзьями основал рок-группу Lea Riders. Квартет просуществовал семь лет, а следующее детище Боргудда позволило Томми выйти на новый уровень: группа Made In Sweden покорила европейскую аудиторию.
Успех на сцене помог ударнику завести неожиданные знакомства. К примеру, швед встретил британского тромбониста Криса Барбера, увлекавшегося автогонками. Вскоре музыкант продал Боргудду собственный болид – Lotus 22 для Формулы-Junior. Томми серьезно воспринял новое приобретение: прежде чем выходить на старт соревнований, швед записался в гоночную школу. Только после этого Боргудд принял участие в двух заездах – и оба выиграл. Тут и стало ясно: парень окончательно заболел гонками.
Основной работой новоявленного пилота оставалась музыка: после распада Made in Sweden Слим стал играть для Hootenanny Singers, где сдружился с будущим членом группы ABBA Бьорном Ульвеусом. Так Боргудд попал в студию к самой знаменитой шведской поп-группе – параллельно работая на другие проекты и даже записывая сольные сборники. Самой «гоночной» из таких записей стоит признать пластинку Funky Formula, на обложке которой Боргудд сидит в шлеме в кокпите гоночного болида, а первая же песня начинается с типичных звуков автодрома в день заезда.
Зарабатываемые на музыке деньги Боргудд незамедлительно вкладывал в автоспорт: с 1972 по 1976 год Слим участвовал в шведских гонках седанов. Одновременно пилот пробовал себя в болидах с открытыми колесами. В сезоне-1973 Боргудд стал чемпионом Скандинавии в Формуле-Ford 1600 – серьезная заявка, несмотря на солидный по сравнению с соперниками возраст: 26 лет.
Следующие несколько лет Боргудд безуспешно пытался покорить Формулу-3, но на полноценный сезон в одном из чемпионатов у Томми не было денег. В конце концов, Слим даже основал собственную команду 3 Strike Up Racing Team – но это привело лишь к тому, что швед совместил в себе роль гонщика и механика. К сезону-1979 Боргудд, наконец, нашел спонсоров и стал бронзовым призером Европы Ф-3, уступив в схватке за титул Алену Просту.
В 1981 году старому другу помог солист ABBА Бьорн Ульвеус: певец разрешил Боргудду разместить на борту болида название группы, которое позволило бы привлечь настоящих спонсоров. Несмотря на отсутствие денег, затея понравилась главе команды ATS – и на четвертом этапе сезона Слим дебютировал в Формуле-1. Машина не всегда позволяла проходить квалификацию, однако на Гран-при Великобритании Боргудд умудрился финишировать шестым, заработав первое очко для команды. На следующей же гонке в паддок пожаловала ABBA в полном составе, но поддержка коллег не помогла Томми повторить свой успех.
На следующий год Боргудда пригласили в Tyrrell, но после трех провальных гонок команда заменила Слима на другого пилота. Казалось бы, начинать новую карьеру в 35 лет уже поздно – и все же бывшему ударнику пришлось это сделать. На тот момент с музыкой было покончено, ABBA распалась, а Боргудд перешел в кузовные соревнования и гонки грузовиков. В 1986 и 1987 годах швед выигрывал титулы во второстепенных дивизионах грузовых гонок, а в сезоне-1995 Томми стал полноценным чемпионом Европы в главной грузовой категории.
Сейчас 66-летний швед живет в Великобритании и время от времени выходит на старт любительских соревнований.
[center]~ Марти Роббинс ~[/center]
Поклонники музыки кантри хорошо знают Марти Роббинса: исполнитель множества хитов, многократный лауреат «Грэмми» и мультиинструменталист оставил значимый след в американской музыке 1960-х и 1970-х. А вот фанатам автогонок имя Марти Роббинса вряд ли знакомо – несмотря на то, что певец на протяжении 15 лет участвовал в заездах NASCAR.
Подобно Слиму Боргудду, Роббинс оплачивал старты в гонках гонорарами за выступления. Марти дебютировал в высшем дивизионе NASCAR в 1966 году и первое время концентрировался на суперспидвеях – на овалах длиннее двух миль. Позднее Роббинс расширил свою программу: в начале семидесятых Марти купил гоночный Dodge Charger, что позволило ему не зависеть от условий, выдвигаемых командами.
В общей сложности Роббинс провел в NASCAR 35 гонок, шесть из которых закончил в первой десятке. Дважды Марти выходил в лидеры, а его лучшим результатом на финише стала пятая позиция.
В 1967 году Марти Роббинс сыграл главную роль в фильме «Ад на колесах». Кинолента рассказывает о конфликте гонщика NASCAR со своим механиком: персонажи не поделили подружку.
Заслужить уважение завсегдатаев NASCAR было непросто. Корифеи кузовного чемпионата отнеслись к кантри-певцу с легко объяснимым пренебрежением: выходцы из низов, самостоятельно обслуживавшие свои машины, недолюбливали богатого Роббинса, который позволял себе нанимать механиков для грязной работы. «Трудится ли Марти над своим автомобилем? Разумеется. Как-то раз я видел его с банкой воска в руках: он намеревался навести лоск на свою машину», – подтрунивал над Роббинсом его соперник Ричард Чилдресс.
Отношение изменилось в октябре 1974 года на гонке National 500 в Шарлотте. На первых кругах заезда произошел массовый завал: в большом столкновении пострадали несколько машин, причем автомобиль Чилдресса замер прямо посреди дороги. Роббинс ехал следом на скорости 258 километров в час. «Я никак не мог уйти с дороги, а Марти надвигался прямо на меня, – вспоминал Чилдресс. – Если бы он врезался в меня, то я бы или погиб, или получил серьезные увечья».
«А потом я увидел то, во что с трудом верю до сих пор. Марти повернул направо и врезался в стену».
За какую-то долю секунды Роббинс понял, что его соперник не переживет лобового столкновения – и спас Чилдресса, намеренно врезавшись в отбойник. После этого на переносицу певца наложили 32 шва – и это не говоря о переломе копчика и двух ребер. Но главное: оба спортсмена выжили и даже продолжили гоняться. «Я точно знаю: если бы тогда Марти не рискнул своей жизнью ради моего спасения, я бы с вами сейчас не разговаривал», – скажет после гонки Чилдресс.
Роббинс выступал в NASCAR до самой смерти: в 1982 году 57-летний музыкант скончался от сердечного приступа. В знак уважения организаторы чемпионата назвали одну из гонок в его честь: в сезонах 1983 и 1984 заезд на овале в Нэшвилле носил имя Marty Robbins 420.
[center]~ Дэймон Хилл ~[/center]
Чемпиона мира Формулы-1 1996 года Дэймона Хилла всегда воспринимали настоящим джентльменом – за британцем закрепилась заслуженная слава «аристократа». При этом мало кто догадывается, что в юности Хилл не был покладистым мальчиком: в школьные годы Дэймон играл на гитаре в панк-группе. Название этого коллектива заслуживает отдельного абзаца.
Хилл и его друзья основали группу «Секс, Гитлер и гормоны».
Увы, записей этого чудного коллектива не сохранились. Начав профессиональную карьеру в автоспорте, пилот не забывал о своем увлечении: в середине 1990-х Хилл ежегодно устраивал сейшны на своем домашнем Гран-при в Сильверстоуне. К Дэймону часто присоединялся Эдди Джордан – бывший глава команды Jordan известен своей страстью к рок-н-роллу.
В 1999 году Хилл принял участие в записи песни Demolition Man хэви-метал группы Def Leppard, причем гонщику доверили сыграть десятисекундное соло, вошедшее в альбом. А после ухода из Формулы-1 британец сколотил новый ансамбль: секстет The Conrods играл композиции The Rolling Stones, The Beatles и The Kinks.
Параллельно Хилл был членом рок-группы из знаменитостей The SAS Band, ансамбля Wild Colonial Boys, организованного теннисистом Патриком Кэшем, и даже играл с бывшим участником «Битлз» Джорджем Харрисоном – «тихий битл» любил гонки и регулярно приезжал на Гран-при. На счету Дэймона также есть эпизодические выступления с Элвисом Костелло и барабанщиком Pink Floyd Ником Мэйсоном. После избрания на пост президента Британского клуба автогонщиков (BRDC) Хилл оставил публичные концерты.
[center]~ Жак Вильнев ~[/center]
У чемпиона мира Формулы-1 1997 года Жака Вильнева музыкальные гены. Дед гонщика преподавал игру на рояле, отец владел тромбоном и фортепиано, а старшая сестра начала писать песни раньше самого Жака. С такой родословной Вильнев-младший был просто обязан продолжить традицию – тем более, что Жак умел играть на акустической гитаре и пианино.
Гонщики-пианисты
За последние 30 лет в Формуле-1 было два заметных клавишника. В 1980-х с роялем ассоциировался римский аристократ Элио де Анжелис: итальянец не просто играл на фортепиано, но и исполнял собственноручно написанные произведения.
Второй известный клавишник -- Адриан Сутил. Бывший друг Льюиса Хэмилтона вырос в музыкальной семье: отец будущего пилота играл на скрипке в мюнхенской филармонии. Неудивительно, что Адриан с детства учился играть на музыкальных инструментах -- до 14 лет Сутил готовился стать пианистом. Гонки изменили жизнь Адриана, но и сейчас он может сесть за пианино и с показной легкостью что-нибудь сыграть.
Свою первую песню будущий чемпион мира написал в 21 год – в тот момент Вильнев выступал в японской Формуле-3. В последующие годы пилот то и дело возвращался к музыке, время от времени придумывая новые мелодии, но достаточно долго все это оставалось на уровне хобби. В ноябре 2005 года Жак оказался в подвешенном состоянии: команду, в которой выступал Вильнев, покупал новый владелец, и спортсмен не знал, сохранит ли место в Формуле-1 на следующий сезон. Чтобы не впадать в уныние, канадец решил записать собственные песни на профессиональной студии – по словам Жака, исключительно для того, чтобы «узнать, как они звучат при должном качестве записи».
В итоге Вильнев провел на студии все рождественские и новогодние праздники, а результатом стал акустик-рок альбом Private Paradisе. Первый сингл Accepterais-tu? вышел летом. И провалился. Во многом неудача с выбором первой песни предопределила судьбу всего альбома: критики проигнорировали запись, а количество проданных копий не достигло даже тысячи экземпляров за первый год.
Тем не менее, альбом Вильнева оказался не настолько плох, как могло показаться. Помимо баллады Father на диске есть несколько дуэтов, скрашивающих недостаток вокальных данных Жака. К тому же Вильнев не стал самостоятельно играть все партии: канадец является автором музыки и половины текстов, но для воспроизведения своих сочинений гонщик пригласил профессиональных музыкантов.
Вильнев не раз говорил, что не собирается уходить в музыку, а записывает песни «для души» – но похоже, холодный прием общественности убедил Жака завязать с вокальной карьерой. Теперь канадец периодически выступает в кузовных гоночных сериях, но концертов больше не дает.
[center]~ Кенни Брак ~[/center]
Чемпион американской серии IRL и победитель марафона «Инди-500» Кенни Брак занялся музыкой от нечего делать – в больнице. Спортсмен провел в палате много месяцев, восстанавливаясь после тяжелейшей аварии 2003 года: на финальном этапе IRL в Техасе швед врезался в барьер, испытав перегрузку в 214 g – абсолютный рекорд международного автоспорта. Машина разлетелась на куски, но сам Брак остался жив. На больничной койке Кенни взял в руки гитару.
В 2007 году гонщик NASCAR Карл Эдвардс основал независимый музыкальный лейбл Back 40 Records. Впрочем, сам пилот решил не петь -- вместо него это делают артисты инди-сцены Тэйлор Мэри, Джонатан Трут и Кристофер Хартфилд.
Услышав по телевизору песню музыканта Фрэнка Аледии, гонщик подумал, что было бы неплохо записать с ним совместную композицию: так родилась группа Bräck. Первую песню для нового проекта спортсмен придумал прямо в палате: пока Брак восстанавливался после очередной операции, этажом выше в той же больнице рожала его жена. Баллада Today Forever посвящена дочери Кенни и ощущениям от отцовства.
В 2005 году Брак в последний раз вышел на старт гонки IRL, а спустя два года выпустил альбом с пафосным названием Greatest Hits. Volume 1 («Лучшие хиты. Часть первая»), состоящий аж из трех песен. Ничего нового группа Bräck с тех пор не записывала: Кенни вернулся в гонки на турнире по ралли-кроссу X Games, а затем занялся спортивным менеджментом. Сейчас экс-чемпион «Инди-500» живет в Великобритании – похоже, с карьерой рок-звезды Брак распрощался.
И все же, на официальной странице группы в MySpace все еще можно заказать живое выступление Bräck в любом городе. При желании, возродить музыкальную карьеру шведского гонщика способен любой: достаточно просто оставить заявку на концерт.
[center]~ Хайме Альгерсуари ~[/center]
В случае с Хайме Альгерсуари мы затрудняемся сказать, кто он в первую очередь – гонщик или ди-джей. Пожалуй, только Хайме удалось настолько органично объединить спортивную и музыкальную сферу: Альгерсуари считают за своего и в паддоке Формулы-1, и в клубах Ибицы.
В мире электронной музыки экс-пилот Toro Rosso носит имя Squire, выпускает миксы и активно гастролирует. Первый альбом Альгерсуари Organic Life вышел в 2011 году на испанском лейбле, а зимой 2013-го Хайме выпустил вторую запись – 20-минутную EP Intergalactic. Издателем этого сборника выступила американская студия Nurvous Records.
Насколько долго испанец сможет совмещать гонки и музыку, сказать сложно. Последние полтора года Альгерсуари не выступает в Формуле-1, ограничиваясь ролью комментатора, а единственный запланированный старт в 2013 году – это участие в картинговом соревновании. С такой загрузкой Хайме легко может записывать новые альбомы и выступать в клубах, но что, если пилот все же сможет вернуться в гонки на постоянной основе?
Впрочем, пока более вероятным выглядит окончательный переход DJ Squire за ди-джейский пульт: спонсоров для участия в Формуле-1 у Альгерсуари недостаточно, а прочие чемпионаты Хайме, похоже, не рассматривает в принципе.
[center]~ Льюис Хэмилтон ~[/center]
Льюис Хэмилтон всегда хотел стать звездой. С самого дебюта в Формуле-1 британец не скрывал, что намерен преуспеть не только на гоночной трассе, но и в шоу-бизнесе: пилот собирался играть в кино, петь и читать рэп. В 2008 году спортсмен сыграл бога в турецком спектакле «Огни Анатолии», а за полгода до этого впервые появился на MTV: телеканал доверил ему вручение одной из наград Europe Music Awards. На этой церемонии Хэмилтон познакомился с американской певицей Николь Шерзингер – пара встречается до сих пор.
Жесткий контракт с McLaren долго не позволял Хэмилтону погрузиться в свое увлечение. Только в межсезонье Льюис нашел время, чтобы приступить к музыкальной карьере. Пилот арендовал профессиональную студию и пригласил ритм-н-блюзового певца и автора песен Angel для составления репертуара. Angel написал для Хэмилтона 12 композиций: от соул-баллад и поп-песен до южного рэпа.
Несмотря на скрытность, Хэмилтон уже добился определенного признания в музыкальной среде: вокал Льюиса хвалит не только его соавтор Angel, но и к примеру, британский рэппер Tinie Tempah -- артист даже пообещал купить диск Хэмилтона, если вся запись окажется достаточно хороша. Впрочем, подруга Льюиса Николь Шерзингер наотрез отказалась записывать с ним дуэт.
Увы, как звучит Хэмилтон-рэппер нам не узнать: Льюис тщательно скрывает плоды своих трудов, утверждая, что музыка нужна ему исключительно для удовольствия, и выкладывать песни на всеобщее обозрение он не намерен. В марте 2013 года пилот и вовсе пообещал завязать с рэпом. Впрочем, пример Жака Вильнева, годами вынашивавшего идею альбома, может оказаться заразителен: зная Льюиса, легко предположить, что когда-нибудь он может вернуться к построению карьеры в шоу-бизнесе.
[center]~ Бонус: Песня о легенде NASCAR ~[/center]