Эти автомобили должны были стать бестселлерами в России. Но не смогли
Модели из США, Бразилии и даже Ирана могли стать любимцами миллионов, но что-то пошло не такIran Khodro (IKCO) Samand
Европейское производство блистательного с точки зрения дизайна и ездовых свойств Peugeot 405 прекратилось в 1997 году, но его карьера продолжилась усилиями региональных сборочных предприятий. А в случае с запущенным в 2003-м Iran Khodro Samand получился продукт с эффектом новизны. Пусть и отнюдь не такой элегантный, как оригинал.
«Саманд» базировался на старой французской платформе и тщательно маскировал свое родство индивидуальным дизайном. Вскоре после рождения он приехал в Россию на правах недорогой модели и обосновался на белорусском сборочном предприятии «Юнисон» для внутреннего рынка.
Увы, музыка для иранской «лошадки» (Samand — порода скакунов) играла недолго. После 2009 года она сошла с отечественной сцены из-за несоответствия принятому в 2010-м экологическому стандарту Евро 4. А ведь потенциал-то имелся. За непродолжительный период в нашей стране реализовано порядка 12 тысяч экземпляров. Машина показала себя вполне приличной и гармоничной. С неплохой эргономикой, довольно комфортабельной подвеской и достаточным для бесхитростной гражданской эксплуатации 100-сильным двигателем объемом 1,8 литра.
Не исключено, в обозримом будущем ближневосточная техника предпримет новую попытку занять долю российского рынка. Чему, кстати, благоволит нынешняя экономическая обстановка. На сей раз плацдармом для вторжения может выступить Азербайджан, где с марта 2018 года выпускается четырехдверный Iran Khodro Dena под брендом Khazar. И это всё тот же Peugeot 405 в новой обертке. Еще более вероятным претендентом выглядит иранский седан Tara с потрохами Peugeot 301.
Chevrolet Viva
Бразильская версия внедорожника Chevy Blazer — первая ласточка локального, пусть и крупноузлового производства иномарок в постсоветский период. Увы, на чужбине ее ждал тернистый и короткий, фактически двухлетний путь. Кризис 1998 года отправил елабужский завод в нокдаун, и вскоре сборка завершилась. Но то был не конец. Машинам американского бренда у нас понравилось.
В нулевые калининградский «Автотор» производил сравнительно востребованные Tahoe и TrailBlazer. А вот седану Viva — допиленному Opel Astra второго поколения — категорически не повезло. Парадокс, ведь немецкий вариант пользовался у нас популярностью и народной любовью. Ну а «Вива» со 125-сильным мотором «один и восемь» и опциональными пакетами для плохих дорог и сложных климатических условий вроде бы имела все шансы на успех.
Производство развернули в 2004 году в родовом гнезде «Шеви Нивы» — на мощностях совместного предприятия GM-АВТОВАЗ. Пять лет спустя все закончилось. Причина краха Viva сложилась из совокупности факторов. Первоначальная базовая цена в 333 333 рубля буквально перед поступлением к дилерам выросла более чем на 34 тысячи. Прайс на продвинутую комплектацию взлетел на 52 тысячи рублей. Покупатели призадумались. С одной стороны Chevrolet подпирал свежий и современный Ford Focus второй итерации. С другой соблазнял Renault Logan. Компактный и незамысловатый, зато практичный, дешевый и со «всеядной» подвеской. Рынок сделал выбор не в пользу «Вивы». Скажем больше — многие автовладельцы вообще не знали о её существовании.
Volkswagen Pointer
То, что бразильцам хорошо, россиянам непонятно и чуждо. А ведь как красиво все начиналось!... На столичном мотор-шоу 2003 года на стенде «Фольксвагена» засветился диковинный хэтчбек Gol прямиком из Южной Америки. «Гол», то бишь. Не красавец, но намек на грядущее разнообразие в сегменте бюджетной техники. В 2004-м он вышел на отечественный рынок под именем Pointer — оригинальное название грозило путаницей с Golf. Уже летом 2006 года бразильская атака провалилась. Игрок выбросил белый флаг и покинул Россию.
Почему? Во-первых, нам предложили откровенно несвежий продукт с усредненной невзрачной внешностью. На момент появления у нас «Пойнтера» его южноамериканский аналог разменял второй десяток лет.
Во-вторых, оснащение вызывало вопросы и недоумение. Максимально пустая начальная трехдверка без гидроусилителя руля и переднего стабилизатора поперечной устойчивости ожидаемо пользовалась очень скромным спросом. Пятидверная модификация с расширенным опционалом была покупателям всяко интереснее, а 1,8-литровый мотор (100 л.с.) в паре с безальтернативной пятиступенчатой «механикой» тянул гораздо лучше литрового 67-сильного движка. Но даже с этим набором происходил диссонанс в восприятии.
Представленная в России европейская палитра «Фольксвагена» активно разрывала связи с дешевизной, вибронагруженым силовым агрегатом, не лучшей шумоизоляцией и тесным вторым рядом сидений. «Старый новый» хэтчбек без намека на шарм и зачатки премиальности в нее не вписался. Чужой среди Golf, Passat и Touareg закономерно остался на обочине рынка.
Volga Siber
История «Сайбера» с самого начала напоминала смелую и обреченную на провал авантюру. Объяснений тому целая корзинка безотносительно внесшего свои суровые коррективы кризиса 2008-2009 годов. Полагаем, в определенном смысле помешал сложившийся образ оригинальной «Волги» со всеми ее многочисленными объективными недостатками.
Не стоит недооценивать силу имени. До боли родное, оно ассоциируется не только с ржавеющими на глазах, собранными вкривь и вкось рыдванами, но и со временами, когда недоступные простым смертным черные газовские линкоры стояли на верхних уровнях пищевой цепочки. И на них смотрели с благоговейным трепетом.
Теперь «Волгой» назвали не бог весть какой переднеприводный Chrysler Sebring/Dodge Stratus. Автор вовсе не пытается оговорить американский седан. Послушайте, что говорит о нем авторитетное издание Consumer Reports.
«Несмотря на красивый стиль долго выпускающийся Chrysler Sebring никогда не входил в когорту очень хороших автомобилей. Возможно, его лучше всего рассматривать в статусе дешевого непривлекательного ширпотреба, а не как объект вожделения. В сравнении с конкурентами «Крайслеру» не хватает живости и проворности, он шумный и жесткий. На ходу воспринимается неуравновешенным. У моделей до 2007 года без боковых подушек безопасности низкая оценка IIHS (Insurance Institute for Highway Safety, Страховой институт дорожной безопасности) за пассивную безопасность при боковом ударе. И это еще один отрицательный момент».
Siber отличался от исходного «Себринга» элементами оформления — другой радиаторной решеткой, видоизмененной оптикой и бамперами. Вопреки первоначальным планам запустить в серию разные модификации до конвейера добрался лишь промежуточный вариант с 2,4-литровой «четверкой» (143 л.с.), пятиступенчатой механической и четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Подвеску адаптировали к российским условиям, но преимущества доработок нивелировал малый дорожный просвет в 140 мм.
Псевдо-«Волгу» собирали на ГАЗе с 2008 по 2010 год. Наполеоновские планы разбились о низкий спрос и убыточность затеи. Всего построено 8933 машины, хотя счет Siber должен был идти на десятки тысяч.
Vortex Corda
Еще один несостоявшийся и редко встречающийся герой бюджетного фронта. Corda — не что иное, как доработанный ТагАЗом Chery Amulet, печально известный китайский лифтбек с уровнем пассивной безопасности где-то между туристической палаткой и семейным экипажем Флинтстоунов.
Базовая версия получил кондиционер, гидроусилитель руля, противотуманные фары, центральный замок и иммобилайзер. Двигатель объемом 1,5 литра (109 л.с.) работал в паре с пятиступенчатой «механикой». Автоматическая коробка передач для одной из самых бюджетных машин на рынке естественно не предусматривалась.
О «Корде» нынче помнят немногие. Онлайн-площадки по продаже подержанной техники от этих чудо-автомобилей прямо скажем не ломятся. На дороге вы скорее встретите Vortex Estina (клон Chery Fora).
Это не лучший продукт, но гнобить его без оглядки на чем свет стоит не вполне справедливо. Нам встречались полные теплых слов отзывы благодарных пользователей. Они отмечали сносную управляемость, просторный багажный отсек и дешевую эксплуатацию. Главное — не попадать в аварию. Очевидно, тянущийся за «Амулетом» имидж автомобиля из папье-маше останавливал желающих от покупки. В любом случае, Vortex просуществовал недолго: сборка стартовала осенью 2010 года, а уже в начале 2014-го производителя признали банкротом.
ТагАЗ Vega
С другим таганрогским творением произошла совсем уж неприятная история, хотя запуск выглядел многообещающе. Дебют состоялся не где-нибудь, а на Красной площади. Коллеги-журналисты тогда гадали, мол, с кого вся красота скопирована. Представители завода отмахивались: сами сделали. Точнее, корейское подразделение TagAZ постаралось. И уточняли, что «Вега» — первенец в линейке собственных разработок. Планировалось развить и дополнить палитру более крупными легковушками и кроссоверами.
Машина из импортных агрегатов и комплектующих вышла приличной. С вполне тяговитым 124-сильным бензиновым мотором объемом 1,6 литра и пятиступенчатой «механикой», хорошей шумоизоляцией, вместительным багажником и ценой от 349,9 тысяч рублей.
ТагАЗ определенно имел амбиции и план для захвата части рынка, но потерпел неудачу. Первый седан собрали в конце апреле 2009 года и уже в сентябре приостановили процесс. В продажу поступило 1037 штук. Все из-за затеянной GM Daewoo Auto & Technology судебной тяжбы. По мнению истца, Vega разрабатывалась с использованием полученной не совсем законным способом документации Chevrolet Lacetti. В начале 2011 года сеульский суд оштрафовал подразделение отечественной компании и запретил выпуск узлов и агрегатов.
Fiat Albea
Корни недорогого и симпатичного автомобиля уходят в середину девяностых, когда Fiat запустил глобальную линейку — хэтчбек Palio, универсал Palio Weekend и седан Siena. В 2002 году последний стал базисом для адаптированной восточноевропейской четырехдверки Albea с почти идентичным экстерьером и увеличенной до 2439 мм колесной базой.
Обе четырехдверки — граждане мира. Они выпускались в многочисленных государствах, начиная Венесуэлой и заканчивая… Северной Кореей. Albea с 1,4-литровым мотором (77 л.с.) и пятиступенчатой механической коробкой передач сходила с конвейера завода «Соллерс» в Набережных Челнах с конца 2006-го по начало 2012 года.
Итальянский премимум и экзотические суперкары являются выбором немногочисленных эстетов. Мечтой. С массовым сегментом все проще и одновременно сложнее. У нас граждане, как правило, страдают фиатофобией, предпочитая немецкие, французские и азиатские бренды. Ментальный барьер обычно непреодолим, и потому российская карьера Albea изначально вызывала определенные сомнения. И действительно, популярности он не снискал. Но имелась другая загвоздка.
Незадолго до прекращения сборки на площадке «Соллерс» пути сторон разошлись. Потерявший крупного партнера Fiat остался не у дел. Впрочем, еще летом 2011 года он подписал соглашение с Минэкономики о сборке техники на новом заводе в Санкт-Петербурге ежегодной производительностью 120 тысяч штук. Как говорят в кино, «неплохая попытка, но… нет».
Peugeot 301
Помните «триста первый»? Ответ, вероятнее всего, отрицательный. И это ничуть не удивительно. Родственник Citroen C-Elysee заступил на дежурство весной 2013 года и попрощался с Россией в конце 2016-го. Франко-русская любовь не задалась: если сперва ежегодные продажи исчислялись сотнями экземпляров, то под конец — десятками.
Не самый дешевый автомобиль испанской сборки не пришелся по вкусу пользователям, хотя очевидных плюсов хватало. При длине 4442 мм и ширине 1748 мм он достаточно просторный. В линейку силовых агрегатов входил 1,6-литровый турбодизель мощностью 92 л.с. в паре с пятиступенчатой «механикой», экономичный бензиновый 72-сильный «один и два» и агрегат объемом 1,6 литра (115 л.с.). Последний сочетался с четырехступенчатой автоматической и пятиступенчатой механической коробкой передач, а младшее исполнение успело опробовать «робот» Efficient Tronic Gearbox с пятью ступенями.