Переход на электрокары не поможет борьбе с изменением климата
Исследование Pathway Report, подготовленное консалтинговой фирмой Kearney по заказу Polestar и Rivian, доходчиво объясняет, почему без существенной трансформации автомобильной отрасли, особенно производства, невозможно достичь целей по снижению выбросов парниковых газов (GHG). Согласно документу, при нынешнем положении дел бюджет эмиссии CO₂e (различные виды парниковых газов, приведенные к общей единице измерения; составляет 75—80 гигатонн) будет исчерпан уже к 2035 году, а к 2050-му выбросы GHG превысят целевые показатели на 75 процентов.
Проблему можно решить лишь общими усилиями, считают авторы отчета. Правда, их предложения слишком радикальные и вдобавок должны реализоваться в комплексе. Скажем, недостаточно увеличить долю электрокаров в общих продажах с 6 до почти 100 процентов к 2032 году. Нужно ещё заряжать их только электричеством из возобновляемых источников. Но даже в этом случае перерасход выбросов GHG будет около 25 процентов. Снизить их до нуля поможет декарбонизация цепочек поставок.
А вот на этом уровне у компаний всё очень плохо. Из-за батарей электромобили в среднем дают на 35—50 процентов больше парниковых газов при производстве, чем машины с ДВС. Чтобы остаться в рамках эмиссии, необходимо через девять лет снизить её на 81 процент. Задача практически нереализуемая, потому что потребует изменения структуры энергопотребления (никакого ископаемого топлива в принципе) и внедрения новых дорогостоящих технологий. Это и материалы, и батарейная химия, и технологии производства чугуна с использованием водорода, и много другое.
Всё это обходится недешево, поэтому количество экологических проектов исчисляется единицами. К их числу можно отнести строительство завода Porsche по выпуску синтетического топлива, эксперименты Volvo с «зеленой» сталью, а также запуск установки по захвату CO₂ из атмосферы — совместный проект Audi и швейцарской фирмы Climeworks. Впрочем, у высокой концентрации углекислоты в воздухе есть не только минусы, но и плюсы — рост биомассы. Например, увеличение количества CO₂ в атмосфере за счёт улучшения фотосинтеза привело к росту лесов в США на 30 процентов.