Опубликовано 30 ноября 2020, 08:30

Слишком круто для девяностых: ни один из этих «Крайслеров» не стал серийным

Вспоминаем концептуальное наследие дизайнера Томаса Гейла и эпоху стилистического ренессанса американского автогиганта
Девяностые годы считаются периодом возрождения заокеанского автомобилестроения. Это эпоха роста мощностей и выхода на рынок по-настоящему красивых автомобилей. Каждый игрок большой детройтской тройки имел собственное видение прекрасного, но крайслеровцы в вопросах дизайна особенно преуспели.
Chrysler Atlantic
Chrysler Atlantic

В те благословенные времена комната автора этих строк была почти от пола до самого потолка увешана постерами с разными машинами. Каких только марок и моделей здесь не было, но взгляд раз за разом невольно останавливался именно на украшавших «галерею» шоу-карах Chrysler и Dodge. Виной тому не только иррациональная и патологическая любовь к «американцам», но поистине сумасшедший облик тех машин, резко контрастировавший едва ли не со всем остальным, что только существовало в автомобильной промышленности.

Даже несведущему и равнодушному ясно, что в девяностые за командой дизайнеров Chrysler стояла неординарная личность, имевшая четкое представление о стиле и смело гнувшая свою особенную линию. Этим гигантом был Томас Гейл — стопроцентный петролхед и настоящий «человек Крайслера». Посмотрите на седовласого дядьку с внешностью добряка. Разве у такого человека могли появиться уродливые автомобили?

Слишком круто для девяностых: ни один из этих «Крайслеров» не стал серийным

Шутки шутками, но Гейл очень долго ждал свой звездный час, в итоге растянувшийся на полтора десятилетия. Он вырос в семье инженера марки Buick и пришел в Chrysler в… 1967 году. Гейл застал ревущую эпоху масл-каров, видел упадок семидесятых и приход в концерн легендарного Ли Якокки, участвовал в разработке переднеприводной платформы K-car, которая стала спасательным жилетом для концерна, находившегося на грани выживания. Пиком деятельности Томаса Гейла был период с 1985 по 2000 год, когда «лояльный сотрудник» наконец занял должность главного дизайнера Chrysler. Культовый Dodge Viper, переднеприводные большие седаны на платформе LH и со смещенной вперед кабиной, пикап Dodge Ram 1994 года, ставший одним из красивейших полноразмерных траков за всю историю —– эти и другие эпохальные автомобили появились на свет в его бытность. Разумеется, в те времена концепт-кары появлялись на свет словно из рога изобилия. О некоторых наиболее впечатляющих и поговорим.

Chrysler 300 Concept

В 1989 году компания Dodge представила прототип суперкара Viper, а в 1992-м вывела монстра на рынок. Безумная «гадюка» задумывалась как идеологический преемник великой и ужасной Shelby Cobra, не походила ни на один автомобиль в Штатах и за их пределами и стала мечтой адептов грубой детройтской силы всех возрастов. Идеальная топ-модель! В компании Chrysler посмотрели на успех коллег и призадумались, каким бы мог стать их суперавтомобиль? Шоу-кар Chrysler 300 1991 года интересен не столько обтекаемым кузовом, сколько целостностью и необычностью образа. Перед нами роскошный седан Viper с ностальгическим названием в честь «мускулистой» линейки пятидесятых-шестидесятых годов!

Chrysler 300 Concept

Chrysler 300 Concept

В основу концепта, заставляющего вспомнить о золотых временах Детройта, легла модифицированная и растянутая пространственная силовая структура бешеного родстера. Двигатель V10 мощностью 385 лошадиных сил, взятый у одного из ранних прототипов, сочетался с четырехступенчатым автоматом, который гораздо лучше подходил образу большого четырехдверного автомобиля, чем механическая коробка передач.

Chrysler 300 Concept

Chrysler 300 Concept

Фотографии не отображают истинного размаха этого гиганта длиной 5245 мм и с колесной базой, равной 3198 мм. Элементы оформления кузова и интерьера прямо и без лишних реверансов доносят до зрителя идею сплава седана и спорткара, доводя трактовку до симбиоза противоречий.

Chrysler 300 Concept

Chrysler 300 Concept

Плавные стремительные линии боковин сочетаются с задними suicide doors, открывающимися против направления движения как у Rolls-Royce, а роскошные кресла разделяет огромный центральный тоннель, переходящий в центральную консоль и панель приборов, тем самым создавая эффект суперкаровского кокпита. Среди интересных особенностей экспериментального седана числится ранняя версия бесключевого доступа — в салон можно было попасть с помощью магнитной карты.

Chrysler Atlantic

В девяностые годы у концерна было много шоу-каров, но купе Atlantic 1995 года вне всяких сомнений стало одним из важнейших и самых значительных достижений дизайн-центра. По легенде, тогдашний топ-менеджер Chrysler и закоренелый автоманьяк Боб Лутц набросал эскиз на салфетке и показал его Гейлу. Тот в свою очередь дал задачу своим подчиненным, но никакие салфетки им не демонстрировал, дабы не ограничивать их креатив, а лишь намекнул на французские купе тридцатых годов, которые могли бы выступить в роли источника вдохновения.

Chrysler Atlantic

Chrysler Atlantic

Непосредственным исполнителем стал талантливый дизайнер и автор облика «Вайпера» Боб Хаббэч. В качестве отправной точки был взят облик легендарного и красивейшего довоенного Bugatti Type 57SC Atlantic — «американец» унаследовал идею, явившись современной интерпретацией той машины.

Chrysler Atlantic

Chrysler Atlantic

Появившись, он произвел эффект разорвавшейся бомбы и готов устраивать его по сей день, благо образ получился совершенно нестареющим. Особенно сильное впечатление производит роскошный силуэт с гигантской 3251-миллиметровой колесной базой и колесными дисками диаметром 21 дюйма спереди и 22 дюйма сзади. «Снаружи и внутри Chrysler Atlantic представляет собой чистопородное купе, рожденное в романтических фантазиях и тоске по временам, когда автомобили создавались не в аэродинамической трубе, а художником на листе бумаги. Atlantic — это нечто большее, чем машина. Это дань уважения эпохе, когда выразительные экспрессивные купе последовательно разрабатывались талантливыми мастерами. Это живой пример искусства автомобильного дизайна, выраженного при помощи технологической базы Chrysler», — красиво и точно описывает производитель идею своего шоу-кара.

Chrysler Atlantic

Chrysler Atlantic

Интересной особенностью проекта является двигатель — не V-образная, а рядная 4,0-литровая «восьмерка» мощностью 360 сил, представляющая собой два сращенных агрегата объемом 2,0 л от компактного Dodge Neon. По одним сведениям, Гейл хотел видеть купе в статусе серийного, по другим, его планировали выпустить ограниченным тиражом в сотню штук. Увы, ни того, ни другого не произошло — Chrysler Atlantic остался примером великолепного дизайна и занял свое место в музее Уолтера Крайслера.

Chrysler Chronos

Посмотрите на величественный седан 1998 года, названный в честь божества времени из древнегреческой мифологии, и вы поймете, почему крайслеровские концепты девяностых годов были лучшими среди американских экспериментальных разработок. Он поразителен снаружи и интересен с точки зрения анатомии.

Chrysler Chronos

Chrysler Chronos

Chronos смотрел в будущее, опираясь на прошлое. Он испытал сильное влияние шоу-кара Chrysler D’Elegance 1953 года от кузовного ателье Ghia и по сей день выглядит так, словно вышел из самого сердца Готэм Сити, а за его рулем должен сидеть по меньшей мере супергерой. Увы, концепт никому не достался, а лишь поделился с серийным Chrysler 300 необычным и запоминающимся оформлением передней части кузова, ставшим переосмыслением лика D’Elegance.

Chrysler Chronos

Chrysler Chronos

Что бы испытал американский рынок, если бы в один прекрасный момент серийный Chronos, внешне почти не отличающийся от концепта, взорвал Детройтский автосалон, а затем появился в дилерских центрах? Полагаем, шок. Аудитория, порядком уставшая от переднеприводных полноразмерных седанов местных брендов и рамных сухопутных «яхт» Lincoln Town Car, наверняка ринулась бы оформлять заказы на гигантскую рыбину длиной 5217 мм и с 3327-миллиметровой колесной базой.

Chrysler Chronos

Chrysler Chronos

Компоновка у нашего героя, естественно классическая, причем инженеры отличились не меньше дизайнеров. Они вооружили Chronos 350-сильным мотором V10, но не агрегатом от Viper, а оригинальной 6,0-литровой конструкцией, чья архитектура базируется на новой на тот момент V-образной «восьмерке» объемом 4,7 л. Впрочем, без «гадюки» дело не обошлось — подвеска по большей части была унаследована у свирепого суперкара.

Dodge Dakota Sidewinder

Янки, а заодно и австралийцы с их восхитительными спортверсиями легковых пикапов неоднократно доказывали всему миру, что грузовички способны не только на утилитарные подвиги, но вполне умеют доставлять удовольствие динамикой и стилем. Что характерно, в конце семидесятых годов крайслеровцы одними из первых предложили молодой аудитории адреналиновые исполнения траков D-Series — Li’l Red Express, Midnite Express и Warlock с двигателями объемом до 440 куб. дюймов (7,2 литра), развивавшими до 255 сил. В начале девяностых тенденцию подхватил Chevy 454 SS и Ford F-150 SVT с «восьмерками», а также сенсационный GMC Syclone, заряженный 4,3-литровым турбонаддувным двигателем V6 и отличающийся беспрецедентной спорткаровской динамикой. Спустя десятилетие в племени фановых пикапов появился необычный Chevrolet SSR — ретро-модель на шасси внедорожника TrailBlazer со складной крышей. Интересно, что концепцию диковатого трака-кабриолета General Motors подсмотрела у Chrysler, а, именно у экспериментального Dodge Dakota Sidewinder.

Dodge Dakota Sidewinder

Dodge Dakota Sidewinder

Вопреки названию, дизайн и техническая часть шоукара никоим образом не напоминали среднеразмерный трак Dakota. Вторая часть имени отражала истинную сущность проекта — в переводе с английского sidewinder означает «рогатая гремучая змея» и вдобавок так называется знаменитая управляемая ракета AIM-9 класса «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения. От яркого маслкара крайне нетипичного формата веет молодостью и дерзостью! Это неудивительно, ведь его автором выступил совсем еще юный на тот момент художник Марк Аллен.

Dodge Dakota Sidewinder

Dodge Dakota Sidewinder

За эффектным запоминающимся образом скрываются решения, сделавшие бы честь любому уличному «атлету» — 640-сильный двигатель V10 от гоночного суперкара Dodge Viper GTS-R в паре с четырехступенчатым «автоматом» и кастомное шасси от американского автоспортивного специалиста, компании Riley & Scott. Всего лишь 1225 кг веса по легенде не мешают выстреливать до 97 км/ч (60 миль/ч) в пределах 4 секунд.

Dodge Dakota Sidewinder

Dodge Dakota Sidewinder

При длине в 4801 мм спорттрак заметно уступает грузовому «тезке», хотя колесная база, равная 2845 мм, была сопоставима с расстоянием между осями у самой короткой версии Dodge Dakota. К сожалению, в серийном производстве не появилось ничего даже близко похожего — слишком уж нишевый получился автомобиль…

Dodge Charger R/T

После того, как в 1974 году со сцены сошел оригинальный настоящий Charger, компания неоднократно предпринимала попытки возродить легендарное имя, и поначалу они оказались, прямо скажем, неудачными. В 1999-м, когда о «Чарджере» уже никто не вспоминал, бренд выстрелил убойным концептом, во всех смыслах достойным своих предков.

Dodge Charger R/T

Dodge Charger R/T

Классический Charger был двухдверной моделью, но шоу-кар пошел наперекор традициям и выступил в форм-факторе сногсшибательного седана. Благодаря характерной задней части кузова и боковинам с широкой плечевой подштамповкой автомобиль безошибочно идентифицировался как «Чарджер». В оформлении передней части Томас Гейл допустил гениальную вольность — не стал адаптировать стилистику оригинальной модели, а нарисовал полностью новое современное лицо, в котором агрессии хватит на десяток спорткаров. Жаль, что серийный седан, появившийся в 2005 году, практически ничем не напоминал экспериментальную модель, а, скорее, походил на уставшего и побитого боксера. Этакий Микки Рурк после многочисленных пластических операций.

Dodge Charger R/T

Dodge Charger R/T

В девяностые годы львиная доля легковых моделей Chrysler имела поперечную компоновку силового агрегата, что было совершенно несовместимо с идеологией автомобиля с гордым названием Charger R/T. Концепт базировался на изначально переднеприводном шасси LH, но имел задние ведущие колеса и приводился продольно расположенным 325-сильным компрессорным мотором V8 объемом 4,7 л, потребляющим метан. Экологичный не значит медленный — спортивный имидж поддерживала пятиступенчатая механическая коробка передач, а заодно позволяла ускоряться до 97 км/ч (60 миль/ч) за 5,3 секунды.

Dodge Charger R/T

Dodge Charger R/T

Экспериментальный Charger R/T выглядел идеальным дополнением модельной линейки Dodge, тяготевший к динамичному агрессивному стилю. К сожалению, обстоятельства оказались сильнее харизмы. Серийную версию нельзя было выпускать на одном конвейере с переднеприводными седанами Chrysler Concorde/LHS и Dodge Intrepid. Даже если бы решение о запуске и было принято, автомобиль наверняка пришло сильно изменить в угоду пассивной безопасности и вообще инвестировать в проект немалые средства.

Dodge Power Wagon

Концерн Chrysler выступает одним из главных «виновников» популяризации стиля нео-ретро, который расцвел буйным цветом в конце девяностых — начале нулевых годов. Появление чрезвычайно смелого серийного хот-рода Plymouth Prowler подтолкнуло других производителей эксплуатировать стиль классических машин. Увы, не все интересные экспериментальные разработки добрались до конвейера. Один из таких шоу-проектов — грандиозный пикап Dodge Power Wagon 1999 года, являющий собой чрезвычайно удачную авторскую интерпретацию одноименной послевоенной модели на базе армейского грузовика Dodge WC.

Dodge Power Wagon

Dodge Power Wagon

Концепт-кар был бескомпромиссной трактовкой оригинальной машины. Ничего общего с более поздним серийным, заточенным под внедорожную эксплуатацию Ram Power Wagon, которого с олдскульной техникой роднит лишь название! Переосмысленные черты классического трака, новые элементы и стопроцентная узнаваемость… Браво, Марк Аллен! Салоном занимался Стив Совински и тоже постарался на славу, создав удачный хай-тековый дизайн, не конфликтующий с внешним видом пикапа.

Dodge Power Wagon

Dodge Power Wagon

В основу Power Wagon легло рамное шасси пикапа Dodge Ram. Главной технической особенностью стала рядная турбодизельная «шестерка» объемом 7,2 литра с системой впрыска топлива common rail, развивающая титанические 1058 Нм.

Dodge Power Wagon

Dodge Power Wagon

Серийная версия концепта безусловно украсила бы модельную линейку, но оставила о себе лишь воспоминания в виде некоторых дизайнерских элементов и решений, которые унаследовала товарная продукция .