Всё про новый мотор Lada 1.8 Evo
Производство первой итерации 1,8-литрового двигателя началось в 2016 году, однако быстро выяснилось, что у него есть один большой недостаток — масложор.
С повышенным расходом масла заводу удалось справиться только через пять лет, когда в серию была запущена модернизированная версия. Был заменен редукционный клапан масляного насоса, появились новые трехкомпонентные маслосъемные кольца, изменились направляющие втулки клапанов и уплотняющие кромки маслосъемных колпачков.
Как говорят на АвтоВАЗе, проблему с повышенным угаром масла не удалось выявить при подготовке агрегата к серии из-за недостатков процесса испытаний: например, в цикл не была включена процедура движения в режиме торможения двигателем. А именно в нём и наблюдался масложор. Теперь же движение на передаче с отпущенной педалью газа является обязательным элементом валидации.
К разработке второй модернизированной версии мотора 1.8, получившего приставку Evo, приступили год назад. Нужно было провести большую работу: импортозаместить многие детали, собрать это всё воедино, протестировать и так далее. Ранее многие элементы агрегата поставляли зарубежные компании (в основном европейские) с известными именами: Bosch, Siemens, Mahle, Continental, Schaeffler, TRW…
Теперь, как говорят на АвтоВАЗе, их заменили продукцией «восточных партнёров» — это, в основном, конечно, Китай. Но не целиком. Например, распредвалы и катушки зажигания Eldor — турецкого производства, шатуны в сборе с поршнями поставляют из Индии, маслонасос — из Кореи, а ремень ГРМ — фирмы Hola, у которой (неожиданно) корни в Нидерландах.
Российские детали тоже есть. У нас производят чугунный блок цилиндров, головку блока, коленвал, элементы выпуска и некоторые другие элементы. Например, коллектор впуска, дроссель и водяной насос, а из локальных компонентов также изготавливается графитовое покрытие поршней. В компании говорят, что выбор в пользу готовых решений был сделан ради ускорения запуска нового двигателя в серию — в дальнейшем процент локализованных деталей будет увеличиваться.
Простой заменой поставщиков дело не ограничилось. Одно из главных изменений — появление «безвтыковой» шатунно-поршневой группы (на поршнях теперь есть специальные выемки), благодаря которой исключается контакт при аварийном обрыве ремня ГРМ.
Была изменена геометрия камеры сгорания в поршне и увеличена глубина лунок под клапанами, За счёт этих доработок удалось улучшить показатели качества топливо-воздушной смеси, улучшить отвод тепла от поршня, а также снизить расход масла на угар и механические потери.
В блоке цилиндров появились дополнительные ребра жёсткости и бобышки крепления для кронштейна промопоры приводного вала — всё это сделано в целях подготовки под модификации с вариатором. Для этого же изменили систему крепления кронштейна правой опоры — теперь она будет держаться на трех болтах вместо двух.
Также была доработана крышка ГБЦ: появился новый штуцер маслоотделителя системы вентиляции. На АвтоВАЗе обещают, что благодаря этому полностью решён вопрос с запотеванием.
Изменился и поддон картера, где добавились направляющие рёбра, препятствующие отливу масла при активной езде, а также точки крепления для присоединения автоматической трансмиссии. Оптимизирована и зона забора масла вместе с внедрением нового приёмника из полиамида, который вполовину легче прежнего металлического. Это тоже должно положительно сказаться на поступлении масла при экстремальном вождении.
В двигателе теперь используется новая топливная рампа, которая на 30 процентов производительнее прежней, а полиамидная топливная трубка увеличенного диаметра и длины с особым профилем переходного сечения позволила избавиться от рывков и тычков, которые могли возникать из-за пульсации давления бензина.
Ну и конечно, как вы уже поняли, многое было сделано ради подготовки мотора под установку нового вариатора, в том числе внедрен приводной диск (вместо прежнего маховика) и новый блок управления, разработанный в сотрудничестве с фирмой «Итэлма». Ранее на моторе 1.8 использовался блок Bosch.
Какую именно трансмиссию планируется использовать, на АвтоВАЗе не уточняют, но по слухам, это коробка передач фирмы WanLiYang (WLY), и ее полное название WanLiYang CVT18. Но на заводе особо отмечают, что впервые в истории самостоятельно подготовили калибровки двигателя и коробки передач
Сборка Lada Vesta с обновлённым мотором и вариатором уже началась: до конца года выпустят 25 машин, которые направят на тестовые испытания. Серийное производство начнётся в январе следующего года, а продажи — весной-летом.
К концу 2024-началу 2025 года АвтоВАЗ планирует ещё несколько нововведений. Во-первых, в качестве альтернативы вариатору для 1,8-литрового мотора должна появиться шестиступенчатая механическая коробка передач китайского производства.
Во-вторых, запланирована модернизация 16-клапанного мотора объемом 1,6 литра. По предварительным данным, его отдачу увеличат со 106 до примерно 120 лошадиных сил. А затем станет мощнее и агрегат 1.8, чью мощностью доведут до 130 сил.
Ну а в самой отдалённой перспективе АвтоВАЗ планирует разработать собственный турбомотор. Однако когда именно это может произойти, пока не ясно.
Во сколько может обойтись Lada Vesta с мотором 1.8 и вариатором предсказать сложно. Но, скорее всего, цена приблизится к 2 миллионам рублей: сейчас седан с 1,6-литровым двигателем стоит от 1,5 до 1,8 миллиона рублей. /m