Опубликовано 17 октября 2011, 22:38

Овал

Чемпион INDYCAR Дэн Уэлдон погиб на гонке в Лас-Вегасе
Чемпион серии INDYCAR, двукратный победитель марафона "Инди-500" Дэн Уэлдон погиб в массовой аварии на овале в Лас-Вегасе. "Мотор" вспоминает карьеру Уэлдона в автогонках, а также другие аварии с летальным исходом, произошедшие на овальных автодромах.
Дэн Уэлдон
Дэн Уэлдон
© INDYCAR, Honda, AP

В массовой аварии на гонке INDYCAR в Лас-Вегасе погиб один из лучших пилотов чемпионата – Дэн Уэлдон. На скорости около 360 километров в час его болид попал в завал из десятка машин и, наехав на колесо другой машины, взмыл в воздух и загорелся.

Гонку остановили, а травмированных пилотов отправили в больницу. Уилла Пауэра, Пиппу Манн и Джей-Ара Хильдебранда повезли на автомобиле скорой помощи, а получившего наиболее серьезные повреждения Уэлдона погрузили в вертолет. Уже тогда у зрителей и участников заезда появилось тревожное предчувствие: в отличие от машин соперников, болид Дэна сразу накрыли брезентом.

В больнице за жизнь гонщика боролись 20 врачей. Однако через два часа после аварии руководитель INDYCAR Рэнди Бернард выступил с заявлением, официально подтвердившим смерть пилота. Дэну Уэлдону было 33 года.

Быстрейший

"Я знал Дэна с тех пор, когда ему было шесть лет, – рассказал после аварии новоявленный чемпион серии INDYCAR Дарио Франкитти в интервью Autosport. – Когда он дебютировал в INDYCAR, то сразу показал себя дерзким, но очень обаятельным гонщиком. Перед этапом в Лас-Вегасе я как раз рассказывал его сыну Себастьяну байки из нашего гоночного прошлого... Теперь Дэна нет с нами".

Дэн Уэлдон впервые сел за руль карта в четыре года. Первое время дорогостоящее увлечение мальчика оплачивал его отец, а сам Дэн соперничал на трассе с будущим чемпионом Формулы-1 Дженсоном Баттоном. Когда Уэлдону исполнилось 20 лет, его европейская карьера зашла в тупик: для того чтобы сделать шаг в более престижные и дорогие чемпионаты, британцу нужны были деньги. Серьезных спонсоров у Дэна не нашлось, и он решился перебраться за океан, где участие в автогонках обходилось заметно дешевле.

За три года пройдя основные молодежные серии Соединенных Штатов, в 2002 году Уэлдон дебютировал в главном "формульном" чемпионате Нового света – Indy Racing League (IRL). Начав с 11-го места в первом полном сезоне, Уэлдон набрался опыта и уже в 2004 году стал вице-чемпионом IRL. А на следующий сезон выиграл шесть гонок и взял титул, с кажущейся легкостью расправившись с корифеями чемпионата: Канааном, Хорнишем и Франкитти.

Успешные выступления помогли гонщику перебраться в чемпионскую конюшню Ganassi: чемпионат 2006 года Дэн закончил с максимальным количеством очков, но по дополнительным показателям уступил титул Сэму Хорнишу. Однако потом результаты британца пошли на убыль: два следующих сезона Уэлдон закончил на четвертом месте, а в конце 2008-го и вовсе вернулся в скромную команду Panther Racing. В маленьком коллективе Дэн не мог рассчитывать на победы, но все же раз за разом "прыгал выше головы", цепляясь за места в первой десятке.

У владельца команды Чипа Ганасси остались самые теплые воспоминания об Уэлдоне. "Я помню, как его напарники в Andretti говорили, что не понимают, как ему удается выигрывать столько гонок, -- рассказал Ганасси. -- А потом он перешел ко мне, и я все понял. Боже, надо было видеть его победу в «24 часах Дайтоны»! Поговорите со Скоттом Диксоном, и он расскажет вам, как много Дэн принес в команду. Это он научил Диксона побеждать, сделав его пилотом экстра-класса».

Слева направо: Дэн Уэлдон, Чип Ганасси, Скотт Диксон.

У владельца команды Чипа Ганасси остались самые теплые воспоминания об Уэлдоне. "Я помню, как его напарники в Andretti говорили, что не понимают, как ему удается выигрывать столько гонок, -- рассказал Ганасси. -- А потом он перешел ко мне, и я все понял. Боже, надо было видеть его победу в «24 часах Дайтоны»! Поговорите со Скоттом Диксоном, и он расскажет вам, как много Дэн принес в команду. Это он научил Диксона побеждать, сделав его пилотом экстра-класса».

Слева направо: Дэн Уэлдон, Чип Ганасси, Скотт Диксон.

Перед текущим чемпионатом гонщик лишился персонального спонсора и был вынужден пропустить сезон. Но уже весной Уэлдон спас свою репутацию, возродив карьеру невероятной победой в "Инди-500". Перед стартом гонки никто не ставил на забытого чемпиона, но Дэн провел невероятный заезд и в последнем повороте отобрал первую позицию у новичка INDYCAR Джей-Ара Хильдебранда.

В свободное время Уэлдон занимался обкаткой нового шасси для 2012 года: болид INDYCAR следующего поколения должен был стать быстрее и при этом безопасней предшественника, а опыт Дэна помогал конструкторам устранять недоработки сырого шасси. По злой иронии судьбы, Уэлдон погиб в последней гонке на старых автомобилях.

Финальный заезд в Лас-Вегасе был особенной гонкой. Впервые в истории INDYCAR организаторы чемпионата учредили специальный приз для непостоянного участника, которому удастся выиграть овальный заезд: будущему победителю обещали пять миллионов долларов. Поначалу многие пилоты из других серий выражали свою заинтересованность в таком состязании, но в итоге уладить все детали удалось только с Уэлдоном. По условиям конкурса, британец обязан был стартовать с последнего места, а в случае победы Дэн разделил бы свой выигрыш с одним из фанатов, поставивших на британца.

Драматизма произошедшему добавляет еще и то, что Уэлдон должен был вернуться в чемпионат уже в следующем году: Дэн заключил соглашение со своими старыми друзьями из Andretti Autosport на сезон 2012 года. А промоутеры серии INDYCAR готовились заменить уходящую в NASCAR Данику Патрик новым "лицом чемпионата", сделав из Уэлдона своеобразного посла "Индикара". Увы, авария в Лас-Вегасе принесла миру совсем не то послание, которое ожидалось...

Жертвы скорости

Гибель Дэна Уэлдона стала для "овальных гонок" на автомобилях с открытыми колесами первой за последние пять лет. Для сравнения, в Формуле-1 последняя авария с летальным исходом была зафиксирована в далеком 1994 году, когда в "Имоле" разбились Айртон Сенна и Роланд Ратценбергер. Невеселая статистика "Индикара", если присмотреться, окажется куда более насыщенной.

В 2006 году на свободных заездах перед этапом в Хоумстеде погиб Пол Дана. Американец был на быстром круге, когда на болиде ехавшего перед ним Эда Карпентера лопнуло колесо. Неуправляемый автомобиль бросило сначала на внешнюю сторону спидвея, а потом потащило вниз. Дана аварию не видел, а инженер приказал Полу держаться внутренней бровки трассы. В результате, на скорости 280 километров в час гонщик врезался в болид Карпентера. Пола доставили в больницу, где он скончался от осложнений после травм.


%На частных тестах команды Ganassi в Индианаполисе в октябре 2003 года взлетел и разбился Тони Ренна. Авария 26-летнего американца стала наглядным опровержением теории о том, что на предельных скоростях гоночные болиды обладают настолько высокой прижимной силой, что могут ездить по потолку: болид Ренны взмыл в воздух и ударился о заграждение. Гонщик погиб на месте.

%На частных тестах команды Ganassi в Индианаполисе в октябре 2003 года взлетел и разбился Тони Ренна. Авария 26-летнего американца стала наглядным опровержением теории о том, что на предельных скоростях гоночные болиды обладают настолько высокой прижимной силой, что могут ездить по потолку: болид Ренны взмыл в воздух и ударился о заграждение. Гонщик погиб на месте.


За несколько лет до этого, с интервалом в полтора месяца произошли сразу две аварии, унесших жизни гонщиков ChampCar. В сентябре 1999 года только перебравшийся в Штаты Гонсало Родригес врезался в бетонный барьер на трассе "Лагуна-Сека". Столкновение произошло на скорости 225 километров в час, после чего болид уругвайца перевернулся. Родригес получил серьезную травму черепа и скончался.

В том же сезоне произошла авария Грега Мура, в которой можно найти немало параллелей с гибелью Дэна Уэлдона. Подобно британцу, 24-летний Мур был любимцем публики: канадец завоевал сердца болельщиков не только в Америке, но и в Европе, обогатив аудиторию "Индикара" фанатами гонок из Старого света.

Обе аварии произошли на последнем этапе сезона, когда решалась судьба чемпионства. И оба в борьбе за титул участия не принимали. На рестарте гонки на овале Auto Club Speedway Мур сошел с основного полотна трассы, вылетев на внутреннюю дорожку трека, попал на траву и врезался в бетонный отбойник. Шестью кругами ранее точно такая же авария произошла с Ричи Хирном, но если американец после своего вылета самостоятельно выбрался из болида и пошел досматривать гонку в боксы, то Грег Мур погиб на месте.

Тремя годами ранее в американских "формульных" чемпионатах произошла пара похожих аварий. В мае 1996-го на тренировке перед "Инди-500" разбился гонщик серии IRL Скотт Брайтон, а в июле погиб пилот конкурирующего на тот момент первенства ChampCar Джефф Кроснофф.

В истории американских автогонок можно найти еще немало примеров фатальных аварий. Не зря же Эрнест Хэмингуэй сказал свою знаменитую фразу: "Я знаю только три настоящих вида спорта: корриду, альпинизм и автогонки. Все остальное – это игры".

Впрочем, еще в середине двадцатого века смертельные случаи на овальных автодромах происходили реже, чем на традиционных трассах европейского типа. Однако с течением времени безопасность гонок в Европе заметно выросла, тогда как на спидвеях смертность почти не уменьшилась.

Во многом это связано с тем, что уровень безопасности на стационарных автодромах можно повысить такими мерами, как отодвигание бетонных стен, организация асфальтированных и гравийных ловушек и установка защитных барьеров из отработанных шин по всему периметру трассы. В Формуле-1 все эти меры действительно принесли плоды. А вот кардинально повысить безопасность гонок на овалах невозможно по определению: традиционно спидвеи строились в форме искусственного котлована, по краям которого располагались зрители, наблюдающие сразу за всем, происходящим на трассе.

В отличие от европейцев, видящих автомобильные соревнования в виде поездки из пункта А в пункт Б, в США гонки воспринимают как грандиозное зрелище, созданное для развлечения публики. Поэтому вместо извилистых дорожек в "Индикаре" предпочитают гоночные "Колизеи", в углублении которых бьются гладиаторы-автогонщики.

Руководители INDYCAR, конечно, будут делать все возможное для снижения числа аварий со смертельными исходами, придумывая новые средства защиты пилотов и повышая прочность болидов. Но главный фактор риска – овальные треки – наверняка останутся без изменений еще долгое время. Ведь если убрать из автоспорта овалы, Америка разом лишится всей гоночной традиции, бережно взращиваемой на протяжении последнего столетия. Так что гибель Дэна Уэлдона наверняка не станет последней в длинном списке жертв скоростных спидвеев. Организаторам "Индикара" остается лишь уповать на то, чтобы следующий фатальный случай произошел как можно позже.