Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х
Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и BentleyRenault
На заре восьмидесятых компания презентовала компактный седан 9 и хэтчбек 11 с переднеприводной компоновкой и полностью независимой подвеской. Cемейство сразу получило титул European Car of the Year 1982, премию «Автомобиль года» американского журнала Motor Trend и вошло в десятку лучших моделей 1983 года по версии Car and Driver. Пусть реакция Штатов на французский продукт вас не удивляет. «Рено» выпускались в том числе за океаном при участии давно почившей корпорации AMC, причем также в двухдверном исполнении и в форм-факторе кабриолета.
/imgs/2023/10/27/16/6198681/8b5282bfa9b96eda57bd79656ef880a56c81d03a.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198683/08d41fedd4d8e4d3d71b041f0ffc510fc43ff878.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198682/7a3f56a379aafad49dc7bfd680208a219b094e76.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198684/3ab9196ad4691584f664fa84e2b33ba35d46161f.jpg)
Renault 9 Turbo
© Renault
Но вернемся в Европу. Изюминкой модели 9/11 стали «зажигалки» с приправленным «улиткой» Garrett T2 1,4-литровым нижневальным двигателем древнего клана Cléon-Fonte (от 105 л.с.). Разумеется, никто агрегат с нуля не разрабатывал — он позаимствован у Renault 5 Alpine Turbo и доработан. В частности, изменена головка блока цилиндров и система смазки.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/27/16/6198690/1d1ade1e215d2e79d5383f9f2f1f154f60433af1.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198687/f197c769dc366c35a3a5954e7f3ec3785446aaa4.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198689/966bc636925955db65035888f2182225c32571d6.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198691/5325f4a7e8427c025476fb92b16d0ca13a673b95.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198686/887bcbef334eb24766baec2e83457529c2d8855c.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198688/c2b4ac2f5c49692437ccd2983bf9683c43ff4d53.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198692/1c40ec7fd47ca83abcf00d872f2dad1582c08e16.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198694/c3ef3472a76e69dfb058f2add28249d8c52067c0.jpg)
Renault 5 Alpine Turbo
© Renault
Имевшие удовольствие опробовать машину в деле отмечают приятные манеры в сравнении с крохотной «пушкой-пятеркой»: колесная база длиннее, и потому выше устойчивость, а отсутствие гидроусилителя руля увеличивает степень вовлечения в процесс управления.
/imgs/2023/10/27/16/6198699/14b0a210cbc1f1abc94c148f9240372445fa584f.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198698/a565df9009ca2ee04165f4de81e126dea68c58f5.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198697/81c77d72832e359afacd4d1b56fb2447b6d6216b.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198696/91f72d8d191847fb20a0611622ed5abd7e2f3029.jpg)
Renault 18 Turbo
© Renault
Среднеразмерному переднеприводному Renault 18 тоже «досталось». И мы полностью согласными с нашими коллегами из losangemagazine.com, которые подчеркивают уникальность грузопассажирской модификации. Во-первых, элегантно. Во-вторых, нестандартно.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/27/16/6198707/a7875c94bc66e13b15ed4484f3395fd086fc31d7.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198703/8085db92c2a2e5dd42949a32c2acadb877d4f20a.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198708/aa77c1c26a7a088205cc138561fb3ef018dba11d.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198706/d6a8282750915afb7fc6a990efd89f37c2a99125.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198705/f26c44214c1843abcdbb9abbf7e79e4dd17ec9e0.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198704/c632f3fdc023d994c5129b3976eb77f6a8f53e63.jpg)
Renault 18 Turbo Combi
© Renault
«Учитывая крайне скромные объемы производства, 18 Turbo Estate нельзя назвать успехом, но именно это делает его весьма желанным предметом коллекционирования. Когда «Рено» показала 18 Turbo в июле 1980 года, это был всего лишь седан. Четырехцилиндровый двигатель от Renault 16 имел объем 1565 куб. см. Добавление турбокомпрессора Garrett T3 и интеркулера увеличило силушку до приличных для того времени 110 л.с. С 1983 модельного года давление наддува выросло с 0,6 до 0,85 бар, а отдача до 125 л.с. Крутящий момент по-прежнему впечатлял: 181 Нм при 2500 об/мин» — рассказывает издание. Водитель такого универсала не будет ощущать себя ущербным и в наши дни, поскольку на набор 100 км/ч нужно 10,4 секунды, а максимальная скорость достигает 190 км/ч.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/27/16/6198713/88181cda5f4f4e4f01da4382d8cecda6cfb4c064.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198710/6c3c75d016bf03f231ac45cf6fd68af750d778ab.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198711/25feae29c2cd620bb98c2580fb6419c357157f0c.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198712/0853594ed483f3623ea5d871eba8df796e2d59b2.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198714/9950c0aa245d0cd2050513b86d51d7b2ced444a2.jpg)
Renault 21 Turbo
© Renault
Пришедшая на смену Renault 18 модель с индексом 21 в топе предлагалась с продольно установленным 2,0-литровым алюминиевым J7R Turbo и опциональным полным приводом.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/27/16/6198716/0538aea5bac1bd67a694af3bc35485798e88aff6.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198720/a71d39b59260c77b6448874429f0602982fa85ea.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198718/af263b25300da5170ef03ed79088ceec7afb3c17.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198719/c91aa73519acdcbeb5aea07cb538cf1608b5590f.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198717/a5262d91dc7a5c392d357da51806053eba6baea6.jpg)
Renault 25 V6 Turbo
© Renault
Если уж младшие Renault посвистывали турбинами, То флагманский лифтбек 25 и подавно! Простецкая комплектация TS считалась одним из самых обтекаемых автомобилей в мире. Коэффициент сопротивления Cd 0,28 ставит ее в один ряд с современной Skoda Fabia. Аэродинамика аэродинамикой, но куда привлекательнее роскошный V6 Turbo — обладатель 12-клапанника объемом 2,5 литра (182 л.с.) и максимальной скорости 225 км/ч. Следует отметить, что новую технологию поборникам традиционализма не навязывали, и они могли выбрать атмосферную «шестерку» объемом 2,7 или 2,9 литра.
Lancia
Самая знаменитая наддувная «Лянча»? Конечно же, хот-хэтч Delta во всех его проявлениях и с многочисленными раллийными регалиями! В тени «Дельты» находятся не только дорожные спецификации турбомонстров 037 и S4 группы B (их и конкурентов мы обойдем стороной, иначе наш объемный рассказ рискует сильно растянуться), но и «гражданские» машины. Например, Thema. А ведь производитель постарался, чтобы она жгла сердца петролхедского сообщества!
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/27/16/6198729/f47afcf6d2c1e3ba8fdd4ef8549c1b23ee575208.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198730/5f2962b7f2cf9aaa10d7fd16db751b47a88517cc.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198731/385a2ccf8e39d7d343fe6839230e6f72d8441d8b.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198728/f498a5d2e43c43d14a48f40f72c5349aae82cddb.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198727/52468af9ce9520cad25057d29f9cac97c58dd3c8.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198732/db01b16c19c7343e30554efef80407e089a8f575.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198726/9ef2a7f1a0dadfd41c46430fa452e6393095a955.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198733/c79f6b649e5f879617e91e1d2eba6ab3eed4a797.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198734/2fd445a1eac80e7732bd7192b6666573d693dc85.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198735/c88e07e1f3189363b323a57c3faf6b9b8a52e91f.jpg)
Lancia Thema i.e. turbo
© Lancia
На вершине гаммы обосновалась крутая Thema 8.32. Строгий экстерьер — ширма для 32-клапанного V8 от Ferrari объемом 2,9 литра (до 215 л.с. без катализатора). Но вот сюрприз, параллельно существовавшая вариация с веселой и задорной 2,0-литровой восьмиклапанной «турбочетверкой» (до 165 л.с.) демонстрировала близкую динамику разгона за 7,2 секунды. Хотя, конечно, предел возможностей 8.32 выше.
Alfa Romeo
Теперь к «Альфе», обделить вниманием которую — преступление! На Парижском мотор-шоу 1982 года спортивное подразделение Autodelta устроило премьеру заряженной заднеприводной Giulietta. Сама по себе «Джульетта» — блюдо для гурмана. Двухвальные «четверки», отнесенная к задней оси пятиступенчатая механическая коробка передач для оптимизации распределения массы по осям…
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/27/16/6198753/6a49acf03251a943a7066d936674e551aec5663b.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198755/0b4fbf0b972cc9fae74328e37f8ec0da776bc064.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198756/bdc7d1b30f9f077f52aba57e9a685174360a7021.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198752/218d77713047725afa3449b31aaa5ef00faf8582.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198754/b2c1460416dbc2b13262c6cbb131bdd56c413951.jpg)
Alfa Romeo Giulietta
© Alfa Romeo
Turbodelta добавляла жгучие специи — турбину KKK и два двухкамерных карбюратора Weber для эффективной стимуляции двухлитрового агрегата. Со 170 л.с. выходило весьма бодро: 7,5 секунды до 100 км/ч и максимальные 206 км/ч. Жаль, редкому alfisti выпадал шанс прикоснуться к прекрасному. Выпущена лишь 361 «Турбодельта».
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/27/16/6198757/16e67f5bc95f88784cf4c795bae72bb882e5a39d.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198758/79da83d6ae7295667975e74ab1b560fc2f1b33f4.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198765/39a440a3dd09845f68e5bcb5c7e10c13f02feaae.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198766/9f889655390f7d384631a3344646404e63365ade.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198760/672a81b24af07b186493c82a01bec23ed3de58a5.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198763/f12cf2ede8ead6218f89a6e25f4c7c9464553bb2.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198761/8bed0599637b41d842a521303d766225fe7148ba.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198762/f491d40ab6b9b076d988b83101208b9b0fedf155.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198759/5a8cc988d8d1557bfd666caca02ebf9928b4ee21.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198764/5065f277959d593b3791d329c99f9ffe0f868998.jpg)
Alfa Romeo 75 Turbo
© Alfa Romeo
К концу 1985 года финансовое здоровье Autodelta подкосила не слишком удачная программа участия в Формуле 1. Дивизион закрыли и на его обломках основали Alfa Corse под началом Джорджио Пианты. Именно в его бытность назрело решение побороться в Мировом Туринге с 75 Turbo. Омологация требовала партию в пять тысяч штук и давала отмашку 500 злым «эволюциям». В данном случае — Alfa Romeo 75 Turbo Evoluzione c более жесткой подвеской и тем же 1,8-литровым двигателем, но в «раздутом» со 155 до 177 л.с. виде. Глядя на облаченную в агрессивный обвес Evoluzione можно подумать о как минимум 500 л.с.
Volvo
Замечательные шведские «чемоданы» имеют репутацию скучных и пенсионерских. Несусветная несправедливость! Седьмая серия вопреки своей степенной статичной внешности идеально соответствует критериям sleeper car — неприметного, но темпераментного компаньона рационально мыслящего и не склонного к показухе владельца с высокооктановым бензином в крови. Да и фирменная реклама тех лет пестрела заголовками про поверженные спорткары и разрушенные стереотипы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/27/16/6198808/b5fa6aed26288ca50baa60ea8d3ea88ab3e5fd55.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198806/91279286e6a981b1bbe97bbea448b80fa963ed04.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198804/bb5f6386e1b217228600b9abe0012aa565d901cc.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198802/a9c7712c88ff2e83fd49508353a7c41cd85a0eda.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198807/4ddaeae0135e9ca32f54c140737db216be413926.jpg)
/imgs/2023/10/27/16/6198805/9df81843fea49f6573e37ce1e099a3084fe07b43.jpg)
Volvo 740 Turbo
© Volvo
Группа инженеров под руководством Хакана Фризингера и Ханса Густавссона решала комплекс самых разных задач. В списке приоритетов числилась высокая надежность, улучшенная в сравнении с предшественниками топливная экономичность, ремонтопригодность, низкий уровень шума, стайлинг, динамика и управляемость. Недостижимая для многих брендов безопасность шла по умолчанию. Речь не только о пассивной — в 1985-м ввели антиблокировочную систему тормозов и трекшн-контроль.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/27/17/6198843/e4ad1fa0b258726132135059a59008db4a2918db.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198842/9cae525a88ade106dc5c0f4ca073bf278becc209.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198849/df25dc5047a97752cf52184f8a7289ecf1033930.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198840/c38f8a4499f7f7634b5b2c4440a9983d6e067e1d.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198841/7b3dfe5420e225729b9f2368df954cfccf932e67.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198839/30d8d11d11f63a9d2005c4acf567691b8d05e554.jpg)
Volvo 780 Coupe
© Volvo
Что касается турбомоторов, то 2,3-литровый ДВС с интеркулером встречается на 740, изначально шестицилиндровой и престижной 760 и, естественно, на купе 780 авторства карроцерии Bertone. Последнее вообще хотели зарядить наддувным V6, но этим планам не суждено было свершиться — недостаток места в подкапотном пространстве вел к проблемам с охлаждением. Епархией оснащенных «турбочетверкой» объемом 2,0 литра (до 200 л.с.) Volvo стала Италия с ее специфичным налогообложением.
Saab
Турбо — один из ключевых элемент саабовской «мифологии». В 1978 году шведы предложили технологию на переднеприводном 99 и сделали ее фишкой Saab 900. Автомобиль с репутацией любимчика интеллектуалов сам по себе захватывает обликом не от мира сего. Особенно удался трехдверный хэтчбек. Почти вертикальное «самолетное» стекло, покатая задняя часть, эргономичное торпедо с компактно сгруппированным управлением функционалом… Мечта олдфага! Особенно, если это 145-сильный Turbo.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/27/17/6198894/a7bb7bebd4af38b21fa2e88fc5a617720a9408cd.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198899/55aec38cafa1301b0b2bc8f2645a930a3578c690.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198895/520a002b498ff05570794d086b807522d552089b.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198904/edaefb01d8c0c909d2323e3ad95870c7e8ac94f3.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198902/2568fda347d3db820051db22fc034f9e4b9d7010.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198903/a92d4ed9b191a0840a76850ad3e2b0d6aba772ce.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198893/0a6bd211bbe5b3ba75bb1a6e24ccb50d3d542cbe.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198900/063cc3ad4d21e63f2d6bc88eee476882cd80ab29.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198897/60276c9ebb4022b48443df59baa4b3e85016695b.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198905/23faf788da99c7b58a4d7c45944cf14b01761c77.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198896/b95d262d98b374b615e42d574054bbc5afd8e69e.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198898/cef9c8e0fdde58a291437989763ca0c94359e71a.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198901/9a00c416bbb4a6024a74a2294a65f84a1519ae8c.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198906/abf8da5c05c7d5c06eedad56219c77ba5f8b115a.jpg)
Saab 900 Turbo
© Saab
В 1984 году Saab ввел в строй новый 16-клапанник мощностью 175 л.с. как у тогдашних американских маслкаров с V-образными «восьмерками» вдвое большего литража. С ним шведский «самолет» словно стремился уподобиться своим небесным собратьям и выжимал до 210 км/ч.
/imgs/2023/10/27/17/6198914/6e7eb99061b9ce4b722486cf13d2f1eeff2b7ae2.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198912/bce19913970df216e9e7ae873bf6e848063a3491.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198913/31c4421592434f2424be502f7288abbb7cc00c5c.jpg)
Saab 900 Turbo Sedan
© Saab
Топ-менеджмент марки еще в семидесятых грезил бизнес-классом, где царствует дорогая, крупная и комфортабельная продукция немецких брендов. Ответом на Mercedes-Benz и BMW стали лифтбек и седан Saab 9000. Увы, средств на самостоятельное воплощение затеи не нашлось, поэтому в ход пошла общая архитектура Type Four с Fiat Croma, Alfa Romeo 164 и Lancia Thema.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/27/17/6198916/6a01c1188bed5c84ab00591001cb7a8e46eb9904.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198917/d9875e4f521baa4e8e6c5d8104c908051b16cc22.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198918/d9f37943c346bc87fc4851a298f347ad06f8057f.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198915/f5bba09503f01ddd4c18867492025a6e2298f8e0.jpg)
/imgs/2023/10/27/17/6198919/d2ed77016cc1232bc071275d0055494ac0efc315.jpg)
Saab 9000 Turbo
© Saab
Скандинавская линейка стилистически напоминала итальянские, но брала функциональностью, высоким уровнем безопасности, «авиационным» шармом и собственной двухлитровой «турбочетверкой» с 16-клапанной головкой блока цилиндров (от 160 л.с.). К слову, наддувные моторы аналогичного объема применялись и на соплатформенниках. Правда, Saab и здесь отличился прытью: так, например, шустрый 9000 Carlsson для британского рынка выдает свыше 200 л.с. и выстреливает до 100 км/ч примерно за семь секунд.
Ford
Очень «горячий» хэтчбек Sierra RS Cosworth задуман оружием победы для гоночной группы А и, как следует из названия, создан при поддержке инжинирингового центра «Косворт». Давнишний автоспортивный партнер Ford в той истории проявил характер и ответил на запрос двумя условиями по ДВС.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/28/09/6199438/ebdbff3cf2eed5c48e5e6a2aa499c594f146083e.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199441/c270342221ad84716f5a097ef431fd71262b0151.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199442/0486249981629be7182c59463dff640a6dcb8c1d.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199439/993ba4816f6fb19b696d5401a484b49768d8bc1c.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199437/e5819c8a4025ccc1fce428b6c04057a8263ebac8.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199440/ddeb065bd4396cb40b88e58c736f649613bb570c.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199443/2330c32b29b2f98d10f784cd56e6cd752252ea19.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199444/235ea3a82d617a5a1da5d69b2dfec5a22751601d.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199445/4cec6cccc27406a4c37408a4016e892f50a50dc9.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199446/cf50731534b0e9a8cbecd79a7c509887cc1913c0.jpg)
Ford Sierra RS Cosworth
© Ford
В дорожной спецификации он должен развивать минимум 204 л.с., а не 180 л.с., как говорилось в техзадании. Кроме того, «Форду» хотели всучить не менее 15 тысяч единиц — втрое больше, чем просили. В итоге одним заднеприводным хэтчем дело не ограничилось, и следом в бой ринулись четырехдверные Sierra RS Cosworth, в том числе с полным приводом.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/28/09/6199458/93b67bf11dba4e2b637a5427cabc79f047e163ea.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199461/d7189de770f880fe3f54d3faf7957c9fa0184273.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199456/8c39e7a84974b164eeec0dc76bae1acd4b100fb2.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199457/23d37d9c2b58e8abc65d1036a7921932c9396a47.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199459/2b21c1dd73b4db4401c122712581d128facb872c.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199460/37f2be2e6691435360c0116d43b8d1448cb81344.jpg)
Ford Sierra RS500 Cosworth
© Ford
На следующем витке развития находились полтысячи Sierra RS500 Cosworth. Среди отличий более производительный турбокомпрессор Garrett и интеркулер увеличенного размера, форсировка до 227 л.с., апгрейды системы питания, охлаждения и смазки, видоизмененный передний бампер и дополнительный спойлер на нижней кромки крышки багажника.
Alpina B10 Bi-Turbo
В 1989 году в закрытый клуб суперседанов без стука ворвался экзотический и редчайший проект от авторитетных специалистов по эталонному тюнингу BMW. «Волк в овечьей шкуре» базировался на 5 Series поколения E34 и мог накормить пылью даже свирепую M5 тех лет с атмосферной рядной «шестеркой».
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/28/09/6199492/65b7da556422f60a1c384483663267b99a8607f4.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199485/f723b20e19e5e1327789de5940437de30c27e3ca.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199491/4b05673f08d9e052cd94fefd44d80cfa38c7040b.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199493/39dbae1ef0e455180a235c8641ebc74438b680a2.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199488/e59169650c323d316f14270d199940fb9d583a09.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199490/9975f785ec01bb6fec922d6f2a0180d56eb4ea84.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199484/579d5f0e4e8c62e6046f54abf5b5e5f518ea76c9.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199494/bc4c05be4852796710d09a8e7134931d9cf24387.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199487/19a8ca2c2c12cb031e9c6d6875bd7264e90cf75a.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199489/c3fa272c2ee912a585c89f12e679a8727a23f638.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199495/4a1b58f5daf548849cb41abd602bc5803c435e5f.jpg)
/imgs/2023/10/28/09/6199486/fbd3e963fd00ab952228d13e96ce868f9bb360c7.jpg)
Alpina B10 Bi-Turbo
© Alpina
В качестве отправной точки взят модифицированный и готовый принимать «буст» двух турбокомпрессоров 3,4-литровый двигатель. С пиковыми 360 л.с. и 520 Нм тяги B10 Bi-Turbo давал прикурить даже «пятилитровому» Mercedes-Benz 500 E (W124) «Низкие» пять секунд, и стрелка спидометра начинает отсчет второй сотни. Если вас это не впечатлило, то ознакомьтесь с максимальной скоростью — свыше 280 км/ч! Пол Фрере из журнала Road & Track выразил мнение, что на тот момент озверевшая «пятерка» являлась лучшим седаном в мире. Утверждение дискуссионное, но красноречиво характеризует суперкар в шкуре E34 с самой лучшей стороны. Произведено 507 штук.
Lotus Esprit
Британцы довольно оперативно отреагировали на турботренды, причем одна из веточек пальмы первенства принадлежит мелкосерийным TVR Taimar Turbo, 3000M Turbo и 3000S Turbo второй половины семидесятых. Системой наддува для трехлитрового Ford Essex V6 занималось ателье Broadspeed. В общей сложности собрано 65 экзотических спорткаров. Статистики они не сделали и ныне преданы забвению.
TVR Taimar Turbo
© TVR
Среднемоторный Lotus тоже не припозднился: дебютировал в 1980 году и назывался Essex Turbo Esprit. То была специальная версия «Эсприта» в сине-красно-хромированной расцветке Essex Overseas Petroleum Corporation, спонсора формульной команды Lotus Team.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/28/10/6199510/787e230fe7b412e1636796e00f1eb913b2d7debb.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199511/0530c81ab25a744e1dd88485a8f71c96864fb77c.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199512/9e063732d6f5d7c3dc32756325f6d55aa0936411.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199508/2d767539f5efcdd22868ce58b4f51ba86ca0002e.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199509/d5733fd6233b21f6945353e55cfa6b8ac0315eec.jpg)
Lotus Essex Turbo Esprit
© Justin Leighton / TG
Первый заводской «Турбо Эсприт» комплектовался 213-сильным вариантом четырехцилиндрового двигателя с сухим картером и пятиступенчатой «механикой» Citroen. Он получился весьма резвым — до 97 км/ч (60 миль/ч) за 6,1 секунды и с максималкой около 240 км/ч. Вдобавок давал фору исходному Lotus по управляемости — задняя подвеска и тормоза усовершенствованы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/28/10/6199530/db0c52e1530664989007088d7cebb88b175df566.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199528/ea1753c07f5b3419f9fa290f6cee64f303ebf5b6.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199529/56385403659e1311fe2eb864429418a295486325.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199532/b084ba0581c28dc2d5d90235aa7b4e9831beedf4.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199531/9501fa823827acd05f82b7d1a341649f0f376691.jpg)
Lotus Turbo Esprit
© Lotus
В следующем третьем поколении турбоисполнение сохранилось. На сей раз источником мотивации выступал «два и два» с обычной системой смазки. Ближе к концу жизненного цикла Lotus Turbo Esprit HC (High Compression, высокая степень сжатия) развивал 218 л.с. Терпение дождавшихся 1988 года вознаграждала новая итерация — более обтекаемая и с задними фонарями от культовой Toyota Corolla Levin AE86.
/imgs/2023/10/28/10/6199555/c79bb553905aeb5091089e321e953c5001d3b64f.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199556/a5960c861d02b5e8e8509af2ab6ee44dd2b8a35e.jpg)
Lotus Esprit Turbo
© Lotus
Сперва мощность не изменилась, но когда мастера поколодовали над впрыском топлива и интеркулером, потенциал «пакетика сока» скакнул к 268 л.с. (до 284 л.с. в кратковременном режиме overboost), и суперкар буквально сорвался с цепи. Динамика великолепная, менее пяти секунд!
Ferrari
Главный турбо-«Феррари» эпохи диско? Конечно, F40! Но не будем забегать вперед. Все началось в 1982-м со среднемоторных 208 GTB Turbo/GTS Turbo — ответвления семейства 308, которое в свою очередь перехватило эстафету у Dino 246 GT/GTS. Нагнетатель KKK K26 неплохо взбодрил двухлитровую V-образную «восьмерку». Мощность достигла 220 л.с., разгон в пределах семи секунд, предельная скорость в районе 240 км/ч.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/28/10/6199570/961aa6a724e6ddb5a11cb6dfdf41ead8ab0b38fc.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199572/0224be96f1b63ba38501cc5a86cad4a7abe32676.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199571/1e647e31f84407fc92a42176dd72c0d5730b9105.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199567/a194b14f982c094edb8871aee5044c904324a4d4.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199573/8c78de1ee6d702f972b68bd39db6bfcd0890e496.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199568/c23f87b04f43592f1d9ae242bb2218a2b50ae75d.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199576/22200d61ff7a8ce0fc99548cad093ce75921a9e8.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199579/f2f81ff67ba9654b9eb7ddc0924a14e30256777e.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199574/29f7af36b99d0fd1ce2ef9ffb799f632dd21ddc9.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199580/e1b307f251461f005f1e68ad588c7f627265cc1d.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199578/1317f173de3a0bb8c03df32ad541f77acfa1b2e5.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199582/d8dec77ce0d3395389f6acbd59830e1321516198.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199577/f55721990f74bb01221324985eeba7a80f17a479.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199584/682d8583023f835e465b45e419cd093fb7ab6bb9.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199575/fd571187048ea8584a2faaa3c6997618586a7d5d.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199583/1717aad9a19e86a1cb3bf54222affcab6160724f.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199589/3caffb31b87a998d0886987d1b6161a5a4d6d18d.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199590/9c87bc49fb716e85a8ae63721370ebab7a9585ae.jpg)
Ferrari 208 GTB Turbo
© Ferrari
Нынче «двести восьмой» — это настоящий единорог. С 1982 по 1985-й построено 437 купе GTB Turbo и 250 тарг GTS Turbo.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/28/10/6199598/c2e938e3bb49dad5411a4915d87889a321a418b8.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199602/cc2b7884a157493657320d2b6d08868165f1f706.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199605/b380086c9dc64e79d09a7a4b4f53b381fc3e884b.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199603/1f536a119550d480c09c6e1fa76a78dfafa8f54e.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199604/205ea5d8cf039d0fa4f8644fdaa414b0899b3a47.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199599/c40789e724836cc49f7be46b9d916daf19eb269a.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199600/6f113adf0c273b6036dadd61092c9593581ccbf7.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199601/88007b75ed8702f2d20867c86f2579a85473469b.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199606/a27da95bbae1715a05f2f01b951dc495100c58ac.jpg)
Ferrari GTO
© Ferrari
В 1984 году фабрика из Маранелло явила миру 288 GTO, одно из своих самых прославленных и почитаемых творений. Напоминает этакий 308 «на стероидах», однако различия между внешне похожими «Феррари» драматические!
/imgs/2023/10/28/10/6199611/1f92c2c3542061dfa2fbae1482c385b380508685.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199612/ad41077c1c342c96a60a34c678c356289aace980.jpg)
Ferrari GTO Evoluzione by Michelotto
© Ferrari
Дитя легендарного конструктора Никола Матерацци снабжено 32-клапанным V8 объемом 2,85 литра (400 л.с. и 496 Нм) с двумя турбокомпрессорами IHI и интеркулерами. Интересны два момента. Первый – литраж уменьшен относительно исходного «два и девять» под нормативы гоночной омологации. Второй — силовой агрегат из соображений компоновки (размещение органов системы наддува) стоит продольно, а на послужившем фундаментом «триста восьмом» поперечно. Кроме того, увеличено расстояние между осями (с 2340 мм до 2450 мм) и расширена колея. Двери стальные, другие кузовные элементы изготовлены из стеклопластика, карбона и кевлара. Тираж — 272 штуки.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/28/10/6199629/9869ee0d9334528dc19e2f387bccde032afbd4a0.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199632/ae51a0369448de396213935cf86a928ca527bca1.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199628/4f5719db7040db8eb1597d52f2729b7e6e948adc.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199638/8744418680e2fffba4e4b8b889e303db1406c507.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199637/50ffbed0d00535da56034f8fc61ae2b89cece10c.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199636/6ab78a59a64adc472093c0da04e76be3ed62e2f4.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199633/e977ab418fe54ab150333b66949347d7ce12ad8a.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199627/5e1d02abce200cfc55bc3b57e0776da1b36bcfc8.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199630/bec62988a80deb753360533351ea10837c7dc68e.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199635/fccdcd9af79a0a363100e6dca5cb962e95f6509b.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199634/1eb8ca0adca28dd0468758863dd0f92cde750e1a.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199626/4bfd63347e7994bf866abfb89bd245dd4d994040.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199639/5eec2c3378f647084c8de6bd34f4e3340d2cbd94.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199631/c34bd5ebd038931642273ad2f101161907f9d202.jpg)
Ferrari F40
© Ferrari
Ну а теперь F40, приуроченный к 40-летию «конюшни» и последний одобренный самим Коммендаторе автомобиль. Сердцеед с пожелтевших постеров и тайная мечта петролхедов всех возрастов. Подлинный сплав науки и искусства. Сочетание бунтарского духа, гениального дизайна ателье Pininfarina и ультимативных характеристик. В качестве отправной точки Матерацци использовал наработки омологационного 288 GTO Evoluzione, безумия во плоти с 659 л.с. и массой менее тонны. Отсюда и определенное сходство между ними.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/28/10/6199654/3c4a270dca5ce574d9a9d0526dd70fff7a1f6711.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199656/fb2ea192e9922d9bdac17402372c2e91232cd872.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199650/dac15f1af978976b9c355a8bcd59f678b91ba2c1.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199655/f255a3150ee091a5aab8f618ba4f35d6005e8064.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199653/5c7a04c9f07efc4476b52e6a6c6bfa13e422d2c4.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199652/d5998ce95dc5c196b661b514c1e957c0c8f48f85.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199657/29a4f7f3ce33060cd6f71e0c4ccc28a0e9a23435.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199651/919c20326190e448d2521ea269e0341a99ec3075.jpg)
/imgs/2023/10/28/10/6199658/914778a14234a6714ef31258e1e503f6dfb69ab9.jpg)
Ferrari F40
© Ferrari
V8 2,9 литра заметно уступает «эволюции» — 478 л.с. и 577 Нм. Но динамика ураганная! На тестах журнала Car and Driver суперкар ускорился до 97 км/ч (60 миль/ч) за 4,2 секунды, «сжег» четверть мили за 12,1 секунды и по ходу пьесы умудрился сожрать с потрохами Lamborghini Diablo. В теории приобрести Ferrari F40 несколько проще, чем 288 GTO, если подобная формулировка вообще уместна: выпущено аж 1311 экземпляров.
Porsche
Немецкая фирма (наряду с Audi и ее сенсационным пятицилиндровым полноприводным Quattro) внесла огромный вклад в становление и популяризацию наддува. Главным миссионером философии по праву достоин считаться норовистый 930 Turbo по прозвищу «Widowmaker» («Оставляющий вдов»), один из первых серийных турбокаров в мире. В новую декаду он вступил с оппозитным шестицилиндровым «три и три» (300 л.с., с опциональным пакетом — 330 л.с.) воздушного охлаждения.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/28/11/6199685/edaae7b93ac3b5fecde6f8f01684058c617ba9c6.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199684/83389724ccd32ea9d6fdffbcaaa6fd531b416322.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199686/a38fc7a3f41e5ee19ccf832a22bd9fc7965eda47.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199688/3a1b93a80734ebddb3c7bdb58b18d6206b032cdb.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199687/737500e3a1e41e559255e8d53aaf9c3e3e97b08b.jpg)
Porsche 911 Turbo 3.3 Coupe
© Porsche
Другой супергерой — 959 с прицелом на группу B. Его иногда сравнивают с F40, хотя сходства между ними не больше, чем у лунного пейзажа и лесов Амазонки. Начнем с того, что тираж «Порше» почти в четыре раза меньше. Впрочем, кое-что общее все же есть. «Ferrari F40 и Porsche 959 — самые быстрые серийные автомобили из когда-либо созданных. Оба выжимают свыше 320 км/ч и разменивают первую сотню менее чем за 4 секунды. Быстрые машины, вроде Testarossa или Countach кажутся обыденными на их фоне», — писал когда-то журнал Car.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/28/11/6199696/81caaafd1209baa58870998f6b3ac3eab1799484.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199697/dab5cec42b3ff0c20daf44f995f27b1eda7ca319.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199703/2409abbb981e4217fddc39ffe24a39b82e4d9b8b.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199699/2f38acab5968b4822770707df3451205d1fbfab0.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199701/764ddfee39e76d7ed3a86462b3464b599ced7985.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199698/56f16c3a93298038b79fdba0f195a67bc08f2aab.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199702/f4a6f0bb269d3bc3c6119ccc258d3272b8a4b0c5.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199695/50e2645f3542d416347d65dbc10c702791c808cf.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199700/807e5da288919f4da58a047c68948133d6a3a1f2.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199704/8f9d8afb5e9a28d4ee9791e454770baad6eadada.jpg)
Porsche 959
© Porsche
В случае с Porsche два турбокомпрессора последовательного действия накачивают избыточное давление во впуск 2,8-литрового шестицилиндрового «оппозита» (450 л.с. и 500 Нм). А еще у немецкого чудища система полного привода с активным распределением крутящего момента между осями и кузов из алюминия и кевлара.
Porsche 944 Callaway
© Stuttcars.com
Не стоит забывать и про 944 Turbo. Вообще-то первый турбонаддувный «девять сорок четыре» не имел отношения к серийной спецификации: в 1983-м американские тюнеры Callaway допилили 2,5-литровый мотор, прикрутили к нему маленькую «улитку» IHI RHB6 и отчитались о солидных 288 л.с.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/28/11/6199722/9605b6b01fe5fa6d1e3016767d5dc1ff802fac4b.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199726/ff44b18925c23964346277b9e51f7ab0ecf31ca8.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199725/ea9f67df5065b132df8a3a7684de3dbd589f1c88.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199724/682fe1dcbd74c682c6f0b4bf3606b796ecd03216.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199723/df52a89a392540a62aea3f2797d1ecc186141814.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199730/2f38107a341a97b38c390b1e866f02adf49d4407.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199720/147f705866ee628cc90643d0c4c8af9cc56b5cd6.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199721/415e476892a6adf7a68a557fc0fcc08109723117.jpg)
Porsche 944 Turbo
© Porsche
Заводчане подумали, «чем мы хуже?» и к 1986 модельному году выкатили спорткар с внутренней маркировкой 951. Двигатель того же объема мощностью 220 л.с. позволял идти ноздря в ноздрю с тюнинговым Porsche и набирать 97 км/ч за 5,9 секунды. Позже появился 250-сильный Turbo S с комплексными апдейтами шасси. Заводских 944 Turbo построено свыше 25 тысяч, а эксклюзивных от Callaway — лишь два десятка.
RUF CTR «Yellowbird»
Был ли суперкар, который снился Ferrari F40 и Porsche 959 в ночных кошмарах? О, да! И это оригинальная трактовка Porsche 911 тюнинг-ателье Алоиза Руфа, славного своим серьезным подходом. В семидесятых оно взялось за доработку грозного 930 Turbo, а затем создало собственную пятиступенчатую «механику».
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/28/11/6199749/13986c03fb31b9151b049cb13ad178a87822a1dd.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199750/0e2105335a7b0fa7edf82e6d397c6ff2dcc5756a.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199747/8297dcbd67e889d24ae9b199e9a87227922bf614.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199746/e8a477143ec765fbe9e45bdaa9e023279a47352e.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199748/48edcee0d62919e764763d8c8403d47cc0153adc.jpg)
/imgs/2023/10/28/11/6199751/5e63f5538efafe15317efc92efb64d33fd2dca77.jpg)
Ruf CTR (911)
© RUF Automobile
Что касается CTR (Group C Turbo Ruf) по прозвищу «Желтая птица», то ему отрядили 3,4-литровый оппозитный шестицилиндровый агрегат с двумя турбокомпрессорами. Как предполагает Car and Driver, заявленные 469 л.с., вероятно, занижены, и, по данным инсайдеров, в активе «Yellowbird» порядка 550 л.с. Охотно верим, учитывая набор 160 км/ч за 7,3 секунды и максимальные 339,8 км/ч. Увидеть суперкупе проще на фотографии, чем в реальной жизни — сделано только 29 экземпляров.
Bentley
Наш исторический экскурс завершается на поистине высокой ноте. Аристократичные британские седаны являются необходимыми элементами паззла, с которыми складывается полная картина проникновения технологии наддува в самые разные рыночные сегменты.
/imgs/2023/10/28/12/6199756/ea5d768c8d309bd9286f5782ebb43cc99655210a.jpg)
/imgs/2023/10/28/12/6199757/359ebac5241bda4dcdb73011001624f4dc57b814.jpg)
/imgs/2023/10/28/12/6199759/505ec81558a9c00945bc8c93bcb21fba26add88e.jpg)
/imgs/2023/10/28/12/6199758/a7d95d130c8326b7ade4941b91b6dc70154ffc5c.jpg)
Bentley Mulsanne Turbo
© Bentley
Его величество Bentley оперативно поддержал тренд, показав на Женевской выставке 1982 года грандиозный Mulsanne Turbo. Король представительского класса на основе стандартного «Мюльсана» удивил нагнетателем Garrett и полуторакратной прибавкой отдачи 6,75-литрового V8.
/imgs/2023/10/28/12/6199771/d19d0daf9a4a8c797988d6e3e068e0242e96fe59.jpg)
/imgs/2023/10/28/12/6199768/ac3b2ad8c90cf6fe7ed3a9805d33d1906cfd73d3.jpg)
/imgs/2023/10/28/12/6199769/251e3ce0461719bdfe6758ad46882b4039686916.jpg)
/imgs/2023/10/28/12/6199770/f2c5c68056d090ab1fd3dcca91bc90ffbb52a789.jpg)
Bentley Turbo R
© Bentley
К 1985-му подоспел преемник с красноречивым именем Turbo R — суть дальнейшее развитие «горячего» Mulsanne с теоретическими тремя сотнями лошадиных сил и настроенным на драйверский лад шасси. Линкор оказался долгожителем и ушел в отставку аж в конце девяностых. Самые мощные, дорогие и редкие варианты вышли именно под занавес серии, но они сильно выбиваются из наших временных рамок. Чем не повод однажды с головой нырнуть в ту эпоху?…