BMW iDrive 8: мультимедиа будущего
Электрический кроссовер BMW iX, дебютировавший осенью 2020 года, в компании называют технологическим флагманом, поэтому неудивительно, что первым новый iDrive получит именно он.
Мультимедиа работает под управлением BMW Operating System 8, обновляется по воздуху (в зависимости от размера прошивки процесс занимает до получаса), а благодаря виртуальному помощнику Intelligent Personal Assistant понимает живую речь и поддерживает невербальную коммуникацию — но об этом мы расскажем чуть позже.
Взаимодействовать с системой iDrive восьмого поколения предлагается через традиционный поворотный переключатель и изогнутый Curved Display. Широкоформатный экран с плотностью пикселей 200 ppi объединяет приборную панель (12,3 дюйма) и центральный дисплей (14,9 дюйма) в одно целое.
Водитель может выбирать один из трёх стилей отображения, а также выводить на экран виджеты. Как и прежде, доступ к часто используемым функциям открывается по свайпу вниз от верхней кромки дисплея или наклоном контроллера iDrive вперёд.
При этом информация всегда отображается в нужном месте и в достаточном объёме — этот принцип в BMW называют Act, Locate and Inform (действовать, находить и информировать). С помощью технологии префильтрации iDrive «координирует» контент на основном экране, «приборке» и проекционном дисплее (HUD), выводя на каждом только релевантные ситуации данные.
К примеру, при построении маршрута в навигационной системе на HUD будут видны подсказки (расстояние до поворота или рекомендации держаться в определённой полосе), а на центральном дисплее — детальная карта.
Так как приоритет отдан управлению с помощью голоса и сенсорного экрана, то количество кнопок на центральной консоли уменьшилось вдвое. Те, что остались, встроены в декоративную накладку и снабжены активным тактильным откликом.
Контроллер iDrive, переключатель трансмиссии и рычажок громкости в BMW iX можно за доплату выполнить из полированного хрусталя. Однако самое интересное в iDrive 8 — это продвинутая версия виртуального помощника BMW Intelligent Personal Assistant, который теперь умеет имитировать жесты и мимику.
Для этого UX-дизайнеры визуализировали ассистента, представив его в виде световых сфер, меняющих размер и яркость. Эту форму выбрали из сотни вариантов, созданных с применением методов теории анимации на основе записей невербального общения реальных людей. В своём нынешнем виде BMW Intelligent Personal Assistant способен выражать множество эмоций, почти как человек, но при этом форму коммуникации он выбирает исходя из контекста, предварительно оценив ситуацию внутри автомобиля и окружающую обстановку.
С помощью виртуального ассистента можно управлять климат-контролем, фоновой подсветкой и стеклоподъёмниками, менять прозрачность панорамной крыши и прокладывать маршруты в навигационной системе. Кроме того, он отвечает на технические вопросы об автомобиле, даёт краткую справку о ресторанах, парковках и культурных учреждениях. Наконец, BMW Intelligent Personal Assistant позволяет переключаться между режимами системы My Modes, которая в iX пришла на смену селектору ездовых профилей Driving Experience Control.
Впрочем, концепция при этом существенно не изменилась. Система My Modes открывает доступ к настройке десяти параметров автомобиля, плюс предлагает на выбор два предустановленных режима: максимально экономичный Efficient Mode и спортивный Sport Mode. При выборе каждого из них меняются настройки шасси и трансмиссии, графика на приборной панели, а также звук двигателя или электрической силовой установки. С каждым обновлением возможности системы будут расширяться, причём некоторые новые режимы не будут связаны с вождением.
Другое новшество iDrive и iX — функция Great Entrance Moments, использующая беспроводную технологию Ultra-wideband для создания «более личных отношений между водителем и автомобилем». Благодаря чипу в ключе или смартфоне (BMW Digital Key) система определяет расстояние до водителя с точностью до нескольких сантиметров, запуская исходя из этого заложенный в неё сценарий приветствия. Например, если до метки меньше трех метров, машина начинает «просыпаться», включая оптику и подсвечивая зону около двери. Ближе полутора метров разблокируются замки, а уже в салоне водителя встречает специальная анимация.
А вот навигационная часть iDrive по-прежнему полагается на собственную облачную систему BMW — она появилась в 2020 году и установлена в том числе на автомобилях с предыдущей версией операционной системы. В своей работе она используется картографические данные HERE, алгоритмы машинного обучения и «роевой интеллект» около 14 миллионов подключённых к «облаку» машин. Одна из главных особенностей сервиса BMW Maps — так называемая Learning Navigation, способность запоминать повторяющиеся маршруты и предупреждать о возможных задержках.
И последнее. С появлением «восьмого» iDrive в автомобилях BMW радикально поменяется управление климатической установкой. Обеспечение температурного комфорта теперь происходит всеми доступными способами одновременно, поэтому нет необходимости вручную включать, скажем, подогрев сидений или руля. Скорость обдува и распределение воздушных потоков регулируются автоматически, причём система берёт в расчёт и количество пассажиров, и их расположение, а также направление и интенсивность солнечного света.
Все заданные вручную параметры синхронизируются с личным профилем BMW ID. Туда сохраняются не только положения зеркал и сидений, настройки мультимедиа и ассистирующих систем, но и персонализированные предложения, созданные виртуальным ассистентом. Разумеется, профиль можно моментально перенести по «облаку» в другую машину. Кроме того, сохранилась возможность доустанавливать опции из магазина ConnectedDrive в любое удобное время. Например, уже с августа 2019-го через него можно активировать адаптивный круиз-контроль, управление дальним светом и M-подвеску.
Чтобы медиакомплекс мог в режиме реального времени обрабатывать большие объёмы данных, бортовую сеть iX впервые перевели на технологию Gigabit Ethernet. Она обеспечивает скорость до 30 гигабит в секунду — в 20 раз быстрее, чем на моделях текущего поколения — и обслуживает 40 датчиков и больше 30 антенн электронных систем безопасности. Встроенный в кроссовер 5G-модем поддерживает постоянное подключение к платформе BMW Cloud, но ещё его можно использовать, например, для стриминга видео высокого качества.
В этом году BMW iDrive празднует 20-летие. Мультимедиа с шайбой-переключателем впервые появилась на седане BMW 7 серии поколения E65, однако её прототип под названием Intuitive Interaction Concept показали ещё в 1999-м на концепте BMW Z9. «Первый» iDrive работал на ядре VxWorks, а навигация — на Microsoft Windows CE for Automotive. /m