Ненависть и любовь
Длительный тест Smart fortwo: часть втораяМалявка Smart fortwo провела в нашем гараже месяц. За это время я привык к многочисленным «особенностям» машины, но мое отношение к ней чуть ли не каждый день менялось от «она гениальна» до «я хочу ее сжечь». Взвесим все за и против?
К особенностям «Смарта» – таким, как дурацкая коробка передач, жесткая подвеска и нестабильное поведение на скорости – постепенно привыкаешь. И даже начинаешь воспринимать их, как нечто обыденное. Нога каким-то сверхъестественным образом учится дозировать газ так, чтобы с места машина трогалась плавно. Зрение, даже если у вас минус десять, становится орлиным: любую яму ты замечаешь за километр и заранее планируешь, как ее объехать. И даже скорость перестает пугать: как-то раз я даже «положил» стрелку спидометра (а это 160 километров в час) на трассе. Это, конечно, безрассудно. Поэтому такой режим я попробовал только один раз, ради эксперимента.
Еще одна штука, к которой пришлось адаптироваться – это, как ни странно, обзорность. Вроде бы у «Смарта» и стойки не толстые, и зеркала большие. Но каждое перестроение первое время совершаешь с предельной осторожностью. А ведь из-за того, что в длину Smart едва перерос взрослую таксу, перестраиваться можно, даже если объект занимает все зеркало. Но с непривычки – страшновато.
Но в этом же кроется и главное оружие «Смарта» в городе. Вы, конечно, можете гонять по рядам как умалишенный на каком-нибудь 300-сильном хот-хэтче. Однако ему для перестроения потребуется «дырка» в два раза большего размера! А Smart в потоке может протиснуться куда угодно – обычно ему хватает места, которое водители оставляют в качестве дистанции до впереди идущей машины. При этом вы никому не помешаете, никого не подрежете. Кроме того, он ощутимо уже (1599 миллиметров) обычных машин, и этого достаточно, чтобы ехать по забитому припаркованными автомобилями правому ряду в то время, когда остальные туда даже не сунутся.
К тому же, Smart пропускают все! Не знаю, то ли это срабатывает отпечатанный в мозгах наших водителей имидж «женской» машины со всеми вытекающими последствиями, то ли чувство умиления к забавной машинке. Но факт – от перестраивающегося «Смарта» предпочитают держаться подальше.
И как только я это понял, такое началось! Абсолютно серьезно: каждый день на «Смарте» я добирался до работы минут на 10-15 быстрее, чем на личной 300-сильной Subaru Impreza WRX STI. Я гнал. Несся. Нырял из ряда в ряд (и надеюсь, никому ни разу не помешал).
Это удивительно и противоестественно – ведь у автомобиля дурацкие педали и коробка передач, которая могла бы сыграть роль главного злодея в голливудском фильме про восстание машин. Но, черт возьми, на нем хочется гнать!
Сочетание бодрого мотора и внешности, которую никто не воспринимает всерьез, как мне кажется, рождает у водителя «Смарта» комплексы. Они провоцируют на лихую езду: и вот ты уже радуешься, что ушел со светофора раньше вон той «Мазды», а пять минут назад переиграл в «шашки» ту BMW. Наверное, примерно то же самое чувствуют «зубилисты» на тюнингованных "Ладах", которые бездумно мечутся из ряда в ряд и задирают со светофоров каждую иномарку.
А сдаст ли Smart зачет по практичности? Однозначно! За месяц езды на машине я, человек семейный, посчитал, сколько раз в белой малявке сидел хоть кто-то кроме меня. Всего четыре раза! Конечно, вариант поехать с ребенком на дачу на этой машине отменяется, но для езды по городу двухместная машина вполне годится.
Багажник для ежедневных нужд даже избыточен. Чтобы кинуть в него рюкзак, сумку с ноутбуком – хватает. Закупить продуктов на неделю вперед – тоже. Багажник «Смарта» не так мал, как кажется, а в самых запущенных случаях можно загрузить его под потолок и даже использовать «НЗ» в ногах переднего пассажира.
А если покупка крупнее? На извечное желание иметь не багажник, а трюм – чтобы можно было перевезти и стиральную машину, и холодильник одновременно – я смотрю скептически. Для телевизоров и прочей крупной бытовой техники придуманы службы доставки, причем зачастую бесплатные. Нужно переехать? Опять же, есть специализирующиеся на этом компании: проще и дешевле пару раз в жизни заплатить им, чем привязывать шкаф к крыше кредитного седана.
Насчет зимней эксплуатации я бы тоже не волновался. Да, у «Смарта» задний привод. Но статическая развесовка в пользу задней оси и узкие шины, хорошо продавливающие снег, должны обеспечить уверенный старт с места. А неотключаемая система стабилизации подстрахует от разворота короткобазной машинки в самый неподходящий момент. По крайней мере, должна.
Прогрев салона? Да что там прогревать? Сделайте пару глубоких вдохов-выдохов – и он будет теплым! А подогрев сидений тут просто «ядерный».
И все бы ничего, но, на мой взгляд, за свои деньги Smart по-прежнему не может предложить водителю ничего экстраординарного. Да, парковаться на нем – одно удовольствие, но ведь и на машине раза в два-три большей я тоже как-то нахожу место. Да, оно будет подальше – но неужели владельцам «Смартов» настолько лень прогуляться пару минут пешком? Мне – нет.
При этом расход топлива у малявки – ого-го! Даже если катить неспешно, fortwo будет потреблять около девяти литров на сто километров, а если ехать бодрее, то легко можно достичь цифры в 11 литров на сотню!
Страховка КАСКО тоже не будет дешевой: 70 тысяч рублей в страховой компании с рейтингом A+ и выше (для водителя из Москвы старше 22 лет со стажем вождения больше трех лет). Зато ОСАГО встанет в 3 960 рублей, а транспортный налог – в смешные 1008 рублей. На топливо за 20 тысяч километров пробега вы потратите порядка 57 600 рублей при среднем расходе в девять литров и цене бензина в 32 рубля за литр.
Расходы владельца Smart fortwo в первый год эксплуатации
ОСАГО | КАСКО | Транспортный налог | ТО-1 | Бензин |
---|---|---|---|---|
3960 р. | 70 000 р. | 1008 р. | 9240 р. | 57 600 р. |
Итого: 141808 р. Километр пробега (только топливо): 2,88 р. Километр пробега (с учетом всех трат, включая КАСКО): 7,09 р. Километр пробега (с учетом всех трат, кроме КАСКО): 3,59 р.
После бесславного ухода Toyota iQ с нашего рынка конкурентов у «Смарта» просто нет. Но давайте подумаем – а что можно купить за схожие деньги, то есть, за 800-850 тысяч рублей?
Skoda Fabia RS
Компактный хот-хэтч стоит от 820 тысяч рублей. Причем за эти деньги в машине будет практически все, что нужно: полный набор систем безопасности, климат-контроль, электростеклоподъемники и шестнадцатидюймовые колеса. Доплата – разве что за ксеноновые фары, руль с кнопками и навигационную систему. А главное: вы получите мощный 180-сильный автомобиль с DSG, способный разогнаться до сотни за 7,3 секунды. И при этом "Фабия" будет куда практичнее!
Suzuki Grand Vitara
За 825 тысяч рублей можно купить настоящий внедорожник – трехдверный Suzuki Grand Vitara с понижающей передачей. Правда, за эти деньги вам предложат лишь базовую трехдверную версию в простом исполнении (кондиционер, стеклоподъемники, подогрев сидений) с двигателем объемом 1,6 литра. Зато по грибы можно!
Chevrolet Orlando
Семиместный корейско-американский минивэн стоит всего от 760 тысяч рублей, а за 829 тысяч вы получите отлично оснащенную версию с мотором 1.8 (141 лошадиная сила), легкосплавными дисками, электроприводом складывания зеркал, климат-контролем и прочими радостями. А в багажник Orlando наверняка влезет Smart целиком.
Renault Latitude
Изволите комфорта? Тогда вам к дилеру Renault – за большим седаном Latitude. Цены на автомобиль стартуют с отметки 829 тысяч рублей – это будет версия с двухлитровым 141-сильным мотором, бесступенчатым вариатором и всем необходимым набором оборудования. Разве что диски будут штампованные.
Mitsubishi L200
Чтобы поиграть в фермера, необходимо иметь под подушкой минимум 879 тысяч рублей – именно столько стоит самый простой пикап Mitsubishi L200 с дизелем 2.5 мощностью 136 лошадиных сил и механической коробкой. Машина будет совсем пустой – ни кондиционера, ни электропривода зеркал. Зато она оснащена полноценной внедорожной трансмиссией и может принять в кузов до 800 килограммов груза.
Конечно, вышеупомянутые автомобили обойдутся дороже в эксплуатации, зато смотрите, какой выбор! Не говоря уже о том, что за 800 тысяч с хвостиком можно купить отлично оснащенный хэтчбек или седан компактного класса. Поэтому, хоть убейте, но я не вижу причин покупать Smart даже в таком огромном мегаполисе, как Москва. Парковка – это, конечно, очень хорошо, но дерганая коробка передач и ужасающая плавность хода того не стоят.
Эксплуатация
Общий пробег автомобиля, км |
Пробег с начала теста, км |
Расход топлива, л |
Технические характеристики Smart fortwo
1.0 T AT Passion | |
---|---|
Тип двигателя | Бензиновый |
Рабочий объем | 999 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 84 / 5250 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 120 / 2000 -- 4750 |
Тип привода | Задний |
Трансмиссия | Роботизированная 5-ступенчатая |
Передняя подвеска | Независимая, МакФерсон |
Задняя подвеска | Зависимая, Де Дион |
Тормоза | Дисковые спереди и барабанные сзади |
Габариты (ДхШхВ), мм | 2695 × 1559 × 1565 |
Колесная база, мм | 1867 |
Снаряженная масса, кг | 770 |
Макс. скорость, км/час | 145 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 10.7 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 4.9 |
Объем багажного отделения, л | 220 -- 340 |
Объем топливного бака, л | 33 |
Размер шин | 175 / 55 R15 спереди и 195 / 50 R15 сзади |
Цена, рублей | 817 000 |