Неизвестные концепты Ford, которые вас поразят
Гиперкар из Need for Speed, прадед минивэнов, городской трехколесник и другие экспериментальные модели.Ford Nucleon
Электрические двигатели, водородные силовые установки, гибридизация… А как вам ядерный реактор в автомобиле для теоретического увеличения запас хода до восьми тысяч километров? В конце пятидесятых годов фордовцы рассматривали жутко увлекательную концепцию и воплотили ее в проекте Nucleon. Хотя, «проект» — это громко сказано. На свет появилась лишь модель в масштабе 3:8, изображения и сопутствующая легенда. Но какая!
Может показаться, что концепт создавался в лихорадочном состоянии измененного сознания. Позади кабины располагается непонятного вида платформа. Колесная база экстремально короткая, а передний свес непомерно длинный. Не ровен час Nucleon кувырнется вперед прямиком на гипертрофированный утиный нос! Впрочем, внешний вид — это далеко не самая удивительная черта концепта.
Привычная силовая установка с двигателем внутреннего сгорания и коробкой передач не предусматривалась в принципе. Согласно задумке потерявших страх инженеров, машина приводилась паровым двигателем и ядерным реактором на основе деления урана как на атомных субмаринах. Разумеется, возникает логичный вопрос о воздействии радиации на водителя, его пассажиров и окружающую среду, в том числе о дозах излучения при дорожно-транспортном происшествии. Ответов на них, к счастью или к сожалению, нет. И не предвидится.
Ford Ranger 2
В шестидесятые годы на смену эпохи «детройтского барокко», которая воспевала гигантские хвостовые кили, фонари а-ля сопла ракет и другой избыточный декор пришла стилистическая строгость. Но не скука! Производители продолжали удивлять аудиторию поисками новых воплощений футуризма.
Одним из самых поразительных и ныне забытых фордовских концептов тех времен был Ranger 2. Формально он мог считаться пикапом-ютом на рамном шасси легкового универсала, но лишь до тех пор, пока водитель не нажимал кнопку, а автомобиль не превращался в некое подобие грузового седана. Задняя секция трехместной кабины сдвигалась на 18 дюймов (457 мм) назад и салон мог вместить уже пятерых, пусть и ценой пространства грузового отсека.
Особенность шоу-кара — не только опережавший время кузов-трансформер, но и подъемные двери с гидроприводом, визуально делящие кабину надвое. Разумеется, на серийной продукции ничего подобного не применялось — юты и пикапы долгие десятилетия оставались обычной утилитарной техникой без футуристических изысков и сложных дорогостоящих решений.
Ford LID Mustang
Недавно мы подробно и обстоятельно рассказывали о многочисленных экспериментальных Chevrolet Corvette со среднемоторной компоновкой. Компания Ford проводила аналогичные изыскания с Mustang — не от хорошей жизни и отнюдь не так глобально, как коллеги-конкуренты.
Пони-кар 1969-1970 годов выпуска в могучей мачо-версии Boss 429 с 7,0-литровой «восьмеркой» харизматично выглядел и нередко был первым парнем на светофоре, но имел проблему. Из-за тяжеленного двигунища промеж передних колес масса распределялась по осям в соотношении 60:40. Чуть лучше чем у топора, но далеко от идеала. Избавить машину от влиявшего на управляемость недостатка попробовали радикальным образом. Двигатель и автоматическую коробку передач вытащили с их привычного места, установили задом наперед на подрамник и запихнули позади салона.
Так появился LID Mustang с совершенно стандартной внешностью вплоть до сохранившегося воздухозаборника на капоте и колпаков от Lincoln поверх штампованных колесных дисков. Аббревиатура расшифровывалась как Low Investment Drivetrain (дословно — дешевая силовая установка) и недвусмысленно намекала на то, что фастбек с мотором над задней осью строился быстро, с минимальными вложениями и малой кровью.
В отличие от серийного автомобиля прототип вмещал лишь двоих — огромная «восьмерка» выселила из салона задний диван. В пустующем подкапотном пространстве осталась только аккумуляторная батарея, радиатор с вентилятором и конденсатор кондиционера. Другая интересная особенность — независимая задняя подвеска со стойками Koni вместо традиционного неразрезного моста.
Развесовка зеркально поменялась и теперь на заднюю ось приходилось 60% массы. Каково же было удивление инженеров, когда они так и не получили улучшения динамики. На старте диковинный Mustang лучше цеплялся ведущими колесами за дорожное покрытие и буксовал меньше переднемоторного собрата, но существенно более резвым характером не отличался.
Судьба прототипа неизвестна. После испытаний его планировали уничтожить, однако, по данным ряда источников, этого не случилось. В какой-то момент машина просто исчезла. Интересно, когда уникальный Mustang найдут в старом амбаре под слоем вековой пыли и паутины? Или, быть может, единственный в своем роде фастбек прозябает в частном собрании коллекционера-затворника?
Ford Coins Ghia
Шоу-кар с внешностью корабля пришельцев украсил бы наш очерк о сумасшедших концептах семидесятых годов, но мы не случайно приберегли его для тематической фордовской подборки. Экспериментальное купе приурочили к годовщине приобретения концерном итальянской карроцерии Ghia, а его облик создал американский художник Том Тьярда.
Coins, как и другие футуристические суперкары той эпохи — мастер иллюзий. На соло-снимках он выглядит огромным межгалактическим крейсером, но производит впечатление детской машинки на фоне небольшого купе Ford Capri. Игрушки с дизайном из отдаленных уголков космоса. На дворе стояла эпоха стилистических экспериментов и Тьярда в своих изысканиях дошел до грани. Более того, дверей не наблюдается, а доступ в салон открывала огромная подъемная секция в задней части кузова. Наградой водителю и пассажирам за вынужденные акробатические трюки при посадке-высадке был трехместный салон с креслом пилота по центру и цифровой футуристической панелью приборов.
В послужном списке Тьярды более семидесяти разных автомобилей, включая De Tomaso Pantera, Ford Maverick и седан Saab 900. Но, как гласит молва, дизайнер решительно ненавидел именно экстремальный, рвущийся в будущее Coins.
Ford Carousel
В восьмидесятые годы минивэны Dodge Caravan и Plymouth Voyager оказались спасительной соломинкой для стремительно тонущей корпорации Chrysler. Как ни странно, любимцы американских семей косвенно обязаны своим рождением фордовской разработке.
За десять лет до их создания «синий овал» готовился запустить семейный вэн с кодовым названием Carousel на базе модели Econoline. Предполагалось, что новинка будет компактнее больших микроавтобусов, выступит альтернативой традиционным универсалам и поместится в обычный частный гараж. Проект курировал директор продуктового планирования Хэл Сперлич, о личности которого следует сказать особо.
Сперлич был пророком и гением среди топ-менеджмента американских производителей. Он ратовал за более компактные модели еще в шестидесятые годы и инициировал разработку массового небольшого автомобиля для молодых покупателей. Этим феноменом общенационального масштаба оказался Mustang. Другим чудом вполне мог быть суперфункциональный практичный Carousel. Увы, не стал. Ford планировал начать серийное производство в 1975-м, но случившийся накануне топливный кризис спутал все карты.
В конце семидесятых Хэл Сперлич покинул концерн и на пару с фордовским экс-президентом Ли Якоккой поднял с колен Chrysler в том числе благодаря запуску многочисленных массовых переднеприводников. Директор продуктового планирования принес с собой множество смелых идей, включая материалы по передовой многоцелевой модели. «Карусель» наконец закрутилась! Пусть автомобиль не пригодился «Форду», но его принципиальная концепция, претерпев значительные изменения, дала жизнь бестселлерам конкурентов.
Интересно, что крайслеровцы в свое время тоже работали над похожей семейной машиной, но дальше пластилинового макета проект не продвинулся — на большее не хватило средств. Как вспоминал впоследствии дизайнер и автор облика оригинального прототипа Carousel Дик Несбитт, фордовские наработки сыграли огромную роль в становлении минивэнов Dodge, Plymouth и Chrysler. Не исключено, что без Сперлича и Якокки их бы попросту не было.
Кстати, маленький четырехместный концепт Ford MiniMax с клиновидным футуристическим силуэтом тоже дело рук Хэла Сперлича. Похоже, что отвергнутая Генри Фордом II модель пригодилась… дизайнерам General Motors. Присмотритесь к некогда знаменитому трио минивэнов Chevrolet Lumina APV, Pontiac Trans Sport и Oldsmobile Silhouette с композитными кузовами. Не правда ли, их в экстерьере прослеживается влияние и переосмысление облика MiniMax?
Ford Cockpit
К концу семидесятых годов автопроизводители США окончательно поняли, что будущее за более экономичным транспортом. Настала эпоха великого уменьшения размеров и внедрения прогрессивных технологий. На смену квадратным помпезным кузовам пришли футуристические аэродинамичные формы. Карбюраторные моторы постепенно начали вытесняться компактными агрегатами с более совершенной системой питания.
Иногда эксперименты и стремления разрушить устоявшуюся парадигму приводили к необычным результатам. Так, представления о гипотетическом городском автомобиле воплотились в концепте Ford Cockpit 1981 года туринского кузовного ателье Ghia. Три колеса, три метра длины и вес как у тяжелого мотоцикла-круизера. Радикальнее не придумаешь!
Cockpit вмещал только водителя и пассажира — они располагались друг за другом, словно в истребителе. Авиационные ассоциации усиливал подъемный колпак крыши и бокового остекления. При этом назвать машину «дорожным самолетом» язык не поворачивается. Cockpit оснастили жалким 200-кубовым одноцилиндровым моторчиком от скутера Piaggio с приводом на заднее колесо.
Разработчики обрекли водителя на медленный, печальный, но очень экономичный круизинг. На каждую сотню километров автомобильчик нюхал чуть более трех литров топлива и таким образом представлялся идеальным городским транспортом эпохи топливного кризиса. Но сложные времена рано или поздно заканчиваются, и у водителей вновь просыпается страсть к технике, на которой можно ездить, а не ползать.
Ford GT90
О существовании экспериментального гиперкара 1995 года нынче помнят лишь махровые петролхеды и те, кто играл в древнейшую вторую часть автосимулятора Need for Speed. GT90 был звездой виртуальных гонок. Как же пуляла эта штуковина на выгнутом «аквариуме» монитора компьютера и какое удовольствие доставляла своим видом и яростным звучанием! Жаль, в серийном производстве машина так и не появилась.
Ford GT90 создали за полгода и прочили в идеологические наследники легендарного GT40. С точки зрения инженерии он находился на самом острие прогресса, не мелочился с отдачей и по динамике мог уложить на обе лопатки большинство серийных суперавтомобилей.
В основу лег алюминиевый монокок. Поверх него — кузов из углепластика в граненом фордовском стиле New Edge. У нас есть подробная история об этом невероятном автомобиле, так что ниже расскажем только самое главное.
Двигатель V12 объемом 5,9 литра построен на базе 4,6-литровой атмосферной «восьмерки», которую ставили на великое множество фордовских моделей. Правда, от массового мотора мало что осталось. Систему наддува применили по образу и подобию Bugatti. Четыре дополнительных цилиндра и четыре турбонагнетателя Garrett T2 позволили взвинтить отдачу до 730 л.с. и 895 Нм. С места до 97 км/ч гиперкар четвертьвековой давности разгоняется за 3,1 секунды, до 160 км/ч — за 6,2 секунды. Расчетная максималка — 407 км/ч. Страшно подумать, на что Ford был бы способен не с пятиступенчатой механической коробкой передач, а с современным преселективным «роботом» с двумя сцеплениями!
Ford Indigo
Представить себе GT90 на дорогах общего пользования можно, а Indigo с открытыми колесами, подъемными дверьми и ксеноновыми лампами в корпусах зеркал заднего вида — нет. Ультимативный дизайн кузова из углепластика и стекловолокна а-ля гоночный болид не случаен. Суперкар являет собой адаптацию технологий и решений из мира первенства IndyCar, что отражено в его названии. Более того, концепт действительно близок к боевым машинам с точки зрения отдельных элементов анатомии.
Основу концепт-кара 1996 года составляет углепластиковый кокпит, разработанный совместно с гоночной командой Reynard Motorsport. Подвеска во многом повторяет компоненты индикаровских болидов. Смена ступеней в шестиступенчатой «механике» реализована оригинально и тоже на гоночный манер посредством клавиш на руле. А ведь с виду он обычный — баранка баранкой.
Двенадцатицилиндровый мотор объемом 5,9 литра мощностью 441 л.с. разработан не с чистого листа. В основу легла массовая «шестерка» Duratec. Более того, по некоторым данным, агрегат представляет собой два сращенных блока V6 с сохранением серийных поршней, колец и шатунов. Интересно, что несколько лет спустя после дебюта Indigo мотор стала применять входившая в империю Ford марка Aston Martin. Начали с DB7 Vantage. Правда, ту версию строила инжиниринговая компания Cosworth.
Но вернемся к Indigo. По динамике он выступает на уровне с быстрейшими серийными моделями своей эпохи, разгоняется до 97 км/ч за 4 секунды и выжимает до 290 км/ч. Компания построила два прототипа — один выставочный макет, второй ездовой экземпляр.