Могли, но не сумели: Volvo C30
Стильный и бодрый ретро-хэтчбек, который первым попал под каток нашествия кроссоверовКто такой?
Формально трехдверный хэтчбек, а по сути, чуть ли не духовный наследник спортивного универсала Volvo P1800 ES начала семидесятых, Volvo C30 дебютировал в 2006-м. И пусть в нем много общего с седаном V40 и универсалом V50, хэтч воспринимался экзотической самостоятельной моделью.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/09/5693579/94d011c945729ba03582aa895424a6dab6ffc446.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/09/5693580/769f4709aed3c0541bf6c58c4876ba2a2540a9a5.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/09/5693577/804e346bc1f96ce7880f97d4065168391fe35f0f.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/09/5693578/4cffcd130bbc7f2d9c7628fe4feacf6e79ebb3c6.jpg)
Volvo P1800 ES, 1972 год
На стенде Парижского автосалона яркий и необычный хэтчбек выглядел серьезным игроком премиального гольф-класса. У него было всё для успеха, но судьба «тридцатки» сложилась очень непросто.
Чем хорош?
Прежде всего, надо помнить, что C30 создавался еще в то время, когда хозяева Volvo cars рулили компанией еще не из Ханчжоу, но уже не из Гётеборга. В нулевых шведский бренд входил в обойму премиальных марок Ford Motor Company. Помимо прочего это было чревато широкой унификацией модельных линеек.
«Тридцатка» построена на фордовской платформе C-1. Что само по себе вовсе даже неплохо. Родной брат шведского хэтча — Ford Focus второго поколения считался одним из лучших в гольф-классе середины нулевых. На тележке С-1 выросли такие яркие машины как Mazda3 и даже Mazda CX-7. Всех их объединяла достойная надежность и очень живое драйверское шасси. При том, что внешнее сходство между одноплатформенниками разных брендов отсутствует.
Как выглядел?
Сенсационный дизайн — вообще главный козырь С30. Достаточно спокойный фронт в фирменном стиле сверстников из старших модельных линеек Volvo и дикое пиршество стиля в задней части кузова. Массивные, будто бережно обхватывающие корму, фонари, резко заваленная задняя стойка крыши и небольшое подъемное окошко вместо полноценной третьей двери. Брависсимо!
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/10/5693598/10a9892aaec3f49e1df665db5447057dc8cc14f7.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/10/5693599/96669ad4b6a5b0ed88a1e30329db53b933ae37d9.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/10/5693600/3b821c3e0b0d26c35b63865365a29df151616a80.jpg)
Двухтысячные — золотая эра хот-хэтчей, но о Volvo C30 T5 мы вспоминаем, наверно, в последнюю очередь. А ведь рядная «пятерка» с турбонаддувом выдавала 220 сил и разгоняла машину с 6-ступенчатой механикой до сотни за 6,7 секунды. Внушительно для 2006 года!
Готовы выдержать град дротиков гнева от фанатов Alfa Romeo, но на наш взгляд именно С30 — самый импозантный и стильный хэтч первого десятилетия нового века. Прости 147-я…
Что о нем говорили?
«Вполне возможно, это самый красивый автомобиль из Гётеборга начиная с… начала времен! Благодаря программе Custom Build, позволяющей покупателям подбирать цветовые схемы и опции, он понравится любому типу хипстеров. Его турбированная «пятерка» едет неплохо, но подвеске не хватает плотности. Volvo C30 — это скорее стиль, чем спорт.»
Car and Driver
«Он мне нравится. Нравится его крошечность. То как он выглядит. Вообще есть что-то восхитительно глупое в покупке трехдверного шведского автомобиля, сделанного в Бельгии. Итак, действительно ли так хорош Volvo C30? Нет. Я бы задумался о покупке? Определенно да.»
Джереми Кларксон
«Если нужен автомобиль гольф-класса, необязательно покупать Golf. Наш фотограф теперь ездит на C30. Потому что с водителями VW редко заигрывают на светофоре. На Volvo же можно произвести большое впечатление за небольшие деньги. Настоящее украшение компактного класса!»
AutoBild
«Успехи шведов в дизайне очевидны. В добротном шасси доминирует безопасность, его сочетание с возможностями двигателя, пожалуй, оптимально.»
За Рулем
Самая главная фишка
Ярчайшая внешность, как мы уже отметили, — главный талант младшенького Volvo. Но отметим и стильный внутренний мир. Особенно знаменитую парящую консоль.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/10/5693634/db4d3d91142f9d8b8f8683c4d12e77fd6b01c7c9.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/10/5693633/be58938ddc529ec1c1c5e370888a601afb6b6bb4.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/10/5693632/bdcdd091d93d35d97148a54e024c273677040eeb.jpg)
Вообще-то она появилась чуть раньше на седане S40 второго поколения, с которым C30 состоит в одном семействе. Но скучноватый «сорокет» не оставил о себе ярких воспоминаний. Парящая консоль, пожалуй, даже диссонировала с его более «взрослым» профилем. В интерьере же С30 тоненькая полоска центральной консоли, за которую можно было положить мобильник или очки, напротив, смотрелась предельно гармонично.
Сколько он стоил?
В целом адекватно. Разыгрывая премиальную карту, Volvo, конечно, сместила прайс-лист ближе к территории немецкого премиума, но не вторглась на нее. Скажем так — С30 был настолько же дороже демократичных одноклассников, вроде «Гольфа» и «Фокуса», настолько дешевле Audi А3 и баварской «копейки». Да, опции и доплата за более мощные моторы была немаленькой, но для премиума это обычное дело.
Без внешней отделки исполнения R Design хэтчбек выглядел довольно скромно
На российском рынке достаточно выгодную базовую цену младшего Volvo портили обязательные пакеты оборудования, которые официальные дилеры Volvo навязывали покупателю. В итоге интересный в зародыше прайс С30 очень быстро раздувался до безобразных размеров.
В целом, тем не менее, переоцененной в валюте Volvo С30 не назовешь.
Почему не получилось?
Конечно, С30 не был идеальным. Как и любой другой автомобиль. Считать по мелочам — так не хватит и пальцев руки. Отсутствие вариантов выбора кузова — пятидверка не помешала бы — это раз. Еще дорогие опции, отделочные материалы, не вытягивающие реальный премиум-уровень, не самый удачный рестайлинг, подпортивший внешность модели. Плюс, конечно, фамильные «фордовские» болячки вроде ужасного робота PowerShift.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/10/5693656/0b0a7155473a9c40297071ff954b05f3ef734f47.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/10/5693655/17e388156f933d87fdf2b8e1196b97092c8adc97.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/10/5693654/92535b15e4ca121e3920d118ddd28453f2477b1a.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/10/5693657/b43d9dbd0ea7cb58ed8c7b03b7605598e131e351.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2022/12/01/10/5693658/6b8cf7e14865fc635d7300f45cae185ad50e0744.jpg)
Так Volvo C30 выглядел после обновления. Родственные S40 и V50 такой передней части уже не получили
Всё же главная причина слабых — не катастрофических, а именно что ниже ожидаемых — продаж Volvo C30 это внешний фактор. Начиная со второй половины нулевых все легковые автомобили попали под каток кроссоверов и SUV, а дорогие премиальные хэтчбеки оказались под колесами в первую очередь.
Ретрофутуризм вдруг перестал заходить, зато в полный рост поднялись легковые кроссоверы. Кто бы мог подумать что уже к 2010-му незатейливый Nissan Qashqai в глазах массового потребителя будет выглядеть более желанной и трендовой покупкой, чем стилизованный под классику шведский хэтчбек. Поэтому в 2013-м шведского стилягу списали на берег, не потрудившись даже подумать над вторым поколением модели.
Часто можно услышать фразу, мол, машина появилась на рынке раньше своего времени. С Volvo C30 получилось наоборот. Дебютируй модель на четыре-пять лет раньше, и рубрика «Могли, но не сумели» счастливо бы обошлась без ретро-хэтчбека из Гётеборга.
Станет ли классикой?
Нам кажется да. Конечно, о статусе Ferrari 250 GTO или даже родственного Volvo P1800 ES, «тридцатке» не стоит и мечтать. Тем не менее, яркий и самобытный хэтчбек со временем займет почетное место в гаражах поклонников янгтаймеров.
Впрочем, до этого еще далеко. На рынке автомобилей с пробегом достаточно предложений по Volvo C30, из которых вполне можно подобрать необычный, яркий и вполне надежный хэтч на каждый день. Жизнь слишком коротка, чтобы ездить на скучных автомобилях.
Главное — держаться подальше от машин с «Пауэршифтом».
P.S. Этот материал вышел в цикле «Могли, но не сумели», посвященном автомобилям, которые провалились на рынке или не смогли закрепить первоначальный успех. И пусть они не стали бестселлерами или не получили продолжения, зато без сомнений достойны рассказа. Ведь выдающиеся истории провала часто бывают написаны самыми необычными, новаторскими и смелыми идеями.