Слишком круто для девяностых: ни один из этих «Крайслеров» не стал серийным
Вспоминаем концептуальное наследие дизайнера Томаса Гейла и эпоху стилистического ренессанса американского автогигантаВ те благословенные времена комната автора этих строк была почти от пола до самого потолка увешана постерами с разными машинами. Каких только марок и моделей здесь не было, но взгляд раз за разом невольно останавливался именно на украшавших «галерею» шоу-карах Chrysler и Dodge. Виной тому не только иррациональная и патологическая любовь к «американцам», но поистине сумасшедший облик тех машин, резко контрастировавший едва ли не со всем остальным, что только существовало в автомобильной промышленности.
Даже несведущему и равнодушному ясно, что в девяностые за командой дизайнеров Chrysler стояла неординарная личность, имевшая четкое представление о стиле и смело гнувшая свою особенную линию. Этим гигантом был Томас Гейл — стопроцентный петролхед и настоящий «человек Крайслера». Посмотрите на седовласого дядьку с внешностью добряка. Разве у такого человека могли появиться уродливые автомобили?
Шутки шутками, но Гейл очень долго ждал свой звездный час, в итоге растянувшийся на полтора десятилетия. Он вырос в семье инженера марки Buick и пришел в Chrysler в… 1967 году. Гейл застал ревущую эпоху масл-каров, видел упадок семидесятых и приход в концерн легендарного Ли Якокки, участвовал в разработке переднеприводной платформы K-car, которая стала спасательным жилетом для концерна, находившегося на грани выживания. Пиком деятельности Томаса Гейла был период с 1985 по 2000 год, когда «лояльный сотрудник» наконец занял должность главного дизайнера Chrysler. Культовый Dodge Viper, переднеприводные большие седаны на платформе LH и со смещенной вперед кабиной, пикап Dodge Ram 1994 года, ставший одним из красивейших полноразмерных траков за всю историю —– эти и другие эпохальные автомобили появились на свет в его бытность. Разумеется, в те времена концепт-кары появлялись на свет словно из рога изобилия. О некоторых наиболее впечатляющих и поговорим.
Chrysler 300 Concept
В 1989 году компания Dodge представила прототип суперкара Viper, а в 1992-м вывела монстра на рынок. Безумная «гадюка» задумывалась как идеологический преемник великой и ужасной Shelby Cobra, не походила ни на один автомобиль в Штатах и за их пределами и стала мечтой адептов грубой детройтской силы всех возрастов. Идеальная топ-модель! В компании Chrysler посмотрели на успех коллег и призадумались, каким бы мог стать их суперавтомобиль? Шоу-кар Chrysler 300 1991 года интересен не столько обтекаемым кузовом, сколько целостностью и необычностью образа. Перед нами роскошный седан Viper с ностальгическим названием в честь «мускулистой» линейки пятидесятых-шестидесятых годов!
В основу концепта, заставляющего вспомнить о золотых временах Детройта, легла модифицированная и растянутая пространственная силовая структура бешеного родстера. Двигатель V10 мощностью 385 лошадиных сил, взятый у одного из ранних прототипов, сочетался с четырехступенчатым автоматом, который гораздо лучше подходил образу большого четырехдверного автомобиля, чем механическая коробка передач.
Фотографии не отображают истинного размаха этого гиганта длиной 5245 мм и с колесной базой, равной 3198 мм. Элементы оформления кузова и интерьера прямо и без лишних реверансов доносят до зрителя идею сплава седана и спорткара, доводя трактовку до симбиоза противоречий.
Плавные стремительные линии боковин сочетаются с задними suicide doors, открывающимися против направления движения как у Rolls-Royce, а роскошные кресла разделяет огромный центральный тоннель, переходящий в центральную консоль и панель приборов, тем самым создавая эффект суперкаровского кокпита. Среди интересных особенностей экспериментального седана числится ранняя версия бесключевого доступа — в салон можно было попасть с помощью магнитной карты.
Chrysler Atlantic
В девяностые годы у концерна было много шоу-каров, но купе Atlantic 1995 года вне всяких сомнений стало одним из важнейших и самых значительных достижений дизайн-центра. По легенде, тогдашний топ-менеджер Chrysler и закоренелый автоманьяк Боб Лутц набросал эскиз на салфетке и показал его Гейлу. Тот в свою очередь дал задачу своим подчиненным, но никакие салфетки им не демонстрировал, дабы не ограничивать их креатив, а лишь намекнул на французские купе тридцатых годов, которые могли бы выступить в роли источника вдохновения.
Непосредственным исполнителем стал талантливый дизайнер и автор облика «Вайпера» Боб Хаббэч. В качестве отправной точки был взят облик легендарного и красивейшего довоенного Bugatti Type 57SC Atlantic — «американец» унаследовал идею, явившись современной интерпретацией той машины.
Появившись, он произвел эффект разорвавшейся бомбы и готов устраивать его по сей день, благо образ получился совершенно нестареющим. Особенно сильное впечатление производит роскошный силуэт с гигантской 3251-миллиметровой колесной базой и колесными дисками диаметром 21 дюйма спереди и 22 дюйма сзади. «Снаружи и внутри Chrysler Atlantic представляет собой чистопородное купе, рожденное в романтических фантазиях и тоске по временам, когда автомобили создавались не в аэродинамической трубе, а художником на листе бумаги. Atlantic — это нечто большее, чем машина. Это дань уважения эпохе, когда выразительные экспрессивные купе последовательно разрабатывались талантливыми мастерами. Это живой пример искусства автомобильного дизайна, выраженного при помощи технологической базы Chrysler», — красиво и точно описывает производитель идею своего шоу-кара.
Интересной особенностью проекта является двигатель — не V-образная, а рядная 4,0-литровая «восьмерка» мощностью 360 сил, представляющая собой два сращенных агрегата объемом 2,0 л от компактного Dodge Neon. По одним сведениям, Гейл хотел видеть купе в статусе серийного, по другим, его планировали выпустить ограниченным тиражом в сотню штук. Увы, ни того, ни другого не произошло — Chrysler Atlantic остался примером великолепного дизайна и занял свое место в музее Уолтера Крайслера.
Chrysler Chronos
Посмотрите на величественный седан 1998 года, названный в честь божества времени из древнегреческой мифологии, и вы поймете, почему крайслеровские концепты девяностых годов были лучшими среди американских экспериментальных разработок. Он поразителен снаружи и интересен с точки зрения анатомии.
Chronos смотрел в будущее, опираясь на прошлое. Он испытал сильное влияние шоу-кара Chrysler D’Elegance 1953 года от кузовного ателье Ghia и по сей день выглядит так, словно вышел из самого сердца Готэм Сити, а за его рулем должен сидеть по меньшей мере супергерой. Увы, концепт никому не достался, а лишь поделился с серийным Chrysler 300 необычным и запоминающимся оформлением передней части кузова, ставшим переосмыслением лика D’Elegance.
Что бы испытал американский рынок, если бы в один прекрасный момент серийный Chronos, внешне почти не отличающийся от концепта, взорвал Детройтский автосалон, а затем появился в дилерских центрах? Полагаем, шок. Аудитория, порядком уставшая от переднеприводных полноразмерных седанов местных брендов и рамных сухопутных «яхт» Lincoln Town Car, наверняка ринулась бы оформлять заказы на гигантскую рыбину длиной 5217 мм и с 3327-миллиметровой колесной базой.
Компоновка у нашего героя, естественно классическая, причем инженеры отличились не меньше дизайнеров. Они вооружили Chronos 350-сильным мотором V10, но не агрегатом от Viper, а оригинальной 6,0-литровой конструкцией, чья архитектура базируется на новой на тот момент V-образной «восьмерке» объемом 4,7 л. Впрочем, без «гадюки» дело не обошлось — подвеска по большей части была унаследована у свирепого суперкара.
Dodge Dakota Sidewinder
Янки, а заодно и австралийцы с их восхитительными спортверсиями легковых пикапов неоднократно доказывали всему миру, что грузовички способны не только на утилитарные подвиги, но вполне умеют доставлять удовольствие динамикой и стилем. Что характерно, в конце семидесятых годов крайслеровцы одними из первых предложили молодой аудитории адреналиновые исполнения траков D-Series — Li’l Red Express, Midnite Express и Warlock с двигателями объемом до 440 куб. дюймов (7,2 литра), развивавшими до 255 сил. В начале девяностых тенденцию подхватил Chevy 454 SS и Ford F-150 SVT с «восьмерками», а также сенсационный GMC Syclone, заряженный 4,3-литровым турбонаддувным двигателем V6 и отличающийся беспрецедентной спорткаровской динамикой. Спустя десятилетие в племени фановых пикапов появился необычный Chevrolet SSR — ретро-модель на шасси внедорожника TrailBlazer со складной крышей. Интересно, что концепцию диковатого трака-кабриолета General Motors подсмотрела у Chrysler, а, именно у экспериментального Dodge Dakota Sidewinder.
Вопреки названию, дизайн и техническая часть шоукара никоим образом не напоминали среднеразмерный трак Dakota. Вторая часть имени отражала истинную сущность проекта — в переводе с английского sidewinder означает «рогатая гремучая змея» и вдобавок так называется знаменитая управляемая ракета AIM-9 класса «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения. От яркого маслкара крайне нетипичного формата веет молодостью и дерзостью! Это неудивительно, ведь его автором выступил совсем еще юный на тот момент художник Марк Аллен.
За эффектным запоминающимся образом скрываются решения, сделавшие бы честь любому уличному «атлету» — 640-сильный двигатель V10 от гоночного суперкара Dodge Viper GTS-R в паре с четырехступенчатым «автоматом» и кастомное шасси от американского автоспортивного специалиста, компании Riley & Scott. Всего лишь 1225 кг веса по легенде не мешают выстреливать до 97 км/ч (60 миль/ч) в пределах 4 секунд.
При длине в 4801 мм спорттрак заметно уступает грузовому «тезке», хотя колесная база, равная 2845 мм, была сопоставима с расстоянием между осями у самой короткой версии Dodge Dakota. К сожалению, в серийном производстве не появилось ничего даже близко похожего — слишком уж нишевый получился автомобиль…
Dodge Charger R/T
После того, как в 1974 году со сцены сошел оригинальный настоящий Charger, компания неоднократно предпринимала попытки возродить легендарное имя, и поначалу они оказались, прямо скажем, неудачными. В 1999-м, когда о «Чарджере» уже никто не вспоминал, бренд выстрелил убойным концептом, во всех смыслах достойным своих предков.
Классический Charger был двухдверной моделью, но шоу-кар пошел наперекор традициям и выступил в форм-факторе сногсшибательного седана. Благодаря характерной задней части кузова и боковинам с широкой плечевой подштамповкой автомобиль безошибочно идентифицировался как «Чарджер». В оформлении передней части Томас Гейл допустил гениальную вольность — не стал адаптировать стилистику оригинальной модели, а нарисовал полностью новое современное лицо, в котором агрессии хватит на десяток спорткаров. Жаль, что серийный седан, появившийся в 2005 году, практически ничем не напоминал экспериментальную модель, а, скорее, походил на уставшего и побитого боксера. Этакий Микки Рурк после многочисленных пластических операций.
В девяностые годы львиная доля легковых моделей Chrysler имела поперечную компоновку силового агрегата, что было совершенно несовместимо с идеологией автомобиля с гордым названием Charger R/T. Концепт базировался на изначально переднеприводном шасси LH, но имел задние ведущие колеса и приводился продольно расположенным 325-сильным компрессорным мотором V8 объемом 4,7 л, потребляющим метан. Экологичный не значит медленный — спортивный имидж поддерживала пятиступенчатая механическая коробка передач, а заодно позволяла ускоряться до 97 км/ч (60 миль/ч) за 5,3 секунды.
Экспериментальный Charger R/T выглядел идеальным дополнением модельной линейки Dodge, тяготевший к динамичному агрессивному стилю. К сожалению, обстоятельства оказались сильнее харизмы. Серийную версию нельзя было выпускать на одном конвейере с переднеприводными седанами Chrysler Concorde/LHS и Dodge Intrepid. Даже если бы решение о запуске и было принято, автомобиль наверняка пришло сильно изменить в угоду пассивной безопасности и вообще инвестировать в проект немалые средства.
Dodge Power Wagon
Концерн Chrysler выступает одним из главных «виновников» популяризации стиля нео-ретро, который расцвел буйным цветом в конце девяностых — начале нулевых годов. Появление чрезвычайно смелого серийного хот-рода Plymouth Prowler подтолкнуло других производителей эксплуатировать стиль классических машин. Увы, не все интересные экспериментальные разработки добрались до конвейера. Один из таких шоу-проектов — грандиозный пикап Dodge Power Wagon 1999 года, являющий собой чрезвычайно удачную авторскую интерпретацию одноименной послевоенной модели на базе армейского грузовика Dodge WC.
Концепт-кар был бескомпромиссной трактовкой оригинальной машины. Ничего общего с более поздним серийным, заточенным под внедорожную эксплуатацию Ram Power Wagon, которого с олдскульной техникой роднит лишь название! Переосмысленные черты классического трака, новые элементы и стопроцентная узнаваемость… Браво, Марк Аллен! Салоном занимался Стив Совински и тоже постарался на славу, создав удачный хай-тековый дизайн, не конфликтующий с внешним видом пикапа.
В основу Power Wagon легло рамное шасси пикапа Dodge Ram. Главной технической особенностью стала рядная турбодизельная «шестерка» объемом 7,2 литра с системой впрыска топлива common rail, развивающая титанические 1058 Нм.
Серийная версия концепта безусловно украсила бы модельную линейку, но оставила о себе лишь воспоминания в виде некоторых дизайнерских элементов и решений, которые унаследовала товарная продукция .