Первый импортный завод двигателей: как собирают моторы Haval под Тулой
Моторный завод Haval построен на территории индустриального парка Узловая встык с конвейером: новое производство от «старого» отделяет всего одна стена. Такую плотность можно объяснить не только соображениями логистики: дело в том, что площадь ограничена, а стройка и не думает останавливаться! К примеру, по соседству с действующим цехом штамповки возводят ещё один — под новый корпус уже залит фундамент. По оценкам Haval, объёмы российского производства кузовных деталей удастся увеличить минимум вдвое.
В 2023 году на тульском заводе выпустили около 100 тысяч автомобилей, план на 2024 год — 130 тысяч штук. Инвестиции в новые корпуса намекают: в концерне Great Wall Motor считают, что на российском рынке можно продавать более 200 тысяч машин локальной сборки. Экспансия в нашу страну происходит на фоне спада продаж на родине бренда: в прошлом году спрос на автомобили Haval в России взлетел на 253% (до 118 тысяч штук), а в Китае снизился на 6,5% (до 493 тысяч штук).
Здесь и сейчас экономическая целесообразность запуска моторного завода не очевидна. Дело в том, что по итогам первого квартала 2024 года доля импортированных в Россию кроссоверов Haval высока (41%) и не думает падать. Не удивительно, что главной причиной локализации сборки двигателей называют необходимость выполнения условий СПИКа.
Российских деталей в тульских моторах пока нет вовсе: все компоненты приходят из Китая, а из отечественного — только масло «Лукойл». Первый шаг — организация сборки головки блока цилиндров, которая пока доставляется в готовом виде. Следующий этап — переход на поршни российского производства до конца 2024 года. В планах Haval есть мехобработка блока цилиндров, головки и коленвала, но сроки углубления локализации не называются даже приблизительно.
В Туле локализованы два турбомотора — GW4B15D рабочим объёмом 1499 см³ отдачей 150 лошадиных сил и GW4N20 рабочим объёмом 1998 см³ отдачей 192 лошадиные силы. Первый ставится на полноприводные Haval Jolion, второй — на Haval Dargo. Мощность завода — более 100 тысяч агрегатов в год, и с текущей линейкой такой тираж вряд ли достижим. Всё дело в том, что самые популярные российские «Джолионы» с передним приводом, и они оснащаются другим двигателем — GW4B15K рабочим объёмом 1497 см³ мощностью 143 лошадиные силы.
В 2023 году в России реализовали 58 тысяч кроссоверов Jolion и 15 тысяч Dargo. Доля полноприводных «Джолионов» в общем объёме продаж полтора года назад не дотягивала даже до трети. Возможность перевода переднеприводного «Джолиона» на 150-сильный двигатель российской сборки в представительстве Haval отвергли: таких планов нет. Не получит отечественные моторы и другой потенциальный бестселлер — кроссовер M6.
Напрашивается вывод, что локализованные двигатели появятся на российских новинках Haval, коих в 2024 году должно быть немало. В частности, сменит поколение кроссовер F7: под этим именем в нашей стране станут продавать Haval Monster. В Китае модель оснащается и 2,0-литровым мотором GW4N20, и 1,5-литровым GW4B15D, но есть нюанс: «обрусевший» двигатель работает только в составе гибрида!
Всё дело в том, что в Поднебесной у большинства кроссоверов Haval базовой является более современная «турбочетвёрка» GW4B15L. Отличие этого мотора от прописавшегося в Туле GW4B15D — «двойная» система изменения фаз газораспределения. Оба агрегата алюминиевые с непосредственным впрыском, цепным приводом ГРМ и высокой степенью сжатия (11,8:1). Обычно российские спецификации отличаются от китайских, так что удивляться возможной ремоторизации не приходится.
Если верить порядковым номерам, то по состоянию на конец марта на моторном заводе Haval собрали 5,3 тысячи двигателей. За производством следят китайские специалисты, причём не удалённо, а непосредственно в цеху. Контроль важен ещё и потому, что доля ручного труда высока: сейчас сборкой двигателей занимаются три сотни человек, а «безнадзорным» роботам доверены только процессы нанесения герметика, затяжки болтов и транспортировки составных частей.
Все моторы российской сборки перед установкой на автомобиль тестируют на стенде: в течение нескольких минут удаётся сымитировать различные ездовые режимы и сравнить результаты с эталоном. Журналистам удалось увидеть вживую только 1,5-литровые агрегаты, поскольку моторы выпускают партиями, а не вперемешку. «Младший» двигатель должен быть более востребован, однако долю 2,0-литровых моторов можно нарастить при необходимости: производство гибкое.
Изначальный план Haval подразумевал, что более 90% автомобилей марки в России будут оснащаться моторами местного производства. Однако в текущих реалиях этот показатель вряд ли реален: чтобы достичь такого результата, на отечественные агрегаты нужно перевести почти все официально предлагаемые кроссоверы с поперечным расположением двигателя!
Для потребителя запуск завода двигателей в Туле пока ничего не изменил. Цены на автомобили Haval не стали ниже, а на надёжности углубление локализации сказаться не могло, ведь все поставщики прежние, а сам процесс сборки происходит по тем же стандартам. Организация моторного производства — вклад в будущее на случай изменения курсов валют или повышения ставок утильсбора.
И всё-таки кое-какие выводы сделать можно. Во-первых, консервативные моторы с чугунными блоками и распределенным впрыском остаются в прошлом: им готова смена. Во-вторых, Great Wall Motors связывает своё будущее с Россией: об этом говорят и инвестиции в новые проекты, и темпы развития производства. Сейчас тульский завод Haval — это единственная площадка иностранного бренда, где легковые автомобили выпускают по полному циклу. Завод двигателей тоже стал первым — в новой «санкционной» реальности. /m