Опубликовано 31 мая 2022, 07:45
13 мин.

Альтернатива великим: быстрые машины не из Германии

Скоростные модели девяностых, которые могли потрепать нервы даже немцам
Скорость — идея фикс автопроизводителей из Германии на протяжении века. Они знают всё о том, как буднично прошивать стену воздуха в темпе взлетающего самолета или ускоряться вопреки возможностям человеческого организма и сцепным свойствам шин. У немцев великолепно получаются суперкары с разными типами компоновок, но особой притягательностью обладают их могучие комфортабельные седаны. Расцвет жанра в девяностые годы подстегнул бренды из других стран строить технику схожего формата.
Альтернатива великим: быстрые машины не из Германии

Одни из самых свирепых четырехдверок той благословенной эпохи — Alpina B10 Bi-Turbo и Opel Lotus Omega — катапультируются до 100 км/ч за «низкие» пять секунд и развивают свыше 280 км/ч. BMW M5, «Волчок» Mercedes-Benz E 500 и полноприводная Audi S4 тоже дают жару.

Да что там «эмка» и прочая элита… Восьмицилиндровая BMW 540i E34 да еще с механической коробкой передач чудо как хороша! Рывок до сотни за 6,3 секунды — хороший результат даже по нынешним меркам. А уж тридцать лет назад и подавно. Немногие могли соперничать с немецкой армадой. Впрочем, находились и те, кто небезуспешно портил ей настроение.

Volvo 850 T5-R/R

Злые языки утверждают, что шведы лишь недавно избавили свою продукцию от скучного пенсионерского имиджа. А до этого царила тоска и полное отсутствие фан-фактора. Конечно же это не так, поверьте слову вольвовода! Турбонаддувные модификации увидели свет не вчера и даже не позавчера. Они имеют богатую историю и опыт участия в шосейно-кольцевых соревнованиях. Так, например, купе 240 Turbo с двигателем объемом 2,1 литра (355 л.с.) отлично зарекомендовало себя на скоростных треках типа Хоккенхайма и Монцы. А в 1985-м взяло и выиграло первенство ETCC (European Touring Car Championship).

Volvo 240 Turbo ETC

Volvo 240 Turbo ETC

Представленное в 1991 году переднеприводное семейство 850 открыло адептам марки новые грани водительского удовольствия. С грубоватым, словно обветренное лицо викинга, экстерьером гармонировали наддувные «пятерки» мощностью от 193 л.с. Даже начальная 2,5-литровая разменивала сотню быстрее восьми секунд. Вышестоящую строчку занимал T5 с 225-сильным «два и три» (для итальянского рынка — 2,0 литра и 211 л.с.). С таким не заскучаешь: спринт за 7,2 секунды и максимальные 240 км/ч под гипнотический «нечетный» рокот.

Volvo 850 T5-R

Volvo 850 T5-R

Volvo 850 T5-R с более производительным турбокомпрессором выдает до 240 л.с. в режиме overboost и 300–330 Нм в зависимости от коробки передач. «Механика» позволяет наиболее полно реализовать потенциал, хотя и автоматные машины не лыком шиты. На тестах журнала Car and Driver двухпедальный универсал фирменного цвета Cream Yellow показал 97 км/ч за 6,7 секунды. Достойно, особенно с учетом внешней сдержанности: T5-R отличается разве что рудиментарными спойлерами и 17-дюймовыми колесными дисками. Жаль, выпускавшийся всего два года «слипер» нынче в дефиците.

Volvo 850 R

Volvo 850 R

Вершина эволюции — психованная Volvo 850 R. О таких персонажах соседи обычно говорят: «Ну надо же! А ведь он всегда был тихим и милым…». Еще бы, у пятицилиндрового двадцатиклапанника до 250 л.с. и 350 Нм уже при 2400 об/мин! По темпераменту автомобиль очень близок к T5-R, но максимальная скорость с МКП выше — 255 км/ч против 245 км/ч. Только представьте разочарование пилота BMW, который на автобане не может оторваться от какого-то «Вольво»…

Saab 9000 Aero

«Девятитысячный» появился в рамках совместной разработки Saab и империи Fiat переднеприводного семейства Type Four (Tipo Quattro), куда также вошел Fiat Croma, Lancia Thema и Alfa Romeo 164. Он — первенец марки в сегменте класса E. И к тому же долгожитель: выпускался с 1984 по 1998 год.

Saab 9000 Turbo

Saab 9000 Turbo

Лифтбек и седан превосходили по размерам престижную соплатформенную «Лянчу» и соблазняли оригинальным аэродинамичным стилем. Качество отделки салона, уровень комфорта и безопасности соответствовали высоким стандартам. Наконец, Saab предлагал водителям с бунтарской душой спортивную модификацию Aero (1993–1997 годов).

Saab 9000 Aero

Saab 9000 Aero

Дорожный самолет влюбляет в себя одной только внешностью. Массивные трехспицевые колеса и элегантный обвес по сей день задерживают взгляд и учащают сердцебиение.

Saab 9000 Aero

Saab 9000 Aero

Нрав «турбочетверки» B234R объемом 2,3 литра напрямую зависит от типа коробки передач. С автоматической клиент соглашался на урезанные 200 л.с. и 294 Нм, а при выборе «механики» наслаждался полноценным «Аэро» (225 л.с. и 342 Нм).

Saab 9000 Aero

Saab 9000 Aero

Ранние «девятитысячные» — не мальчики для битья. У наиболее шустрых дорестайлинговых наддувный двигатель B202 (до 204 л.с.). Но с Aero все острее: 6,7 секунды и 250 км/ч. Оснащенные АКП медленнее почти на две секунды и добираются в лучшем случае до 235 км/ч.

Alfa Romeo 164 V6 Turbo

Экспрессивная Alfa Romeo Cento Sessanta Quattro — ее название просто необходимо писать построчно! — последняя «Альфа» дофиатовской эпохи, которая, тем не менее, создана в сотрудничестве с будущим патроном. Компания пошла на коллаборацию в рамках проекта Tipo Quattro вынуждено, поскольку испытывала серьезные экономические трудности и не осилила бы большую модель в одиночку.

Привилегированное положение в гамме занимал 3,0-литровый V6 — до 232 л.с. в 24-клапанной вариации у топовой Quadrifoglio Verde и полноприводной Q4. Харизматичный и эстетский, с полированным впускным коллектором он разгоняет немаленький автомобиль в лучшем случае за 7,5 секунды и до 245 км/ч.

Alfa Romeo 164 V6

Alfa Romeo 164 V6

Конкуренцию составлял прогрессивный турбонаддувный шестицилиндровый двигатель объемом 2,0 литра с двумя клапанами на цилиндр. Он чуть уступает в пике (210 л.с.), но обыгрывает крупнообъемник по крутящему моменту и эластичности: 306 Нм при 2750 об/мин против 276 Нм при 5000 об/мин. При параллельном старте турбоверсия привозит атмосферной 0,3 секунды и почти не отличается по предельным возможностям.

Lancia Thema 8.32

Lancia Thema 8.32

А еще «Альфа» дышит в затылок уникальной Lancia Thema 8.32 с 2,9-литровой «восьмеркой» от Ferrari 308. Правда, безкатализаторный вариант из конца восьмидесятых шустрее — 6,8 секунды.

Renault Safrane Biturbo

Рожденный в середине восьмидесятых флагманский лифтбек Renault 25 продемонстрировал стремление марки в премиум-сегмент и бесстрашие перед лицом немецких машин. Базис для камминг-аута оказался подходящий — с богатым фаршем, элегантным обтекаемым кузовом (коэффициент аэродинамического сопротивления 0.28, как у современной Maserati Quattroporte) и опциональным 205-сильным V6 Turbo «два и пять». Кто там говорил про жеманных лягушатников?!

Renault 25 V6 Turbo

Renault 25 V6 Turbo

Комфортабельный, рафинированный и вальяжный наследник Renault 25 по имени Safrane оснащался палитрой умеренно мощных бензиновых и дизельных двигателей. Любителям погорячее пришлось подождать до 1994-го, когда на дороги вышел Safrane Biturbo.

Renault Safrane Biturbo

Renault Safrane Biturbo

В транспортном потоке он не привлекает к себе внимания. Немного измененные бамперы и радиаторная решетка, спойлер на крышке багажника, овальный выпускной патрубок и 17-дюймовые колесные диски — вот и все нюансы. А между тем, перед нами «Рено», который эксклюзивнее махровой экзотики. За три модельных года выпущено 806 (по другим данным — 860) экземпляров.

Renault Safrane Biturbo

Renault Safrane Biturbo

Самостоятельно французы проект не вытянули. Пришлось звать на помощь… немцев и мудрить с производственной цепочкой. Собранный на заводе Renault в Сандовиле топовый Safrane 3.0 V6 RXE Quadra с постоянным полным приводом и электронноуправляемыми амортизаторами передавали ателье Irmscher, одному из ведущих специалистов по тюнингу Opel. Они снимали двигатель и доставляли его коллегам из Hartge.

Renault Safrane Biturbo

Renault Safrane Biturbo

Для экспертов по апгрейдам BMW «шестерка» не была в диковинку: они дорабатывали ее для заднемоторного Alpine A610. В случае с Safrane устанавливались два малоинерционных турбонагнетателя KKK (давление — до 0,5 бара) для иллюзии эластичного крупнообъемного атмосферника. Характеристики это подтверждают: 268 л.с. и пиковые 365 Нм уже при 2000 об/мин, почти не иссякающие вплоть до 5000 об/мин.

Салон Renault Safrane Biturbo

Салон Renault Safrane Biturbo

Динамика далека от бескомпромиссной, но в любом случае 7,2 секунды — очень неплохо для середины девяностых. А вообще Safrane Biturbo задумывался не для дрэг-рейсинга. Это комфортабельный лайнер для вояжей по шоссе, готовый при любом удобном случае уложить стрелку спидометра на ограниченные электроникой 250 км/ч. Все как у нордических соперников.

Комбинация приборов Renault Safrane Biturbo

Комбинация приборов Renault Safrane Biturbo

Кроме базовой и весьма сибаритской комплектации RXE предлагалась еще более продвинутая Baccara с улучшенными салоном от Irmscher — более удобными креслами, обшитой кожей передней панелью и дверными картами, инкрустацией деревом. Лакшери лифтбек удался, но с ценой вышел казус. Biturbo стоил практически как Mercedes-Benz S-Class и BMW 7 Series, а потому не мог быть массовым.

Jaguar XJR

Британцы всегда умели делать быстрые автомобили в роскошной глазури. Например, марка Jaguar. Посмотрите на XJR поколений X306 (1994–1997-го) и X308 (1997–2002 годов) и преисполнитесь белой зависти к тем, кто владеет одними из красивейших седанов в истории!

Jaguar XJR (X306)

Jaguar XJR (X306)

XJR задумывался как ответ на немецкие крейсеры представительского класса для воинствующих лордов-нонконформистов. Полноразмерные оппоненты делали ставку на атмосферные моторы V8 и V12. Англичане в свою очередь поступили оригинально — оснастили модификацию 4,0-литровой рядной «шестеркой» AJ16 с механическим нагнетателем Eaton M90. На выходе солидные 325 л.с. и 519 Нм. Таким образом, XJR стал первым серийным компрессорным «Ягуаром» и вторым дорожным обладателем системы наддува после суперкара XJ220.

Jaguar XJR (X308)

Jaguar XJR (X308)

Аристократичному XJR с его 5,7-6,4 секундами (данные разнятся в зависимости от источника) не угнаться за среднемоторным снарядом, зато он не уступает таким германским антагонистам, как Mercedes-Benz S 600 W140 и BMW 750i E38. На извилистых дорогах огромный Jaguar с зажатой подвеской тоже не разочарует.

Мотор Jaguar XJR (X308)

Мотор Jaguar XJR (X308)

Cледующую итерацию путают с предшествующей, хотя индивидуальных фишек масса. Овальные поворотники в бамперах вместо прямоугольных, другой салон (к слову, это характерно для всех XJ X308) и — пожалуй, самое главное! — V8 объемом 4,0 литра с неизменным суперчарджером (375 л.с. и 525 Нм). Примерно 5,7 секунды и ограниченные электроникой 249 км/ч — это быстро по любым стандартам!

Dodge Spirit R/T

Американцы давно носятся с идеей одолеть немецкие спортседаны и достигли в этом благородном деле определенных успехов. Особенно отличился сумасшедший Dodge Charger SRT Hellcat Redeye Widebody. Задний привод и компрессорный V8 объемом 6,2 литра (808 л.с.) превращают диалог в игру на выживание. Реализовать всю дурь «Хеллкэта» при низком старте довольно непросто. Но ежели удалось обуздать его ярость и зацепиться за дорожное покрытие, есть шанс наблюдать растворяющийся в зеркалах заднего вида AMG.

Dodge Charger SRT Hellcat Redeye Widebody

Dodge Charger SRT Hellcat Redeye Widebody

В начале девяностых, задолго до возрождения «Чарджера» ужас на конкурентов наводил редкий и грозный Dodge Spirit R/T. Снаружи просто седанчик, а на деле… Наши коллеги из Car and Driver однажды сравнили его с легендарным боксером Шугар Рэем Леонардом, который заперт в теле Гомера Симпсона. Точнее не скажешь: крайслеровцы установили в заурядное шасси допиленную специалистами Lotus злобную 16-клапанную «четверку» объемом 2,2 литра с турбокомпрессором Garrett. Отдача — 227 л.с. и 294 Нм при 2800 об/мин. При том, что тридцать лет назад американские инженеры в основном получали сопоставимые характеристики из V-образных восьмицилиндровых здоровяков. Коробка передач только механическая пятиступенчатая.

Dodge Spirit R/T

Dodge Spirit R/T

© Dodge

Spirit R/T — резвая бестия: 97 км/ч за 5,8 секунды! «Характер двигателя, как и у Шугар Рэя, взрывной. В начале есть небольшая турбояма, но прежде чем успеете сказать: «Эй, где тут наддув?», компрессор взвоет, и вы изо всех сил будете пытаться оторвать затылок от подголовника. Тяги хватает, чтобы унизить многие спортивные автомобили. Разгон до 60 миль в час даже лучше, чем у последнего Nissan 300ZX Turbo. Так что не стоит выпендриваться, когда Spirit R/T остановится рядом на светофоре, если только вы не пилотируете, скажем, Corvette ZR-1 или крылатую ракету», — красноречиво описывал динамику журнал.

Dodge Spirit R/T. На заднем плане Ford Taurus SHO и Chevrolet Lumina Z34

Dodge Spirit R/T. На заднем плане Ford Taurus SHO и Chevrolet Lumina Z34

Вероятность пасть жертвой реактивного Spirit была мизерной даже во времена его молодости, поскольку он производился всего ничего — 1208 экземпляров за 1991–1992 год.

Ford Taurus SHO

В том теплом ламповом тесте Car and Driver «Додж» под орех разделал соперников — улетел в космос от Chevy Lumina Z34 и Ford Taurus SHO. Но именно последний удостоился первой строчки по результатам сравнения.

Ford Taurus SHO

Ford Taurus SHO

SHO (Super High Output, «сверхвысокая мощность») появился в самом конце восьмидесятых при активном содействии компании Yamaha. В качестве отправной точки японцы использовали 3,0-литровый Vulcan V6. На смену одному нижнему распредвалу, штанговым толкателям и двум клапанам на цилиндр пришел 24-клапанный механизм и алюминиевые головки блока цилиндров вместо чугунных. Высокооборотный отзывчивый мотор (223 л.с.) сочетается с безальтернативной пятиступенчатой механической передач.

Ford Taurus SHO

Ford Taurus SHO

В обзоре приведены железные аргументы в пользу спорткара. «Все при нем: головокружительный темперамент (до 97 км/ч за 6,6 секунды, максимальная скорость 225 км/ч), невозмутимая управляемость, огромный красивый салон и такое стандартное оборудование, как антиблокировочная система тормозов и подушка безопасности водителя».

Ford Taurus SHO второго поколения

Ford Taurus SHO второго поколения

А вот выдержка из премьер-теста: «Ни один седан стоимостью дешевле 20 тысяч долларов не сравнится по характеристиками с SHO. Быстрее лишь BMW 750iL за 71 тысячу и M5 за 51 тысячу долларов. Ford превосходит такие машины премиум-класса, как Mercedes 300E и 560SEL, Audi 200 Turbo и Saab 9000 Turbo. А также все другие седаны в ценовом диапазоне от 20 до 30 тысяч долларов». Иначе говоря, фордовцы предложили энтузиастам больше радостей жизни за хрустящие баксы, чем кто-либо еще на рынке. И продолжили традицию во втором поколении (1992–1995 годов).

Мотор Ford Taurus SHO

Мотор Ford Taurus SHO

Снаружи модернизированный SHO дистанцировался от гражданских Taurus сильнее, чем прежде видоизмененной передней частью кузова. Компанию прежнему агрегату составил 3,2-литровый (диаметр цилиндра увеличен с 89 до 92 мм) в паре с четырехступенчатым «автоматом». Мощность не изменилась из-за распредвалов с менее агрессивным профилем кулачков, а крутящий момент подрос с 271 Нм до 292 Нм.

Ford Taurus SHO третьего поколения

Ford Taurus SHO третьего поколения

В 1996-м Ford показал новый Taurus в противоречивом стиле биодизайн и заявил: «SHO must go on!». На сей раз спортседан вооружился полностью алюминиевым 3,4-литровым V8 (238 л.с.). Блок цилиндров отливали по технологии Cosworth, а затем отправляли в Японию на завод Yamaha для сборки. Увы, пара дополнительных котлов погоды не сделала, и в схватке с предшественниками Super High Output выбрасывал белый флаг.

Toyota Aristo 3.0V/V300

В девяностые японцы выпускали самые крутые версии для внутреннего рынка и себя любимых. Среди них Toyota Aristo. Изначально в экспортном варианте это Lexus GS300 с атмосферным 3,0-литровым рядным шестицилиндровым двигателем 2JZ-GE. JDM-исполнение всяко интереснее: в его арсенал также входила комбинация 4,0-литрового V8 1UZ-FE с полным приводом и особенно почитаемая «турбошестерка» 2JZ-GTE объемом 3,0 литра. Кстати, второй и последний серийный носитель культового агрегата — спорткар Supra.

Toyota Aristo

Toyota Aristo

У ранней Aristo 3.0V (1991–1997 годов, внутризаводское обозначение JZS147) «джейзет» имел два последовательных компрессора без фазовращателей. Система VVT-i появилась на второй Aristo V300 (1997–2005-го, JZS161). Отдача одинаковая — 280 л.с., согласно действовавшему тогда джентльменскому соглашению японских производителей. Крутящий момент — 434 Нм и 451 Нм соответственно.

Toyota Aristo

Toyota Aristo

Большая увесистая Toyota с многочисленными опциями комфорта выстреливает под характерный монотонный вой выпускной системы примерно за шесть с небольшим секунд. Хотя, все зависит от уровня и масштаба доработок! Мотор 2JZ-GTE — это кабала в лучшем смысле слова. Он имеет колоссальный потенциал для нескончаемого тюнинга и крайне редко встречается в стоковом состоянии.

Mitsubishi Galant VR-4

Гроза авторитетов! В первом своем воплощении 1987-1992 годов это омологационный ралли-кар с 2,0-литровым 4G63T (до 241 л.с. и 304 Нм) и зашифрованной в индексе системе полного привода (VR-4 — Viscous Realtime 4WD). Ему мы воздадим почести в другой раз, а сейчас сфокусируемся на его наследнике. На вид — заурядном японском обмылке с кузовами седан и лифтбек.

Mitsubishi Galant VR-4

Mitsubishi Galant VR-4

Груз ответственности больше Galant VR-4 не тяготил. На этапы мирового раллийного первенства отправили Lancer, поэтому инжиниринг вышестоящей линейки не зависел от требований регламента. Конструкторы даровали ему двухлитровый V6 6A12TT с парой турбонагнетателей (до 241 л.с. с МКП). Ускорение в районе 6,5 секунд и потолок 230 км/ч с удаленным ограничителем.

Mitsubishi Galant VR-4

Mitsubishi Galant VR-4

Третий и, увы, последний Mitsubishi (1996–2002 годов) в форм-факторе эффектной четырехдверки и универсала сбивает спесь с гордых владельцев европейского премиума еще лучше. Заряженный «твинтурбошестеркой» 6A13TT объемом 2,5 литра (до 280 л.с.), как утверждают источники, в стоке выезжает из шести секунд. Впрочем, выжившие VR-4 иногда прокачаны и заставляют заводских собратьев казаться неторопливыми баржами.

Nissan Skyline GT-R Autech Version 40th Anniversary

Один из редчайших и малоизвестных охотников на немецкие спортседаны. На первый взгляд просто «Скайлайн» девятого поколения (R33) с обвесом и расширенными колесными арками а-ля суперкупе GT-R, а в действительности… «гэтер» в обличье четырехдверки.

Nissan Skyline GT-R Autech Version

Nissan Skyline GT-R Autech Version

Диковинная машина — дело рук подразделения Autech. В 1997 году на Токийском мотор-шоу оно представило приуроченный к 40-летию модели Skyline концепт, а в 1998-м запустило мелкосерийное производство. Autech сподобилось на 416 штук. Любопытствующие могут узнать подробностями спецификаций на GT-R Registry (https://gtr-registry.com/en-r33-autech-gtr.php).

Nissan Skyline GT-R Autech Version

Nissan Skyline GT-R Autech Version

Все богатства купе перенесли в тело седана. Первый четырехдверный GT-R после 2000GT-R (PGC10) конца шестидесятых силен знаменитым рядником RB26DETT объемом 2,6 литра с индивидуальными дроссельными заслонками и двумя параллельно работающими турбокомпрессорами с давлением до 0,69 бар. Высокооборотный агрегат на бумаге развивает дежурные 280 л.с., а по факту около 320 л.с. Крутящий момент — 375 Нм. Коробка передач пятиступенчатая механическая.

Мотор Nissan Skyline GT-R Autech Version

Мотор Nissan Skyline GT-R Autech Version

С донора перекочевала система полного привода ATTESA E-TS (Advanced Total Traction Engineering System for All Electronic Torque Split) и полноуправляемое шасси Super HICAS (High Capacity Active Steering). Нам встречались данные о 100 км/ч за 5,7 секунды. Остается лишь сожалеть об очень скромном тираже и ориентации на внутренний рынок.