У нас их нет: странные и крутые Тойоты со всего мира
Рамный минивэн, «чужой» кроссовер, внедорожник-выживальщик, большой седан из Америки и другие диковинные моделиRaize
Бесконечное разнообразие моделей и модификаций для внутреннего японского рынка вызывает острую зависть местному населению. Один только большой седан Crown с продольной компоновкой силового агрегата чего стоит! Осенью 2019 года здесь представили новенького — кроссовер-кроху Raize. Откровенно говоря, это не совсем Toyota. «Мелкашка» разработана входящей в концерн маркой Daihatsu, зовется Rocky и брендируется, в том числе, под материнской фамилией. Так что слов из песни не выкинешь.
Raize спроектирован на модульном шасси DNGA (Daihatsu New Global Architecture) для кей-каров и микрокаров. При длине без пяти миллиметров четыре метра автомобильчик меньше субкомпактных SUV. Тот же Nissan Juke заметно крупнее.
Техническая начинка без особых изысков, под стать бесхитростному оформленному экстерьеру и салону. Спереди стойки МакФерсон, сзади скручивающаяся балка. Мотор трехцилиндровый турбонаддувный литровый 1KR-VET. «Корвет»! Шутки шутками, но производитель отмечает: 98-сильная кофеварка под капотом не уступит полуторалитровому агрегату по запасу тяги. Главный сюрприз преподнесла трансмиссия. Двигателю ассистирует клиноременный вариатор D-CVT с гидротрансформатором и планетарной передачей. Еще интереснее наличие опциональной системы полного привода. Для микроскопического паркетника это большая редкость!
Raize — далеко не единственный случай, когда автогигант продвигает на региональных рынках стороннюю продукцию под своим знаменем. Вот другие примеры: компактвэн Suzuki Ertiga по имени Toyota Rumion (не путать с Corolla Rumion) или маленький MPV Avanza, в девичестве Daihatsu Xenia.
Хэтчбек Suzuki Baleno в некоторых уголках планеты величают не иначе как Toyota Glanza и Starlet. Кроссовер Daihatsu Terios имеет аналог Toyota Rush. Оба подозрительно напоминают Honda CR-V прошлого поколения.
Kijang Innova
Прежде чем интересоваться, как эта неземная красота с дизайном из прошлого века умудрилась сохраниться в странах Юго-Восточной Азии, ознакомьтесь с ее технической изюминкой. Kijang Innova — это ближайший родственник… внедорожника Fortuner и пикапа Hilux! Он построен на том же рамном шасси с балкой заднего моста, но лишен полного привода.
Первое поколение однообъемника дебютировало в 2004-м. Второе перехватило эстафету одиннадцать лет спустя и обновилось осенью 2020 года. Правда, компания весь свой запал пустила на рестайлинг Fortuner и Hilux, а MPV достались сущие крохи — другая радиаторная решетка и бампер, чуть иначе оформленная оптика и модернизированная мультимедийная система у дорогих версий.
«Иннова» страшненькая, но практичная. Cалон вмещает семерых-восьмерых. Гамма четырехцилиндровых двигателей зависит от рынка сбыта. В Индонезии есть выбор между 149-сильным четырехцилиндровым турбодизелем 2GD-FTV объемом 2,4 литра и 2,0-литровым бензиновым 1TR-FE (139 л.с.). Индийцы, знающие автомобиль под именем Innova Crysta, кроме дизелька могут заказать 166-сильный 2TR-FE «два и семь». Филиппинцам вообще раздолье — для них предусмотрен агрегат 1GD-FTV на тяжелом топливе (2,8 литра, 174 л.с.).
Avalon
Про большой четырехдверный «Авалон» вы наверняка слышали, но увидеть его живьем в России лишь немногим проще, чем одноименный мифический остров из кельтских легенд. Флагман американской линейки Toyota заступил в дозор в 1994 году, и с тех пор сменилось пять генераций.
С Avalon филиал японской империи страсть как хотел доказать что-то полноразмерным седанам массовых брендов. Получилось отчасти. Toyota могла обмениваться ударами с Ford Taurus, но Chevrolet Impala всегда оставалась вне досягаемости. Картина напоминает ситуацию с полноразмерным внедорожником Sequoia, который за океаном продается почти на порядок — да, в десять раз! — хуже, чем Chevy Tahoe.
Поражение крейсера американской флотилии Toyota простительно. Время больших и относительно доступных седанов, кажется, прошло. Avalon уйдет с рынка США после 2022 модельного года и сохранится в Китае, где есть местное производство.
Современный автомобиль в полумраке и с сотни шагов несложно спутать с Camry XV70. Его выдают подштамповки на боковинах кузова, треугольники задних форточек, оптика и габариты. Кстати, аналогии с российских бестселлером уместны. Avalon тоже построен на платформе TNGA, но с удлиненной на 50 мм колесной базой (2870 мм). Двигатель V6 2GR-FKS объемом 3,5 литра (305 л.с.) и восьмиступенчатый «автомат» те же, что и у всенародно любимой модификации Camry, о которой складывают стихи и поют песни. Есть и гибрид с безнаддувным 2,5-литровым атмосферником, электромотором, вариатором и никель-металлогидридной аккумуляторной батареей.
Land Cruiser 76/78/79
Что трижды архаичный трактор по-прежнему делает в строю? А задаетесь ли вы подобными вопросами, когда видите перед собой молоток или охотничий нож? Папа-«крузак» — рабочий инструмент и выпускается не для прилизанной асфальтированной Европы, а служит верой и правдой в развивающихся странах с нелегкими условиями эксплуатации. Выживает в джунглях Южной Америки, среди раскаленных пустынь Австралии и Африки. Российский опыт показывает, что «семидесятка» сдюжит не только жару, но и сибирские морозы.
Век ископаемого Land Cruiser оказался долгим. Линейка существует с 1984 года и к 2007-му должна была как минимум один раз уйти в историю. Но японцы мудро рассудили, что спрос на подобную технику был, есть и будет. Внедорожнику обновили переднюю часть кузова и расширили колею чтобы разместить турбодизельный мотор V8 1VD-FTV объемом 4,5 литра. В Южной Африке или, скажем, в Кении по-прежнему доступна старая и простая как грабли, но очень надежная атмосферная дизельная «шестерка» 1HZ объемом 4,2 литра. Олдскульный вездеход гармоничен с агрегатами на тяжелом топливе, но тойотовцы позаботились и о тех, кто не выносит дизельный запах и вибрации. В списке фигурирует 4,0-литровый бензиновый V6 1GR-FE (231 л.с.).
Шасси, естественно, рамное с балками мостов. Но если передняя ось подвешена на пружинах, то задняя — на рессорах.
В палитре есть четырехдверный универсал с индексом 76, пикапы 79 и так называемый Troop Carrier (78) — длиннобазник с продольными лавками, двумя дверьми и задними распашонками. Очень интересный вариант для переделки в экспедиционного бродягу. Жаль только, приобрести идеальный «японский уазик» с заводским шноркелем и дорожным просвет около 230 мм под силу далеко не каждому. Суровый олдскул на вторичке стоит как новый Fortuner, а некоторые подготовленные экземпляры дороже Prado из дилерского центра.
Corolla Cross
Прошлогодний дебютант — тот еще хитрец. Несмотря на название, «короллой» здесь не пахнет: кузов полностью оригинальный, с дежурным обвесом из неокрашенного пластика ради оффроудного антуража. Колесная база (2640 мм) идентична расстоянию между осями у хэтчбека Corolla и более компактного C-HR. Они оба делят с Cross модульную платформу GA-C, в то время как RAV4 на шасси GA-K покрупнее.
Салон расставляет все по местами и с головой выдает происхождение автомобиля. Передней панелью с торчащим «планшетом» мультимедийной системы и огромным спидометром в центре композиции приборного щитка поделилась обычная Corolla.
Cross сперва засветился в Таиланде, затем его сфера интересов расширилась на другие страны Юго-Восточной Азии, Южную Америку, Штаты и Африку. Представлен он и в Японии, причем JDM-вариант стоит особняком. У него индивидуальные дизайнерские решения и гибридная силовая установка, в том числе с полным приводом E-Four.
Правда, помощь от маленького 7,2-сильного электромотора на задней оси, как правило, в первые мгновения разгона. Также паркетник комплектуется бензиновыми атмосферными двигателями объемом 1,8 и 2,0 литра в сочетании с вариаторами. У переднеприводников полузависимая задняя подвеска, а у полноприводной модификации для американского рынка независимая схема.
GR Yaris и Yaris Cross
Линейка современных «ярисов» заставляет сильно пожалеть о том, что субкомпакт не представлен в России. В первую очередь повод пустить скупую слезу дает хот-хэтч GR Yaris. Это не просто «горячая» версия, а нечто большее. Homologation special, в котором возродился боевой дух Celica GT-Four. Красная планета в галактике субкомпактных спорткаров!
GR Yaris создан подразделением Toyota Gazoo Racing совместно с его гоночным партнером Tommi Mäkinen Racing. На технические решения парни не скупились. Трехдверка заряжена 1,6-литровой «турботройкой» G16E-GTS (261 л.с. и 360 Нм). Самый мощный трехцилиндровый двигатель в мире, а также самый маленький и легкий среди наддувных «один и шесть» готов рвать и метать.
Прибавка относительно старого Yaris GRMN с компрессорным 1,8-литровым 2ZR-FE (212 л.с. и 250 Нм) огромная! GR Yaris уверенно уезжает от прежнего хот-хэтча — разгон до 100 км/ч укладывается в 5,5 секунды, на 0,8 секунды быстрее. Обе машины, будучи настоящими driver’s car, оснащены шестиступенчатыми механическими коробками передач. Но GR Yaris не только мощнее. Он еще и полноприводный. Неслыханное решение для серийного автомобиля размерного класса B!
Система на первый взгляд простая, с муфтой отбора тяги на заднюю ось. Но пакет сцеплений всегда имеет преднатяг. В ездовом режиме Normal задние колеса получают 40% крутящего момента, а при выборе настройки Sport до 70% для выраженных заднеприводных повадок. Самый экстремальный режим Track имитирует постоянный полный привод — тяга распределяется между осями поровну.
Другой интересный член семейства Yaris — паркетник Cross, маленький франт для европейских стран, Японии и Австралии. Он увидел свет весной 2020 года и конкурирует с такими субкомпактными SUV, как Nissan Juke, Renault Captur и Ford Puma.
Cross — индивидуалист. В его основе шасси GA-B, младшая разновидность модульной архитектуры TNGA. Между осями те же 2560 мм, что и у обычного хэтчбека. Но SUV отказывается от роли банальной приподнятой версии. У него собственный оригинальный кузов, который длиннее легковушки на целых 240 мм (4180 мм). Накладки на мускулистые колесные арки вкупе с увеличенным на 30 мм дорожным просветом придают «кроссу» вид лихого парня для каменных джунглей.
Опаркеченный Yaris на пару с родственным хэтчбеком первыми разжились новой гибридной силовой установкой. Атмосферная 91-сильная «тройка» объемом 1,5 литра работает в связке с электромотором мощностью 80 л.с. и вариатором. Совокупная отдача — 116 л.с. Опционально предлагается система полного привода E-Four с 5,3-сильным электромоторчиком на задней оси.
Sienta
Новый «ситроенчик»? А вот и нет, это Toyota Sienta. Родной JDM! Компактный MPV второго поколения выпускается с 2015 года для внутреннего рынка Японии и продается в ряде стран Юго-Восточной Азии. Как минимум в западных регионах России он неизвестен.
Автомобиль не такой маленький, как может показаться. По длине он сопоставим с современным Volkswagen Golf, но поуже и, разумеется, выше. Вычурная внешность привлекает в первую очередь, хотя Sienta сильна не только дизайном. Ее конек — функциональность и универсальность.
Богатые вариации с третьим рядом сидений могут принять на борт шестерых-семерых. Владельцам пятиместных машин жаловаться тоже не приходится — багажник имеет двойное и довольно глубокое дно, а в боковинах есть гнезда для полки или крепежных приспособлений. Со сложенным вторым рядом получается погрузочная площадка длиной более двух метров. И холодильник перевезти можно, и организовать ночлег у подножия Фудзиямы не проблема.
Моторы на всех рынках 1,5-литровые бензиновые атмосферные мощностью 103–109 л.с. Бензоэлектрическая силовая установка с дефорсированным «один и пять» развивает совокупные 100 л.с. В Японии по старой доброй традиции предлагается полноприводная модификация. На Тайване тоже есть свой эксклюзив — немного комичный Sienta Crossover с псевдовнедорожным декором.