Самые безумные концепт-кары: выбор «Мотора»
Ядерный Ford, невесомая лодочка на солнечных батареях, «аватар» с трехлучевой звездой и другие чудеса мысли, дизайна и инжинирингаFord Nucleon
После окончания Второй мировой войны Америка активно развивала реактивную авиацию и с оптимизмом смотрела на перспективы атомной энергии. Эти две тенденции воплотились в первом герое нашего очерка. Казалось бы, при чем тут автомобилестроение...
В 1954-м ВМС США получили USS Nautilus, первую в мире атомную подводную лодку. Одновременно началось строительство первой на территории страны АЭС в Шиппингпорте, штат Пенсильвания. Но вот, что по-настоящему удивительно. Тремя годами ранее, еще до того как «Наутилус» заложили на верфи в Гротоне, авторитетное издание Motor Trend опубликовало статью «Атомные автомобили будущего». В ней предрекалось появление принципиальной новой техники с компактными, легкими и безопасными энергоблоками уже в обозримой перспективе.
Фантастическую идею подхватила компания Ford и в 1958-м показала концепт Nucleon. Точнее, макет в масштабе 3/8. Он давал примерное представление об облике машины, которой вряд ли обрадовались бы другие участники дорожного движения.
Эстетика шоу-кара — это типичный «аэрокосмический романтизм» конца пятидесятых. Плоский стремительный кузов, панорамное остекление и два хвостовых киля уподобляли его футуристическому летательному аппарату. Вот только не факт, что крейсер захотели бы принимать земные или даже марсианские аэродромы. В задней части под декоративной нашлепкой а-ля Continental kit (внешнее запасное колесо в эффектном чехле) теоретически находился урановый реактор. По задумке он приводил турбину и позволял не вспоминать о перезарядке в течение 5 тысяч миль (свыше 8 тысяч километров). Вторая турбина играла роль генератора — питать электричеством оптику, кондиционер и другие потребители.
Пропорции диковатые, как и сам автомобиль. Кабина висит за пределами крохотной колесной базы. У полноразмерной виртуальной модели длиной свыше пяти метров она должна была едва превысить 1,7 метра. У классического Mini и то больше! Очевидно, автор проекта Джим Пауэрс хотел таким экстравагантным способом более-менее уравновесить распределение массы по осям. Или знал то, о чем мы и не подозреваем. Об управляемости Nucleon остается лишь догадываться.
Концепция машины с бортовой атомной станцией отлично вписывается в сюжет научно-фантастического романа. Но одна мысль о подобном чуде посреди транспортного потока вызывает мороз по коже. Как повлияет установка на здоровье людей? Сколько городских кварталов превратятся в зону отчуждения после аварии? Чем обернутся эксплуатационные ошибки или производственный брак? Эксперты обращали внимание и на другую проблему. По словам Дэйла Томаса, заместителя директора Центра исследований силовых установок университета штата Алабама, она заключается не в размещении ядра реактора, а в управлении вырабатываемой им энергией. Инженерная головоломка так и осталась теорией. Кто знает, может, оно и к лучшему?
Chevrolet Astro III
Chevy Astro — это небольшой вэн, который вместе с аналогом GMC Safari выпускался аж двадцать лет. Но имя появилось задолго до рождения однообъемника и первоначально принадлежало экспериментальной династии. Первый ее представитель увидел свет в 1967-м. Экспрессивный дизайн, рост как у трехлетнего ребенка и 240-сильная версия алюминиевой оппозитной «шестерки» воздушного охлаждения от печально известного Chevrolet Corvair тонко намекали на то, что проект не продвинется дальше красивой идеи.
Вторая, более реалистичная итерация с 390-сильным биг-блоком и европейской стилистикой дебютировала год спустя. Легендарный отец «Корвета» Зора Аркус-Дантов и главный дизайнер General Motors Билл Митчелл тщетно надеялись протолкнуть спорткар в качестве концепта Corvette следующего поколения. Руководство концерна справедливо сочло, что американские покупатели не готовы к среднемоторному Chevrolet.
С Astro III бренд пустился во все тяжкие. Автомобиль со стеклопластиковым кузовом радикально отличался от предшественников и словно насмехался над здравым смыслом больших расчетливых боссов GM. Все ассоциации с сухопутной техникой случайны, любые совпадения неумышленны. Длиннющий нос, опоясывающее остекление, устройство наподобие камеры заднего вида с трансляцией изображения на монитор между сидений, характерное расположение колес, рулевое управление с рычагами вместо традиционной баранки, подъемный фонарь кабины… Сухопутный самолет без крыльев, частичка неба на грешной земле!
Связи с авиацией усиливал двигатель. Инженеры осознавали неуместность V-образной «восьмерки» или другой приземленной банальщины для Astro III, а потому отрядили ему турбовальный 317-сильный мотор Model 250-C18 от компании Allison. Агрегат можно встретить не только на самолетах, вертолетах, но и одном из самых безумных концептов.
Ferrari Modulo
Пока американцы искали золотую середину между автомобилем и самолетом, карроцерии по другую сторону Атлантики строили клиновидные футуристические машины, больше напоминавшие внеземные корабли. Их облик по сей день оставляет зрителя обескураженным. Какие силы направляли руку маэстро Марчелло Гандини из ателье Bertone, создателя купе Lancia Stratos HF Zero? Впрочем, Ferrari Modulo 1970 года авторства дизайнера Pininfarina Паоло Мартина получился еще более бескомпромиссным и инопланетным.
Суперкар напоминает летающую тарелку с прикрытыми во имя аэродинамики колесами. Интересная отсылка к воздухоплаванию — сдвижная секция из части крыши, лобового и боковых стекол вместо дверей. Чем не фонарь кабины истребителя?
Экстерьер сделал бы Modulo достойным претендентом на место в любом музее. Но концепт не был макетом. Он ездил так, как не снилось многим серийным машинам. В основу лег один из двадцати пяти гоночных прототипов Ferrari 512S. Еще до метаморфоз его подготовили по специфкации соревнований Can-Am и лишь затем передали кузовщикам.
Двигатель V12 объемом 5,0 литров мощностью 550 л.с. наделяет 900-килограммовую пушинку динамикой пули. Сотню она набирает примерно за три секунды а ее расчетная максимальная скорость превышает 350 км/ч. Сомневаться в сверхъестественных способностях не приходится, учитывая энерговооруженность и умение пробираться сквозь толщу воздуха со шпионской скрытностью.
Modulo удостоился двадцати двух (!) международных наград за дизайн. Последнее время он живет насыщенной жизнью и на пыль как будто не жалуется. В 2014-м перешел в собственность главы компании SCG (Scuderia Cameron Glickenhaus) Джеймса Гликенхауса, был отреставрирован, уцелел во время случившегося несколько лет назад пожара и, по слухам, даже ездит.
Renault Zoom
Идея складного автомобильчика для тесных улиц больших городов давно не дает покоя некоторым автопроизводителям и стартапам. До швейцарского Rinspeed Presto, израильского City Transformer и японского Earth-1 был Renault Zoom из начала девяностых.
Что капелька на колесах делает в рейтинге самых безумных шоу-каров и почему ее место не занял какой-нибудь дикий концепт Lamborghini? Объясняем.
Экспериментальный монстр ожидаемо будет обладать колюще-режущей внешностью, зверским двигателем и прочими неотъемлемыми атрибутами короля скорости. Дитя Renault и создавшей минивэн Espace компании Matra оказался гораздо более непредсказуемым и в определенном смысле пророческим. Главная особенность — переменная колесная база и, соответственно, варьирующаяся длина. Zoom может съеживаться на 350 мм, до 2300 мм и просачиваться в самые узкие парковочные места.
Видеть на супермини подъемные двери гильотинного типа тоже довольно странно. Для какого-нибудь Countach это стилистическая компонента, а в случае с «зумом» атрибут практичности и способ сделать посадку-высадку на запруженной стоянке более удобной.
Другой интересной фишкой стал 61-сильный электромотор — нетривиальное решение для разработки тридцатилетней давности.
Toyota i-unit
Все-таки Toyota — удивительная компания! С одной стороны она производит автомобили, которые нередко называют архаичными и, чего греха таить, не очень красивыми. С другой, открывает ногой дверь в будущее и иногда срывает покрывало с таких шоу-каров, что диву даешься. Представьте себе на секундочку городские улицы со шныряющими штуковинами как на фотографии. Не правда ли, смахивает на декорации к фантастическому фильму «Разрушитель» 1993 года со Сталлоне в главной роли про стерильное общество? Современный социум, характер трафика и ментальность людей к такому просто не готовы!
Язык не повернется назвать средство персональной мобильности i-unit машиной. Скорее, это гибрид микрокара и экзоскелета с чертами мототехники и дизайном, который без рюмки сакэ не осилить. Хотя замысел простой и элегантный — кокон-«кузов» символизирует лист. Дружелюбие к природе, мир, гармония и далее по списку. В конструкции применены экологичные материалы. В частности, волокна — гусары, молчать! — гибискуса коноплевого, известного также как кенаф.
Водитель находится в ложементе со стеклянным куполом над головой. Его положение варьируется от вертикального сидячего для общения с пешеходами до полугоризонтального «скоростного». При телодвижениях аппарат складывается-раскладывается. Поджав колеса он разворачивается на месте и компактно втискивается в самые тесные пространства. i-unit весит 180 кг, как небольшой мотоцикл. Если жизнь заставит, вытолкать его не составит большой проблемы.
Силовая установка, естественно, электрическая, с моторами на задних колесах и тяговой литий-ионной батареей. Управление организовано посредством двух джойстиков на подлокотниках. Команды транслируются по проводам.
Venturi Astrolab
Для попадания в рейтинг безумных проектов экстравагантность и стилистические изыски не нужны. Концепт Astrolab французской компании Venturi подтвердит! Его внешность обусловлена лишь неординарными техническими решениями и функциональностью.
Открытый всем ветрам кузов, пара кресел друг за дружкой, клюв передней части и колеса с выставленными напоказ рычагами вызывают формульные ассоциации. Но здесь нет ни выверенной аэродинамики, ни высокооборотного двигателя. Смысл довольно точно передает название в честь астролябии, одного из старейших астрономических инструментов для определения широт и долгот небесных тел. Перед нами занятный экологически прибор чуть красивее микроволновки.
Практически всю поверхность машины покрывают солнечные батареи общей площадью 3,6 квадратных метра. Они питают электромоторчик смехотворной отдачей (22 л.с. и 50 Нм), но Astrolab много не надо. С карбоновым шасси и без всего того, что обычно есть у автомобилей, шоу-кар весит 280 кг.
Ответ на вопрос «а оно вообще едет?» довольно неожиданный. «Летающее крыло с четырьмя колесами», как называет свое творение компания, развивает 120 км/ч и в день может наматывать до 18 км на солнечной энергии. Если требуется значительно больший радиус действия предусмотрены тяговые бортовые АКБ. С ними дальнобойность увеличивается до 110 км.
Rinspeed Splash
Идея скрестить быстроходный автомобиль и плавательное средство не нова. Но одно дело, если речь идет про Бондиану и немного другое, когда целью является реалистичный функциональный проект. Впрочем, разработка гениальной и слегка сумасшедшей фирмы Rinspeed удовлетворила бы самого агента 007.
В сухопутном режиме легкомысленно выглядящий Splash ничем не выдает свою двойственную природу. Модифицированная 750-кубовая «турбодвойка» Weber Motor (140 л.с.) от снегохода Polaris вкупе с массой в 825 кг позволяют бодро прошивать транспортный поток. До сотни родстер ускоряется за 5,9 секунды и выжимает до 200 км/ч.
Бонд, Джеймс Бонд мог бы быть уверен в «Сплэше» не меньше чем во всяких стреляющих приспособлениях из лаборатории Кью. В случае непредвиденной ситуации швейцарская амфибия позволяет уйти по воде со скоростью до 50 км/ч. Еще более невероятные вещи она творит при глубине от 1,3 метров. Крылья с изменяемым углом атаки раскладываются в V-образную форму, задний спойлер уходит вниз и «лодка» мчится по спокойной воде со скоростью до 80 км/ч.
Если вы думаете, что возможности Splash исключительно теоретические, то… нет. В 2006 году он установил мировой рекорд для машин с подводными крыльями — пересек пролив Ла-Манш и преодолел 36-километровый маршрут за 3 часа 14 минут.
Mercedes-Benz Vision AVTR
Нашумевший фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона не только наталкивал зрителей на глубокие размышления, но и вдохновил мерседесовцев на создание шоу-кара Vision AVTR. Проект продемонстрировали в рамках выставки потребительской электроники CES 2020 в Лас-Вегасе, хотя презентацию следовало бы устроить на планете Пандора. В основу концепции легла философия ленты — главенство природы и торжество жизни над жестокостью и беспринципностью материального мира. Стилистика в духе биодизайна и цветовые мотивы органично вплетают автомобиль визуальный ряд «Аватара». Он отлично смотрелся бы на фоне священного для народа На’ви Дерева Душ.
Концепт оснащен электрической силовой установкой с четырьмя индивидуально управляемыми двигателями совокупной мощностью около 470 л.с. и имеет запас хода свыше 700 километров. Революционная тяговая аккумуляторная батарея полностью лишена редких, токсичных и дорогостоящих металлов. Она содержит органические элементы на базе графена и полностью перерабатываемая. На полную зарядку требуется менее 15 минут.
Напоминающие чешую рептилий «бионические закрылки» в задней части кузова могут выступать в роли панелей солнечных батарей, элементов активной аэродинамики, а также помогают машине общаться с человеком — реагируют на его плавные движения.
Салон AVTR — еще одно связующее звено между фантастическим миром и нашей реальностью. Форма передних сидений напоминает лиственные гамаки. Кроме текстиля в отделке салона использована экологичная кожа Dinamica. Суть — микрофибра из переработанной старой одежды, пластиковых бутылок и других засоряющих планету вещей.