Крокодилы
не летают
Lada Kalina и ремонт дороги против Porsche Cayman GT4С большой отвисшей губой и высоким антикрылом Porsche Cayman GT4 больше похож на машинку Hot Wheels из блистерной упаковки. На деле же это убийца рекордов круга по цене осенней распродажи. Мы поехали на нем на автодром Смоленское кольцо, а против нас были дорожные работы, гоночная Lada Kalina и законы физики.
Cayman GT4, конечно, в первую очередь машина для трека, но чтобы добраться до идеальной, как формы Ирины Шейк, полоски асфальта где-то под Смоленском, вам сперва нужно преодолеть несколько сотен километров шоссе с дорожными работами, кафе «Помпончик» и фурами, из кабин которых GT4 выглядит как большая желтая клякса.
Дрозофилой в банке этой испытательной лаборатории буду я, так что к концу путешествия мы проверим, что для человеческой физиологии вреднее — проехать на полугоночной машине семьсот километров или месяц питаться в KFC.
Глядя на Cayman, можно подумать, что это что-то вроде Toyota GT86 в аэропакете, но все намного серьезнее. Сперва у инженеров был Porsche Boxster, который на пятьдесят процентов унифицирован с купе 911, потом к нему приделали жесткий кузов с крышей — получился Cayman – и, наконец, они заменили у Cayman подвеску и мотор, и вышло что-то четвертое.
Будь оно живым существом, то умоляло бы себя пристрелить, но с инженерной точки зрения это не просто еще одна версия Porsche с малопонятной абракадаброй индексов и цифр, а чистое совершенство из международного бюро мер и весов.
Дефорсированный атмосферный мотор от Porsche 911 Carrera S выдает 385 лошадиных сил и делает GT4 самым мощным Cayman за все десять лет существования модели. Передняя подвеска позаимствована от омологационной Porsche 911 GT3 с регулируемой жесткостью стабилизатора поперечной устойчивости и угла схождения колес.
Причем все регулируется не кнопкой в салоне, а гаечным ключом, и от этой новой технологии идет кругом голова.
Разработчики позаимствовали бы у 911 и подруливающую заднюю подвеску, но у 911 GT3 и Cayman GT4 разная конституция. У одной машины двигатель в заднем свесе и повернут маховиком и коробкой передач вперед, у другой все наоборот, а посередине главный водораздел — государственная граница, «Спартак» и «Зенит», Инь и Ян. Задняя ось! Никогда им не быть вместе.
Если Porsche 911 GT3 за 8 037 000 рублей — это практическая база для постройки гоночной машины, то Cayman GT4, прежде всего, создан для продвинутых любителей трек-дней и обойдется куда дешевле: 5 034 000 рублей. Столько стоит базовая Porsche 911 Carrera.
GT4 даже можно заказать без аудиосистемы и кондиционера — на их месте будет установлен карман для мелочей, напоминающий лоток для горячего в кафетерии. Опция бесплатная, но и доплачивать клиенту за то, что его кондиционер поставят на конвейере на другую машину, никто не будет.
Внутренние ручки дверей заменены тряпичными петлями, на аскетичном руле от 911 GT3 RS нет ничего, кроме сквозных дырок на спицах, хотя какие-то кнопки были даже на баранке нашего брутального малыша Renault Sandero Stepway.
я выбрал вместо рекламы.
Между сидениями нет клавиш системы старт-стоп, выдвигающегося антикрыла или надувающейся губы, как у Porsche 911 Turbo. Вообще ничего резинового и надувного. Все натурально и без контрацептивов.
На этом фоне ковш с восемнадцатью регулировками выглядит отелем Four Seasons в центре Могадишо, но если вы склонны к таким слабостям, как комфорт и кондиционированный воздух, то можно отпустить грехи, заказав облегченный литий-ионный аккумулятор за 119 286 рублей. Он компенсирует часть избыточного веса.
В ответ на поворот ключа раздается «бронхитный» кашель выпускной системы, и за спиной довольно громко начинают верещать клапаны и металлические цепи распредвалов.
Сцепление заставляет напрягать мышцы левой ноги, но работает безупречно.
Первые передачи длинные, поэтому атмосферному мотору нужно время, чтобы перейти из утробного крещендо в напряженное альтиссимо, заполнив злобным воем салон. Задние колеса в этот момент на миллисекунду теряют сцепление, заставляя слегка пританцовывать корму.
«Молодой безработный не справился с управлением суперкара и скрылся от полиции в трубе Мосводоканала», — так пишут в сводках новостей? После вереницы поливальных машин асфальт стал немного мокрым, и металлические отбойники глядят на происходящее с замиранием сердца.
Но буквально через мгновение сцепление резины восстанавливается, и фейерверк вспышек в цилиндрах с этого момента трансформируется только в миллисекунды разгона. Одна, две, три, четыре секунды — в электронном окошке спидометра уже сто километров в час.
Если аэродинамика обычного Cayman на скорости лишь нивелирует подъемную силу, то GT4 — это уже эволюционный шаг вперед. Протоамеба с цитоплазматической ложноножкой, которая позволяет доползти и сожрать соседнего одноклеточного.
Сзади есть регулируемое в пределах от четырех с половиной до семи градусов антикрыло и диффузор, спереди – сплиттер и снижающий подъемную силу воздушный канал, который направляет горячий воздух от радиаторов на капот.
Правда, сейчас из того самого отверстия перед капотом летит пена из автомойки — кузов мы протирали собственными руками, на совесть, но кто мог подумать, что скопившаяся в бампере вода способна фонтанировать оттуда, как на пенной дискотеке.
Передняя губа очень низкая, и пушистая бахрома стертого пластика под ней свидетельствует о чьих-то первых успехах. Крокодилы, конечно, летают, но лишь низенько-низенько.
Подвеска жестко шаркает на стыках, тщательно, как перо сейсмографа, отрабатывая заплатки подмосковного асфальта и беспощадно встряхивая сидящих внутри, но когда дорога приличная, GT4 едет не хуже и не лучше того же Renault Sandero.
И там, и там плохо слышно радио и немного потряхивает. Даже на шестой передаче стрелка тахометра висит выше двух тысяч оборотов, так что если нужно ответить на звонок – лучше перейти на нейтраль.
Окрестности автодрома встречают низкими панельными домами и смотрящими на дорогу придорожным кладбищами с надгробиями в стиле девяностых — тоскливая фигура хозяина дополняется высеченным в мраморе автомобилем. Не Caterham или Noble, а, конечно, BMW.
Над трассой почему-то проходят линии электропередачи, а в траве лежат ошметки резины, долетевшей до самых отбойников — ведь были ж схватки боевые! Пока солнце не село за горизонт, отправляемся из боксов на трек.
Центр масс находится где-то под правой рукой, и GT4 невесомо входит в поворот, опираясь на шины Michelin Pilot Sport Cup 2 с более жесткой для атак поребриков боковиной — резину способнее на гражданской машине сложно представить. Никаких кренов или инертности при смене направления. Руль налит усилием как столовое серебро и кажется, что добиться лучшей информативности от электроусилителя просто невозможно.
Многие машины могут так же безоговорочно слушаться водителя, не многие способны разговаривать в ответ.
Общая сбалансированность шасси помножена на такой запас сцепления, что машина не реагирует на динамическое перераспределение нагрузок, когда ты жмешь или отпускаешь газ, а продолжает придерживаться единственно верной траектории. Сила сцепления каждого из колес здесь кажется постоянной величиной, и вывести GT4 из равновесия очень сложно.
Чтобы добавить купе немного склонности к заносу, нужно зажать задний и распустить передний стабилизатор, но в стандарте подвеска заточена под циркульную точность. Никаких вихляний и полутонов — у этого «мистера совершенства» нет времени на рефлексию.
Двигатель злой, но если вы теряете темп, то ему потребуется время, чтобы снова войти в раж и в его голосе заиграли маленькие огоньки безумия. У Porsche 911 GT3 мотор более сумасшедший и крутится вплоть до 9000 оборотов.
«Робот» PDK в 911 GT3 весит больше «механики», но на переключения затрачивается меньше времени, чем моргают глаза. Cayman GT4 же бывает только на «ручке», и скорость ее работы ограничена только силой и проворностью правой руки.
С одной стороны, это загружает на трассе дополнительной работой, с другой, жизнь облегчают электронные перегазовки — машина сама громко кашляет на понижении передач.
Ознакомительная часть закончена, остается только проверить, как близко Porsche Cayman GT4 подобрался к миру реальных гоночных машин, и для этого нам нужен не просто быстрый гонщик, а человек, увидев которого, Создатель и придумал слово скорость.
И так как по адресу mark.webber@mail.ru нам никто не ответил, им будет Ефим. Ефим Гантмахер. Говорят, он смотрит «Улицу Сезам», чтобы как следует завестись перед гонкой — мы лишь знаем, что он не ест бананы из-за аллергии и профессионально выступает в РСКГ.
В качестве точки отсчета Ефим сперва проедет на «рскгшной» гоночной Lada Kalina, за которую мы должны поблагодарить ребят из команды Bauman Motorsport МГТУ имени Баумана. Может быть, рядом с Porsche эта Lada выглядит кругленьким Покемоном в компании Железного человека, но у нее очень жесткий кузов с каркасом, гоночная подвеска и на триста килограммов меньший вес.
В S-образных связках Lada Kalina практически летит над поребриками, вставая на оба колеса. Она особенно быстра в поворотах, где нет зависимости от мощности мотора — жесткий кузов позволяет расслабить подвеску, и резина липнет к асфальту, как скотч. Сегодня итоговое время круга 1:53, а на этапе РСКГ Ефим был еще на четыре секунды быстрее.
Внутри медленных поворотов Porsche Cayman GT4 даже проигрывает маленькой Kalina, но на выходе почти четыреста лошадиных сил не оставляют ей никаких шансов. К концу прямиков GT4 заметно быстрее и тормозит гораздо эффективнее. Если бы не растянутые передачи и главная пара, то темп на Смоленском кольце был бы еще выше.
К концу заезда на тормозах Porsche можно жарить стейки, а давление в шинах поднимается практически до трех атмосфер — Cayman начинает плыть мимо траектории. Мы не потрудились стравить воздух, и лучшее время остается на отметке второго круга: 1:42. Если изменить сход-развал и уменьшить давление, то можно было бы сбросить еще пару секунд, хотя и это, в любом случае, безоговорочная победа.
Но мы же знаем, что костромской сыр куда слаще забугорной гауды, а вместо голландских тюльпанов есть иван-чай и подорожник. Из них и букет можно любимой даме составить а-ля Прованс, и к фурункулу приложить.
Если разделить стоимость Cayman GT4 на время круга, то каждая секунда обойдется в 49 352 рубля, а у «Калины» — только в 10 265. И этой пятикратной разницы в цене хватит на оплату нескольких полных сезонов в РСКГ. То есть, вместо покатушек со скучающими парнями в мокасинах и поло Ralph Lauren, вы можете стать частью полноценного чемпионата России, с запахом масла, грид-герлз и контактной борьбой.
Впрочем, это не отменяет того факта, что Porsche Cayman GT4 подобрался к совершенству как нельзя близко, и недоступная для 911 GT3 механическая коробка передач выглядит лишь вишенкой на этом пироге. Причем летом в Москве на GT4 можно ездить практически везде — мы так и не задели ни одного лежачего полицейского.
Звенит мотор, лязгают передачи — чистое удовольствие, пока еще легальное в нашей стране. И только придорожные столбы провожают яркий GT4 тревожным взглядом, а младенцы плачут из раскрытых летнему зною окон — этот рев способен перекричать даже супербайки. Не бойся малыш, крокодилы не летают. Разве что низенько-низенько.
Porsche Cayman GT4
Технические характеристики
Porsche Cayman GT4 | |
---|---|
Тип двигателя | Бензиновый, H6 |
Рабочий объем | 3800 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 385/7400 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 420/4750-6000 |
Расход (смешанный, город, трасса) | 10,3, 14.8, 7,8 л/100 км |
Разгон 0-100 км/ч | 4,4 сек |
Разгон 0-200 км/ч | 14,5 сек |
Макс. скорость | 295 км/ч |
Тип привода | Задний |
Трансмиссия | МКП6 |
Передняя подвеска | Независимая - МакФерсон |
Задняя подвеска | Независимая - МакФерсон |
Тормоза | Передние – дисковые, вентилируемые, перфорированные, задние – дисковые, вентилируемые, перфорированные |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4438 x 1817 x 1266 |
Колесная база, мм | 2484 |
Масса, кг | 1340 |
Размер шин | 245/35 R20 спереди и 295/30 R20 сзади |
Суммарный объем багажников, л | 425 |
Объем топливного бака, л | 54 |
Цена | 5 034 000 руб. |