Опубликовано 14 декабря 2022, 07:00
7 мин.

«Гроб для Белоснежки»: полвека универсалу Volvo 1800 ES

Итальянские корни, семейные тайны и другие захватывающие факты биографии
Мне, владельцу старого «шведского железа» и каноничному «вольво-драйверу» (это такие спокойные очкарики, которые никуда не торопятся) не раз приходилось удивляться стереотипному и зашоренному мнению о марке. Знаете, что Volvo продают только пенсионерам и обслуживать их дороже, чем Rolls-Royce. При этом шутники забывают, сколь удивительна, прекрасна и многогранна планета Volvo. Компания выпускала строгие двухдверные 242, злые спортивные модификации гражданских седанов и универсалов, мою мечту во плоти XC70, необычный хэтчбек C30 и даже настоящий шутинг-брейк с внешностью на миллион баксов!
Volvo 1800 ES
Volvo 1800 ES

История 1800ES для нас, автомобильных «археологов» — настоящая услада! Прежде всего потому, что началась она задолго до дебюта главного героя рассказа. В 1953 году Ассар Торвальд Натанаэль Габриэльссон (не имя, а музыка!), один из основателей Volvo и ее управляющий директор, во время поездки в Штаты обратил внимание на популярность европейских спорткаров среди местных энтузиастов и знаменитостей.

Volvo PV444

Volvo PV444

Габриэльссон загорелся идеей и не стал откладывать ее в долгий ящик. Он заказал фирме Glasspar, калифорнийскому специалисту в области стеклопластиковых кузовов для лодок и машин, разработку спортивной модели на платформе представленного еще в годы Второй мировой войны народного PV444 с несущим кузовом и «четверками» объемом 1,4 и 1,6 литра. То была не сиюминутная прихоть, а изящный тактический маневр. По задумке, имиджевая новинка, вероятно, привлекла бы к себе внимание медийных персон и поддержала бы сбыт более массовой продукции. Глава Glasspar Билл Тритт засучил рукава и подготовил эскизы еще до отбытия Габриэльссона домой.

Volvo P1900

Volvo P1900

Прототип купе отличали довольно спорные решения — огромная радиаторная решетка, как у Ferrari 195 S и немного странный колпак кабины. Родстер получился лучше. Так родился Volvo P1900, он же Sport. В 1955-м его показали на выставке в Брюсселе и в следующем году запустили в мелкосерийное производство. Одна из машин отправилась в длительное турне по Северной Африке через Южную Европу. После марш-броска протяженностью 16 тысяч километров инженерам Хелмеру Петтерсону и Пелле Нистрому пришлось делать неутешительные выводы. Странно, ведь за основу взяли проверенного семейного извозчика. Что пошло не так?…

Volvo P1900

Volvo P1900

P1900 подстерегали многочисленные проблемы. Шасси не хватало жесткости, двери из-за некачественных креплений иногда закрывались и открывались не с первого раза, а кое-где (особенно на стыках крепления кузова и силовых элементов) изнашивалась обшивка из стекловолокна. После того, как о «подвигах» родстера узнал новый президент Гуннар Энгеллау, его судьба была предрешена. «Это неплохой автомобиль, но никудышный Volvo» — заявил босс. В 1957 году история P1900 завершилась. Успели построить 67 экземпляров и, вероятно, это один из редчайших «Вольво» в истории. А ведь план предполагал три сотни в год…

Volvo P1900

Volvo P1900

После такого провала марке стоило бы забыться тяжелым сном и перевернуть страницу, как пела Metallica, но нет! В светлой голове Петтерсона накрепко засела мысль об имиджевом спорткаре для продвижения на рынке США, и он уговорил руководство дать следующему проекту «зеленый свет». Габриэльссон инициировал процесс скоропалительно, однако теперь набившие шишек вольвовцы видели более привлекательный и продуманный образ. С начинкой модели Amazon и итальянским эпатажем.

Volvo 122 S (Amazon)

Volvo 122 S (Amazon)

Энтузиазм Петтерсона имел «двойное дно»: его сын Пелле работал в ателье Pietro Frua (в 1957 году оно влилось в состав Carrozzeria Ghia). Заказ из Швеции наверняка упрочил бы позиции получившего образование по специальности «промышленный дизайн» в нью-йоркском Pratt Institute молодого скандинава. Кто бы мог подумать, что благая цель приведет к конфузу и скандалу!

Volvo 122 S (Amazon)

Volvo 122 S (Amazon)

На суд начальства представили пять вариантов: четыре от итальянских гуру, а пятый – анонимно разработанный Пелле Петтерсоном. Его-то и выбрали. Когда Энгеллау узнал, кто стоит за изысканным образом, то не обрадовался. Наверное, ему хотелось, чтобы облик вышел из-под карандаша итальянца. А тут отличился «залетный» швед, который к тому же даже не получал официального одобрения Volvo! Петтерсона-старшего обвинили в нарушении корпоративной конфиденциальности, но конфликт удалось замять. В свою очередь Гуннар Энгеллау пообещал, что Пелле никогда не будет считаться папашей купе. Свое слово он сдержал: прошло немало лет, прежде чем автор одной из красивейших европейских двухдверок, а также проектировщик яхт и победитель в олимпийских соревнованиях яхтсменов наконец удостоился признания.

Volvo 122 S (Amazon)

Volvo 122 S (Amazon)

Для экономии P1800 унифицировали с Amazon 121/122S — у него укороченная платформа (длина — 4400 мм, колесная база — 2450 мм), 100-сильный двигатель B18 объемом 1,8 литра и механическая коробка передач. Пока карроцерия Frua изготавливала три прототипа, возник вопрос: где, собственно, производить новинку? Заводские мощности занимал «Амазон». В конце 1957 года Хелмер Петтерсон отправился в Германию на Karmann и почти договорился, но вмешался Volkswagen: вольфсбургским менеджерам не понравилось, что шведского «вероятного противника» начнут выпускать бок о бок с их купе Karmann Ghia.

Сборка Volvo P1800

Сборка Volvo P1800

Партнер, как ни странно, нашелся по ту сторону Ла-Манша. Сформированная в 1960-м Европейская ассоциация свободной торговли делала сотрудничество с английской маркой Jensen Motors Limited — той самой, что впоследствии прославилась мускулистым Interceptor — на первый взгляд весьма выгодным предприятием. Правда, карликовый «Дженсен» в одиночку всё не потянул. Он взял на себя сборку и покраску, а непосредственно кузова изготавливались на шотландском заводе компании Pressed Steel.

Внешняя респектабельность не уступала большим роскошным гран-турерам, а более слабый мотор компенсировался стоимостью. В годы юности P1800 вам пришлось бы иметь минимум 11–12 тысяч долларов, чтобы приобрести Aston Martin DB4, Facel Vega, Mercedes-Benz 300 SL и другую элиту. За Volvo же просили около 4 тысяч долларов.

Внешняя респектабельность не уступала большим роскошным гран-турерам, а более слабый мотор компенсировался стоимостью. В годы юности P1800 вам пришлось бы иметь минимум 11–12 тысяч долларов, чтобы приобрести Aston Martin DB4, Facel Vega, Mercedes-Benz 300 SL и другую элиту. За Volvo же просили около 4 тысяч долларов.

Сотрудничество продолжалось недолго. Шведы схватились за голову из-за постоянных сложностей с персоналом, качества (например, краску иногда клали на кузов без грунтовки), поставщиков, логистики, методов работы и, кроме того, нежелания подрядчика со всем этим что-то делать. В 1962-м, спустя год после запуска, проблемы оставались нерешенными. Volvo отправила в Великобританию своих наблюдателей, однако это оказалось пустой тратой сил. Непробиваемость «Дженсена» и ущерб собственной репутации до такой степени утомили педантичных скандинавов, что весной 1963 года они перенесли сборку на родину. По контракту англичане обязывались передать десять тысяч штук, но осилили шесть тысяч и получили компенсацию.

Volvo P1800

Volvo P1800

Купе с новым «гражданством» отмечались 1800 S, где S — Sweden. «Железо» продолжало ехать из Шотландии до тех пор, пока Pressed Steel не перешла под крыло Rootes Group. Затем производство кузовов переехало в шведский город Улуфстрём. Таким образом, первый полностью аутентичный гран-турер увидел свет лишь в третьем квартале 1969 года. Символично, что к этому времени подоспел двухлитровый 132-сильный мотор с впрыском Bosch D-Jetronic (такие Volvo назывались 1800 E от Einspritzung, «впрыск») и другим распредвалом, а чуть позже и дисковые тормоза на передних и задних колесах. Разгон до 100 км/ч занимал 9,5 секунды, максимальная скорость — около 190 км/ч.

Volvo P1800 ES

Volvo P1800 ES

Ну а где же ES? Терпение, друзья! В середине шестидесятых Volvo призадумалась над дополнительными разновидностями кузовов. «Дом высокой моды» Fissore нарисовал фастбек а-ля ранний Ford Mustang, а Серджио Коджиола сделал эскизы трехдверных универсалов (шутинг-брейков) — изящного Beach Car и Hunter с более грузной задней частью.

Volvo P1800 ES Rocket by Frua

Volvo P1800 ES Rocket by Frua

Свое видение продемонстрировали мастера Frua. Они удивили публику радикальным шоу-каром Rocket. Как шутит один специализирующийся на «Вольво» зарубежный ресурс, его не купило бы даже семейство Джетсонов из мультфильма об утопичном мире 2060-х годов.

Volvo P1800 ES

Volvo P1800 ES

Самое главное, идея пришлась компании по вкусу. Золотая середина между спортивностью и функциональностью виделась лакомым куском для не готовых жертвовать стилем американских и канадских любителей активного отдыха. И вот тогда-то и наступил момент истины: за дело взялся заводской стилист Ян Вилсгаард, автор «Амазона». Именно он, а не итальянские маэстро создал поразительно гармоничный, запоминающийся и легкий образ с большой площадью остекления и расположенной под углом третьей стеклянной дверью. Хотя, в его творении чувствуется влияние Beach Car. Много лет спустя художники повторили фокус на Volvo 480 и C30. Надо сказать, неплохо получилось! Оригинальная задняя часть всякий раз отнюдь не выглядела вторично.

Volvo P1800 ES

Volvo P1800 ES

Шведы называют универсал Fiskbilen («рыбный фургон»). Немецкие пользователи пошли дальше и дали ему прозвище Schneewittchensarg, что переводится как… «гроб Белоснежки». Специфичное чувство юмора? А может быть, они просто завидовали комбинации дизайна и практичности? «Сарай» не только притягивал взгляды, но и перевозил немаленький груз со сложенным задним диваном.

Volvo P1800 ES

Volvo P1800 ES

Конфликтующий с индексом двухлитровый двигатель (126–137 л.с.) сочетался с четырехступенчатой механической коробкой передач и опциональным трехступенчатым автоматом.

Volvo P1800 ES

Volvo P1800 ES

Самым парадоксальным и грустным фактом о нордическом шутинг-брейке стал мизерный жизненный цикл. Завершился он 27 июня 1973 года по нелепой причине: в США вступило в силу правило, которое обязывало производителей устанавливать так называемые «пятимильные» бамперы. Они выпирали, не добавляли элегантности, выдерживали столкновения на черепашьей скорости и делали дальнейший выпуск очень затратным. За несколько лет шведы собрали 8078 «рыбных фургонов». Для сравнения, тираж купе превысил 39 тысяч штук.

«Гроб для Белоснежки»: полвека универсалу Volvo 1800 ES

Судьба 1800 ES оказалась незавидной — великолепный shooting brake вспыхнул на автомобильном небосводе яркой кометой и канул в вечность. Прессе нравился комфортабельный характер купе, восторги уместны и в адрес грузопассажирского Volvo. На него же проецируется всемирная слава гран-турера как сверхнадежной машины. 18 сентября 2013 года бывший учитель физики Ирвин Гордон из Нью-Йорка преодолел на своей алой красавице 1966-го рекордную отметку в три миллиона миль (4,8 миллиона километров). К 1 мая 2014 года он довел пробег до рекордных 3 039 122 миль.

Роджер Мур в роли Саймона Темплера в сериале «Святой» (The Saint) и купе Volvo P1800 S

Роджер Мур в роли Саймона Темплера в сериале «Святой» (The Saint) и купе Volvo P1800 S

Кстати, славу вольвовскому купе принесла роль верного напарника Саймона Темплера, героя Роджера Мура из криминального сериала «Святой» (The Saint). Британский джентльмен должен был ездить на Jaguar E-Type, но машину не предоставили для съемок. Почему Мур не оказался за рулем 1800 ES? Потому что фильм вышел на экраны задолго до его рождения, и, к тому же, продюсеры вряд ли отважились бы посадить главного персонажа на универсал. Хотя, для такого шедевра не грех сделать исключение.