Обострение
Маленький триумф больших машин, или странное путешествие к странному озеру/imgs/2017/06/13/15/1296562/635a1d46870cdcfba3d928504d488aada4f8553e.jpg)
«Так называемая вялотекущая шизофрения. Диагноз изобретен отечественным уважаемым психиатром Снежневским. Идея состоит в том, что шизофрения может развиваться так незаметно и так долго, что только он, Снежневский, может это заметить. Мне он поставил диагноз «вялотекущая шизофрения» в 1962 году. Я счастлив сообщить, что она до сих пор течет. Вяло», – Владимир Буковский.
К счастью, на календаре не 1962-й, мы не диссиденты, но даже если бы были ими, то Андрей Владимирович Снежневский добрался бы до нас лишь косвенно – светило советской психиатрии почил 30 лет назад. Но иначе как обострениями вялотекущей шизофрении маниакальное влечение поехать по раскисшим весенним дорогам к чему-нибудь большому, круглому и немного загадочному объяснить трудно.
Апрель 2016-го ознаменовался нашей с Subaru Outback и Jeep Cherokee Trailhawk попыткой прорваться к заброшенному куполу командно-измерительной системы «Куб-У» под Дубной. Попытка оказалась неудачной: сначала Outback укатился в кювет, потом посреди «дороги» обнаружился ручей, а прямо перед шаром – кочка, которую ни Subaru, ни Jeep форсировать бы не смогли. Потому что засели еще раньше.
В этот раз объектом экспедиции мы выбрали озеро с дурно пахнущим названием Смердячье, расположенное в Шатурском районе Подмосковья. И, как вы уже, вероятно, догадались, форма его – практически идеальный круг.
Но даже не это делает его уникальным объектом. В 2008 году сотрудник всероссийского научно-исследовательского геологического института имени Карпинского (ВСЕГЕИ, бывший ЦНИГРИ) Святослав Енгалычев доказал импактное происхождение Смердячьего. Проще говоря, десять тысяч лет назад на место, где сейчас находится озеро, что-то упало. Скорее всего, метеорит массой примерно десять тысяч тонн. И получилось вот это.
/imgs/2017/06/08/12/1295293/d5011c1fc93ad704b1e67bb27d0f09a93317dca9.jpg)
А еще Смердячье – ближайший к Москве метеоритный кратер! Поэтому мы расчехлили резиновые сапоги, нашли в недрах гардеробов одежду, которую не жалко, и приступили к предстартовой рутине.
Прошлогоднюю поездку мы планировали по-серьезному. Я купил лопату, а Миша Конончук – рывковый трос. Мы съездили на разведку и прошли все ногами, прежде чем ехать к шару в боевом режиме. Но во время рекогносцировки было довольно холодно и грязь подмерзла, а через несколько дней в европейскую часть нашей необъятной родины пришла теплая погода и устроила разморозку, превратив потраченный на разведку день в банальный прогул работы.
Поэтому в этот раз на разведку мы не ездили. Вместо этого мы просто взяли тачки посерьезнее. Ответственным за крутость стал Volkswagen Amarok последнего поколения со 180-сильным двухлитровым турбодизелем и восьмидиапазонным «автоматом». Крут он не только из-за того, что почти по-легковому едет по обычным дорогам и балует отличнейшей для пикапа динамикой, но и потому, что это единственная машина нашей колонны с постоянным полным приводом, поэтому врасплох его застать не получится.
/imgs/2017/06/08/14/1295492/bace1faa8e4c21228e63b4cb19744b968f36ea06.jpg)
Самый утилитарный наш герой – УАЗ Пикап. Привод – подключаемый полный, понижайка, коробка – пятиступенчатая механическая, мотор – 2,7-литровый бензиновый ЗМЗ мощностью 134,6 лошадиных силы. Максимальная глубина преодолеваемого пикапом брода такая же, как у «Амарока» – 500 миллиметров, но клиренс больше: 210 миллиметров против 192 у VW.
Золотая середина – Fiat Fullback. У перелицованного Mitsubishi L200 205-миллиметровый клиренс и самая хитрая система полного привода в тесте. Он может быть заднеприводным, полноприводным, полноприводным с заблокированным центром и полноприводным, с заблокированным центром и на понижающей передаче. Для полного счастья можно заблокировать еще и задний дифференциал. Мотор – 180 сильный турбодизель 2.4, сочетающийся с шестиступенчатой механикой.
На отечественный пикап ставится бензиновый, безнаддувный двигатель «Заволжского моторного завода». Агрегаты этой серии начали собирать в 1996 году. Отдача «четверки» составляет 134,6 лошадиные силы и 217 Нм крутящего момента. Сочетается мотор только с пятиступенчатой механической коробкой передач.
От Москвы до Смердячьего – чуть больше 170 километров по обычным дорогам и еще километров 12 по бездорожью, ради которого мы туда и едем. В L200, то есть, в Fiat Fullback, для меня нет никаких секретов – на этой машине год назад я проездил почти три месяца, съездил на ней в Сочи и благополучно вернулся обратно, узнав, что эта тачка неплохо рулится, балует запасом места на втором ряду, но без груза слишком нервно реагирует на ямы и кочки. С Amarok мои отношения тоже были довольно-таки протяженными, но об этом расскажу попозже. В общем, из Москвы я решил ехать на «УАЗе».
И это тот самый случай, когда ты ждешь чего-то, потом все именно так и происходит, а ты такой: «ну я же говори-и-ил»! На дорогах, где всего-то нужно ехать прямо и иногда поворачивать, UAZ всячески хандрит. Курсовая устойчивость ухудшается пропорционально росту скорости, включение пятой передачи неизбежно заставляет тянуться куда-то промеж ног пассажира, а указатель уровня топлива меняет положение в зависимости от того, в какой позиции в конкретный момент времени находится рычаг КП. Звучит как бред, но это правда.
Интерьер UAZ Pickup выглядит очень неплохо. Да и с эргономикой тут полный порядок. Непорядок только с материалами отделки: все жетское и не очень приятное на ощупь.
Короче говоря, за рулем отечественного пикапа постоянно находишься в легком напряжении, тогда как парням в «Амароке» и «Фуллбэке» явно лучше. На это непрозрачно намекает забитый их разговорами радиоэфир. Причем Илью, который пилотирует VW, слышно чаще. Потому что кудесники штангенциркуля и рашпиля из Вольфсбурга научили рамный грузовик ехать почти так же хорошо, как обычный кроссовер. Мишу слышно не так часто, потому его правая рука регулярно занята: ведь единственный двухпедальный автомобиль в нашей колонне – это Amarok.
Геометрия пикапов
Не могу сказать, что 170 километров до Смердячьего вымотали меня до предела, но и простым этот отрезок я тоже не назову. Во-первых, каждый обгон очередного тихохода на «УАЗе» прямо указывает на то, что по своей сути «УАЗ» тоже тихоход. После 90-100 километров в час тяги едва хватает для того, чтобы успеть вернуться в свою полосу перед только что униженным тихоходом, активно работая малоинформативным рулем. Amarok и Fullback на фоне отечественного пикапа справляются с обгонами через встречку так легко, будто они хот-хэтчи в колоне с седельным тягачом: запаса их дизельной тяги хватает даже на шоссейных скоростях, несмотря на то, что и немец, и итальянец весят без малого две тонны.
Во-вторых, когда дороги становятся хуже, очень хочется оказаться в «Амароке». Потому что на некоторых ямках Fullback нет-нет, а напомнит гулким ударом о том, что он грузовик, на лобовом которого должна красоваться бумажка с надписью «пустой». Но отечественный пикап делает так еще чаще. Зато VW пускает в жизнь своих пассажиров намеки на дискомфорт только тогда, когда ямы становятся размером с Новопеределкино. Даже несмотря на то, что в колесных арках у него огромные 20-е колесах. А ведь все трое — рамные и с рессорами сзади.
В-третьих, подключенный к USB-порту «УАЗа» телефон с навигатором вдруг выключился, разрядившись в ноль. Надеюсь, заряд из батарейки моего телефона перекочевал в аккумулятор пикапа и поэтому у нас с ним не было проблем. Потому что если это не так, то зарядка для телефона, которая не умеет заряжать, – провал похлеще платных парковок в спальных районах.
Размеры грузовой платформы
Визуально, грузовая платформа «УАЗа» кажется самой компактной. И у нее самая маленькая длина — 1375 миллиметров. Зато она шире, чем у Fullback: между стенками тут 1500 миллиметров, а между арками — 1265 миллиметров!
Спустя два часа асфальт закончился и у нас возник небольшой спор о том, пора ли уже переобуваться в сапоги или стоит задуматься об этом уже тогда, когда под колесами окажется нечто среднее между манной кашей и гончарной глиной. Решили переобуться заблаговременно.
Заблаговременно мы решили перевести внедорожные возможности наших машин с режим боевой готовности. На «УАЗе» через раздаточную коробку Dymos (такая же стояла на старом, еще рамном Kia Sorento), управляемую шайбой, подключилась «морда» и включилась понижайка, а в хитрой японской трансмиссии Super Select на Fiat Fullback заблокировался центральный дифференциал и тоже включилась понижающая передача. Кстати, тоже при помощи вращаяющегося джойстика — у любителей мощно поворачивать кочергу остается все меньше вариантов.
И только на «Амароке» ничего крутить или нажимать не пришлось: полный привод с дифференциалом Torsen (как у «крузака») у него работает по умолчанию. Нажать пришлось лишь на клавишу блокировки заднего диффа. Впрочем, была бы у нас версия попроще, то привод у немца был бы не постоянный, а жестко подключаемый полный. Тоже, в общем-то, неплохо.
/imgs/2017/06/08/15/1295524/09e1e075451045856aae0e817aebdf924a948c74.jpg)
Есть две теории происхождения названия озера. Согласно одной, Смердячьим водоем прозвали из-за запаха сероводорода, который стоял здесь когда-то. Вторая версия указывает на то, что в этом месте погиб дьяк.
Мимо нашей небольшой колонны – как раз оттуда, куда собирались устремиться мы – проехала «Нива». В «Ниве» сидел человек с таким лицом, будто бы его бросила девушка и выгнали с работы одновременно. Через пять минут мы поняли, почему.
Высокий, нетронутый девелоперами лес одновременно казался нездешне красивым и абсолютно неприветливым. Будто на ближайшей опушке оккультисты вот прямо сейчас вычерчивают пентаграмму, готовясь к жертвоприношению, а текущая рядом река Воймега своими непроницаемо черными водами вот-вот вынесет к нашим ногам пару-тройку покойников. Но созерцать холодную красоту пришлось недолго: ехать дальше мешало упавшее дерево, которое перекрыло все возможные пути объезда. Вот почем тот парень на «Ниве» был такой грустный...
/imgs/2017/06/08/15/1295525/77295f9f23955e6fd81b8d80ad99364023576e2d.jpg)
Попытки отыскать альтернативный путь успехом не увенчались, поэтому мы расчехлили трос, а «УАЗ» вдруг скинул с себя бушлат, обнажив костюм супергероя. Ведь спереди у него обнаружилось две буксировочные проушины! И еще две сзади. То есть, у одного отечественного пикапа буксировочных проушин оказалось вдвое больше, чем у Amarok и Fullback вместе взятых! Казавшаяся нерушимой прежде крутость «Амарока» изрядно пошатнулась.
На самом деле, будь мы чуть мнительнее, то давно бы развернулись и дали деру в сторону дома. Потому что про места, куда мы приехали, в Сети постоянно нагоняют всякий мрак. Говорят, например, что здесь можно ездить по кругу и не замечать этого. Особо зрячие даже умудрились заявить о нахождении в районе Смердячьего берез с квадратными стволами! Не природа, а готовая съемочная студия для каналов, кормящихся мистикой. С другой стороны – а вдруг это бревно рухнуло неспроста? И кто его знает, что там дальше? Инопланетный инкубатор, ферма плоских арбузов или церковь сайентологов?
Скоро проверим.
Трос перекинут через ствол упавшего дерева, двумя шаклами прикручен к каждой из петель на морде «УАЗа» – начинаем двигать природный шлагбаум. Первый импульс и сразу удача: гигантская заготовка для матрешек и зубочисток сдвинулась с места, но еще не настолько, чтобы мы смогли проехать. Вторая попытка... и начались проблемы.
/imgs/2017/06/08/15/1295526/91f915b4dcee86b2fa081d4b4696855a6dea3a4b.jpg)
По традиции, мы поехали на шинах, которые стояли на автомобилях на момент выдачи. На Amarok был зимний Dunlop, на Fullback – летний Dunlop, а на «УАЗе» – Amtel Rapid River.
Нет-нет, пикап не порвался пополам, и на его приборке не загорелась страшнейшая из сигнальных ламп. Напротив, когда надо двигаться медленно и осторожно, управлять «УАЗом» даже приятно: все такое акцентировано длинноходное, размазанное и неторопливое, а одного взгляда на гигантскую кочергу коробки достаточно, чтобы понять, какая выбрана передача.
Предприняв попытку сдвинуть будущее полено тросом, мы не учли одну немаловажную деталь: деревья не растут поодиночке. Поэтому, как только мы начали тянуть упавшее полено сильнее, тот его конец, что лежал не на дороге, начал упираться в другие, еще стоящие деревья, которые, в свою очередь, изо всех сил начали сопротивляться тому, что их тоже вот-вот завалят.
Зато, сдвинув дерево на пару метров, мы осовободили альтернативный путь, который проходил по обочине – небольшой карман, вполне пригодный для машин вроде наших. Пикапы один за другим начали взбираться на 30-сантиметровый холм, чтобы объехать полено. «УАЗ» выскочил из объезда, как огромная коричневая пробка, потому что он самый короткий. Fullback тоже прошел без особых проблем из-за рекордно малой для этого теста габаритной ширины. И только Amarok, самый длинный и самый широкий автомобиль этого трио, пробирался медленно и аккуратно между кустами и деревьями, чтобы не поцарапать краску. Кстати, самую красивую в этом тесте.
/imgs/2017/06/08/15/1295528/594c13df1f2f5f50e4f4993b58f10164c88f5599.jpg)
Этот кусок трассы мы прошли без потерь, но осадочек остался. Ведь если едва съехав с асфальта мы уперлись в суицидальное дерево, то что будет дальше? Путь к шару тоже начинался за здравие, а потом измордовал нас почти до потери пульса.
Через двести метров и пару поворотов мы вновь остановились: путь нам преградил брод. Теоретически, на этом месте должен быть неглубокий и неширокий ручеек, но местные бобры решили иначе, соорудив плотину.
/imgs/2017/06/08/15/1295530/563f110892db961e2b25a0dd67b43019d17689cb.jpg)
Усугублялась ситуация еще и тем, что вода в броде была такого же черного цвета, как в речушке Воймеге. Эдакая метафора отечественной действительности последних лет: смотришь, вглядываешься, а дна не видно. И высоты наших сапог не хватало даже для того, чтобы дойти до середины этого водоема. Поэтому единогласно «УАЗ» стал автомобилем-разведчиком. Не из-за того, что его не жалко (но это не точно), а потому что его единственного можно тащить назад: туда, где ждут Amarok и Fullback.
Въезжаю в «озеро», а в голове пытаюсь прикинуть, где на кузове пикапа отметка в полметра, чтобы, если она вдруг будет достигнута, я мог бодренько рвануть в обратную сторону без гидроудара.
/imgs/2017/06/08/15/1295531/1878d3c5ea8173ee48a919a468176599cb458802.jpg)
10 секунд, полет нормальный. Машина уже погрузилась по пороги в воду, но уплотнители держат. Дно запруды оказалось чем-то вроде смеси песка и ила, поэтому колеса немного вязнут, а аккурат посередине брода нашлась еще и неглубокая, но весьма неприятная ямка. Тем не менее, «УАЗ» благополучно справился и под шум стекающей изо всех щелей воды выехал на берег.
Вторым поехал «Амарок». И вот за него было немного боязно. Нет-нет, я был на 100 процентов уверен, что при прочих равных пикап Volkswagen справился бы с этим бродом, даже если бы мы заклеили его лобовое стекло непрозрачной пленкой, а за рулем был не Илья, а самка коалы. Просто он весь такой красивый...
/imgs/2017/06/08/15/1295533/df12017206aeae80ff269dc6ca50369430ff6b0a.jpg)
Но никаких проблем не возникло, и «Амарок» благополучно оказался на другом берегу. Следом поехал быстрейший из нас. И это я не про машину, а про Мишу Конончука, которому в эту поездку достался Fullback. Видимо, заметив, как безболезненно все прошло у нас с Фроловым, он въехал чуть быстрее, толкнул волну, она отразилась от берега и ударилась о «Фиат», накрыв его с капотом. Я нервно сглотнул.
/imgs/2017/06/08/15/1295534/845c3c66b95b7fd3de8401c3866c48b4d7be748d.jpg)
Но L200, то есть Fullback... справился с ударом стихии так же безэмоционально, как с мойкой и заправкой – заявленная глубина брода для итальянца с японскими корнями составляет внушительные 700 миллиметров!
Еще через пару сотен метров наша колонна проехала заброшенную узкоколейку, а спустя еще несколько луж в машинах потихоньку начали отключаться включенные заранее блокировки и понижайки. Потому что смысла в них просто не было.
/imgs/2017/06/08/15/1295535/606cdad9acba83de98556d60010a47e8cdfbc0c6.jpg)
Навигатор, несмотря на страшилки в интернете о том, что в этих местах работают только топографические карты, да и то, если их вместе с вами не сожрали вурдалаки, продолжал определять наше местоположение и вести к намеченной цели. В интернетах, получается, врут?!
Да и лес начал становиться красивее и разноцветнее, словно приветствуя тех, кто сумел продраться через бревно-шлагбаум и ловушку от местных бобров. Для проформы, мы останавливались перед некоторыми лужами, но пеший осмотр показывал их полную безопасность.
/imgs/2017/06/08/15/1295538/2c632a0833ff6a76a025bda5a22b4684a705d7a1.jpg)
Ближе к озеру начался сосновый бор, земля в котором устлана ковром из мха всех оттенков зеленого. Будто за одним из деревьев незаметно порвалось пространство и мы, вместо дальнего Подмосковья, перенеслись в Карелию, заметив это лишь по косвенным признакам. Красота неимоверная! Будто бы и нет в близлежащем Рошале заброшенного химкомбината, изрядно подгадившего природе. Хотя, может быть именно из-за него тут такое буйство красок?
/imgs/2017/06/08/15/1295541/055953b4fc7500930a0f68c9f5047c18307bb1cf.jpg)
А потом мы повернули налево... и просто выехали к озеру. Огромная воронка диаметром 200 метров и правда имеет идеально круглую форму. Вода в Смердячьем, по местным традицями, была предельно черной из-за окружающих эту местность торфяников.
Странное чувство: вот вроде ты осознаешь, что выполнил миссию, доехал до этого круглого объекта и поправил статистику обремененных целью внедорожных вылазок, вот только на пути не нашлось ничего такого, от чего кровь бы стыла в жилах, а мозг настаивал на развороте восвояси. Не было на нашем пути ям, из-за падения в которые на машинах отлетали бы бамперы, не было перевалов, на которых автомобили болтались бы на двух колесах, не было ничего особенного, после чего бы мы, опустошенные, смотрели друг на друга и безмолвно гордились своим подвигом, который сами и придумали.
/imgs/2017/06/08/15/1295543/3585f593db1398a63041e060249f870cbef48b9c.jpg)
И пока мы с Конончуком сетовали на нехватку настоящего сурового бездорожья с вывешиваниями, пропоротыми шинами и бесконечной беготней с тросами и лопатами, Илья просто восхищался Смердячьим. А ведь и правда. Мы стоим на краю ближайшего к Москве метеоритного кратера, а не на пороге очередной кофейни или бургерной! Тишина пронзает пространство, и нарушает ее изредка лишь скрип деревьев, гнущихся где-то там, наверху, под напорами ветра и чуть-чуть мешающих человеку наслаждаться своим глупым и легким триумфом над природой.
Но давайте начистоту: триумф наш едва ли слаще леденца, отобранного у младенца – наши машины оказались слишком крутыми для этой местности. Возможности каждой из них превосходили предложенные испытания с таким запасом, что все наши предосторожности оказались лишними. Как и купленная по пути взамен забытой дома лопата.
Отечественный «УАЗ» – не асфальтовый воин. Ему тесно между осевой и сплошной, отделяющей асфальт от обочины. Его тянет в поля и проселки. Ведь именно там никто не заметит, что пятая передача включается почти на улице, тормозов хватает едва-едва (на 2,1-тонный автомобиль почему-то решили поставить задние барабанные тормоза), а водитель сидит так близко к двери, что кресло невозможно отрегулировать по высоте – рука не помещается между дверной отделкой и рычагом регулировки.
/imgs/2017/06/08/15/1295550/18116fa9bc9fbb62f9ed87d0df49f041ffef4958.jpg)
Там, где надо ехать так же, как и подходить к покупке «УАЗа» – медленно, вдумчиво и осторожно, – ему хорошо. Поэтому меня сверлит только одна мысль – какими должны быть условия, чтобы этому пикапу стало по-настоящему плохо? Лужи, бугры, бревна и озерца, встречавшиеся на нашем пути к Смердячьему – легкий разогрев для этого парня. Поэтому когда-нибудь я найду место, где даже он взмолится о пощаде. И страшно представить, как плохо будет там мне самому.
/imgs/2017/06/08/15/1295551/242927522d89b4528f98d5cc6b673ecb92a2b4f3.jpg)
Маскирующийся под «Фиат» Mitsubishi L200 идеологически очень похож на «УАЗ», только он намного более user-friendly, особенно на асфальте. Чтобы ворочать селектор его коробки, не надо быть орангутаном, а обгон через встречную полосу не заставляет взмолиться о дополнительной тяге. Да и на бездорожье «Фуллбэк» вряд ли в одни ворота сольет «УАЗу» – по геометрии и клиренсу у отечественной модели совсем небольшое преимущество.
/imgs/2017/06/08/15/1295552/068166c9a7c77c7f43d7feebc3a4de2648f6d3bf.jpg)
Зато большой проигрыш по цене. За тот самый user-friendly придется прилично переплатить – от шестисот тысяч до миллиона рублей (по сравнению с UAZ) в зависимости от комплектации. Но если уж вы решились на покупку грузовика, и не готовы идти на связанные с ним компромиссы, то добро пожаловать в новый Amarok.
/imgs/2017/06/08/15/1295553/37624a830d52d0f5324237940627badc40799639.jpg)
Да, он тесноват сзади. Да, крупноват, поэтому ему трудно там, где узкие дороги. Зато тут отличный интерьер с человеческой мультимедийкой, почти легковые ощущения за рулем, несмотря на то, что в основе «Амарока» бесхитростная лонжеронная рама, быстрый и плавный восьмидиапазонный «автомат» и постоянный полный привод. Есть только один нюанс – самый дешевый пикап Volkswagen стоит дороже, чем самый дорогой «Фуллбэк». И это ставит сразу несколько вопросов.
/imgs/2017/06/08/15/1295554/928a35fa079c0a5a6cd99a7bbfc7fec25cd771fa.jpg)
Давайте по-честному: покупка «УАЗа» для городской эксплуатации – затея бессмысленная и беспощадная. Ну не умеет эта машина ездить по асфальту и не хочет этому учиться. «Амарок» уверенно чувствует себя везде, но и стоит он, как жилье в ближайшем Подмосковье. Получается, что оптимальный вариант из этой троицы – Fullback? Похоже, что так.
Но ведь всегда надо стремиться к самому лучше, верно? Поэтому самый крутой тут все-таки Volkswagen, и именно он еще месяц пробудет в нашем гараже.
/imgs/2017/06/08/15/1295555/36aeff007f6ac155e9e961c90f122ff0943569d4.jpg)
/imgs/2017/06/09/12/1295897/6cefad43c1c9d05ca76d5c5930f2a267bf3ec768.jpg)
Да, запланированное нами бездорожье не позволило довести эти машины до пика их формы. А значит, что в момент следующего сезонного обострения вялотекущей шизофрении мы отыщем место, где страшно будет даже бронетранспортеру. В конце пути там опять будет что-то большое, круглое и немного загадочное. И это что-то, надеюсь, увидим и мы, и наши машины.