Происки совершенства
Тест-драйв нового Volkswagen Passat, который подобрался к идеалу на расстояние атакиКак вещи, созданной, чтобы понравиться миллиону людей одновременно, и как никогда близкой к совершенству, новому VW Passat не хватает только одного — души. Впрочем, когда-нибудь немцы доберутся и до этой абстрактной субстанции: откроют соответствующий департамент, проведут исследования, найдут, где и как нужно надавить на чувства покупателя. И станут продавать не по два Passat в минуту, а по три, четыре или восемь, обогнав по продажам не только Golf, что уже произошло, но и куклу Барби. И мешать этим светлым планам будет уже не новый Ford Mondeo, а «трешка» BMW.
И произойдет это не только потому, что Passat теперь выглядит как одевшийся в рождественский свитер с оленями Тиль Швайгер. В том числе это еще и результат внедрения общефольксвагеновской платформы MQB: стандартизированные двигатели и элементы структуры кузова позволили опустить капот ниже, поэтому острый передок с толстой хромированной полоской над фарами теперь напоминает бритвенный станок Gillette с бессчетным количеством лезвий.
Каждая девушка знает, что горизонтальные линии на одежде полнят, но что плохо девушке – хорошо машине. Новый Passat выглядит приземистым и подтянутым, как никогда, а будущий Passat СС, по словам шеф-дизайнера Volkswagen Клауса Бишоффа, будет так эмоционально выглядеть, что пубертатные подростки будут открывать рты, а женщины срывать с себя одежды и падать на капот.
Архитектура MQB позволяет сделать передок не только ниже, но и короче, поэтому машина, формально уменьшившаяся на два миллиметра в длину, стала на несколько сантиметров больше внутри, а вытянувшаяся кабина и увеличенная колесная база сделали дизайн еще гармоничнее.
К задней стойке крыша плавно спадает вниз, практически касаясь макушек рослых пассажиров заднего дивана, и перетекает в огромный 586-литровый багажник. По совместительству, самую скучную часть "Пассата".
Впрочем, самое удивительное в общефольксвагеновской платформе даже не то, что она напрямую влияет на дизайн. Ее гениальность в том, что она похожа на ящик с инструментами, из которого берут то, что нужно в данный момент. И только несколько элементов, вроде расстояния от педали газа до передней оси, всегда остаются одинаковыми и неизменными.
Например, задняя многорычажная подвеска Volkswagen Passat позаимствована как раз у Golf, но настроена комфортнее, а передняя подвеска – это модернизированные стойки МакФерсон от старой машины. Но посмотрите на "Гольф" и "Пассат" – разве непосвященный увидит, что в основе обеих машин лежит одна и та же платформа? Причем MQB настолько крута (а на ее разработку, по прикидкам, было потрачено около 70 миллиардов долларов), что, похоже, не потребует замены уже никогда.
"Фольксвагену" нужно будет лишь совершенствовать ее отдельные элементы: например, в один прекрасный момент заменить турбомотор с DSG реактивным двигателем, чтобы Passat тридцать четвёртого поколения мог не только принимать радио и прикуривать сигареты, но и летать.
Рыночная ниша, в которой играет "Пассат", сейчас переживает не самые хорошие времена. Сегмент седанов и универсалов класса D уменьшается, однако доля премиальных моделей в нем за последние семь лет наоборот выросла – с 47 до 53 процентов. И в Германии, и в России Volkswagen Passat в 2013 году по продажам опережала даже «трешка» BMW. Так что ставки высоки и новый «народный автомобиль» теперь вынужденно балансирует на грани премиума, как тексты группы "Мобильные блондинки" на грани разумного смысла.
Идеальное качество сборки, отделка из тонкого соснового шпона или шлифованного алюминия, нежная кожа и алькантара, ворсистая обивка в карманах дверей – все это было и раньше, но субъективное ощущение качества стало выше, а дизайн передней панели с растянувшимся на всю ее длину дефлектором вентиляции, пожалуй, самый запоминающийся среди всех Volkswagen. Часть огромного дефлектора над бардачком, конечно, не сквозная и закрыта заглушкой, а в ее центре, по традиции, вставлены аккуратные часики. Названия бренда на них нет, но часы этого же поставщика, компании Sphere design, можно найти в салоне Peugeot RCZ и Mercedes-Benz SLK.
У Volkswagen Passat даже появился проекционный head-up дисплей, но пока простенький, с выдвижным стеклом – видимо, чтобы сохранить хоть какую-то дистанцию с Audi по уровню технологий. Например, та же самая опциональная электронная приборная панель у "Пассата" очень похожа на таковую у новой Audi TT – у них одинаковое разрешение 1440 на 540 пикселей и чип Nvidia от планшетных компьютеров, но функционал тут поскромнее.
Графика с двумя большими спидометром и тахометром не испорчена лишними украшениями, но конфигурацию приборов (как на Audi TT-S) изменить нельзя. Разве что немного раздвинуть их в стороны, чтобы увеличить карту навигации.
Экран работает с частотой шестьдесят кадров в секунду, так что плавность картинки близка к старым добрым механическим стрелкам. Но в какой-то степени обычные приборы теперь выглядят даже выигрышнее – ведь чем больше нас окружает что-то электронное и синтетическое, тем выше ценится настоящее.
Парадокс в том, что обычные приборы со стрелками пока еще ставятся на «простенькие» базовые "Пассаты" ради условной экономии, но однажды станут прерогативой каких-нибудь эксклюзивных Bentley и Rolls-Royce.
В Европе около 80-90 процентов Passat уходит в корпоративные автопарки, поэтому при разработке машины во многом учитывались замечания продавцов степлеров, сотрудников "эйч-ар-отделов" и прочих менеджеров среднего звена. А менеджеры требовали, чтобы утром, разделавшись с ранним завтраком из кофе и яичницы с беконом, их ждал комфортный, теплый или, наоборот, прохладный салон. То есть, чтобы быстрее и эффективнее работала климатическая система.
Плюс, чтобы сидения были максимально комфортными – нынче в пробках стоишь дольше, чем видишь свою жену и детей. Для этого у водительского сидения предусмотрен даже массаж. Сжимаемая электромоторами планка из плотного материала рьяно впивается в спину, потом поднимается вверх и повторяет все заново. На настоящий массаж это похоже не больше приступа астмы на первый поцелуй, но это, в принципе, черта всех подобных механизмов на машинах дешевле новостройки в центре Москвы. Причем для Passat механизм массажа позаимствовали даже не у моделей Audi – эта опция впервые появилась у Volkswagen Golf.
Система инфотеймента получила процессор удвоенной мощности: порядка 2500 миллионов операций в секунду, что в пятнадцать раз мощнее огромных суперкомпьютеров NASA, которые считали траектории полетов первых космических шаттлов. Так что, с одной стороны, неудивительно, что карта навигации на основном экране двигается и масштабируется пальцами практически без запинок, но с другой – до гладкости работы современного смартфона все равно пока далековато.
И вот еще: в то время, как автомобиль является самым сложным и высокотехнологичным потребительским товаром наших дней, с интерфейсами у автомобильных производителей стабильно плохо.
Например, в поисках нужного подменю на центральном дисплее Passat приходится елозить пальцем влево и вправо, хотя всем иконкам должно было хватить места на стартовом экране, как у известного каждому зулусскому папуасу "Андроиде".
Но, может, зря я грешу на интерфейс мультимедиа? В Passat даже худо-бедно работает голосовое управление. Вы просто жмете кнопку вызова на руле, и на экране появляется короткий список всех возможных команд, причем на русском языке. При этом система воспринимает фразу «следующая песня» как «следующая песня», а не как «задавить собаку соседа и сделать радио погромче», что сделают большинство подобного рода устройств.
Несмотря на тотальную унификацию, на Volkswagen Passat ставят аж три вида преселективных «роботов», в зависимости от мощности мотора. Но узнать, как изменился ресурс проблемных до недавнего времени коробок DSG с сухими сцеплениями после очередного обновления, можно только проведя ночь в компании с одним из инженеров и парой электродов или паяльником. Говорят, что в Volkswagen доработали программное обеспечение и как минимум избавились от рывков в пробках, а продлить ресурс «сухих» DSG поможет воздержание от дерганной и сверхдинамичной езды. Но есть и другой вариант: заказать мощный мотор, куда ставятся 6- и 7-ступенчатые DSG со сцеплениями, находящимися в масляной ванне.
Увы, но времена технической романтики, вроде экзотического двигателя W8, для Passat позади. Тот двигатель создавался под покровительством Фердинанда Пиха – человека, который стоит за воплощением всех самых эксцентричных инженерных проектов концерна от Bugatti Veyron до Volkswagen XL1, но в конструкции самого популярного Volkswagen на планете – в мире в прошлом году было продано чуть больше миллиона "Пассатов" – таким идеям места больше нет.
Хотя даже в унифицированных модульных конструкциях сплошь турбированных четырехцилиндровых моторов Passat осталось место любопытным решениям. Например, у 150-сильного бензинового мотора TSI при малых нагрузках отключается половина цилиндров, прямо как у Bentley Continental с V8.
И что в итоге выглядит сюрреалистичнее: четырехцилиндровый Bentley или двухцилиндровый Passat?
Двигатель получился экономичный и тяговитый, а переход на двухцилиндровую тягу происходит совсем незаметно. Особенно на слух и особенно если в дверях установлены двойные стекла, обеспечивающие соответствующую тишину в салоне.
Еще интереснее самый мощный дизель объемом два литра. По большому счету, все дизели тоже построены по одной и той же модульной схеме – литой металлической "чушки" блока цилиндров, которую потом растачивают до нужного объема и оснащают разным навесным оборудованием. На 240-сильную версию ставится оригинальный турбонаддув с двумя улитками, слепленными как сиамские близнецы. Чтобы максимально эффективно использовать всю энергию еще слабого на низких оборотах потока выхлопных газов, они последовательно попадают сначала в первую, а из нее – уже во вторую турбину.
Как только водитель утапливает педаль газа в пол, геометрия первой турбины изменяется, повышая давление в системе и обеспечивая уверенную тягу на средних оборотах. Причем, чем больше растут обороты, тем большая часть газов перенаправляется отдельным клапаном напрямую во вторую, нерегулируемую турбину, "дующую" с максимальным давлением 3,8 бара.
Пока, наконец, еще один перепускной канал не отправляет весь поток напрямую в выпускную систему, чтобы двигатель на пике не взорвался как огромный пустой чайник на плите.
Всю эту сложную систему каналов и турбин венчают две красивые выхлопные трубы, правая из которых оказалась фальшивкой, приделанной для красоты. Впрочем, в наше время электронных книг и секса по WhatsApp фальшивые выхлопные трубы есть даже у Ferrari California.
Чего не хватает высокотехнологичному дизелю – так это красивого звука. Но его уже не зазорно имитировать с помощью аудиосистемы. А сложную схему из двух турбин уже скоро, наверняка, можно будет заменить одним-единственным нагнетателем с электромотором, который не будет зависеть от давления выхлопных газов вовсе. Над испытаниями такой конструкции уже работают в Audi.
И все же, битурбо-дизель получился крутым. Максимальный крутящий момент развивается уже на 1750 оборотах в минуту, так что, сбросив лепестком на руле несколько передач DSG вниз, можно отчетливо почувствовать, как под правой ногой рвут и мечут все 500 Ньютон-метров. Паспортный разгон до «сотни» занимает 6,3 секунды! У "Пассата". С дизелем.
Усилие на руле настроено безупречно, а в качестве опции можно заказать короткую рулевую рейку с переменным шагом зубьев – 2,1 оборота руля от упора до упора вместо стандартных 2,7. Ее позаимствовали у Golf GTI, а о таком доноре любому массовому автомобилю можно только мечтать.
На небольших углах поворота руль послушно комфортен, но в крутых поворотах на больших углах он становится хирургически острым. При этом Passat на любой дороге оставляет ощущение легкого автомобиля с близкой к нейтральной поворачиваемостью. Другими словами, если вы вдруг потеряете управление, то видите приближающийся столб не в лобовом стекле, а в боковом.
Различия в ощущениях за рулем седана и универсала в нюансах, хотя пятидверная машина тяжелее на 42 килограмма. А поскольку сам Клаус Бишофф законченный рыбак и ему где-то нужно хранить снасти, а также коробки с крючками и червями, то над дизайном Passat Variant, будьте уверены, он постарался не меньше, чем над седаном. Собственно, на универсале со спортивным обвесом R-Line он и ездит каждый день.
Здесь складывается даже переднее пассажирское сидение, так что, если нужно, в универсал поместится и небольшая белая акула.
Наконец, будучи самым новым «народным автомобилем», Passat набит вспомогательной электроникой, как склад "Макдоналдса" булочками для гамбургеров.
Ведь пока машина стоит на лужайке около дома, с ней не происходит ничего плохого, а как только за руль садится этот самый народ и начинает ездить на ней во всех мыслимых направлениях, то дело может закончиться массовой аварией и медицинским вертолетом.
Система контроля слепых зон Side Assist теперь умеет сканировать пространство вокруг автомобиля, когда вы сдаете назад с парковочного места и не видите приближающуюся сбоку машину. Электроника даже способна позаботиться о заснувшем водителе. Достаточно убрать руки и ноги от всех органов управления и устроиться на сидении в позе младенца, как Passat тут же начинает рьяно спасать вашу жизнь.
Сначала размыкаются диски сцепления DSG, чтобы машина ехала накатом и сэкономила еще пару граммов топлива. Потом, опомнившись, что водителя больше не беспокоит экономия, электроника начинает привлекать к себе внимание звуковыми и визуальными сигналами, подруливать, оставаясь в пределах полосы, и несмело притрагивается к тормозам.
После чего, наконец, на очередном изгибе дороги все-таки выезжает на встречную полосу под грузовик – законодательством ограничена степень вмешательства машины в управление, и руль поворачивается электроникой только на очень маленькие углы.
В общем, электронные мозги потихоньку набираются ума, но у них до сих пор нет никаких прав по закону – прямо дискриминация какая-то. Вот увидите, когда-нибудь все эти роботы станут достаточно умными, чтобы обвинить нас в расизме.
А пока еще можно купить машину и думать, что ты умнее ее. Хотя... Посмотрите на этот взгляд светодиодной оптики Passat исподлобья – кажется, он уже в этом сомневается. И кожа на сидениях Passat уже более гладкая, чем моя. Кукла Барби, берегись.
Volkswagen Passat
Технические характеристики Volkswagen Passat
Passat 1.4 TSI | Passat Variant 2.0 TDI 4MOTION | |
---|---|---|
Тип кузова | седан | универсал |
Тип двигателя | Бензиновый R4 с турбонаддувом | Дизельный R4 с битурбонаддувом |
Рабочий объем | 1395 см³ | 1968 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150 / 5000-6000 | 240 / 4000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 250 / 1500-3000 | 500 / 1750-2500 |
Тип привода | передний | полный |
Трансмиссия | 6-ступенчатая механическая | 7-ступенчатая DSG |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4767 x 1832 x 1456 | 4767 x 1832 x 1477 |
Колесная база, мм | 2791 | 2791 |
Снаряженная масса, кг | 1387 | 1725 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 8,4 | 6,3 |
Максимальная скорость, км/ч | 220 | 238 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 4,9-5.0 | 5,4 |
Объем топливного бака, л | 66 | 66 |
Цена в Германии, евро | от 25 875 | от 29 200 |
=
=