Зачем миру столько китайских машин и как в них разобраться?
Пытаемся оценить, насколько на самом деле велик айсберг автомобильной индустрии КитаяНа днях марка Geely запустила новый электромобильный бренд Galaxy — первая модель получила скромный индекс L7. Странно, что не S23 Ultra, ведь те же Chery давно продаются cо смартфонной приставкой Pro Max. Но неужели мало слов и буквенно-цифровых сочетаний, чтобы не повторять за другими? Ведь имя L7 уже есть, например, у Li Motors — это упрощённая версия кроссовера L9, который мы недавно тестировали. Есть и третий «тёзка» — IM Zhiji L7. Сегодня китайцы разрываются между буйством нескромных фантазий и привычкой всё копировать, в том числе друг у друга. Это прямое следствие вертикального взлёта, который сейчас исполняет автомобильная индустрия Китая.
Спрос в абсолютных цифрах — сумасшедший: в месяц продаётся по 2 миллиона машин. Это в три раза больше, чем в России за весь прошлый год. И даже в ковидный период годовые продажи в Китае превышали российские в 16 раз при разнице в населении в 10. Вычёрпывать этот бездонный рынок бросились десятки государственных и частных концернов и сотни стартапов.
Только в Википедии перечислены полторы сотни брендов, а по оценкам местных экспертов общее число производителей автомобильной техники — около 400. Ничего удивительного, что там так много неотличимых друг от друга моделей, а новые бренды появляются почти каждый день.
/imgs/2023/03/10/13/5827838/c9346787e7ac0041106ed6d891eeb0b75cc6790e.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827839/4511ff306dbc56d907743a8ab9ac03a17917f2d2.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827840/293552f4feef2d1586c51f82db9bbd8ea36cd578.jpg)
За два года Galaxy собирается вывести на рынок семь новых моделей. С нуля, хоть и при поддержке Geely
Фото: Geely/Galaxy
Электромобильные стартапы запускают все, кому не лень — например, марку XPeng учредили экс-топменеджеры GAC, Alibaba и UCWeb (местный it-гигант). А Lixiang Auto (она же — просто Li), создал основатель китайского автомобильного классифайда, предварительно набравшись опыта в профильной, но совсем ещё на тот момент «зелёной» конторе Nio. Чтобы вскоре представить рынку её прямого конкурента.
Неважно, что за новая марка и как она называется — главное, чтобы продукт круто выглядел и обгонял конкурентов по характеристикам. Но вот только намерение покупателя урвать в этом многообразии самое лучшее имеет столько же шансов на успех, как попытка обыграть казино.
/imgs/2023/03/10/13/5827843/eafcf3016285227c34536028cdd70c9e0860bbbc.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827844/dd87799d0bedc001529f553f6b96efd680c902ab.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827845/ea18d11bcadd25ef3d83b9b677efd4265002b9c9.jpg)
Цикл разработки и обновлений очень короткий, поэтому темп эволюции индустрии — год за два. Если не за три
Фото: Beijing/Arcfox
Представьте, что вы увидели обзор какого-нибудь Aito M5 (это реальное название, а не выдуманное) и решили, что Tesla Y — вчерашний день. Загорелись купить, но в процессе изучения информации натыкаетесь на некий Avatr 11. А он, кажется, ещё круче! Заказали такой, оплатили и пока ожидаете — появляется ещё одна взрывная новинка.
Цикл разработки очень короткий, все у всех всё копируют, улучшают, упаковывают в ещё более привлекательный кузов — и ассортимент становится безграничным. Поэтому вам обеспечен синдром FOMO, означающий страх пропустить интересное или упустить выгоду. Но некоторые модели всё же становятся суперхитами — например, тот же Li L9 или Zeekr 001.
Владислав Захаров — эксперт по китайскому автомобильному рынку, руководитель отдела продаж компании Rucars
Rucars
Сейчас автопром Китая напоминает Америку 1950-х, потому что в индустрии стало очень много денег. Отсюда широчайшие возможности для экспериментов. Поэтому появляются новые классы и виды автомобилей: тот же электрический Zeekr 001, который находится на стыке SUV и GT-лифтбэка. У него до сих пор практически нет конкурентов (разве что HiPhi Z), хотя, казалось бы, все возможные форматы автомобиля уже придуманы. Очередь на Зикр — 8 месяцев: в месяц производится 21 тысяча этих машин, а желающих их купить — 23 тысячи (ровно столько сейчас выпускает АвтоВАЗ — прим. ред)
Из-за того, что все игроки действуют резко, иногда случаются курьёзы. Например, модели, которые «не зашли», скапливаются без шансов быть проданными по рыночной цене — так получилось с кроссовером Seres (также известен как Huawei) SF5, который сам по себе неплохой, но почему-то сильно не угодил рынку. И теперь большая партия этих машин врастает в землю на площадке размером с несколько футбольных полей где-то в Китае.
А оперативно доработанная модель уже предлагается как… вышеупомянутый Aito M5! Предать забвению какой-то бренд ничего не стоит, потому что в его активе ничего и не было, кроме тени той неудачи. Когда цена ошибки относительно невелика, легко действовать решительно и быстро: проще попробовать получится-не получится, чем просчитывать и сомневаться, пока вовсю пробуют конкуренты.
Владислав: Один из способов выявить неудачную модель — проверить объём предложения на китайской вторичке. Если какой-то свежий автомобиль находится в продаже в больших количествах — это звоночек. При этом по потребительским качествам машина может быть не хуже других — возможно, не получился дизайн или сам формат автомобиля. Вкусы аудитории быстро меняются — сейчас вот бум на роскошные минивэны, которые не уступают трёхрядным кроссоверам во вместимости, но превосходят их в комфорте. Китайцам не нужна реальная проходимость, а мода — штука стихийная. Вчера все хотели «джип», а сегодня в почёте «автобус»
Несмотря на крокодилий аппетит местного рынка, китайцы с полной отдачей работают и на экспорт. Отправив в другие страны 3 миллиона автомобилей за прошлый год, они обогнали Германию и вплотную приблизились к лидирующей Японии. Несложно предположить, что будет дальше.
И если в локальных моделях они даже не добавляют в прошивку английский язык (как на протестированном Li L9), то на экспорт действуют гибко. Так по запросу российского офиса появился блок механических клавиш в салоне Tank 300, а также увидела свет полноприводная Omoda C5 (ждите тест этой версии на следующей неделе) и даже сам бренд Omoda — ведь в Китае это просто модель Chery.
Российские марки Evolute и Москвич (возрождённый, образца 2022 года) также не появились бы без китайской автомобильной индустрии (фирм Dongfeng и JAC, соответственно). Кстати, в Китае тоже есть свой «Москвич» — это марка Beijing. Ведь слово означает альтернативное наименование китайской столицы, Пекина. А производит «Бейджинг» в том числе вот такое.
Beijing Offroad
Разобраться, почему один автомобиль может называться по-разному, и где там бренд, а где модель, порой очень сложно. Тот же Voyah на местном рынке продаётся под маркой Lantu. GAC легко перепутать с BYD или FAW. Хотя каждое из этих наименований — не очередная мелкая фирма, а целая промышленная группа с целым списком суббрендов внутри. А BYD вообще один из крупнейших производителей электромоторов и аккумуляторов для всей индустрии. Предлагающий также три десятка самостоятельных легковых моделей и столько же вариантов коммерческой техники.
/imgs/2023/03/10/13/5827857/5e56b9d87b311e7132795c88ea5e2eae5aa43a81.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827858/b85267bb8cd3ca1b6da7beeef2741a1d1c69018b.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827859/67ac57a300d74d1cfbaf28f394e5bf37097d893a.jpg)
Название модели iMAX8 — концентрированный оммаж миру гаджетов и развлечений
Фото: Roewe
Так легко перепутать и холдинги BAIC и SAIC (аббревиатуры вроде наших ВАЗ и ГАЗ). Хотя первый предлагает более консервативный и ориентированный на внутренний рынок ассортимент, а второй более космополитичен. Наряду с безымянными, но дерзкими марками вроде IM Motors в портфолио SAIC есть перезапущенные английские бренды MG и Rover (последний переименовали в Roewe). Ещё одна славная английская марка — Lotus — переродилась под крылом Geely и производит фантастически быстрый электрокроссовер Eletre.
/imgs/2023/03/10/13/5827864/a7a9a58c60c6b5ebd1c8bbde3896b7b0ca3ad589.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827865/4ee9c91e31bf33ba43bf7c614391e42bb3d46f96.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827866/d183d9c102ccdec751c44b170a5b2473acbdfcde.jpg)
Вы знали, что марка Lotus на самом деле вполне жива и даже создала нечто, что заставит поёжиться сам Urus? Eletre — это 900-сильный гиперкроссовер (как его называет сама компания), который разгоняется до сотни меньше чем за 3 секунды и способен на выдающиеся для «электричек» 265 км/ч максимальной скорости
Фото: Lotus cars
Поэтому какой автомобиль ни возьми — про него наверняка можно сказать что-то вроде «новинка от одного из крупнейших китайских автоконцернов». Будь это нишевый, но сверхпопулярный микрокар Wuling (SAIC и GM), хайповый Avatr (детище Changan, Huawei и крупного производителя батарей CATL) или непонятный Leapmotor, выпускающий крутые электрокары при поддержке FAW. Последнему принадлежит также бренд Hongqi, чей «китайский Cullinan» мы недавно протестировали и готовим для вас видеоматериал об этом.
Известный факт, который так старательно подчёркивают сами китайцы: внешность Hongqi E-S8 создавал экс-дизайнер Rolls-Royce. Сложно найти компанию, которая не заявляла бы гордо о партнёрстве со статусными специалистами западного автомобильного мира. Итальянцы из Pininfarina и Bertone в поте лица рисуют кузова для десятков китайских стартапов. Все бренды от мала до велика кичатся (и зачастую — совсем не напрасно) участием специалистов английских и немецких инжиниринговых фирм в разработке силовых агрегатов и доводке шасси. А в Avatr 11 спецсерии MMW интерьер вообще оформлен при участии фэшн-бренда Givenchy.
/imgs/2023/03/10/13/5827867/2ead43ffc56ac8c4bcdb0d4b437e38da0e5de7eb.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827868/0265539e3caa874eaa56d95add9ea651dac4a278.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827869/50c0571ccbd2ab5ec106ce4ee9ba8d08af00e62c.jpg)
Лимитированный выпуск из всего 500 чёрных Avatr 11 MMW отличается цветом кузова, а также оформленным французским модным домом Givenchy салоном. Цена — плюс 30% к и без того немалой сумме. Стоит ли говорить, что спецтираж разлетелся мгновенно
Фото: Avatr
Автомобильная индустрия Китая — это безбрежный океан с огромным «биологическим разнообразием». В нём водятся самые разные виды, но и их можно классифицировать. В самом низу пищевой цепочки — примитивные, страшненькие и устаревшие, но всё ещё востребованные в бедных слоях общества модели. Причём как бензиновые, так и электро. Выглядят они примерно так, как попадавшие в Россию модели 15 лет назад «китайчата».
Выше в этой иерархии — в основном непритязательные, но уже вполне современные кроссоверы, все как один с двигателем 1.5 турбо и вариатором. Чуть круче — большие семейные кроссы» с 2-литровым турбомотором и роботом, иногда и полным приводом. Здесь уже обязательны модный дизайн, «панорама» и два-три больших дисплея в салоне.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/03/10/13/5827872/f53660c74f1a8324d6009e891365ec03ecf2c34a.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827870/29a4b0dc8404f813650fd52a4c205b35f83388e4.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827871/13d2269dc917ecf0cd10d3e46b7de45be94bebf1.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827873/4f891b638666f92c525fb19fc7e52d52f357902c.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827874/80d3249a2f94201288fae37b9ed705e1fdf1a625.jpg)
Рекламные материалы BAIC прекрасны. Лендинг о простеньком кроссовере Beijing X55 II провозглашает: Vogue Beast Arrival! Переводится примерно как: встречайте монстра моды! Дальше — слайды про «кристальный алмазный межзвёздный дизайн решётки радиатора» и ходовые огни в стиле «летающих крыльев», которые соседняя картинка описывает уже как «звездные шлейфы». Турбополторашки BAIC тоже от скромности не заглохнут
Фото: BAIC
Дальше начинается премиум — и там конкуренты всех мастей для продукции Tesla: лифтбэки, кроссоверы, минивэны, кросс-купе. Мощность меньше 400 сил уже почти не встречается, и вся разница состоит только в типе силовой установки: последовательный гибрид (с двс-генератором и батареей средних размеров) или полноценная электричка с огромной (не меньше 90 кВт∙ч) батареей. Ну и, конечно, дизайн — выдвижными ручками тут уже не обойтись, поэтому и появляются задние двери типа крыло чайки (Hiphi X) или анимация высокого разрешения в передней и задней светотехнике: IM Zhiji L7 первый в мире научился показывать окружающим настоящие мультики.
Один из важнейших критериев у китайцев при выборе автомобиля — его электронная составляющая. Потребители реально разбираются в чипсетах и разрешениях матриц, а решающим фактором выбора может стать не мощность двигателя, а мощность «Снэпдрэгона» в мультимедийке и наличие селфикамеры на передней панели
IM Motors
Тысячи моделей местных производителей создают такое разнообразие, что любое суждение про китайский автопром будет верным. «Китайцы все одинаковые» — конечно, ведь сложно сделать уникальный автомобиль, когда у него столько конкурентов-аналогов. «Китайцы копируют запад» — тоже да, ведь среди нескольких тысяч моделей найдётся несколько сотен, которые действительно заимствуют дизайн именитых марок целиком или полностью. «Китайцы делают полную дичь» — и это верно, ведь те, кто не хотят копировать, пускаются во все тяжкие дизайнерских проб. И таких образцов тоже не десятки, а сотни.
/imgs/2023/03/10/13/5827877/39654b57cb9739b763226f622334d6000f5d1d2a.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827878/8149d5245596d19a5584b720f481a931c2938119.jpg)
/imgs/2023/03/10/13/5827879/5ae646f387b6431da112e7de2a53850d4d8fb1d0.jpg)
IM Motors Zhiji L7
Фото: IM Motors
В современном автомобильном Китае есть всё — и потолок ещё не достигнут. Новые компании появляются быстрее, чем разоряются старые; гиганты плодят суббренды; возникают коллаборации производителей электроники, автомобильщиков, айтишников, инженеров и модельеров; хайтек и премиум из Поднебесной начинает продаваться в Америке и Европе.
Пожалуй, понятие «китайский автомобиль» утратило смысл — за ним сейчас может скрываться всё, что угодно. Будет интересно посмотреть на эту индустрию, когда она стабилизируется — сколько марок и в каком виде останется. Ну а пока эти внутренние разборки в стиле кунг-фу пусть взбодрят производителей всего мира — конкуренция всегда ускоряет прогресс.
P.S. Через несколько дней после презентации бренда Galaxy от Geely появилась новость о том, что Changan предъявил свои права на этот дизайн и обвинил конкурентов в плагиате. Иронично, закономерно.