Самые мощные автомобили восьмидесятых
Десятка крутейших: «волки в овечьей шкуре», красная гвардия из Маранелло и другиеAlpina B12 5.0
Немецкое тюнинг-ателье Alpina со статусом автопроизводителя уже много лет устраивает конкурентам мастер-класс по идеальным апгрейдам BMW. Главное внимание уделяется технической стороне. Изменения в экстерьере — образец хорошего вкуса. Минимальные и аккуратные.
© Alpina
В 1988 году BMW показала роскошную 750i (E32), первый послевоенный автомобиль Германии с двигателем V12. Спецы «Альпины» разглядели в нем основу для еще более быстрого «бизнес-джета» и вообще лакомый кусок. Пятилитровый M70 с одним распредвалом в каждой головке блока цилиндров улучшен поршнями Mahle (степень сжатия выше), увеличенными впускными клапанами, скорректированными фазами газораспределения, новым выпускным трактом и перепрошитым электронным управляющим блоком. Параметры — повод для гордости: 350 л.с. и 470 Нм, на 50 л.с. и 20 Нм больше, чем с завода. Предельные рабочие обороты выросли до 6400 об/мин.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/11/6397374/a4a28266faaa4bb436fcc88a750cf794c6bfa536.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/11/6397373/26658a73c67b9bd519f408367a43b94c935b48ed.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/11/6397375/b2a6a07952dffc56629ed8691d0052c6a9948e31.jpg)
© Alpina
Alpina B12 5.0 — настоящий «слипер» (неприметная и быстрая машина) по меркам своей эпохи и отнюдь не «овощ» по нынешним стандартам. До 100 км/ч ускоряется за 6,9 секунд и на автобане заваливает стрелку спидометра за 275 км/ч. На извилистых дорогах супер-«семерка» тоже отнюдь не легкая жертва для прытких спорткупе, поскольку снабжена спортивными тормозами, амортизаторами и пружинами Bilstein, перенастроенным рулевым механизмом, 17-дюймовыми колесами с шинами 235/45 спереди и 265/40 сзади.
Alpina B10 Biturbo
О культовом BMW M5 (E34) либо хорошо, либо никак! Это не сарказм и не цинизм — спортседан представлял собой грозную силу и мог сильно расстроить владельцев пижонских двухдверок. В свою очередь встреча со свирепой B10 Biturbo не сулила «эмке» ничего хорошего.
«Волк в овечьей шкуре» от Alpina совсем не похож на M5, несмотря на плюс-минус схожую внешность. Напомним, дорестайлинговая заводская модель шла с 315-сильной рядной «шестеркой» S38B36 объемом 3,6 литра. Два распредвала, шесть индивидуальных дроссельных заслонок, высокая степень форсировки без системы наддува. Отправной точкой для B10 Biturbo послужила BMW 535i, у которой 3,5-литровый шестицилиндровый M30B35 с одним распредвалом и вальяжными 211 л.с. Мастера тюнинговых дел вдохнули в него новую и прекрасную жизнь.
B10 Biturbo вышла партией в 507 штук. Кстати, тираж B12 5.0 еще скромнее — 305 седанов
© Alpina
Кованые поршни Mahle, усиленные шатуны, отбалансированные движущиеся части, новый распредвал и клапаны, кастомный впуск и выпуск и, самое главное, два малоинерционных турбокомпрессора Garrett T25 с давлением 0,4–0,8 бар. Как вам наборчик?! «Эмке» супротив альпиновских 360 л.с. и 520 Нм остается раскуривать в углу большую кубинскую сигару. При параллельном старте резвая стоковая BMW глотает пыль: ее визави набирает сотню за 5,6 секунды, опережая примерно на 0,8 секунды и вдобавок выжимает свыше 290 км/ч.
© Frederic Schlosser/Alpina
Судя по всему, счастливчик за рулем B10 BiTurbo не испытывает на высоких скоростях первобытный страх благодаря спортивной подвеске (спереди амортизаторы Bilstein, сзади Sachs с электрогидравлической регулировкой высоты дорожного просвета) и более эффективным тормозам.
Ferrari Testarossa
Дизайн звезды криминальной драмы «Полиция Майами: Отдел нравов» оставил след в душе нескольких поколений петролхедов. Студия Pininfarina проделала невероятную работу! Впрочем, Testarossa — это не только эстетика, но и инженерия. Здесь не совсем обычный (некогда типичный для дорожных и гоночных Ferrari) «плоский» 12-цилиндровый Tipo F113 объемом 4,9 литров (390 л.с.) с четырьмя клапанами на цилиндр. Его конструктор Мауро Форгьери просил не причислять агрегат данного типа к оппозитному племени.
А где искать механическую коробку передач, спросите вы. Отвечаем: под двигателем!
© Neil Fraser/Courtesy of RM Auctions
«Пожалуйста, не называйте его «боксером». Правильнее сказать, что это flat-12, то есть V12 с развалом блока 180 градусов. Разница между ним и настоящим оппозитным мотором следующая — у Ferrari соответствующие шатуны каждого ряда соединены c одной и той же шатунной шейкой, поэтому два поршня движутся в одном направлении, тогда как в настоящем «оппозите» (например, у шестицилиндрового Porsche) поршни движутся в противоположных направлениях».
На что похожа езда на «Тестароссе» и что чувствовал за ее рулем харизматичный детектив Джеймс «Санни» Крокетт из «Полиции Майами»? Ответ в публикации интернет-сайта Autozine.
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/21/6399721/77d4c133fc6e7aac31fc09a86d6792f191adf3b5.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/11/6397396/c581df59c17e88551fbacd11fd2365aacf523aba.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/21/6399720/c2049020066f40d7e40b8511474d5d181bb92483.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/11/6397397/0fe89e934fde0ca10cad1fe1186504c0df772b05.jpg)
© Neil Fraser/Courtesy of RM Auctions
«Разгоните Testarossa за 270 км/ч, и она останется удивительно стабильной благодаря превосходной аэродинамике. Подвеска по критериям класса необычайно мягкая, что обеспечивало комфортную езду, не характерную ни для одной другой «экзотики». Но кузов довольно сильно кренился в поворотах — проблема усугублялась компоновкой — как и у BB, мотор находится над трансмиссией и главной передачей, поэтому центр тяжести выше, чем заслуживал суперкар. Testarossa никогда не была автомобилем для атаки в поворотах, в отличие от лимитированных GTO или Porsche 959. Если переступить грань, крен спровоцирует избыточную поворачиваемость, тяжелый «хвост» выкидывает из поворота, и тогда ситуацию трудно спасти. Более того, на узких дорогах всегда осознаешь огромную ширину машины».
Ferrari 288 GTO
Иногда в индустрии, как и в обычной жизни, сходятся звезды и все мыслимые обстоятельства, чтобы на свет появилось поистине гениальное дитя. Такое, как 288 GTO — один из самых прославленных и желанных Ferrari в истории. Он смахивает на среднемоторный 308, однако между ними буквально пропасть. Gran Turismo Omologata — результат серьезного переосмысления исходной конструкции с топовыми решениями от легендарного гуру Николы Матерацци. Пожалуй, главное — продольно установленный 400-сильный V8 объемом 2,85 литра с двумя турбокомпресорами IHI. Поперечная компоновка на «308-м» создавала сложности с размещением «улиток» и интеркулеров.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/12/6397410/832503c460e24a9797e410014eee457f042fa7e1.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/12/6397407/81c6e3129dafe927399494677dcc7753a373c7b9.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/12/6397408/54c4b5c9935c9072347189412fcc1455a1a73e1c.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/12/6397409/b2a1f52bbcb45c20cd364712293fbd93c80cb3c7.jpg)
© Ferrari
Основная часть наружных панелей из стекловолокна, крыша из углеволокна и кевлара и лишь двери стальные. Таким образом, 288 GTO весит всего 1159 кг и в силу энерговооруженности обладает прекрасной динамикой. По данным журнала Road & Track, 97 км/ч (60 миль/ч) набирает за 5 секунд. Максимальная скорость — 288 км/ч.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/12/6397419/fcffdaf3e57b28fdbe76e66668452dd984c2bf5b.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/12/6397422/864138f87d9c5893f43c70611647f1f48aecc9c4.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/12/6397418/567bf912bd646722596552f01908ba8c0f53582e.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/12/6397421/1fb60c525c6d8875028c7ab24efdacbb66d9c0cf.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/12/6397420/3a7b7cbcf483a629fb7548ce070f7857d89b8dce.jpg)
Ferrari 288 GTO Evoluzione
© Ferrari
С 1984 по 1987 год построено 272 экземпляра. Плюс шесть 288 GTO Evoluzione под омологационные требования гоночной группы B для «эволюций». После того, как категорию расформировали, спецмодель оказалась не у дел с тиражом скромнее запланированного. Право слово, обеспеченные фанаты многое потеряли! Двигатель «раздут» до 659 л.с., снаряженная масса меньше тонны, оперение серьезно пересмотрено и дополнено новыми элементами. Кстати, ряд приемов из области аэродинамики в дальнейшем применили на Ferrari F40, которая тоже фигурирует в нашем рассказе.
Aston Martin V8 Vantage
Британская фирма всегда знала толк в серьезной мощности под джентльменской маской, но с суперхаризматичным V8 Vantage она определенно превзошла себя! Гран-турер увидел свет в 1977 году и считался первым суперкаром Англии. Но во всей красе он раскрылся именно в восьмидесятые. Один из самых свирепых — «Астон» в спецификации X-Pack (от двигателя с маркировкой 580X).
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/22/6399725/a23f8d922e84ca039a344512b256ecdefe2130aa.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/22/6399724/fb69259d750a2d5c6fe5fe35ddd79c4f50a4a744.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/12/6397430/60f485df90602616bd3bd41098edc96f1d509b1e.jpg)
© Bonhams Cars
«Мистер Икс» оснащался 5,3-литровым V8. Объем как у стандартного Vantage, однако нюансов масса — поршни Cosworth, особые головки блока цилиндров с увеличенными впускными каналами, газораспределительный механизм с другими распредвалами и увеличенным подъемом клапанов. Опционально предлагались карбюраторы и впуск повышенной производительности. С ними силушка достигала 438 л.с. Если этого было недостаточно, подразделение Aston Martin Works Service ставило 6,3-литрового монстра отдачей в 456 л.с.
Porsche 959
«Слова «идеальный» трудно избежать. Какое точнее бы описывало автомобиль? Он сочетает в себе характеристики гоночного болида с комфортом роскошного седана, одинаково хорошо справляется с поездками в часы пик, преодолевает заснеженные горные перевалы и обгоняет легкие самолеты», — писал об этом чуде инженерной мысли журнал Car and Driver. Поразительно! Согласно стереотипам, элитные спорткары 80-х годов нередко напоминают камеры пыток с изуверской эргономикой, но Porsche 959 не такой. Он комфортабельнее, чем 911 и столь универсальный, что, по мнению американских журналистов, назвать его идеальным — это самое мягкое преувеличение. Вдвойне неожиданно, ведь речь идет о проекте, изначально нацеленном на участие в гоночной группе B!
Porsche 959 поистине всемогущий. И силен он не только на асфальте: в 1986-м победил в ралли-рейде Париж-Дакар! А дорожный экземпляр на фото в прошлом году был продан на аукционе RM Sotheby's в Монтерее за 1 710 000 долларов.
«959-й» чтит заветы фирменной компоновки и выглядит как «nine-eleven» на курсе стероидов. В заднем свесе бубнит оппозитная «твинтурбошестерка» объемом 2,8 литра. Мощность — 450 л.с. в базовом варианте и 515 л.с. у облегченного 959 S без кондиционера, электростеклоподъемников, задних сидений и прочих «ненужных» вещей. В 1988 году эксперты авторитетного немецкого издания Auto, Motor und Sport прохватили на таком спартанском «Порше» по автодрому Nardo и выяснили максимальную скорость — 339 км/ч. Если «обычных» 959 сделано более трехсот, то «эсок» всего 29.
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/22/6399735/65a2841c49d7877322ea128596d1685b24df36af.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/22/6399736/a18851d048111b364286e8f79f0d45ab697daa27.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/22/6399737/dfcf1813764370a0a038ca46734b87ee2cc9e631.jpg)
© Robin Adams/Courtesy of RM Sotheby's
Конечно, суперкар силен не одним двигателем. У него система полного привода с активным распределением крутящего момента Porsche-Steuer Kupplung (PSK), кузов из алюминия и кевлара, подвеска с возможностью изменения дорожного просвета в диапазоне 120–180 мм, первая на серийной машине функция мониторинга давления в шинах.
Lamborghini Countach LP5000 Quattrovalvole/25th Anniversary Edition
Ферруччо Ламборгини всегда мечтал поквитаться с Энцо Феррари и сенсационный Countach ему в этом помог. Олицетворение понятия «суперкар» портило нервы парням из Маранелло с 1974 по 1990 год. За этот продолжительный период среднемоторник неоднократно обновлялся и всегда был в авангарде сильнейших. Пик формы пришелся на вторую половину декады, когда дебютировала модификация LP5000 Quattrovalvole.
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/22/6399739/cd3db07fcfc9eff1180423a99fca79d2eeaf2ee2.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/22/6399740/7d270d954c22f894ae27da22c3cce4eaf255406a.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/22/6399741/efecde088e7c5617dfb103d6845e48a2a1d95f45.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/22/6399742/6a6575df1c997662f745de29859f4f103dc18c4b.jpg)
LP5000 Quattrovalvole и 25th Anniversary Edition проще увидеть в кино или на фотографиях, чем в жизни: собрано 610 и 657 экземпляров соответственно. Вот этот экземпляр 1988 года продадут на аукционе RM Sotheby's в Монако. Ожидаемая цена — порядка полумиллиона евро.
© Tom Davis/Courtesy of RM Sotheby's
Рабочий объем V12 вырос с 4,8 у LP500 S до 5,2 литра. На каждый цилиндр — по четыре клапана, как следует из названия. С шестью карбюраторами Weber выходило 455 л.с. Столько же у технически идентичного 25th Anniversary Edition 1988 года, приуроченного к юбилею марки Lamborghini. Кстати, он шустрее, чем LP5000 QV — 100 км/ч даются за 4,5 секунды, на три десятых быстрее. По предельным способностям паритет — 298 км/ч.
Lamborghini LM 002
В конце семидесятых «Ламборгини» пыталась выйти на рынок армейских внедорожников и потерпела поражение. Американские заказчики забраковали заднемоторный прототип Cheetah из-за посредственной управляемости, остались не в восторге от его динамики. В итоге контракт получила AM General со своим впоследствии знаменитым «Хамви». Но надо отдать должное итальянцам! Они не растерялись и выкатили абсолютно безумный серийный супервнедорожник по мотивам несостоявшегося вояки.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/23/6399747/46cd2258fc22edbb0d14fb52cf028450903d4a18.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/23/6399745/eceae524c57b099e65ec51b92a7cfabb1aa95001.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/23/6399743/6b645a410914f7ace2317850340ff8b42c6693e8.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/23/6399744/85768818b3c039fbe102cb0abbd7a869ab2d6e42.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/23/6399746/801354a0ef9cb0c55957df251a29f8f8e2858a65.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/15/12/6397458/084216301a9e770c875f9f1eb5058cb2be6a5f2d.jpg)
LM002 продукт штучный — выпущен 301 вездеход
© Lamborghini
Машины объединяют некоторые дизайнерские решения, однако анатомически они различаются весьма существенно. От крайслеровской «восьмерки» объемом 5,9 литров отказались, заодно вычеркнув неуместную компоновку. С агрегатом для товарного 002 не мелочились и взяли его прямиком от Countach LP500 QV (455 л.с.). Гулять так гулять! Плюс полный привод с тремя блокировками дифференциалов и шикарная геометрическая проходимость. Если сравнить диковинный Lamborghini с массовыми вездеходами тех лет, обнаружится еще несколько удивительных фактов. LM002 не имеет привычной рамы. Под кузовными панелями из алюминия и стеклопластика скрывается пространственная стальная структура. Подвеска на неразрезных мостах? Как бы не так — независимая спереди и сзади!
Подытожим: LM002 — на все руки мастер. С разгоном до 100 км/ч менее чем за восемь секунд, проходимый и роскошный с поправкой на представления о люксе в ту пору.
Ruf CTR
Семейное предприятие Алоиза Руфа начало свою деятельность до Второй мировой и со временем пришло к выпуску автобусов. В середине 70-х у руля встал Руф-младший и принялся дорабатывать Porsche. Да так, что уже в следующем десятилетии ателье удостоилось почетного статуса автопроизводителя. И подтвердило его уникальным CTR (Group C Turbo Ruf). Снаружи — просто 911 Carrera 3,2, как правило пронзительного желтого цвета. А вот внутри…
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/23/6399753/62121128d4c73b53913df13aa928a87ac989aef0.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/23/6399754/d30db7cf64092217fc4df8782992a32e7949caad.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/23/6399752/f904eb92d149985c49640bce0bb52f64c14561d0.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/23/6399751/1b1eadaaec24b37f45a08ccfd1f7355f1af87551.jpg)
Несмотря на прозвище Yellowbird, Ruf CTR красили и в другие цвета. Этот черный экземпляр 1989 года продали в уже далеком 2018-м на аукционе RM Sotheby's в Монтерее за ошеломительные 1 022 500 долларов. И сейчас цена наверняка заметно выше, ведь построено всего 29 экземпляров Ruf CTR.
© Stephan Bauer/Courtesy of RM Sotheby's
Хотя, стоп! Перед тем, как лезть в самые интимные уголки, постучим по кузову — он частично алюминиевый, что позволило снизить массу. Оппозитному шестицилиндровому «три и два» нарастили объем до 3,4 литра и пришпорили двумя турбонагнетателями до 469 л.с. и 553 Нм. Пятиступенчатая механическая коробка передач — и та собственной разработки. КП от «Карреры» не сдюжила бы мощь, а четырехступенчатую от 930 Turbo Руф отмел как пережиток прошлого. В комплект также вошел каркас безопасности, спортшасси и усиленные тормоза. Отнюдь не лишнее оснащение, учитывая, что Yellowbird выезжает из четырех секунд и выжимает свыше 340 км/ч.
Ferrari F40
Один из сильнейших автомобилей восьмидесятых, он же из числа быстрейших и самых красивых. Вдобавок более массовый, чем его предок 288 GTO. Построено 1311 штук. Наконец, вот еще факт, делающий эпохальный F40 особенно значимым, — это последний проект с одобрением самого Энцо Феррари.
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/23/6399756/9099a9b3b090fe1253194043683e91d6fe0dcf91.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/23/6399757/acfc4073a71a82772a4d32aaa18b9a9a93751f6e.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/17/23/6399758/473d2ac1535446b0519b6cf02b13dae8387c9a7b.jpg)
Вот так выглядел автопробег Ferrari F40 Legacy Tour 2023
© Ferrari
Те, кто имел счастье прохватить на суперкупе, отмечают его бескомпромиссный взрывной характер. «Виной» тому 2,9-литровый V8 (до 484 л.с. в американской спецификации) с двумя турбонагнетателями. Он выставлен напоказ под стеклом крышки капота, хотя весь F40 стоило бы вылепить из прозрачного материала. Ажурную силовую структуру, двухрычажки спереди и сзади и другие подробности должен видеть каждый!
© Ferrari
На тестах журнала Car and Driver суперкар ошарашил спринтом до 97 км/ч (60 миль/ч) за 4,2 секунды и подарил испытателям бурю эмоций: «Это машина для опытного водителя. Она так и просит выставить ее на гоночную трассу, где можно постепенно приблизиться к пределу ее потенциала. Огромная мощность, внезапный «буст» и невероятное сцепление с дорогой провоцируют разные неожиданности.
Вот самое веселое, что вы можете сделать в F40: плавно ехать на первой передаче со скоростью около 25 км/ч, затем выжать газ в пол и держаться. Прежде чем вы успеете сосчитать до тысячи включится наддув, задние колеса сорвутся в пробуксовку, задняя часть начнет гулять из стороны в сторону, и F40 умчится вперед. Помните онборды, на которых Ален Прост вылетает с дымом на своем Ferrari с пит-стопа после смены шин? Вы только что испытали это».