Как собирают автомобили Changan: репортаж из Китая
Что такое Changan?
Changan — старейшая автомобильная компания Китая. Марка была зарегистрирована в конце девятнадцатого века в качестве артиллерийского бюро и изначально занималось выпуском военной техники. К концу 1940-х предприятие стало крупнейшим военным заводом страны, поставляющим в национальную армию автомобили и вооружение.
Производством гражданских легковых автомобилей Changan занялся в 1984 году — изначально марка выпускала лицензионные Suzuki. Компания стремительно росла: со временем было организовано совместное производство с Suzuki, Ford и Citroen, открыт дизайн-центр в Италии, запущено около 50 производственных площадок по всему миру (включая 33 автомобильных и моторных завода), а также исследовательские центры в Китае, Германии, Японии, Великобритании и США.
Сейчас, помимо самого Changan, в портфолио компании входят ещё семь брендов, включая Avatr, Oshan, Kaicene, Deepal. По итогам прошлого года марка уступила по продажам в Китае лишь крупными предприятиями BYD и FAW-Volkswagen, также вплотную борясь за покупателей с концернами Dongfeng и SAIC.
Однако в России дела Changan пока идут не очень: несмотря на то, что компания работает на нашем рынке уже десять лет, а её линейка состоит аж из 15 моделей, в топах продаж они пока не значатся. Но бренд и далее планирует наращивать своё присутствие на нашем рынке.
Как работает завод Changan
Мы посетили один из трёх заводов Changan, расположенных в промышленной агломерации Чунцина. Он был открыт в 2020 году: инвестиции в предприятие составили 10,3 миллиарда юаней (около 1,5 миллиарда долларов), оно занимает площадь 1 408 000 квадратных метров, а суммарный штат достигает 8000 сотрудников, средний возраст которых составляет 27 лет.
Несмотря на такое число сотрудников, многие цеха (абсолютно гигантские по своим размерам) кажутся безлюдными — производство Changan роботизировано на 95 процентов.
На заводе работают 1700 японских роботов фирмы Kawasaki, из которых 494 отвечают за процесс сварки кузовных деталей и шасси. В общей сложности эти аппараты способны изготавливать свыше тысячи кузовов за смену.
Роботы на заводе отвечают даже за доставку деталей и запчастей по цехам: специальные вагончики, оснащённые камерами и лидарами, забирают запчасти со склада и доставляют на участки производственных линий, где они в данный момент необходимы.
В сборочном цеху уровень автоматизации достигает 80%, но здесь уже можно встретить людей. Они всё ещё необходимы для осуществления тонкой работы: сотрудники предприятия здесь собирают воедино всю электрику, руль и приборную панель, устанавливают уплотнители, элементы интерьера, кресла, колёса, дворники и другие небольшие детали. При этом здесь никакой спешки, рабочие двигаются спокойно, расслабленно и точно, как те самые роботы, нет суеты и нестерпимого шума работающих механизмов, а идеально чисто практически везде.
Все процессы на заводе контролируются электроникой: тут используется сеть 5G и компьютеры, отслеживающие до 600 различных показателей. Автомобили без остановки движутся по нескольким конвейерным веткам и иногда даже в два этажа — всё это должно быть строго синхронизировано и контролироваться с высокой точностью. Ежедневно с конвейера предприятия сходят 1300 кроссоверов CS55 Plus и лифтбеков Uni-V. А если говорить про все три завода марки в Чунцине, то суммарный объём выпуска на них может достигать 1 миллиона машин в год.
На всех заводах восьмичасовой рабочий день с двухчасовым обеденным перерывом, а средняя зарплата рабочего составляет около 6 тысяч юаней (80 тысяч рублей по текущему курсу).
Изучаем тест-центр
Неподалёку от предприятия находится Центр исследований и разработок Changan. Тут проверяются собранные машины перед отправкой их в продажу. На территории комплекса можно найти более десятка специальных камер, где доводится шумоизоляция, проводят тесты на шумы и вибрации внутри автомобилей, исследуют, как машины «звучат» снаружи. Тут есть безэховая камера со звукопоглощающей обивкой и подвижной платформой, имитирующей различные дорожные условия, а также реверберационная камера, внутри которой можно оценить звуконепроницаемость каждого автомобиля.
В состав центра входит также испытательный полигон Chongqing Xibu Automobile Proving Ground, площадь которого составляет 24 тысячи квадратных метров. Тут есть собственная заправочная станция, магазины, скоростное кольцо, горки и склоны, участки с «гребёнкой», искусственными ямами, специальные отрезки выступающими канализационными люками и короткими волнами, а также особыми ландшафтами для внедорожников и других автомобилей, где их можно испытать в любых условиях.
Тут уже встречаются закамуфлированные прототипы, серийные автомобили Changan и даже модели других марок. Причём не только китайских — были замечены, например, новые седаны Lincoln.
Первый взгляд на новинку для России
Здесь мы увидели и новый электрический хэтчбек Avatr 12, который перед выходом на рынок проходил последние тестовые испытания. Нам удалось рассмотреть машину поближе, однако прокатиться разрешили только в качестве пассажиров, так как данный конкретный экземпляр всё ещё находился в статусе прототипа, поэтому управлять им могли только тест-пилоты компании.
Avatr — новая марка, появившаяся лишь в 2018 году и созданная Changan вместе с компанией Huawei и производителем батарей CATL. Модель с индексом «12» — это второй автомобиль в линейке бренда после кроссовера «11». За внешность модели отвечала собственная дизайн-студия производителя в Мюнхене, за комплексную разработку — Changan, а за всю электронику и автопилот — Huawei.
У автомобиля много интересных деталей: у него нет заднего стекла, перед водителем установлен широкоформатный 4K-экран диагональю 35,4 дюйма, а над его головой — панорамная крыша площадью остекления 2,57 квадратных метра. В оснащение модели войдёт аудиосистема с 27 динамиками и автопилот с 29 датчиками.
Всего для модели будет доступно две модификации: одномоторная на 313 лошадиных сил и двухмоторная, выдающая 578 сил. Оба варианта комплектуются батареей емкостью 94,5 киловатт-часа. Заявленный запас хода — 650–700 километров.
Двери, как и в кроссовере, у Avatr 12 открываются при помощи электроприводов: несмотря на то, что это прототип, отделка интерьера шикарная. На широкоформатный экран выводятся картинки с камер заднего вида, тут же имеется электронная приборка и дополнительные дисплеи с различной сервисной информацией.
С водительской стороны — необычный прямоугольный руль, на центральной консоли вообще нет ни одной кнопки, а перед передним пассажиром, вопреки последней моде, нет отдельного экрана с развлекательными функциями. Всё заменили два дисплея: мультимедийного комплекса и широкоформатного в верхней части передней панели.
Посадка в автомобиле — удобная, есть необычные фишки вроде площадки индукционной зарядки, которая автоматически поднимается, когда кладёшь на неё телефон, чтобы было удобнее считывать информацию с экрана.
На втором ряду можно сидеть нога на ногу, а над головой остаётся более 10 сантиметров свободного пространства, даже несмотря на ниспадающую стеклянную крышу, уходящую за задние стойки. Однако как минимум одно странное решение всё же удалось найти за те несколько минут, что нам отвели на знакомство с машиной. Так, задние сиденья оснащены обогревом, вентиляцией и массажем, но у пассажиров нет никакого блока управления ни этими функциями, ни климатикой в целом. Получается, людям сзади придётся просить водителя, например, включить или выключить массаж кресел?
Мы с этим обязательно разберёмся, когда Avatr 12 доберётся до России и его можно будет взять на тест. Тем более, что в Changan решились на официальный запуск машин марки на нашем рынке. Это, как ожидается, произойдёт в следующем году, а пока эти машины можно заказать по параллельному импорту. К тому же цены уже известны: от 5,5 миллиона рублей за базовую модификацию. /m